Программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса
рабочая программа по математике (6 класс)
Программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса "Занимательная математика", рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_6a.docx | 63.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Разработана и принята» Педагогическим советомГБОУ школа № 129Красногвардейского районаСанкт-Петербурга«__27___»_августа___2020_ годПротокол № 10 | «Утверждаю»ДиректорГосударственного бюджетногообщеобразовательного учреждениясредней общеобразовательной школы № 129 Красногвардейского районаСанкт-Петербурга_______________(Заржевская И.А.)«__27___»_августа___2020_ годПриказ № 87 |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Направление деятельности: общеинтеллектуальное
Класс: 6 «А» (11-12 лет)
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Составитель:
Клеверова Татьяна Михайловна
Оглавление
1.1. Нормативно-правовая база 3
1.3. Актуальность и перспектива курса 4
1.4. Возрастная группа обучающихся 4
1.5. Объём часов, отпущенных на занятия 4
1.6. Цели и задачи реализации программы 4
2.1. Перечень основных разделов, блоков и тем программы 6
3. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности 7
3.2. Метапредметные результаты 8
3.4. Формы подведения итогов 10
4. Календарно-тематическое планирование 10
5. Информационно-методическое обеспечение 13
5.2. Цифровые образовательные ресурсы 15
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, с изменениями и дополнениями от 22 мая 2019 года;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года, № 1577;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03- 296;
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы №129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Назначение программы
Назначение рабочей программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в возможности развития одарённости обучающихся, позволяет ученикам получить не только полезные теоретические знания, но и практические приёмы решения различных задач.
Актуальность и перспектива курса
Перспектива курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в развитии личности обучающихся и является одной из важных составляющих работы с одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем.
Направление программы – обще интеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Возрастная группа обучающихся
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» предназначена для обучающихся 6-х классов (11-12 лет).
Объём часов, отпущенных на занятия
Программа рассчитана на 1 год обучения (по 1 часу в неделю), в объёме 34 учебных часов. В программе 10 часов – теория, 24 часов – практика. Срок реализации программы сентябрь – май.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Реализация программы возможна с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Задачи программы:
Обучающие: расширение и углубление знаний по предмету;
Воспитывающие: пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
Развивающие: развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
Дополнительные задачи курса:
- раскрытие творческих способностей учащихся;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Формы и методы работы
Формы работы в рамках реализации курса – комбинированное тематическое занятие:
- Выступление учителя или кружковца.
- Самостоятельное решение задач по избранной теме.
- Разбор решения задач (обучение решению задач).
- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений.
- Ответы на вопросы учащихся.
Большая часть работы с обучающимися отводится практическим занятиям:
- Конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады, игры.
- Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.
- Изготовление моделей для уроков математики.
- Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
- Просмотр видеофильмов по математике.
К основным методам работы относятся: традиционные (словестные, практические и наглядные) и инновационные (элементы ТРИЗ и метод игрового обучения)
На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.
Учебно-тематический план
Перечень основных разделов, блоков и тем программы
В большинстве случаев содержание занятий непосредственно следует из указанной темы конкретного занятия. Отбор тех или иных задач для рассмотрения на занятии определяется исключительно педагогом, ведущим внеурочную деятельность в соответствии с уровнем базовой математической подготовки учащихся, а также уровнем их мотивации и потенциальной одаренности. Весьма обширный список предлагаемой литературы без труда позволит педагогу наполнить занятие содержательными задачами сообразно своему вкусу и интересам учащихся.
Вместе с тем руководитель, реализующий программу внеурочной деятельности, должен придерживаться следующих основных правил:
- Неправильно заниматься с обучающимися одной темой в течение продолжительного промежутка времени, даже в рамках одного занятия полезно иногда сменить направление деятельности, при этом необходимо постоянно возвращаться к пройденному. Это целесообразно делать, предлагая задачи по данной теме в устных и письменных олимпиадах и других соревнованиях.
- В каждой теме необходимо выделить несколько основных логических «вех» и добиваться безусловного понимания (а не зазубривания!) этих моментов учащимися.
- Необходимо постоянно обращаться к нестандартным и «спортивным» формам проведения занятий, не забывая при этом подробно разбирать все предлагаемые на них задания; необходимо использовать на занятиях развлекательные и шуточные задачи.
