Кружок "За страницами учебника математики"
рабочая программа по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера ордена Славы Аббяса Халилулловича Измайлова с. Большой Труев
Рассмотрена на МО классных руководителей Протокол №1 от 31.08.2018г. Руководитель МО ________ /Измаилова Т.Р./ | Согласована на педагогическом совете. Протокол №1 от 31 августа 2018г. | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ с. Большой Труев Хусаинова Л.Р. «_»__________2018г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
на 2018 - 2019 учебный год
Разработчик:
Измаилова Талия Равильевна,
учитель математики
1 категории
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 10-11 лет, учащиеся 5 б класса
МБОУ СОШ с.Большой Труев, 2018 год
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике
Личностные:
- установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
- построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
- реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
- определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
- рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
- выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
- оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
- контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
- формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
- умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
- умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
2) в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Название раздела (темы) | Всего часов |
1 | Числа и вычисления | 18 |
2 | Геометрические фигуры | 11 |
3 | Ребусы. Кроссворды | 8 |
4 | Логические задачи | 8 |
5 | Решение задач Задачи, решаемые с конца | 23 |
Ш. Тематическое планирование
№ | Содержание занятий | коли чество часов | |
1. | Водное занятие. Греческая и римская нумерация. | 2 | |
2. | Индийская и арабская система исчисления. | 2 | |
3. | Древнерусская система исчисления. | 2 | |
4. | Натуральные числа. Правила и приемы быстрого счета. | 2 | |
5. | Числа в сказках и мифах. МПМ Конкурс «Кто быстрее сосчитает». | 2 | |
6. | Знакомство с числовыми ребусами. Решение и составление числовых ребусов. | 2 | |
7. | Внутрипредметный модуль №1 «Математика в жизни» Защита проектов. | 2 | |
8. | Меры длины. Математика в быту и жизни. Защита проектов | 2 | |
9. | Треугольник, задачи с треугольниками. | 1 | |
10. | Четырехугольники. Геометрические головоломки. | 2 | |
11. | Марафон по решению математических задач | 2 | |
12. | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. | 2 | |
13. | Конструирование фигур. Решение задач | 2 | |
14. | Заключительное занятие «Занимательная геометрия». | 2 | |
15. | Ребусы. Знакомство с принципами их составления. | 2 | |
16. | Знакомство с кроссвордами. | 2 | |
17. | Составление и решение кроссвордов. | 2 | |
18. | Защита проектов по составлению ребусов и кроссвордов. | 2 | |
19. | Знакомство с числовыми мозаиками. | 1 | |
20. | Составление и решение числовых мозаик. | 1 | |
21. | Головоломки со спичками. Решение и составление задач со спичками. | 2 | |
22. | «Углы. Многоугольники» Знакомство с пространственными фигурами. | 2 | |
23. | «Площади и объёмы». | 2 | |
24 | Задачи на движение. Подготовка к ВПР | 1 | |
25 | Задачи на движение по реке. | 1 | |
26 | Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния | 1 | |
27 | Комбинаторные задачи. Задачи от противного | 2 | |
28. | Решение шутливых задач. | 1 | |
29. | Задачи от противного. Подготовка к ВПР | 1 | |
30. | Задачи на движение. | 1 | |
31. | Задачи на движение по реке. | 1 | |
32. | Обыкновенные дроби. | 6 | |
33. | Десятичные дроби. | 6 | |
34. | Защита проектов. Итоговое занятие | 2 |
Приложение
.
Набор рекомендованных задач.
- Числа и вычисления
- 1.Число 2002 "симметричное", т.е. читается одинаково слева -направо и справа -налево. Напишите следующее за ним симметричное число.
- 2.Найдите наибольшее число, которое при делении на 31 в частном дает 30.
- 3.Знаменитый преступник профессор Мориарти проник в банк, но так и не смог подобрать трехзначный код от сейфа. Шерлок Холмс по отпечаткам пальцев обнаружил, что Мориарти успел попробовать комбинации 543, 142 и 562, после чего его спугнул охранник. Оказалось, что в каждом из этих вариантов профессор угадал ровно одну цифру кода. Узнав это, Шерлок Холмс тут же сказал код от сейфа. А вы сможете?
- 3.Художник Худобеднов за месяц работы написал 42 картины. На 17 из них есть лес, на 29 – река, а на 13 – и то, и другое; на остальных картинах – не пойми что. Сколько картин изображают «не пойми что».
