Рабочая программа "Наглядная геометрия"
рабочая программа по математике

Рабочая программа "Наглядная геометрия". 5-6 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                  Пояснительная записка     

       Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5, 6 классов и реализуется на основе следующих документов:

  •      Федеральный    компонент    государственных    образовательных    стандартов    начального общего,  основного общего  и  среднего (полного) общего  образования  (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
  •      Федеральный     базисный     учебный     план     и     примерные     учебные     планы   для общеобразовательных    учреждений    Российской     Федерации,    реализующих     программы общего    образования    (приказ    МОРФ    от    09.03.2004    г.    №1312    «Об    утверждении федерального   базисного   учебного   плана   и   примерных   планов   для   образовательных учреждений РФ»;
  •      Приказ  МОРФ  от 05.03.2004  г.   №1089   «Об  утверждении   федерального  компонента государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и среднего (полного) общего образования»;
  •      Закон РФ «ОБ образовании»

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях  способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как  по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации обучающихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.

Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.

 

                               Цели курса “Наглядная геометрия”

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность обучающихся, направленную на:

  •                  развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса обучающихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
  •                  формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).   
  •                  подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.

 

                          Задачи курса “Наглядная геометрия”

  • Вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
  •                  Развивать логическое мышление обучающихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.                                                      
  • На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
  • Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
  •                  Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
  •                  Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования; 

 

                       В результате изучения курса обучающиеся должны:

ЗНАТЬ: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.

УМЕТЬ: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков; находить площади многоугольников, объемы многогранников, строить развертку куба, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; «оживлять» геометрические чертежи; строить фигуры симметричные данным; решать простейшие задачи на конструирование; применять основные приемы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

решения практических задач с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; описания реальных ситуаций на языке геометрии

 

                Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Данная программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю в каждом классе.

 

            Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

  •                  В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:                                                                                                             
  •                  исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  •                  ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  •                  проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  •                  поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
  •                   

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

 

В результате изучения курса наглядной геометрии 5-6-го классов учащиеся должны овладевать следующими умениями, представляющими обязательный минимум:

  • уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
  • усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
  • усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
  • научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
  • уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
  • уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
  • овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
  • владеть алгоритмами простейших задач на построение
  • овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент

                                     

                                    Содержание учебного материала

 

                                                           5 класс

Введение.  Поиск геометрических свойств.

Предметы и геометрические фигуры.

Важные признаки геометрических фигур.

Действия с различными конструкциями.

Развёртки.

Отрезок и другие  геометрические фигуры.

Отрезок, прямая, луч.

Исследование плоскости и заполнение пространства.

Действия с отрезками.

Окружность и её применение.

Окружность и круг. Конструкции и виды.

Отрезки и окружности на узорах.

Углы.

Угол. Сравнение углов.

Измерение углов.

Многоугольники и развёртки.

Площадь и объём.

Сравнение рисунков на странице.

Площадь.

Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда.

Задачи на нахождение площади и объёма.

 

                                                         

                                                      6 класс

 

 Отрезки и ломаные.

Ломаная и куб.

Ломаные на узорах.

Страницы каменной летописи мира. Из истории зодчества Древней Руси.

Прямые и плоскости.

Об основных фигурах и законах геометрии.

 Геометрические конструкции из прямых на плоскости.

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.

 Перпендикулярность и параллельность на плоскости и в пространстве.

Прямоугольная система координат на плоскости.

Параллельные прямые и четырехугольники.

Многогранники и фигуры вращения.

Узоры симметрии.

Геометрия закономерностей.

Движение фигур.

Симметрия орнаментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Литература

1. В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман и др. Просвещение. Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

2.https://mega-talant.com/uploads/files/203813/92419/97655_html/images/92419.001.pngПанчищина В.А.Просвещение.  Наглядная геометрия: Рабочая тетрадь по математике для 5 и для 6 класса.

3. Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. Просвещение. Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы. Книга для учителя.

4. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Дрофа. Наглядная геометрия. 5-6 классы.Пособие для общеобразовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            

                                           Тематическое планирование

        5 класс

 

Номер параграфа

Содержание материала

Количество

часов

 

Введение.  Поиск геометрических свойств

6

 

Глава 1. Отрезок и другие  геометрические фигуры

8

1

 Отрезок, прямая, луч

1

2

 Весёлые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и … координаты

2

3

 Исследование плоскости и заполнение пространства

3

4

 Действия с отрезками

2

 

Глава 2. Окружность и её применение

5

5

 Окружность и круг. Конструкции и виды

3

6

 Отрезки и окружности на узорах

2                   

 

Глава 3. Углы

10

7

 Угол. Сравнение углов

3

8

Измерение углов

4

9

 Многоугольники и развёртки

3

 

Глава 4. Площадь и объём

5

10

 Сравнение рисунков на странице 

1

11

Площадь

1

12

Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда

2

13

 Задачи на нахождение площади и объёма

1

 

                                                                                Итого

34

 

 

 

                                      Тематическое планирование

          6 класс

 

Номер параграфа

Содержание материала

Количество

часов

 

Мир геометрии: оригинальные конструкции и строгие законы геометрии

 

 

Глава 5. Отрезки и ломаные

7

 

§14. Ломаная

3

 

§15. Ломаная и куб

1

 

§16.Ломаные на узорах

2

 

Страницы каменной летописи мира. Из истории зодчества Древней Руси

1

 

Глава 6. Прямые и плоскости

8

 

§17. Об основных фигурах и законах геометрии

3

 

§18. Геометрические конструкции из прямых на плоскости

2

 

§19. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве

3

 

Глава 7. Перпендикулярность и параллельность на плоскости и в пространстве

11

 

§20. Прямоугольная система координат на плоскости

3

 

§21. Параллельные прямые и четырехугольники

2

 

§22. Многогранники и фигуры вращения

5

 

Страницы каменной летописи мира. Из истории зодчества Древней Руси

1

 

Глава 8. Узоры симметрии

8

 

§23. Геометрия закономерностей

1

 

§24. Движение фигур

3

 

§25. Симметрия орнаментов

3

 

Страницы каменной летописи мира. Готика и геометрия

1

 

                                                                              Итого

34

 

                                               

 

 

  

                                            Поурочное планирование

                                                         5 класс

 

Содержание учебного материала

Количество

часов

Дата

Введение.  Поиск геометрических свойств

6

 

1.Предметы и геометрические фигуры

1

 

2.Важные признаки геометрических фигур

1

 

3.Действия с различными конструкциями

2

 

4.Развёртки

2

 

Начала геометрии: простейшие геометрические задачи

Глава 1. Отрезок и другие  геометрические фигуры

8

 

§1. Отрезок, прямая, луч

1

 

1.1.Точки и отрезки.

1.2. Прямая и луч. Дополнительные лучи

1

 

§2. Весёлые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и … координаты

2

 

2.1 Точки и отрезки – элементы графических диктантов

1

 

2.2. Координаты и рисунки из отрезков

1

 

§3. Исследование плоскости и заполнение пространства

3

 

3.1. Плоскость и её особенности

1

 

3.2 Куб и конструкции из кубиков

2

 

 

§4. Действия с отрезками

2

 

4.1. Сравнение отрезков.

4.2. Измерение отрезков

1

 

4.3. Весёлые минутки на уроках геометрии: пентамино и рисунки из отрезков

4.4.Координатный луч

1

 

Глава 2. Окружность и её применение

5

 

§5. Окружность и круг. Конструкции и виды

3

 

5.1. Окружность и её элементы. Круг

1

 

5.2. Геометрические конструкции из точек, отрезков, окружностей

1

 

5.3. Конструкции из шашек и их виды

1

 

§6. Отрезки и окружности на узорах

2                   

 

6.1. Кружево и вышивка на уроках геометрии

1

 

6.2. Математическое вышивание

1

 

Глава 3. Углы

10

 

§7. Угол. Сравнение углов

3

 

7.1 Угол. Смежные и вертикальные углы

2

 

 

7.2.Как сравнить два угла

1

 

§8.Измерение углов

4

 

8.1. Как измерить угол

1

 

