Урок 4 «Параллелепипед»
план-конспект урока по математике (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Урок №4
Тема урока: параллелепипед
Цели урока: дидактические
- ввести понятие параллелепипеда, его элементов.
- разобрать свойства параллелепипеда, научить строить его изображения
- рассмотреть виды параллелепипеда
- повторить формулы, по которым вычисляются площади боковой и полной поверхности параллелепипеда
Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, интеллектуальных способностей, самостоятельности мышления обучающихся, пространственного воображения.
Воспитательные: формировать эстетические навыки при выполнении чертежей и записей в тетради и самостоятельность мышления обучающихся
Оборудование урока: компьютер с проектом, экран, презентации, слайды 27,33,34,35,чертежные инструменты, раздаточные материалы, тест по теме “Призма” приложение 4.
Методы и приемы обучения: метод эвристической беседы, поисковый, демонстрация.
Особенность: формирование общих и личностных компетенций при изучении математики.
1. Учить обучающихся, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения математических задач, оценивать их эффективность и качество.
2. Учить студентов, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
3. Учить студентов, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения геометрических задач, и личностного развития.
4. Учить студентов, работать в коллективе и группе, эффективно общаться с одногруппниками и преподавателями.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-лекция с элементами беседы
Ход урока
1 Организационный момент.
1.1. Выявление отсутствующих обучающихся;
1.2 Организация внимания и проверка готовности студентов к уроку.
2.Проверка, усвоения изученного материала.
Проверяю, как вы подготовились к уроку. Выполняем тест по теме призма. Время выполнения 13 минут.
Тест по теме «ПРИЗМА»
Вариант № 1
- Дана треугольная призма. Укажите, сколько у неё
а) вершина: м) 8 н) 6 к) 10
б) оснований: м) 1 н) 2 к) 3
в) боковых рёбер: м) 6 н) 3 к) 4
г) всех граней: м) 5 н) 6 к) 12
д) боковых граней: м) 5 н) 4 к) 3
е) диагоналей: м) нет н) 2 к) 3
2. Укажите свойство оснований призмы:
а) их два, б) они параллельны, в) они равны
3. Укажите свойство боковых рёбер:
а) они равны, б) они параллельны, в) они пресекаются
4. Укажите, что является высотой призмы:
а) расстояние между плоскостями оснований,
б) длина перпендикуляра, проведенного из любой точки верхнего основания на плоскость нижнего,
в) длина произвольного отрезка между плоскостями оснований.
5. Укажите, что соединяет диагональ призмы:
а) две любые вершины призмы, б) две вершины в одной грани,
в) две вершины, не лежащие в одной грани.
6. Укажите, из чего складывается поверхность призмы:
а) только из оснований, б) только из боковых граней, в) из оснований и боковых граней.
7.Укажите, у какой из призм боковое ребро перпендикулярно плоскости основании:
А) наклонной б) прямой в) правильной.
8.Укажите, у какой из призм все боковые грани равные прямоугольники:
а) наклонной б) прямой в) правильной.
9.Укажите, у какой из призм высотой является боковое ребро:
а) наклонной б) прямой в) правильной.
10. Укажите формулу площади боковой поверхности прямой призмы:
а) Sбок= Sосн*H б) Sбок Росн*H в) Sбок=Росн*H
11. Укажите формулу площади полной поверхности призмы:
а) Sпр=25бок+Sосн б) Sпр=2Sосн+Sбок в) Sпр=Sбок+Sбок
12.Площадь боковой поверхности правильной четырёхугольной призмы—24
Сторона основания—2 .Найдите высоту призмы.
а) 2 б) 3 в) 4.
13. Боковое ребро наклонной призмы равно 15 и наклонено к плоскости основания под углом 30. Найдите высоту призмы.
Тест по теме «ПРИЗМА».
Вариант № 2.
1.Дана четырёхугольная призма. Укажите, сколько у неё:
а) вершин: м) 8 н) 6 к)10
б) оснований: м) 1 н) 2 к) 3
в) боковых ребер: м) 6 н)3 к) 4
г) всех граней: м) 5 н) 6 к)12
д) боковых граней: м) 5 н) 4 к) 3
е) диагоналей: м) нет н) 4 к) 3.
2.Укажите свойство оснований призмы:
а) их два б) они параллельны в) они равны.
3. Укажите, могут ли боковые рёбра призмы:
4. Укажите, что является высотой призмы:
а) расстояние между плоскостями оснований
б) длина перпендикуляра между основаниями
в) длина любого отрезка между плоскостями оснований.