Подчеркивая, что подготовка и проведение занятий – это творческий процесс, в который вовлекается педагог, тем не менее, обратим внимание на ряд наиболее важных тем.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | |
теория | практика | |||
Раздел 1 | Математические игры | 5 | 1 | 4 |
1 | Разгадывание ребусов. | 1 | 1 | |
2 | Составление и расшифровка шифров | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Составление и расшифровка шифров | 1 | 1 | |
4 | Задачи «сказочного» содержания. | 1 | 1 | |
5 | Задачи на перебор (с практическим содержанием) | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 2 | Числовые задачи | 4 | 1 | 3 |
6 | Задачи на целое и его части. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Задачи про цифры. | 1 | 1 | |
8 | Задачи типа: «Что больше?», «Сколько же?». | 1 | 1 | |
9 | Числовые выражения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 3 | Задачи на четность | 4 | 1 | 3 |
10 | Задачи на свойства делимости. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Задачи на свойства делимости. | 1 | 1 | |
12 | Четность и нечетность чисел. | 1 | 1 | |
13 | Задачи на доказательство. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 4 | Логические задачи | 5 | 2 | 3 |
14 | Решение логических задач | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Решение логических задач | 1 | 1 | |
16 | Решение логических задач (геометрического типа) | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Решение логических задач с практическим содержанием | 1 | 1 | |
18 | Решение логических задач с практическим содержанием | 1 | 1 | |
Раздел 5 | Задачи на делимость чисел | 4 | 1 | 3 |
19 | Использование признаков делимости для решения задач. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Простые и составные числа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Простые и составные числа. | 1 | 1 | |
22 | Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги. | 1 | 1 | |
Раздел 6 | Геометрия в пространстве | 4 | 1 | 3 |
23 | Понятие плоскости. Задачи со спичками | 1 | 1 | |
24 | Задачи с развертками | 1 | 1 | |
25 | Задачи на разрезание и склеивание | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Задачи на кубы | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 7 | Текстовые задачи | 5 | 2 | 3 |
27 | Решение различных текстовых задач | 1 | 1 | |
28 | Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения) | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Решение различных текстовых задач | 1 | 1 | |
30 | Решение различных текстовых задач (поиск наиболее рациональных способов решения) | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Решение различных текстовых задач | 1 | 1 | |
Раздел 8 | Старинные задачи | 3 | 1 | 2 |
32 | Старинные меры веса и длины | 1 | 1 | |
33 | Решение старинных задач | 1 | 1 | |
34 | Решение старинных задач | 1 | 1 | |
Общее количество часов | 34 | 10 | 24 |
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
- Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметные результаты
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
- познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
- познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
- освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
- познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.
- расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
- познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
- познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
- приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
- приобрести опыт презентации собственного продукта.
Формы подведения итогов
Подведение итогов внеурочной деятельности проходит в следующих формах: публичное выступление, создание собственных видеороликов, защита проектов, проведение самопрезентации, математическая игра.
Календарно-тематическое планирование
Разделы программы | № | Темы занятий | Формы проведения занятий | Планируемый результат | Кол-во часов | Даты проведения | |
по плану | по факту | ||||||
Математические игры | 1 | Разгадывание ребусов. | Беседа, практикум | Получение знаний о математике, ее значении в жизни человека и ее связях с другими науками | 1 | ||
2 | Составление и расшифровка шифров | Обсуждение практикум | Повторение свойств сложения и умножения натуральных чисел. | 1 | |||
3 | Составление и расшифровка шифров | Обсуждение практикум | Научиться строить схемы, учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им | 1 | |||
4 | Задачи «сказочного» содержания. | Обсуждение практикум | Выделять характерные причинно-следственные связи | 1 | |||
5 | Задачи на перебор (с практическим содержанием) | Практикум соревнование | Выделять характерные причинно-следственные связи | 1 | |||
Числовые задачи | 6 | Задачи на целое и его части. | Обсуждение практикум | Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | 1 | ||
7 | Задачи про цифры. | Обсуждение практикум | Выполнять вычитание с помощью натурального ряда; вычитать натуральные числа. | 1 | |||
8 | Задачи типа: «Что больше?», «Сколько же?». | Обсуждение практикум | Использовать разные источники информации в т.ч. интернет | 1 | |||
9 | Числовые выражения. | Практикум соревнование | Используя свойства арифметических действий, решать задачи связанные с числовыми выражениями | 1 | |||
Задачи на четность | 10 | Задачи на свойства делимости. | Обсуждение практикум | Применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений. | 1 | ||
11 | Задачи на свойства делимости. | Обсуждение практикум | Применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений. | 1 | |||
12 | Четность и нечетность чисел. | Обсуждение практикум | Делать умозаключения (по аналогии) и выводы | 1 | |||
13 | Задачи на доказательство. | Практикум соревнование | Обобщить знания делимости чисел, свойств арифметических чисел. | 1 | |||
Логические задачи | 14 | Решение логических задач | Обсуждение практикум | Познакомиться со способами решения логических задач | 1 | ||
15 | Решение логических задач | Обсуждение практикум | Познакомиться со способом решения задач от обратного | 1 | |||
16 | Решение логических задач (геометрического типа) | Исследовательская работа | Научиться применять графы для решения логических задач | 1 | |||
