Методы решения иррациональных уравнений
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (10 класс)
Приведенны примеры решения иррациональных уравнений различными методами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_resheniya_irratsionalnyh_uravneniy.ppt | 703 КБ |
metody_resheniya_irratsionalnyh_uraneniy.doc | 465 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод возведения в степень Пример 1. 5х – 1 = 4х 2 – 4х + 1 4х 2 – 9х + 2 = 0 х 1,2 = х 1 = 2 х 2 = Ответ: 2. посторонний корень Проверка: х =
Пример 2. 8х + 1 + 2х – 2 – 2 = 7х + 4 + 3х – 5 – 2 (8х + 1)(2х – 2) = (7х + 4)(3х – 5) х = 3; х = - Проверка : х= - посторонний корень Ответ: 3.
Пример 3. Ответ: . х 3х 2 т.к. 3х 2 . 3х 2 = 2 х 1 = - х 2 = , то Проверка : х = - посторонний корень
Метод составления смешанной системы Пример. Ответ: 7. Решение уравнений вида Решение уравнений вида
Пример 1. Пусть ; а 2 -2а – 3 =0 а 1 = -1 не удовлетворяет условию а 2 = 3 х + 32 = 81 х = 49 Ответ: 49. Метод введения новой переменной
Пример 2. Пусть х = у 2 + 1 |y – 2| + |y – 3| = 1
1) у = 2 Решений нет 2) 1 = 1 3) у = 3 Решений нет Ответ: [5; 10]
Метод разложения подкоренного выражения на множители Пример. 2х – 1 = 0 или х = 0,5 решений нет Ответ: 0,5. Проверка: верно
Метод умножения на сопряженное выражение Пример. (1) = 7 3х 2 + 5х + 8 = 16 3х 2 + 5х – 8 = 0 х 1 = х 2 = 1 ; 1. Ответ: Проверкой убеждаемся, что х 1 , х 2 - корни уравнения . | . ( ) Сложим данное уравнение с уравнением (1), получим: | : 2
Метод замены иррациональных уравнений системой рациональных уравнений Пример 1. a 3 + 1 – 2a + a 2 = 1 a 3 + a 2 – 2a = 0 a 1 = 0 a 2 = 1 a 3 = - 2 х = - 1 х = - 2 х = 7 Ответ: -2; -1; 7.
Использование монотонности Теорема. Если функция y = f(x) строго возрастает (убывает) на некотором промежутке I, то уравнение f(x) = С, где С – некоторое действительное число, имеет не более одного решения на промежутке I. Пример. f(x) = f(x) = 8 x = 4 возрастает на D(f) = [ ) Ответ: 4.
Самостоятельная работа Задание: решите уравнение.
При решении уравнений вы можете воспользоваться подсказкой метода решения или, решив уравнение, проверить ответ ? Ответ
? Ответ Пример 1.
? Ответ Пример 2.
Пример 3. ? Ответ
Пример 4. ? Ответ
Пример 5. ? Ответ
Пример 6. ? Ответ
Пример 7. ? Ответ
Пример 8. ? Ответ
Пример 1. х Т.к. , то 2х = 4 х = 2 П оказатели степени образуют бесконечную убывающую геометрическую прогрессию, сумму которой можно найти по формуле Проверка: next
Пример 2 . Пусть y > 0. Получим уравнение Тогда у 2 + 3у – 4 = 0 у 1 = 1, у 2 = -4 (не удовлетворяет условию y > 0) 2 – х = 2 + х х = 0 Проверка показывает, что 0 является корнем уравнения. Ответ: 0. next
х = 4 Ответ: 4. Пример 3. next
(1) | ∙ х=0 или Сложим данное уравнение с уравнением (1), получим Ответ: -3; 0; 3. Пример 4. next
Пример 5. 1) 2) х – 3 = 27 х – 3 = -64 х = 30 х = -61 Ответ: -61; 30. next
Пример 6 . Пусть 2х – 5 = у 2 | |y + 1| + |y + 3| = 14, т.к. у 0, то | y + 1| = y + 1, |y + 3| = y + 3 у + 1 + у + 3 = 14 2у = 10 у = 5 Тогда х = 15. Ответ: 15. next
Пример 7. Пусть f(x) = D(f) = Т.к. данная функция строго возрастает на D(f), то уравнение f(x) = 2 имеет не более одного корня на указанном промежутке. Подбором определяем: х = 1. Ответ: 1. next
Метод возведения в степень х 3х 2 т.к. 3х 2 . 3х 2 = 2 х 1 = - х 2 = Ответ: . , то Проверка : х = - посторонний корень назад
Пусть ; а 2 -2а – 3 =0 а 1 = -1 не удовлетворяет условию а 2 = 3 х + 32 = 81 х = 49 Ответ: 49. Метод введения новой переменной назад