5.Укажите, какие вершины соединяет диагональ призмы:
А) две любые б) две вершины в одной грани в) две вершины, не лежащие в одной грани.
6. Укажите, у какой из призм боковое ребро не перпендикулярно плоскости основания:
а) наклонной б) прямой в) правильной.
7.Может ли основанием правильной призмы служит
А) квадрат б) трапеция в) ромб.
8. Укажите, у какой призмы боковые грани---прямоугольники.
А) наклонной б) прямой в) правильной.
9.Укажите, может ли боковое ребро наклонной призмы быть высотой?
А) может б) нет.
10.Укажите, по какой из формул вычисляется площадь боковой поверхности призмы:
а) Sбок=Sосн•H б)Sбок=Росн•H в) Sбок=Росн•H
12. Площадь боковой поверхности правильной треугольной призмы---12.
Высота призмы----2. Найдите сторону основания.
13.Высота наклонной призмы—5. Найдите боковое ребро, если оно наклонено к плоскости основания под углом 30
Изучение нового материала
В геометрии изучается свойство четырёх угольных призм основаниями, которых, является параллелепипедами (демонстрируем модели таких призм)
Целью нашего урока являются.
- ввести понятие параллелепипеда, его элементов.
- разобрать свойства параллелепипеда, научить строить его изображения
- рассмотреть виды параллелепипеда
- повторить формулы, по которым вычисляются площади боковой и полной поверхности параллелепипеда
Обращаю внимание на презентацию «Параллелепипед» слайд 27,34
Назовите основания , боковые грани, рёбра , вершины параллелепипеда.
Построим изображение паралеллепипеда.
Начинаем построение с изображения одного из его основания (лучше верхнего)
Затем изображаем боковые рёбра параллелепипеда в виде параллельных и равных отрезков и соединяют последовательно их концы.
На доске записывем эти элементы параллелепипеда .
Обращаю внимание на презентацию,
Учитель: грани паралелипипеда не имеющие общих вершин называются противо лежащие
(показывю их на модели)
Учитель: назовите противолежащие грани?
Смотрим, как расположены противолежащие грани относительно друг друга, что можно сказать об их размерах.
Ученик: противолежащие грани параллельны и равны (читает с презентации).
Учитель: отрезки, соединяющие две вершины, не принадлежащие одной грани называются диагоналями.
Показываю диагонали на моделях и презентации.
Студенты в тетрадях записывают свойства диагоналей параллелепипеда (слайд 27).
Учитель: параллелепипеды бывают: прямые, прямоугольные наклонные.
Параллелепипед называется прямым, если его боковое ребро перпендикулярно плоскости основанию, а если не перпендикулярно наклонным. Виды параллелепипедов смотрим по схеме, нарисованной на доске.
Прямой параллелепипед, у которого в основании является прямоугольник, называется прямоугольным параллелепипедом (демонстрирую на моделях) (слайд 34).
Доказательство теоремы о диагонали прямоугольно параллелепипеда
студенты изучают дома.
3. Итог урока:
Фронтальный опрос
- Какая призма называется параллелепипедом?
- В каком случае параллелепипед называется прямым?
- Сколько диагоналей у параллелепипеда?
- Что можно сказать о длинах диагоналей прямого параллелепипеда? Прямоугольного параллелепипеда?
- Сколько диагональных сечений у параллелепипеда?
- Что можно сказать о диагональных сечениях прямого параллелепипеда? Прямоугольного параллелепипеда?
Домашнее задание: п.43 ,44 ,45 по желанию номер: 34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».
Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».Тип урока: Повторение и закрепление изученного материала....
Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).
Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо прекрат...
презентация "Прямоугольный параллелепипед. Куб", разработка уроков "Прямоугольный параллелепипед", "Куб"
ЕщЁ К.Д. Ушинский заметил "Детская приода требует наглядности" В пропедевтическом курсе геометрии наглядность играет особую роль, она является основным источником геометрической информации, что диктуе...
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» по учебнику Виленкина Н.я и др...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».
Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...
КОНСПЕКТ УРОКА Урок геометрии в 10 классе по теме: «Параллелепипед».
Данный урок расчитан на обучающихся 10 класса...
Урок математики в 5 классе. Тема урока: Прямоугольный параллелепипед
Цели урока:научить отличать прямоугольный параллелепипед от других и среди прямоугольных параллелепипедов находить куб;сформировать понятия – грани, ребра, вершины, противоположных граней и изме...