Разработка урока в формате PISA для учащихся 5-6 классов
методическая разработка по математике (5, 6 класс)
В основе урока - решение практических задач на основе имеющихся знаний по темам: действия с десятичными дробями, проценты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_dolgozhdannaya_vstrecha.docx | 45.79 КБ |
karta.docx | 815.68 КБ |
whatsapp.docx | 353.61 КБ |
dolgozhdannaya_vstrecha._zadaniya.docx | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс «Долгожданная встреча»
Автор кейса: Яковенко Оксана Николаевна, группа 19, МБОУ Ершовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова.
Авторство – 100%.
Возраст учащихся: 10-12 лет (5-6 классы).
Ведущая грамотность: математическая.
Уровень трудности: средний (преимущественно 3).
Работа с данным кейсом может осуществляться как в рамках повторения пройденного материала по итогам учебного года в 5-м классе, так и в начале учебного года в 6-м.
Учебная цель – формирование функциональной грамотности обучающихся, умения применять полученные знания на практике при решении реальных жизненных ситуаций.
Кейс
Глобальной проблемой 2020 года стала мировая пандемия коронавируса. В связи с ней школы были закрыты, обучающиеся учились дистанционно дома в режиме самоизоляции. Очень остро ощущался недостаток общения. Поэтому летом, после отмены режима самоизоляции, ученики 5б класса решили встретиться.
- Место встречи
Ребята обратились с предложением к классному руководителю, который с удовольствием поддержал идею (см. приложение «WhatsApp»). Классный руководитель провел опрос среди учеников. Всего в 5б классе обучается 34 ученика.
Результаты опроса представлены в виде диаграммы, в процентах:
Задание 1:
- Сколько человек проголосовали за самое популярное предложение (ответ округлите до целых)?
- Сколько человек отказались от встречи (ответ округлите до целых)?
- Сколько процентов ребят выбрали 2 варианта?
Ответ: за «поход в лес» проголосовал 21 человек. 5 человек отказались от встречи. 2 варианта выбрали 23,6% ребят.
Тип грамотности: математическая.
Уровень трудности: 3-4.
Проверяемые умения:
- демонстрировать способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями;
- выбирать и интегрировать информацию, представленную в различной форме, включая математические символы, и связывать ее напрямую с различными аспектами предложенных реальных ситуаций.
Балл: За верное выполнение пунктов 1.1 и 1.2 обучающийся получает 485 баллов. За верное выполнение пункта 1.3 дополнительно добавляется 60 баллов.
- Построим маршрут
Было принято решение пойти в поход в лес с классным руководителем. Классный руководитель предложила пойти в пеший поход в д.Скоково. По ее словам, недалеко от деревни есть отличная полянка (см. приложение «Карта», рис.1), где можно удобно расположиться, укрыться от солнца, есть место для игр. Было принято решение до места назначения дойти пешком, а обратно ребят заберут родители, имеющие автомобили. Изучив карту, один ученик сообщил, что нашел более короткий путь (см. приложение «Карта», рис.2).
Задание 2: Сделай вывод, какой маршрут стоит выбрать ребятам и почему?
Ответ: маршрут, построенный учеником по прямой, не учитывает особенности местности. Он проходит через здания, овраги, водоемы, так что идти напрямую нельзя. Нужно выбрать маршрут, предложенный учителем.
Тип грамотности: естественно-научная.
Проверяемые умения:
- распознавать факты, термины, принципы или понятия.
Уровень трудности: низкий.
Балл: 410
Задание 3: Определите по карте расстояние, которое необходимо будет преодолеть ребятам пешком, если масштаб карты 100 м : 1 см.
Ответ: 2,9 км (2 км 900м). Принимаются значения от 2,8 км до 3,0 км.
Тип грамотности: математическая
Уровень трудности: 3.
Проверяемые умения:
- выбирать и применять простые методы решения.
Балл: 485.
- Провизия
Общим голосованием было решено приготовить на костре сосиски, запечь картофель, а также приобрести следующие продукты: батон нарезной, помидоры, огурцы, бананы, пирожки с яблоком, печенье земляничное, сок мультифрукт. Также договорились, что каждый возьмет с собой 1 л питьевой воды, кроме того будет приобретена дополнительная вода из расчета 0,5 л на человека, а также запас воды (4,5 л) для технических нужд. Было принято решение приобрести питьевую воду в бутылках по 1,5 л (чтобы удобнее было нести). В магазин «Ашан» отправились представители класса.
