Урок в 6 классе на тему: Решение уравнений
план-конспект урока по математике (6 класс)
Тип урока: урок обобщения знаний и умений по решению уравнений
Цели урока:
Образовательные:
- Продолжить формировать умение решать уравнения
- Систематизировать знания учащихся по теме
- Обеспечить дифференцированный подход к учащимся на уроке
Воспитательные:
- Развитие внимательности, аккуратности, критичности мышления
- Развитие умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль
- Развитие умения слушать других
- Развитие логического мышления
- Развитие умения организовывать свою работу
Развивающие:
- Способствовать формированию умения применять знания в нестандартных ситуациях
- Способствовать развитию математической речи учащихся
- Развитие познавательного интереса учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.reshenieuravneniy.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 448 Учитель: Баранова И.М.
Тема урока: Решение уравнений (ФГОС, 6 класс, учебник Н.Я. Виленкина)
Тип урока: урок обобщения знаний и умений по решению уравнений
Цели урока:
Образовательные:
- Продолжить формировать умение решать уравнения
- Систематизировать знания учащихся по теме
- Обеспечить дифференцированный подход к учащимся на уроке
Воспитательные:
- Развитие внимательности, аккуратности, критичности мышления
- Развитие умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль
- Развитие умения слушать других
- Развитие логического мышления
- Развитие умения организовывать свою работу
Развивающие:
- Способствовать формированию умения применять знания в нестандартных ситуациях
- Способствовать развитию математической речи учащихся
- Развитие познавательного интереса учащихся
Оборудование: Справочные таблицы по решению уравнений, плакат с афоризмом к уроку, исторический материал, задания с кодированными ответами, задания для устной работы, опорные таблицы по решению и составлению уравнений на каждого учащегося.
Методы обучения: систематизирующий, познавательный
Формы работы: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа
Структура урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания в устной работе на оценку
- Подведение к формулированию учащимися темы и цели урока, афоризм к уроку
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся – устная работа, задание с кодированным ответом в парах, проблемная ситуация – математический софизм
- Обобщение знаний и умений по пройденному материалу (правила, алгоритм, решение уравнений разными способами, обратное задание)
- Резерв: развивающие задания
- Постановка домашнего задания
- Подведение итогов урока. Рефлексия
Ход урока
- Организационный момент
Проверить готовность класса к уроку.
- Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания в ходе устной работы на оценку.
- Ознакомление с темой урока, постановка его целей
К нашему уроку сегодня замечательно подходит следующий афоризм: «Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт» Сойер У. – автор ряда популярных книг по математике. Учащиеся формулируют тему урока: продолжать учиться решать уравнения по изученному алгоритму на основании математических правил и законов, учитель сообщает, что мы попробуем обобщить накопленные знания и постараемся искать для уравнений различные способы решения.
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся во время устной работы
1. Устная работа на оценку (проверка выполнения домашнего задания) – см. приложение 1.
2. Задание в парах с кодированным ответом. См. приложение 2. Составить слово, значение которого, возможно, вам пока не известно. Ответ: софизм. Спросить, слышал ли кто-нибудь из учеников это слово. Зачитать объяснение этого понятия.
Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. История математики полна неожиданных и интересных софизмов, разрешение которых порой служило толчком к новым открытиям. Математические софизмы приучают внимательно и настороженно продвигаться вперед, тщательно следить за точностью формулировок, правильностью решения. Очень часто понимание ошибок в софизме ведет к пониманию математики в целом, помогает развивать логику и навыки правильного мышления. Если нашел ошибку в софизме, значит, ты ее осознал, а осознание ошибки предупреждает от ее повторения в дальнейших математических рассуждениях. Софизмы не приносят пользы, если их не понимать.
На доске доказать, что дважды два пять (известный софизм).
4:4=5:5
4 (1:1)=5 (1:1)
4=5, значит 2 2 = 5. Где ошибка? (Ошибка в применении несуществующего распределительного закона умножения относительно деления, посмотреть в папках, что распределительный закон есть для сложения и вычитания).
Вот и мы сейчас будем не просто решать уравнения, будем обосновывать каждый шаг, чтобы не допустить подобного промаха, искать разные способы решения.
- Обобщение знаний и умений по пройденному материалу
Обобщение знаний в ходе заполнения таблицы с решением уравнений и пошаговым объяснением (разными способами). Таблицы заготовлены на каждого ученика. Иногда в алгоритм решения уравнений стоит внести изменения для удобства решения. Ученики должны предложить несколько способов решения, опираясь на подсказки и объяснить каждый шаг решения – написать рядом, что делали.
Организация работы: Учащиеся заполняют таблицу, решая уравнения разными способами. Затем по мере решения выходят к доске и записывают разные способы – объясняя по шагам свое решение. Остальные в это время проверяют себя. Доску разбить на 3 части.