17 | Решение логических задач с практическим содержанием | Исследовательская работа | Научиться решать геометрические задачи методом упорядоченного перебора | 1 | |||
18 | Решение логических задач с практическим содержанием | Исследовательская работа | Овладеть навыками решения логических задач | 1 | |||
Задачи на делимость чисел | 19 | Использование признаков делимости для решения задач. | Обсуждение практикум | Познакомятся с признаками делимости на 4, 6, 18, 15 | 1 | ||
20 | Простые и составные числа. | Обсуждение практикум | Научиться применять признаки делимости для решения задач практического содержания | 1 | |||
21 | Простые и составные числа. | Обсуждение практикум | Отработать понятия простого и составного числа | 1 | |||
22 | Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги. | Обсуждение практикум | Использовать делимость чисел при решении практических задач в том числе и геометрических | 1 | |||
Геометрия в пространстве | 23 | Понятие плоскости. Задачи со спичками | Беседа моделирование | Получить представление о плоскости и нахождении фигур в одной плоскости. | 1 | ||
24 | Задачи с развертками | Беседа моделирование | Строить схемы и модели для решения задач | 1 | |||
25 | Задачи на разрезание и склеивание | Беседа моделирование | Строить схемы и модели для решения задач | 1 | |||
26 | Задачи на кубы | Беседа моделирование | Научиться решать задачи | 1 | |||
Текстовые задачи | 27 | Решение различных текстовых задач | Обсуждение практикум | Научиться решать задачи «на части». | 1 | ||
28 | Решение различных текстовых задач | Обсуждение практикум | Решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности с помощь схем и рассуждений | 1 | |||
29 | Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения) | Обсуждение практикум | Рассмотреть варианты решений одной и той же задачи разными способами | 1 | |||
30 | Решение различных текстовых задач (поиск наиболее рациональных способов решения) | Обсуждение практикум | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | 1 | |||
31 | Решение различных текстовых задач | Практикум соревнование | Научиться решать задачи с конца. | 1 | |||
Старинные задачи | 32 | Старинные меры веса и длины | Исследовательская работа | Познакомиться со старинными задачами и некоторыми старинными единицами длины и веса | 1 | ||
33 | Решение старинных задач | Обсуждение практикум | Научиться решать задачи нестандартного вида | 1 | |||
34 | Решение старинных задач | Обсуждение практикум | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | 1 |
Информационно-методическое обеспечение
Список литературы
- Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. – М.: Илекса, 2011.
- Вакульчик П.А. Сборник нестандартных задач. – Минск: БГУ, 2001.
- Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Математический кружок. Первый год. – Л.: С-Петербургский дворец творчества юных, 1992.
- Екимова М.А., Кукин Г.П. задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2005.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1979.
- Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. – М.: МЦНМО, 2015.
- Математический кружок. Первый год обучения, 5-6 классы (Коллектив авторов). – М.: Изд. АПН СССР, 1991.
- Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Изд. дом «Искатель», 1999.
- Столяр А. А. Зачем и что мы доказываем в математике. – Минск: Народная асвета, 1987.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2001.
- Шейкина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.
Дополнительная литература
- Спивак А.В. Математический кружок. – М.: МЦНМО, 2015.
- Гарднер М. А ну-ка догадайся! – М.: Мир, 1984.
- Гарднер М. Есть идея! – М.: Мир, 1982.
- Гарднер М. Крестики-нолики. – М.: Мир, 1988.
- Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1971.
- Гарднер М. Математические досуги. – М.: Мир, 1972.
- Гарднер М. Математические новеллы. – М.: Мир, 1974.
- Гарднер М. Путешествие по времени. – М.: Мир, 1990.
- Гик Е.Я. Замечательные математические игры. – М.: Знание, 1987.
- Кноп К. А. Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам. - М., МЦНМО, 2011.
- Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М., ГИФМЛ, 1958.
- Линдгрен Г. Занимательные задачи на разрезание. – М.: Мир, 1977.
- Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Учпедгиз, 1961.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. – М.: Наука, 1975.
- Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1970.
- Радемахер Г.Р., Теплиц О. Числа и фигуры. – М.: Физматгиз, 1962.
- Смаллиан Р. Алиса в стране Смекалки – М.: Мир, 1987.
- Смаллиан Р. Как же называется эта книга? – М.: Мир, 1981.
- Смаллиан Р. Принцесса или тигр? – М.: Мир, 1985.
- Смыкалова Е.В. Необычный урок математики. – СПб.: СМИО Пресс, 2007.
- Уфнаровский В.Л. Математический аквариум. – Кишинев: Штиинца, 1987.
- Фарков А.В. Математические олимпиады: методика подготовки 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы
- Виртуальная галерея
- Обучающие видеоролики
- Презентации
- Интерактивная образовательная игра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс
Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс...
Программа внеурочной деятельности по математике 5 класс ФГОС
Программа на основе курса "Наглядная геометрия" авторов И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой....
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика".5 класс.
В программе даны пояснительная записка, учебно-тематический план,содержание программы, литература к учителю и к ученику ит.д....
программа внеурочной деятельности по математике 5 класс
Программа внеурочной деятельности поможет школьникам познакомиться с интересными задачами математики за страницами учебника....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» 6 класс
Программа этого курса разработана авторами Жигулевым Л.А., заслуженным учителем РФ,доцентом кафедры физико-математического образования СПБ АППО и Лукичевой Е.Ю., к.п.н., доцентом заведующей кафедрой ф...
Программа внеурочной деятельности по математике 5 класс
Программа внеурочной деятельности по математике 5 класс "Живая математика"...
Программа внеурочной деятельности по математике 6 класс "Занимательная математика"
Занимательная математика...