Конспект интегрированного урока математики "Путешествие по сказке"
план-конспект урока по математике (6 класс)
Целью урока является формирование умения применять полученные знания математики при анализе ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krishtopina_a.v._puteshestvie_po_skazke.docx | 219.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированного урока математики и литературы
«Путешествие по сказке»
Класс: 6 класс
Тип урока: применение полученных знаний
Интеграция: литература
I. Мотивация, целеполагание
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по сказке. С какой целью? – спросите вы. А я отвечу вам словами английского писателя Оскара Уайльда «Человек может поверить в невозможное, но никогда не поверит в неправдоподобное».
Сказка – это рассказ о вымышленных событиях. Но и в сказке действуют те же законы жизни – любовь и ненависть, богатство и бедность, люди и животные.
С помощью математических методов мы с вами попробуем определить, насколько правдоподобна сказка, какие ее факты допустимы для выдумки, а какие невозможны даже в ней.
Оскар Уайльд – английский писатель конца 19 века. Известные сказки: «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Мальчик-звезда»
II. Актуализация знаний
Я все говорю и говорю, но что-то не договариваю. А по какой сказке мы с вами будем путешествовать?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, а также для повторения некоторых математических знаний, которые вам сегодня пригодятся, предлагаю вам решить несколько заданий.
Но, как вы уже заметили, работать сегодня вам предстоит в группах. А вы знаете правило успешной работы группы? Один за всех и все за одного! Если вы будете следовать, то работать вам будет легко, весело и результативно.
Каждой группе я выдаю шесть заданий. Ваша задача верно решить их.
Время пошло.
Группа №1 | Группа №2 | Группа №3 |
1) Для пошива нескольких одинаковых театральных костюмов закупили 36 м батиста. Сколько костюмов сшили, если на один костюм идет 12 м ткани? (3) | 1) Сколько можно сшить одеял из 15 кг верблюжьей шерсти, если на одно одеяло идет 3 кг шерсти? (5) | 1) В аэропорту пассажирам предлагается упаковать чемодан в пленку. На упаковку одного чемодана идет 3 м пленки. Сколько чемоданов можно упаковать, если использовать 21 м пленки? (7) |
2) Для команды из 15 спортсменов было закуплено спортивное снаряжение. Цена комплекта для одного спортсмена составляет 100 рублей. Найдите стоимость всей покупки. (1500) | 2) Для ремонта комнаты купили обоев на общую сумму 1200 рублей по цене 200 рублей за рулон. Сколько обоев потребовалось для ремонта комнаты ? (6) | 2) Для пошива платья необходимо купить 2 м ткани по цене 50 рублей за 1 метр. Найдите стоимость ткани, необходимой для пошива этого платья. (100) |
3) Туристы проплыли на плоту вниз по течению реки 6 км за 3 часа. Какова скорость течения реки? (2) | 3) Теплоход плыл из Старочеркасска в Ростов-на-Дону 2 часа со скоростью 15 км/ч. Определите расстояние между этими городами. (30) | 3) Скорость лодки в стоячей воде 8 км/ч. Какое расстояние проплывет лодка по течению реки за 2 часа, если скорость течения реки 2 км/ч? (20) |
4) Одновременно из пунктов А и В вышли две черепахи в одном направлении. Через сколько минут вторая черепаха догонит первую? (10) | 4) Пес Барбос погнался за котом Васькой. Успеет ли кот скрыться от пса на деревне? (да) Как определили? | 4) Ромашка и Незнайка одновременно вышли из цветочного города и пошли в лес по грибы. Какое расстояние будет между ними через 40 минут? (800) |
5) Анне Ивановне надо испечь 60 пирожков. В час она печет 20 пирожков. Сколько пирожков ей останется испечь после двух часов работы? (20) | 5) Мачеха, уходя с дочерьми на бал, велела Золушке перебрать 14 кг крупы. Каждый час Золушка перебирала по 2 кг и закончила работу к возвращению мачехи домой. Сколько часов длился бал, если 1 час они затратили на дорогу? (6) | 5) Почтальону Лавочнику надо было разнести по адресам 63 письма за рабочий день. Какова производительность труда почтальона, если у него семичасовой рабочий день? (9) |
6) Чему равно произведение чисел 123456 и 789? (97406784) | 6) Чему равно произведение чисел 123456 и 789? (97406784) | 6) Чему равно произведение чисел 123456 и 789? (97406784) |
Для проверки заданий прошу одному из команды называть действие, которое использовалось для решения задачи, а затем и ответ к ней.