- 4. Мой заработок за последний месяц вместе со сверхурочными составляет 130 рублей. Основная плата на 100 руб. больше, чем сверхурочные. Как велика моя заработная плата без сверхурочных?
Числовые головоломки. 5 класс.
- Записаны подряд 7 цифр от 1 до 7: 1234567. Поставьте знаки плюс и минус так, чтобы получилось 40. (2 балла)
- Записаны подряд 9 цифр от1 до 9: 123456789. Поставьте знаки плюс и минус так, чтобы получилось 100. (2 балла)
- В вашем распоряжении пять двоек и все знаки математических действий. Получите с их помощью числа 15 и 28. (4 балла)
2.Геометрические фигуры
- У одной хозяйки было два клетчатых коврика: один размером 60х60 см, другой 80х80 см. Она решила сделать из них один клетчатый коврик размером 100х100 см. Мастер взялся выполнить эту работу и пообещал, что каждый коврик будет разрезан не более чем на две части и при этом не будет разрезана ни одна клетка. Обещание свое он сдержал. Как он поступил?
- Изображенную на рисунке 18 фигуру требуется разделить на 6 частей, проведя всего лишь 2 прямые. Как это сделать?
- Учащиеся получают три рисунка:
Рисунок 1.
Вопросы:
Сравните длины отрезков на рисунках 1 и 2. На сколько сантиметров один отрезок больше другого?
Сравните длины диагоналей параллелограммов на рисунке 3. У какого параллелограмма диагональ длиннее? (Для учащихся 5 – 6 классов пояснить, что называют параллелограммом, его диагоналями).
- как тремя прямолинейными разрезами разделить круглый торт на:
а) семь,
б) восемь частей (Рисунок 5)?
- Как из набора «уголков» сложить прямоугольник ?
- Ребусы. Кроссворды
"Математические" ребусы в картинках
Разнообразить скучный урок помогут занимательные математические ребусы в картинках.
***
ребус 1
***
ребус 2
***
ребус 3
***
ребус 4
ребус 5
***
ребус 6
ребус 7
ребус 8
ребус 9
Простые математические ребусы в картинках с ответами - для детей и учителей математики.
А вот и ОТВЕТЫ на ребусы:
1. Алгебра
2. Геометрия
3. Линейка
4. Уравнение
5. Диаметр
6. Циркуль
7. Транспортир
8. Конус
9. Точка
Кроссворд «математика в прилагательных»
Ответы на вопросы – одни прилагательные!
Вопросы:
По горизонтали:
2. Прямые, которые лежат в одной плоскости и не пересекаются.
3. Один из видов симметрии.
4. Одна из моделей числового промежутка.
5. Неравенства вида х > а и х < а .
9. Слагаемые, которые отличаются только своими коэффициентами.
12. Прямая с указанными на ней началом отсчета, направлением отсчета и единичным отрезком.
13. Неравенства вида х ≥ а и х ≤ а .
15. Один из видов симметрии.
По вертикали:
1. Из всех общих кратных для чисел наибольшее значение имеет это.
6. Натуральные числа, числа им противоположные и число ноль.
7. Треугольник, у которого две стороны равны.
8. Числа, имеющие одинаковые модули, но отличающиеся знаком.
10. Таким бывает луч.
11. Для терминов «луч», «отрезок», «интервал» есть общее название – … промежутки.
14. Когда составлено уравнение по условию задачи, то говорят, что составлена такая модель.
Ответы:
По горизонтали:
2. Параллельные
3. Осевая
4. Геометрическая
5. Строгие
9. Подобные
12. Координатная
13. Нестрогие
15. Центральная
По вертикали:
1. Наименьшее
6. Целые
7. Равнобедренный
8. Противоположные
10. Открытый
11. Числовые
14. Математическая
- Логические задачи
1. Интересуют головоломки со спичками? Вот одна из многих.
В решетке из спичек, представленной на рисунке, нужно так убрать 4 спички, не трогая остальных, чтобы осталось 5 квадратов.
2. Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел.
"сто" - 100; "миллион" - 1000000
3. Идут рядом два человека,один из них - отец сына другого. Как такое может быть?
Это отец и мать ребенка.
4. Всем известно, что есть способ поместить в бутылку модель корабля. Но как сделать, чтобы в бутылке оказался целый спелый огурец, не повредив бутылку?
В то время, когда на стебле появляется завязь огурца, необходимо ее поместить, не нарушая стебля в бутылку через горлышко, и в таком виде оставить огурец досозревать. Как известно огурцы созревают очень быстро, и через несколько дней огурец вырастет внутри бутылки.