Таблица 1. Решение уравнений
| ||
1 способ | 2 способ | 3 способ |
Перенос неизвестных влево | Перенос неизвестных вправо | Деление левой и правой частей на одно и то же число |
Ответ: х=-6 | ||
| ||
1 способ | 2 способ | 3 способ |
Перенос слагаемых | Умножение левой и правой частей на одно и то же число | Представить обыкновенные дроби в виде десятичных и умножить обе части на одно и то же число |
Ответ: х=19 | ||
-10 -5 | ||
1 способ | 2 способ | 3 способ |
Основное свойство пропорции и раскрытие скобок | Основное свойство пропорции и деление на одно и то же число | Основное свойство пропорции и вынесение за скобки общего множителя |
Ответ: х=0 |
6.Резерв:
Развивающие задания. Решить уравнения самостоятельно, затем разбор на доске.
- – 3(х+4) –4(х-1)= -7(х+1)
Ответ: корней нет
2. – 3(х+4) –4(х-1)= -7(х+1) -1
Ответ: х-любое число
7.Постановка домашнего задания
Записать на доске: № 1358, № 1414 (На 3: решить любым 1 способом, на 4-5: предложить разные способы решения).
8. Подведение итогов. Рефлексия
Приложение 1
Домашнее задание для подготовки к устной работе
- Что такое уравнение? Приведите примеры уравнения и не уравнения?
- Что такое корень уравнения? Приведите пример того, что число является (не является) корнем уравнения.
- Что означает «решить уравнение»? Приведите пример, когда нельзя считать, что уравнение решено.
- Сколько корней может иметь уравнение? Приведите различные примеры.
- Как выполнить проверку правильности решения уравнения? Приведите пример.
- Могут ли разные уравнения иметь одинаковые корни? Приведите примеры.
Вопросы к устной работе:
- Какое уравнение имеет ровно 2 корня?
- Под каким номером расположено не уравнение?
- Является ли число –2 корнем уравнения №3?
- Найдите корень уравнения №3.
- Сколько корней имеет уравнение № 10?
- Какие уравнения не имеют корней?
- Решите уравнение №2.
- Корнем каких уравнений является число 2?
- Сколько корней имеет уравнение №3?
- Решите уравнение №7.
Задания для устной работы
1 вариант | 2 вариант |
| 1. (х-7)(5-х)=0 |
| 2. 3,5х-3 = 2,5х+4 |
| 3. -7х+14=0 |
| 4. 2(х-3)=-6 |
| 5. 3х-5+2х-1 |
6. 2х – 7 – х +3 | 6. IxI = -7 |
7. m+m+m=4-10 | 7. a+a+a+a = 2-10 |
8. IxI =-6 | 8. IxI = 6 |
9. (х-7)(5-х)=0 | 9. 2х= 2х+5 |
10. 2х -3 = -2(1,5-х) | 10. 3х - 4 = 2(1,5х-2) |
Ответы:
1 вариант | 2 вариант |
4; 9 | 1; 8 |
6 | 5 |
нет | нет |
2 | 2 |
Бесконечно много | Бесконечно много |
8; 5 | 6 ; 9 |
-7 | 7 |
3; 10 | 3; 10 |
1 корень | 1 корень |
m =-2 | a=-2 |
Приложение 2
Кодированное задание для работы в парах
Отгадайте слово
7 4 | А) -6 –х = -х +5 О) -15 +28 =3х+12х Ф) 25+3х = 8х+9 К) 7(2х+5)=4(х+8) М) 7(х+8) = 4(2х+5) У) 5х-27 = -х +18 Т) х+2 = 5 – 2х С) 10х+2 = 5-2х И) -6+2х = -х-5 З) 5х-9 = -х+6 П) -12х – 3х = -15 - 28 |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
с | о | ф | и | з | м |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме Решение уравнений
Урок в 5 классе по теме Решение уравнений...
Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"
Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....
урок в 6 классе по теме "Решение уравнений"
Уравнения занимают ведущее место.Они имеют не только важное теоритическое значение, но и служат инструментом для решения практических задач....
Урок мастер-класс по теме "Решение уравнений" 8-9 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний, решение линейных уравнений с одной переменной и задач на составление уравнений с использованием алгоритма решения уравнений, раскрытия скобок, уравнений содержа...
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ»
Урок проводится в форме игры на основе сказки «Колобок». Класс делится на 3 команды.ЦЕЛИ:Систематизировать, закрепить навыки решения уравнений.Воспитать чувство взаимопомощи, умение преодолевать трудн...
Мастер-класс "Приемы педагогической техники" на примере урока в 6 классе по теме "Решение уравнений"
Сценарий методического мероприятия для учителей математики, направленного на освоение инновационного педагогического опыта, в форме мастер-класса "Приемы педагогической техники" на примере урока...
Урок по математике для 6 класса на тему: «Решение уравнений и задач с помощью уравнений»
Урок по математике для 6 класса на тему: «Решение уравнений и задач с помощью уравнений»...