Задание 4: Рассчитайте, сколько каких продуктов должны положить в корзину ребята так, чтобы стоимость покупки была наименьшей. Для этого заполните таблицу, учитывая количество приобретаемых продуктов на 1 человека:
Вид продукции | Кол-во на 1 человека |
Сосиски молочные | 3 шт |
Картофель | 300 гр |
Помидоры | 2 шт ≈ 200 гр |
Огурцы | 2 шт ≈ 180 гр |
Бананы | 1 шт ≈ 120 гр |
Батон нарезной | 150 гр |
Пирожок с яблоком | 1 шт |
Печенье земляничное | 4 шт ≈ 100 гр |
Сок мультифрукт | 250 мл |
Цены на продукцию и масса единицы товара
Продукция | Вес/шт | Цена, руб |
Сосиски молочные «Клинский» | 530 гр /9 шт | 259,00 |
Батон нарезной «Коломенский» | 400 гр | 36,50 |
Батон нарезной «Утренний» | 400 гр | 76,50 |
Батон нарезной «Нижегородский» | 400 гр | 22,79 |
Пирожок с яблоком | 70 гр | 41,50 |
Печенье «Земляничное» | 140 гр | 36,50 |
Печенье земляничное | 1 кг | 197,20 |
Картофель | 1кг | 35,00 |
Картофель в сетке | 5 кг | 150,00 |
Помидоры весовые | 1 кг | 120,00 |
Помидоры в упаковке, черри | 250 гр | 89,00 |
Огурцы весовые | 1 кг | 90,00 |
Огурцы в упаковке | 0,5 кг | 69,00 |
Бананы | 1 кг | 80,00 |
Сок «Мультифрукт» | 1 л | 108,50 |
Сок «Мультифрукт» | 2 л | 178,00 |
Сок «Мультифрукт» | 0,2 л | 31,00 |
* при расчете необходимо сообразить, что в поход идут не только 29 учеников, но и классный руководитель, поэтому расчет должен вестись на 30 человек.
Ответ:
Таблица для заполнения
Вид продукции | Кол-во (уп/шт) | Цена за единицу товара | Общая стоимость, руб |
Сосиски молочные «Клинский» | 10 | 259,00 | 2590,00 |
Батон нарезной «Нижегородский» | 12 | 22,79 | 273,48 |
Батон нарезной «Коломенский» | 0 | 36,50 | |
Батон нарезной «Утренний» | 0 | 76,50 | |
Пирожок с яблоком | 30 | 41,50 | 1245,00 |
Печенье земляничное | 120 | 197,42 | 592,26 |
Картофель | 0 | 35,00 | |
Картофель в сетке | 2 | 150,00 | 300,00 |
Помидоры весовые | 60 | 120,00 | 720,00 |
Огурцы весовые | 60 | 90,00 | 486,00 |
Бананы | 30 | 80,00 | 288,00 |
Сок «Мультифрукт» | 0 | 108,50 | |
Сок «Мультифрукт» | 8 | 178,00 | 1404,00 |
Вода питьевая, 1,5 л | 13 | 15,00 | 195,00 |
При расчете обучающиеся должны отметить, что выгоднее покупать продукты весовые, а не фасованные, сделать выбор в пользу первых.
Тип грамотности: математическая.
Уровень трудности: 5.
Проверяемые умения:
- демонстрировать способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями;
- выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем.
Балл: 620.
- У природы нет плохой погоды
Задание 5: В предвкушении встречи ребята озадачились, позволит ли погода осуществить задуманное. Для этих целей они просмотрели в интернете статистику средней температуры воздуха и осадков в г.Звенигород (ближайший к их селу город) - https://world-weather.ru/pogoda/russia/zvenigorod/january-2019/
Изучив статистику за 5 предыдущих лет, ребята сделали вывод о количестве солнечных (ясных) дней, средней дневной температуре и количестве дней без осадков по годам:
Год | Количество ясных дней | Количество дней без осадков | Средняя дневная температура |
2015 | 7 | 28 | 22 |
2016 | 3 | 26 | 23 |
2017 | 4 | 23 | 23 |
2018 | 7 | 27 | 24 |
2019 | 3 | 24 | 20 |
Основываясь на приведенной статистике, определите, в каком месяце запланировали встречу ребята? Как вы считаете, можно ли данный прогноз считать положительным для осуществления планов школьников?
Ответ: месяц – август. Прогноз можно считать положительным, по статистике в августе немного дождливых дней, температура воздуха благоприятная. Школьники определенно смогут найти удобный для похода день.
Тип грамотности: естественно-научная
Уровень трудности: средний.
Проверяемые умения:
- интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
Балл: 485.