- ? ? 3 6 4 5 4 6 6 6 11 10
Какие два числа должны стоят в начале ряда?
6. Верное равенство
Задание. Нужно переместить только одну спичку в выложенном спичками арифметическом примере «8+3-4=0» так, чтобы получилось верное равенство (можно менять и знаки, цифры).
2. Развернуть рыбку
Задание. Переставьте три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратном направлении. Другими словами, нужно повернуть рыбу на 180 градусов по горизонтали.
- Головоломка «бокал с вишенкой»
Условие. С помощью четырех спичек сложена форма бокала, внутри которого лежит вишня. Нужно передвинуть две спички так, чтобы вишня оказалась за пределами бокала. Разрешается менять положение бокала в пространстве, однако его форма должна оставаться неизменной.
Принцип Дирихле, задачи на принцип Дирихле
Задача 1:
В лесу растет миллион елок. Известно, что на каждой из них не более 600000 иголок. Докажите, что в лесу найдутся две елки с одинаковым числом иголок.
Задача 2:
Дано 12 целых чисел. Докажите, что из них можно выбрать два, разность которых делится на 11.
Задача 3:
В городе Ленинграде живет более 5 миллионов человек. Докажите, что у каких-то двух из них одинаковое число волос на голове, если известно, что у любого человека на голове менее миллиона волос.
Задача 4:
В магазин привезли 25 ящиков с тремя разными сортами яблок (в каждом ящике яблоки только одного сорта). Докажите, что среди них есть по крайней мере 9 ящиков с яблоками одного и того же сорта.
Задача 5:
В стране Курляндии m футбольных команд (по 11 футболистов в каждой). Все футболисты собрались в аэропорту для поездки в другую страну на ответственный матч. Самолет сделал 10 рейсов, перевозя каждый раз по m пассажиров. Еще один футболист прилетел к месту предстоящего матча на вертолете. Докажите, что хотя бы одна команда была целиком доставлена в другую страну.
Задача 6:
Дано 8 различных натуральных чисел, не больших 15. Докажите, что среди их положительных попарных разностей есть три одинаковых.
Задача 7:
Докажите, что в любой компании из 5 человек есть двое, имеющие одинаковое число знакомых в этой компании.
Задача 8:
Несколько футбольных команд проводят турнир в один круг. Докажите, что в любой момент турнира найдутся две команды, сыгравшие к этому моменту одинаковое число матчей.
Задача 10:
10 школьников на олимпиаде решили 35 задач, причем известно, что среди них есть школьники, решившие ровно одну задачу, школьники, решившие ровно две задачи и школьники, решившие ровно три задачи. Докажите, что есть школьник, решивший не менее пяти задач.
Задача 11:
Какое наибольшее число королей можно поставить на шахматной доске так, чтобы никакие два из них не били друг друга?
Задача 14:
Пятеро молодых рабочих получили на всех зарплату – 1500 рублей. Каждый из них хочет купить себе магнитофон ценой 320 рублей. Докажите, что кому-то из них придется подождать с покупкой до следующей зарплаты.
Задача 15:
В бригаде 7 человек и их суммарный возраст – 332 года. Докажите, что из них можно выбрать трех человек, сумма возрастов которых не меньше 142 лет.
Задача 16:
Докажите, что среди степеней двойки есть две, разность которых делится на 1987.
Задача 17:
Докажите, что из 52 целых чисел всегда найдутся два, разность квадратов которых делится на 100.
Задача 18:
Докажите, что среди чисел, записываемых только единицами, есть число, которое делится на 1987.
Задача 21:
Сто человек сидят за круглым столом, причем более половины из них – мужчины. Докажите, что какие-то два мужчины сидят друг напротив друга.
Задача 22:
15 мальчиков собрали 100 орехов. Докажите, что какие-то два из них собрали одинаковое число орехов.
Задача 23:
Цифры 1, 2, …, 9 разбили на три группы. Докажите, что произведение чисел в одной из групп не меньше 72.
Задача 25:
Докажите, что среди любых 6 человек есть либо трое попарно знакомых, либо трое попарно незнакомых.
Задача 27:
На складе имеется по 200 сапог 41, 42 и 43 размеров, причем среди этих 600 сапог 300 левых и 300 правых. Докажите, что из них можно составить не менее 100 годных пар обуви.
- Решение задач
Задача 1
Задумайте число и запишите его. Удвойте его и прибавьте 1. Затем умножьте на 5 и вычтите 5. Разделите на 10. Результат запишите рядом с задуманным числом. Что получилось?