Метод составления смешанной системы Решение уравнений вида назад
Метод умножения на сопряженное выражение (1) = 7 3х 2 + 5х + 8 = 16 3х 2 + 5х – 8 = 0 х 1 = х 2 = 1 | . ; 1. Ответ: Проверкой убеждаемся, что х 1 , х 2 - корни уравнения . ( ) назад
Метод замены иррациональных уравнений системой рациональных уравнений a 3 + 1 – 2a + a 2 = 1 a 3 + a 2 – 2a = 0 a 1 = 0 a 2 = 1 a 3 = - 2 х = - 1 х = - 2 х = 7 Ответ: -2; -1; 7. назад
Использование монотонности Теорема. Если функция y = f(x) строго возрастает (убывает) на некотором промежутке I, то уравнение f(x) = С, где С – некоторое действительное число, имеет не более одного решения на промежутке I. f(x) = f(x) = 8 x = 4 Пример. возрастает на D(f) = [ ) Ответ: 4. назад
Метод введения новой переменной . Пусть х = у 2 + 1 |y – 2| + |y – 3| = 1
1) у = 2 Решений нет 2) 1 = 1 3) у = 3 Решений нет Ответ: [5; 10] назад
Метод разложения подкоренного выражения на множители Пример. 2х – 1 = 0 или х = 0,5 решений нет Ответ: 0,5. Проверка: верно назад
или х = 1 D < 0 , решений нет Ответ: 1. next
Проверка: х = П оказатели степени образуют бесконечную убывающую геометрическую прогрессию, сумму которой можно найти по формуле назад
М о л о д е ц !
Предварительный просмотр:
- Орлова Светлана Григорьевна, учитель математики
Методы решения иррациональных уравнений.
Цели:
- Образовательная –познакомить учащихся с нестандартными методами решения иррациональных уравнений; систематизировать знания учащихся о методах решения иррациональных уравнений, способствовать формированию умений классифицировать иррациональные уравнения по методам решений, научить применять эти методы, выбирать рациональный путь решения.
- Развивающая –способствовать развитию математического кругозора, логического мышления.
- Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к иррациональным уравнениям, воспитывать чувство коллективизма, самоконтроля, ответственности.
Задачи урока:
- Повторить определение и основные методы решения иррациональных уравнений;
- Продемонстрировать нестандартные методы решения иррациональных уравнений; формировать умение выбирать рациональные пути решения;
- Освоение всеми учащимися алгоритмов решения иррациональных уравнений, закрепление теоретических знаний при решении конкретных примеров;
- Развитие у учащихся логического мышления в процессе поиска рациональных методов и алгоритмов решения;
- Развитие культуры научных и учебных взаимоотношений между учениками и между учениками и учителем; воспитание навыков совместного решения задач.
- Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
- Информационно- иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный диалог;
- частично-поисковый;
- системные обобщения.
Формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная,
- групповая,
- самопроверка,
- взаимопроверка,
- коллективные способы обучения.
Оборудование урока: компьютер, проектор, карточки с заданием, лист учета знаний.
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.
План урока:
- Организационный момент. Постановка цели, мотивация.
- Актуализация опорных знаний, проверка домашней работы.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
- Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия.
- Задание на дом.
Конспект урока.
- Организационный момент. Постановка цели, мотивация.
- Актуализация опорных знаний проводится в форме беседы по лекционному материалу по данной теме с использованием компьютерной презентации. Проверка домашнего задания.