- Безопасность превыше всего
Задание 6: Как вы успели заметить, между Женей и Андреем возникло недопонимание. Как вы думаете, кто из мальчиков прав и почему?
Ответ: Прав Женя. Саперная лопатка пригодится в целях обеспечения пожарной безопасности (чтобы подготовить место для костра и потушить костер). Она достаточно компактна и весит чуть более килограмма. Мобильный телефон нужен для связи, если заблудился в лесу, для связи с родителями и службами в случае непредвиденной ситуации, а также может служить фонариком и компасом.
Тип грамотности: читательская.
Уровень трудности: 3.
Проверяемые умения:
- выявлять буквальный смысл одного или нескольких текстов объемом не более страницы, находить неявную информацию.
Балл: 480.
Задание 7: Агата и Соня составили список для формирования общей походной аптечки. Поставьте «плюс» в нужный столбец напротив каждого лекарства или иного средства. Объясни, что не следует брать и почему?
Наименование | Обязательно нужно взять | Не брать |
Активированный уголь | + | |
Перевязочные бинты | + | |
Лекарство от аллергии | + | |
Сироп от кашля | + | |
Репеллент | + | |
Набор пластырей | + | |
Перекись водорода | + | |
Антибиотик | + | |
Солнцезащитный крем | + |
Ответ: Из предложенного списка не стоит брать сироп от кашля и антибиотик. Данные препараты назначаются только врачом, самостоятельно принимать решение о приеме данных препаратов недопустимо. Кроме того, эти лекарства не требуются общей массе людей, поэтому для общей аптечки не подходят.
Тип грамотности: читательская.
Уровень трудности: 2.
Проверяемые умения:
- выбирать интернет-источник из перечня, опираясь на явные подсказки;
- находить в тексте несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного осмысления;
- формулировать несложные выводы.
Балл: 410.
Предварительный просмотр:
Рис. 1. Маршрут пешего похода (предложение классного руководителя)
Рис. 2. Маршрут пешего похода (предложение ученика)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Долгожданная встреча»
Глобальной проблемой 2020 года стала мировая пандемия коронавируса. В связи с ней школы были закрыты, обучающиеся учились дистанционно дома в режиме самоизоляции. Очень остро ощущался недостаток общения. Поэтому летом, после отмены режима самоизоляции, ученики 5б класса решили встретиться.
- Место встречи
Ребята обратились с предложением к классному руководителю, который с удовольствием поддержал идею (см. приложение «WhatsApp»). Классный руководитель провел опрос среди учеников. Всего в 5б классе обучается 34 ученика.
Результаты опроса представлены в виде диаграммы, в процентах:
Задание 1:
- Сколько человек проголосовали за самое популярное предложение (ответ округлите до целых)?
- Сколько человек отказались от встречи (ответ округлите до целых)?
- Сколько процентов ребят выбрали 2 варианта?
- Построим маршрут
Было принято решение пойти в поход в лес с классным руководителем. Классный руководитель предложила пойти в пеший поход в д.Скоково. По ее словам, недалеко от деревни есть отличная полянка (см. приложение «Карта», рис.1), где можно удобно расположиться, укрыться от солнца, есть место для игр. Было принято решение до места назначения дойти пешком, а обратно ребят заберут родители, имеющие автомобили. Изучив карту, один ученик сообщил, что нашел более короткий путь (см. приложение «Карта», рис.2).
Задание 2: Сделай вывод, какой маршрут стоит выбрать ребятам и почему?
Задание 3: Определите по карте расстояние, которое необходимо будет преодолеть ребятам пешком, если масштаб карты 100 м : 1 см.
- Провизия
Общим голосованием было решено приготовить на костре сосиски, запечь картофель, а также приобрести следующие продукты: батон нарезной, помидоры, огурцы, бананы, пирожки с яблоком, печенье земляничное, сок мультифрукт. Также договорились, что каждый возьмет с собой 1 л питьевой воды, кроме того будет приобретена дополнительная вода из расчета 0,5 л на человека, а также запас воды (4,5 л) для технических нужд. Было принято решение приобрести питьевую воду в бутылках по 1,5 л (чтобы удобнее было нести). В магазин «Ашан» отправились представители класса.