8.2. Задачи на определение градусной меры угла

1

 

8.3. Задача нахождения суммы углов треугольника

1

 

8.4. Задачи на вычисление суммы углов многоугольника

1

 

§9. Многоугольники и развёртки

3

 

9.1. Прямоугольники и развёртки

9.2. Правильные многоугольники

1

 

9.3. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки

1

 

9.4. Построение развёрток

1

 

Глава 4. Площадь и объём

5

 

§10. Сравнение рисунков на странице 

1

 

§11.Площадь

1

 

11.1 Измерение площади. Площадь многоугольника

11.2. Площадь прямоугольника

1

 

§12. Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда

2

 

12.1. Измерение объёма

12.2.Объём и конструкции из кубиков

1

 

12.3. Объём прямоугольного параллелепипеда

12.4. О размерности геометрических фигур

1

 

§13. Задачи на нахождение площади и объёма

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

                                        Поурочное планирование

6 класс

 

Содержание учебного материала

Количество

часов

Дата

Мир геометрии: оригинальные конструкции и строгие законы геометрии

Глава 5. Отрезки и ломаные

7

 

§14. Ломаная

3

 

14.1. Геометрические фигуры из отрезков

1

 

14.2. Ломаные и многоугольники

1

 

14.3. Ломаная в задачах на построение и вычисление

1

 

§15. Ломаная и куб

1

 

§16.Ломаные на узорах

2

 

16.1. Алгоритмы и узоры

1

 

16.2. Древние трактаты и узоры

1

 

Страницы каменной летописи мира. Из истории зодчества Древней Руси

1

 

Глава 6. Прямые и плоскости

8

 

§17. Об основных фигурах и законах геометрии

3

 

17.1. Рассуждаем о точках и прямых

1

 

17.2. Рассуждаем о точках и плоскостях

1

 

17.3. Читаем древние трактаты

1

 

§18. Геометрические конструкции из прямых на плоскости

2

 

18.1. Пересекающиеся прямые

1

 

18.2. Параллельные прямые

1

 

§19. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве

3

 

19.1. Прямые в пространстве

1

 

19.2 Прямые и плоскости в пространстве

19.3. Плоскости в пространстве

1

 

19.4. Задания по теме «Плоскости и прямые в пространстве»

1

 

Глава 7. Перпендикулярность и параллельность на плоскости и в пространстве

11

 

§20. Прямоугольная система координат на плоскости

3

 

20.1. Шкалы, координаты и перпендикулярные прямые

1

 

20.2. Координатные оси и координаты

1

 

20.3. Система координат

1

 

§21. Параллельные прямые и четырехугольники

2

 

21.1. Конструкции из параллельных прямых

1

 

21.2. Задания по теме «Параллельные прямые и четырехугольники на плоскости»

1

 

§22. Многогранники и фигуры вращения

5

 

22.1. Общие признаки многогранников

1

 

22.2. Пирамиды

1

 

22.3. Призмы

1

 

22.4. Фигуры вращения

1

 

22.5. Задания по теме «Многогранники»

1

 

Страницы каменной летописи мира. Из истории зодчества Древней Руси

1

 

Глава 8. Узоры симметрии

8

 

§23. Геометрия закономерностей

1

 

§24. Движение фигур

3

 

24.1. Осевая симметрия

1

 

24.2. Поворот

1

 

24.3. Параллельный перенос

1

 

§25. Симметрия орнаментов

3

 

25.1. Линейные орнаменты

1

 

25.2. Сетчатые (плоские) орнаменты

1

 

25.3. Паркеты

1

 

Страницы каменной летописи мира. Готика и геометрия

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.

Уровень базовый, 2 часа в неделю...

Рабочая прграмма Геометрия 7,8 кл. Атанасян Л.С. и др

Программа составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования  по математике (пр.министерства образования РФ №1089 от 05.03.2...

Рабочая программа геометрия 7 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 7 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

Рабочая программа геометрия 8 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Геометрия 9 КЛАСС

Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования ...

Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.

Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.  А.В.Погорелов....

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.  А.В.Погорелов....