- Определение иррационального уравнения.
Уравнение, содержащее переменные под знаком корня или дробной степени, называется иррациональным.
Назовите иррациональные уравнения:
- Что значит решить иррациональное уравнение?
Это значит найти все такие значения переменной, при которых уравнение превращается в верное равенство, либо доказать, что таких значений не существует.
- Основные методы решения иррациональных уравнений.
- Уединение радикала. Возведение в степень.
a) При решении иррационального уравнения с радикалом четной степени возможны два пути:
- использование равносильных преобразований
для уравнения вида
для уравнения вида
- после возведения в степень выполнение проверки, так как возможно появление посторонних корней
b) При решении иррационального уравнения с радикалом нечетной степени возведение в нечетную степень правой и левой части уравнения всегда приводит к равносильному уравнению и потеря корней или их приобретения происходить не может.
Пример 1:
Ответ: x=1
Пример 2:
Ответ: x=1
Пример 3:
Проверка: x=2 x=5
- посторонний корень
Ответ: x=2
Если радикалов несколько, то уравнение возводить в степень приходится возводить неоднократно.
Пример 4:
Проверка показывает, что оба корня подходят.
Ответ:
- Метод введения вспомогательного неизвестного или “метод замены
Пример 5:
Сделаем замену причём тогда
не удовлетворяет условию
Возвращаемся к замене:
Проверка показывает, что оба корня подходят.
Ответ:1;2
Иногда удобно ввести не одну, а несколько переменных.
Пример 6: .
Заметим, что знаки х под радикалом различные. Введем обозначение
, .
Тогда,
Выполним почленное сложение обеих частей уравнения .
Имеем систему уравнений
Т.к. а + в = 4, то
Значит: 9 – x = 8 , х = 1.
Ответ : х = 1
- Метод разложения на множители или расщепления.
- Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из входящих в него сомножителей равен нулю, а остальные при этом имеют смысл.
Пример 7:
Ответ: -4;3
- Изучение нового материала.
Нестандартные методы решения иррациональных уравнений.
- Умножение на сопряжённое выражение.
- Переход к модулю.
- Использование свойств функции:
- Область определения функции (ОДЗ)
- Область значения функции
- Свойство ограниченности функции (метод оценок)
- Свойство монотонности
- Использование суперпозиций функций
- Умножение на сопряжённое выражение.
Воспользуемся формулой
Пример 8:
Умножим обе части уравнения на сопряжённое выражение:
Проверка показывает, что число является корнем.
Ответ:
- Переход к модулю.
Для этого метода воспользуемся тождеством:
Пример 9:
Рассмотрим случаи:
- Если , то , тогда
тогда
- Если , тогда ,а
2=6( ложно)
- Если , тогда , а
Ответ: -3;3
- Использование свойств функции:
- Область определения функции (ОДЗ)
Иногда нахождение области определения функций, входящих в уравнение, существенно облегчает его решение.
Пример 10:
ОДЗ: ОДЗ: x=0 и x=1
Проверка показывает, что только x=1 является корнем.
Ответ:
Пример 11:
, тогда
Тогда невозможно.
Ответ: корней нет.
- Область значений функции
Пример 12:
Данное уравнение не имеет решений, так как его левая часть- функция может принимать только неотрицательные значения.
Ответ: корней нет
Пример 13:
Учитывая то, что левая часть уравнения – функция может принимать только неотрицательные значения, решим неравенство:
неравенство решений не имеет, тогда и исходное уравнение тоже.
Ответ: корней нет
- Свойство ограниченности функции (метод оценок)
- Если и , то
Пример 14:
Заметим, что , т.е. , а
Проверка показывает, что это значение является и корнем второго уравнения.
Ответ:
- Свойство монотонности
- Пусть - функция, возрастающая (убывающая) на некотором промежутке I. Тогда уравнение имеет на промежутке I не более одного корня.
- Пусть - функция, возрастающая на некотором промежутке I , а функция - убывающая на этом промежутке. Тогда уравнение имеет на промежутке I. не более одного корня
Пример 15: .
Рассмотрим функции и .