Задание 4: Рассчитайте, сколько каких продуктов должны положить в корзину ребята так, чтобы стоимость покупки была наименьшей. Для этого заполните таблицу, учитывая количество приобретаемых продуктов на 1 человека:
Вид продукции | Кол-во на 1 человека |
Сосиски молочные | 3 шт |
Картофель | 300 гр |
Помидоры | 2 шт ≈ 200 гр |
Огурцы | 2 шт ≈ 180 гр |
Бананы | 1 шт ≈ 120 гр |
Батон нарезной | 150 гр |
Пирожок с яблоком | 1 шт |
Печенье земляничное | 4 шт ≈ 100 гр |
Сок мультифрукт | 250 мл |
Цены на продукцию и масса единицы товара
Продукция | Вес/шт | Цена, руб |
Сосиски молочные «Клинский» | 530 гр /9 шт | 259,00 |
Батон нарезной «Коломенский» | 400 гр | 36,50 |
Батон нарезной «Утренний» | 400 гр | 76,50 |
Батон нарезной «Нижегородский» | 400 гр | 22,79 |
Пирожок с яблоком | 70 гр | 41,50 |
Печенье «Земляничное» | 140 гр | 36,50 |
Печенье земляничное | 1 кг | 197,20 |
Картофель | 1кг | 35,00 |
Картофель в сетке | 5 кг | 150,00 |
Помидоры весовые | 1 кг | 120,00 |
Помидоры в упаковке, черри | 250 гр | 89,00 |
Огурцы весовые | 1 кг | 90,00 |
Огурцы в упаковке | 0,5 кг | 69,00 |
Бананы | 1 кг | 80,00 |
Сок «Мультифрукт» | 1 л | 108,50 |
Сок «Мультифрукт» | 2 л | 178,00 |
Сок «Мультифрукт» | 0,2 л | 31,00 |
Ответ:
Таблица для заполнения
Вид продукции | Кол-во (уп/шт) | Цена за единицу товара | Общая стоимость, руб |
- У природы нет плохой погоды
Задание 5: В предвкушении встречи ребята озадачились, позволит ли погода осуществить задуманное. Для этих целей они просмотрели в интернете статистику средней температуры воздуха и осадков в г.Звенигород (ближайший к их селу город) - https://world-weather.ru/pogoda/russia/zvenigorod/january-2019/
Изучив статистику за 5 предыдущих лет, ребята сделали вывод о количестве солнечных (ясных) дней, средней дневной температуре и количестве дней без осадков по годам:
Год | Количество ясных дней | Количество дней без осадков | Средняя дневная температура |
2015 | 7 | 28 | 22 |
2016 | 3 | 26 | 23 |
2017 | 4 | 23 | 23 |
2018 | 7 | 27 | 24 |
2019 | 3 | 24 | 20 |
Основываясь на приведенной статистике, определите, в каком месяце запланировали встречу ребята? Как вы считаете, можно ли данный прогноз считать положительным для осуществления планов школьников?
- Безопасность превыше всего
Задание 6: Как вы успели заметить, между Женей и Андреем возникло недопонимание. Как вы думаете, кто из мальчиков прав и почему?
Задание 7: Агата и Соня составили список для формирования общей походной аптечки. Поставьте «плюс» в нужный столбец напротив каждого лекарства или иного средства. Объясни, что не следует брать и почему?
Наименование | Обязательно нужно взять | Не брать |
Активированный уголь | ||
Перевязочные бинты | ||
Лекарство от аллергии | ||
Сироп от кашля | ||
Репеллент | ||
Набор пластырей | ||
Перекись водорода | ||
Антибиотик | ||
Солнцезащитный крем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого внеклассного мероприятия (авторская разработка). УРОК-ИГРА «Счастливый случай» между учащимися 5-го класса.
Игра проходит по аналогии теливизионной игры «Счастливый случай»....
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Методическа разработка урока-игры по истории для учащихся 7-х классов в форме «брейн -ринг».
Повторительно-обобщающий материал, направленный на закрепление изученного материала...
Разработка урока по английскому языку для учащихся 5-го класса на тему «Естествознание: насекомые / Science: insects»
CLIL (Предметно-Языковое Интегрированное Обучение) – это подход к обучению, при котором различные общеобразовательные предметы ведутся на иностранном языке. Такой вид обучения позволяет достигат...
Разработка кейса в формате PISA 2020
Разработка кейса в формате PISA 2020...
Методическая разработка урока по теме «Посуда» для учащихся 4-х классов школы VIII вида по предмету «Развитие речи и окружающий мир»
Методическая разработка урока по теме «Посуда» для учащихся 4-х классов школы VIII вида по предмету «Развитие речи и окружающий мир» Цель урока - уточнение...
Диагностическая работа в формате PISA для учащихся 9-х классов
На основании выполнения диагностической работы оценивается овладение девятиклассниками читательской грамотностью как составляющей функциональной грамотности личности.Диагностическая работа состоит из ...