Задача 2
Вставьте в кружочки на рисунке числа от 1 до 7 так, чтобы на каждой прямой сумма чисел равнялась 15. (Решение задачи не единственно).
Задача 3
Нарисуйте этот конверт, не отрывая карандаша от бумаги.
Начертите фигуру одной непрерывной линией (не отрывая карандаш от листа)
Переливания
*Имеются два сосуда. Емкость одного из них 9л., а другого 4 л. Как с помощью этих сосудов набрать из бака 6л некоторой жидкости? (жидкость можно сливать обратно в бак.)
*Как ,имея два сосуда емкостью 5 и 9 л., набрать из водоема ровно 3 л воды?
*Имеются 3 сосуда вместимостью 8, 5 и 3 л. Первый из них наполнен водой. Как разлить воду в два из этих сосудов так, чтобы в каждом было по 4 л?
Решение задач с конца
* Я задумал число , прибавил к нему 1, умножил сумму на 2, произведение разделил на 3 и отнял от результата 4. Получилось 5. Какое число я задумал?
*В ящике лежат лимоны. Сначала из него взяли половину всех лимонов и половину лимона, затем половину остатка и еще половину лимона, наконец, половину нового остатка и опять половину лимона. После этого в ящике осталось 31 лимон. Сколько лимонов было в ящике вначале?
Веселые вопросы
Четыре яблока ,не разрезая их, нужно разделить между тремя приятелями так , чтобы никто из них не получил больше, чем остальные. Как это сделать?
Три курицы за три дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? А 4 курицы за 9 дней?
- В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек?
- *Сколько будет трижды сорок и пять?
- *Мотоциклист ехал в город. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в город?
5 класс. Темы для проектных работ.
- 38 попугаев или как измерить свой рост.
- 7 или 13? Какое число счастливее?
- Великие задачи.
- Весёлые задачки для юных рыбаков.
- Веселый урок для пятиклассников.
- Витамины и математика.
- Возникновение чисел.
- Древние меры длины.
- Единицы измерения длины в разных странах и в разное время.
- Жизнь нуля - цифры и числа.
- Задачи-сказки.
- Задачник "Эти забавные животные".
- Закодированные рисунки.
- Замечательная комбинаторика.
- Как умножали в Древней Индии.
- Календарь: от древних времен до наших дней.
- Магические квадраты.
- Решето Эратосфена.
- Совершенные числа.
- Старинные русские меры в истории и речи народной.
- Старинные русские меры или старинная математика.
- Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе.
- Танграм. Пентамино. Классификация задач.
- Число и числовая мистика.
- Число, которое больше Вселенной.
- Числовые великаны.
- Числовые забавы.
- Шахматы и математика.
- Шифры и криптограммы.
- Шифры и криптография.
- Шифры и математика.
Литература учителя, используемая при написании программы:
- Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка
- в 5-м классе. - М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г
- Математические олимпиады: методика подготовки. 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2013
- Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев. -М.: Просвещение, 1979г.
- Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.
- Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя. /В.Д.Степанов. -М.: Просвещение,1991г.
- Задачи по математике для 4-5классов. /Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.
- Литература для учащихся:
- Занятия математического кружка. 5 класс: учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учеждений / Е.Л. Мардахаева. – М.: Мнемозина, 2012
- Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся 5-7кл. / М.И.Зайкин. М.: Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996
- В царстве смекалки. / Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы, 1979
- Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл. / А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002
- Математические олимпиады в школе, 5-11кл. /А.В.Фарков.-М.:Айрис-пресс,2004
- Задачи на разрезанье. /М.А.Евдокимов.М.: МЦНМО,2002
- Как научиться решать задачи./Фридман Л.М. – М.:Просвещение,1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс
Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...
Дополнительнaя образовательная прогрaмма по математике (10-11 класс) «За страницами учебника математики»
Предлагаемый курс «За страницами учебника математики» (120 ч: 60 ч. 10 класс; 60 ч. 11 класс) является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «За страницами учебника математики»
Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательной активности учащихся.Задачи:образовательные:• расширить круг знаний учащихся;• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных...
рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для 7 класса "За страницами учебника математики"
Данная программа повышает интерес учащихся к математике и готовит их к различным математическим соревнованиям....
Программа факультатива по математике «За страницами учебника математики»
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...
Программа кружка по математике в 5 классе "За страницами учебника математики"
Кружковые занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – п...
Программа факультативного курса по математике" За страницами учебника математики.Текстовые задачи"
Основная цель факультативных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развивать их математические способности и внутреннюю мотивацию к предме...