Шифр к загаданным словам:
А | В | Г | Д | И | К | Л | М |
6 | 100 | 7 | 800 | 20 | 10 | 30 | 265 |
Н | О | П | С | Т | У | Ш | Я |
97406784 | 9 | 3 | 5 | да | 1500 | 2 | нет |
А теперь переверните листы с заданиями и там вы обнаружите шифр, для определения загаданного для каждой группы слова. Расшифруйте загаданное слово.
Пушкин, Салтан, Гвидон. Как вы думаете, о какой сказке сегодня пойдет речь?
Кто автор сказки? Когда он жил? О чем говорится в сказке?
Пушкин А.С. (1799 – 1837 гг.)
Пока вы выполняли мои задания я поняла, что задачи вы решаете прекрасно. Что же делать? А составлять задачи вы умеете? А для чего вообще нужны задачи, знаете?
Сегодня на уроке вы будете учиться составлять задачи, которые вам будут необходимы для определения достоверности, а может и недостоверности, событий сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
III. Основное содержание урока
1. Начнем анализ сказки с самого начала
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Какую из сестер выбрал царь себе в жены? Почему?
Причин может быть много, но все это догадки. А я предлагаю вам составить и решить задачи, которые помогут привести более точные возможные доказательства правильности выбора царя Салтана.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
А вы знаете без какого блюда не обходился ни один пир во времена Пушкина? Это гурьевская каша. Чтобы приготовить одну порцию такой каши в настоящее время требуется около 315 рублей.
А знаете вы сколько людей жило в России в этот период? 126586 человек.
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна»
А вы знаете сколько времени ткачихи того периода тратили на ткание одного только метра полотна? Около 3 часов. А сколько необходимо ткани, чтобы сшить самую простую одежду для одного человека? Для этого требуется около 3 метров ткани.
А сколько человек жило в мире во времена Пушкина? Около 1 000 000 000 человек.
Какую задачу можно составить, какой вопрос в ней задать, чтобы понять, почему царь не выбрал себе в жены вторую сестру.
Подумайте, какие задачи можно составить, какие вопросы в ней задать, чтобы понять, почему царь не выбрал себе в жены первую и вторую сестер.
Для этого я вам дам некоторые данные, которые вам могут пригодиться.
1) Чтобы приготовить гурьевскую кашу в современном мире, потребуется 315 рублей. 2) 1 рубль 2012 года соответствует 33 алтынам 19 века. 3) Численность населения России в 19 веке составляла 126586 человек. |
1) На создание 1 метра полотна требуется 3 часа работы. 2) Чтобы сшить простой костюм на одного среднего человека требуется 3 метра ткани. 3) В 19 веке в мире проживало около 1 000 000 000 человек. |
По окончании работы, каждая группа должна представить текст задачи, ее решение, и ответ на вопрос: «Почему царь не выбрал в жены данную сестру?»
2. Ну что, устали. Тогда давайте разомнемся. Разминаться мы также будет под слова сказки:
Ветер по морю гуляет (руки в стороны, плавные движения вверх и вниз)
И кораблик подгоняет; (руки спереди, плавные движения вверх и вниз)
Он бежит себе в волнах (бег на месте)
На поднятых парусах (медленное круговое движение руками через верх вниз и одновременное присидание)
Мимо острова крутого, (стойка «руки к ногам»)
Мимо города большого (подняться и руками прочертить большой круг)
А теперь повторим это еще 2 раза под звуки шумящего моря. Кто хочет, может закрыть глаза, чтобы они тоже отдохнули.
3. Отдохнули немного? Тогда продолжим.
Итак, выбрал царь себе в жены третью сестру. И что же было дальше.
Остановимся подробнее на том моменте сказки, когда князь Гвидон захотел увидеть своего отца.
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит...
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез.
Как вы думаете, что здесь может оказаться неправдой? Могла ли муха догнать корабль?
Давайте попробуем составить задачу и для решения этого вопроса.
Какой вопрос следует задать в задаче? Догонит или не догонит. А если догонит, то через какое время.
А какие данные нам для этого потребуются? (скорость мухи, скорость корабля, время между движениями объектов).