монотонно возрастает, а - убывает, следовательно, уравнение имеет не более одного корня.
Значение корня легко найти подбором:
Ответ:
Пример 16:
Функция возрастает на своей области определения, как сумма двух возрастающих функций, следовательно, уравнение имеет не более одного корня. Так как , то - единственный корень .
Ответ:
- Использование суперпозиций функций
- Если - монотонно возрастающая функция, то уравнения и равносильны.
Пример 17:
Запишем уравнение в виде
Рассмотрим функцию - монотонно возрастающую, тогда уравнение имеет вид . Оно равносильно уравнению
Сделаем замену
не удовлетворяет условию
Ответ:
- Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
Решение уравнений в группах по 6 человек.
Ребята получают карточку с заданием. Решение уравнений обсуждают вместе, записывают его.
После выполнения группами заданий проводится взаимопроверка. Группы меняются заданиями с решениями по кругу:
1 6 5
2 3 4
Учащиеся групп обсуждают решение, исправляют ошибки и выставляют оценки.
Потом работы с выставленными оценками возвращаются в группы для обсуждения вклада каждого в решение проблемы.
Выставляются каждому оценки с занесением в оценочную таблицу. Учитель контролирует и вносит, если нужно, свои коррективы.
- Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия.
- Задание на дом:
Решить уравнения:
- *
Используемая литература.
- Чулков П.В. Материалы курса «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики»: Лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
- Дьячков А.К., Иконникова Н.И., Казак В.М., Морозова Е.В. Единый государственный экзамен. Математика. – Челябинск: Взгляд, 2006 –Ч.1,2
- Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1989
- Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. – М.: Илекса, 2006.
Задания для работы в группах:
Вариант 1(1,3,5 группы).
Решите уравнения,
используя подсказку:
- Возведи обе части в квадрат:
- Выполни замену:
- Найди ОДЗ:
- Умножай на сопряжённое выражение:
- Переходи к модулю:
- Используй свойства функций:
- Реши любым способом:
Вариант 2( 2,4,6 группы)
Решите уравнения,
используя подсказку:
- Возведи обе части в квадрат:
- Выполни замену:
- Найди ОДЗ:
- Умножай на сопряжённое выражение:
- Переходи к модулю:
- Используй свойства функций:
- Реши любым способом:
Проверочная работа по теме: «Методы
Вариант 1
Решите уравнения,
используя подсказку:
- Возведи обе части в квадрат:
- Выполни замену:
- Найди ОДЗ:
- Разложи на множители:
- Умножай на сопряжённое выражение:
- Переходи к модулю:
- Используй свойства функций:
- Реши любым способом:
решения иррациональных уравнений»
Вариант 2
Решите уравнения,
используя подсказку:
- Возведи обе части в квадрат:
- Выполни замену:
- Найди ОДЗ:
- Разложи на множители:
- Умножай на сопряжённое выражение:
- Переходи к модулю:
- Используй свойства функций:
- Реши любым способом:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Методы решения иррациональных уравнений"
Цель урока: познакомить учащихся с нестандартными методами решения иррациональных уравнений; систематизировать знания учащихся о методах решения иррациональных уравнений, способствовать формированию у...
Конспект урока – практикума по алгебре и началам анализа с презентацией по теме «Методы решения иррациональных уравнений»
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля. Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка учащихся к ЕГЭ. В заданиях Единого государственного ...
Формирование познавательных способностей на основе овладения методами решения иррациональных уравнений при личностно-ориентированном развивающем обучении
В статье рассматриваются различные методы решения иррациональных уравнений. Использование нестандартных методов при решении уравнений, способствует активному участию ученика в образовательной деятельн...
Методы решения иррациональных уравнений
Разработка урока по данной теме...
Методы решения иррациональных уравнений -11 класс
В данной статье рассматриваются методы решений иррациональных уравнений....
Методы решения иррациональных уравнений
Рассмотрены различные методы решения иррациональных уравнений и заданий с параметром...
Методические разработки к элективному курсу "Методы решений иррациональных уравнений"
Предлагаемый элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы и является предметно-ориентированным, направлен на расширение...