В прошлый раз я вам предоставила все данные для решения задачи, а теперь я прошу вас найти необходимую информацию. Из каких источников можно определить скорость мухи? (Internet, энциклопедия, взрослый человек и пр.)
Каждой из групп я предлагаю по одному источнику: 1-ая группа – Internet (прошу двух или трех человек из команды подойти к компьютеру и заняться поиском необходимой информации), 2-ая группа – энциклопедия (положить на стол книгу), а 3-я группа спросит скорость мухи у взрослого человека (У кого будете спрашивать? Можно спросить и у меня).
В случае необходимости, 1-ой группе помочь с округлением десятичной дроби.
Скорость мухи вы определили. Еще нам нужна скорость корабля. Во времена Пушкина самым быстроходным кораблем считался фрегат «Роза ветров» (показать изображение). Его скорость составляла 10 узлов, что в стандартных единицах переводиться как 18 км/ч.
Запишите скорость корабля.
Осталось определить время между отходом от берега корабля и мухи. Для этого я предлагаю вам еще раз обратиться к тексту:
К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит...
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел …
Сколько времени могло это занять? Спуститься к берегу и оборотиться в муху (лебедь уже там, обрызгала в миг)?
Время между отходом от берега корабля и мухи около 10-ти минут. Запишите время.
В случае затруднения определения расстояния, проделанного кораблем за 10 минут, общая работа с классом (или, решившая группа объясняет решение остальным).
10 минут – это 6 часть часа. И если за 1 час корабль проплывает 18 км, то за 6-ю часть часа проплывает больше или меньше? Во сколько раз?
Значит, за 10 минут корабль пройдет расстояние 18 : 6 = 3 км.
Итак, какие варианты решений получились? Каждая группа называет свой варианты развития событий.
А почему у вас получились разные ответы? Из разных источников вы получили разную информацию. Почему? Мухи бывают разные. Комнатные мухи летают медленнее, а мухи, которые жалят, летают быстрее. Так о какой мухе в сказке идет речь?
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится...
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;
В сказке идет речь о мухе, которая жалит, иначе ткачиха бы не «окривела», а только бы глаз покраснел. А это значит, что в сказке снова написана правда. Муха могла догнать корабль. Если вам интересно, то дома можете проверить, догонит ли корабль комар и шмель, о которых также идет речь в задаче.
4. Когда князь Гвидон под видом мухи прилетел к царю Салтану, о каком новом чуде он узнал? Сейчас я вас прошу вас внимательно просмотреть отрывок из фильма-сказки, снятом в 1966 году, и попробовать найти ошибки допустимые и недопустимые для сказки.
При ответе, каждая группа называет свои варианты ошибок. После прослушивания всех вариантов, добиться получения ответов (или, если были получены, объяснения): допустимая ошибка – люди выходят из воды, недопустимая ошибка – 33 богатыря выходят парами.
Для достоверности показать изображение с богатырями.
А может быть это ошибка режиссера? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам самим прочитать отрывок из сказки:
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Оказывается это ошибка самого автора. Но это единственная ошибка Пушкина. Грубая ошибка, но единственная.
IV. Подведение итогов урока
Таким образом мы с вами сегодня смогли проанализировать сказку Пушкина. Что нам в этом помогло? Так для чего же нужно уметь решать задачи? А составлять вы их научились? А что нужно, чтобы составить задачу? Где можно найти необходимую информацию?
Какие еще моменты сказки можно было бы проанализировать?
Кому это интересно, может заняться дома.
А мы с вами на этом прощаемся! Спасибо за урок!
V. Рефлексия
При выходе из кабинета, прошу вас взять с собой тот смайлик, который наиболее точно отображает ваше настроение на данный момент. Спасибо.
Если у кого-то есть вопросы или пожелания, могут ко мне обратиться.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»
В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность учащихся. Целесообразно проводить тако...
Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.
Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....
Интегрированный урок "Путешествие в сказку" (2 класс)
Данный урок является заключительным в разделе «Wir kennen einige Figuren deutscher Bücher». Данный урок является интегрированным: объединены такие предметы как немецкий язык, музыка, литература, изобр...
Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".
Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...
Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку.
Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку....
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в сказку «Маша и медведь»».
Помочь вспомнить содержание русской народной сказки «Маша и медведь», формировать двигательные навыки и умения , развивать умение переходить от выполнения одних движений к выполнению...