Статья. Опыт работы по организации творческих мастерских.
статья по математике (5 класс)

Математика- это трудно, интересно и требует вложения своего труда.

В данной статье помогаю понять как  организовать деятельность учащихся,направленную на освоение понятия среднее арифметическое, через организацию творческих мастерских. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_organizatsii_tvorcheskih_masterskih.docx350.58 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по организации творческих мастерских

               Математика- это трудно, интересно и требует вложений своего труда.

                                                                                                          Храмцова Н.А.

5 класс тема: Среднее арифметическое.

«Что такое рейтинг и как его подсчитать»

Целевой компонент урока

Педагогические цели: Организовать деятельность учащихся, направленную на освоение понятия «среднее арифметическое»

Ожидаемые результаты:

Личностные: учащиеся понимают значение результатов своей деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: учащиеся применяют установленные правила в планировании способа решения, составляют план и последовательность действий.

Познавательные: учащиеся читают и составляют графики, решают учебные задачи разными способами, пользуются алгоритмом, структурируют информацию.

Коммуникативные: учащиеся договариваются при работе в группах, распределяют роли.

Предметные: учащиеся владеют понятием «среднее арифметическое» и способами его расчета; умеют выполнять все действия с десятичными дробями; применяют полученные теоретические сведения в практических ситуациях.

Используемая технология: творческая мастерская

Методы обучения: проблемное обучение

Оснащение урока: проектор, компьютер, инструкция по работе в группах, словарь, иллюстрация к заданиям, фишки и плакат для рефлексии.

План урока

Этапы урока

Этапы

мастерской

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

Актуализация

знаний

Индукция

Организует беседу с учащимися для решения задания 1, по результатам выполнения которого дети формулируют тему урока.

Самостоятельно решают задание 1, по результатам выполнения которого- формулируют тему урока.

Осуществляют рефлексию этапа урока: «рассказывают» о своем настроении цветом, используя сигнальные карточки.

Постановка цели урока

Деконструкция

Создает проблемную ситуацию. Распределяет учащихся по группам. Формулирует задание 2 для работы групп.

Рассаживаются по группам. Определяют степень знакомства с проблемой и ищут возможность для ее решения.

Выполняют задание в группах:

Группа №1-ведет поиск информации в Интернете

Группа №2-работает со словарем Ожегова.

Группа №3- работает с текстом, предложенным учителем.

Погружение в проблему

Реконструкция

Координирует выступления учащихся по итогам работы групп. Организует беседу с учащимися для уточнения понятия «рейтинг» и формулирует задание 3.

Кратко представляют полученную в ходе работы групп информацию. Участвуют во фронтальной устной работе и в результате выполнения задания 3 определяют итоговую формулировку понятия «рейтинг»

Социоконструкция

Формулирует задание 4. Выдает инструкции и материал для работы в группах. Координирует деятельность учащихся, направленную на сравнение полученных способов нахождения рейтинга по итогам выполнения задания 4

Изучают инструкции к заданию 4. Работают в группах и выполняют задание 4.

Осуществляют рефлексию этапа урока.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Афиширование

Координирует деятельность учащихся, направленную на сравнение полученных способов нахождения рейтинга по итогам выполнения задания 4

Представляют результаты работы в группах по заданию 4 в виде диаграммы или рисунка и сравнивают полученные ими способы реализации проблемы.

Разрыв

Формулирует задание 5. Уточняет тему урока, организует деятельность учащихся по выводу правила нахождения среднего арифметического. Координирует самостоятельную работу учащихся с учебником по выполнению задания 6 и оформляет конспект в тетради. При необходимости предлагает «подсказки» для успешного выполнения задания

Выполняют задание 5 в ходе устной работы.

 Предлагают варианты вывода формулы для среднего арифметического.

 Выполняют задание 6, работая по учебнику, сравнивают выводы, сделанные самостоятельно по информации,   предоставленной в учебнике. Оформляют краткий конспект в тетради.

Применение теоретических положений в условиях выполнения задания

Формулирует задание 7. Координирует работу учащихся по применению новых знаний и формул при решении задач.

Организует рефлексию этапа урока.

Работают в группах, решают задание 7 практического содержания.

Осуществляют рефлексию этапа урока с помощью сигнальных карточек.

Формулирует задание 8. Предлагает выбрать учащимся задания из трех вариантов и решить их, оформить результат своей работы на плакате

Выполняют задание 8. Индивидуально выбрав один из вариантов задания.

Делаю прогнозы по своей триместровой оценке.

Поведение итогов урока

Рефлексия

Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке, определить динамику своего рейтинга от 1 триместра до второго, выбрать способ оценки.

Оценивают свою работу на уроке. Приклеивают стрелку по динамике повышения или понижения рейтинга или стикер на плакат со своей предполагаемой триместровой оценкой

Учебные задания и формируемые учебные действия (УУД)

Учебное задание

Учебное задание

Задание1

Вычислите, расположите в порядке возрастания числа и определите тему урока

0,03+9

3,51∙10

8,8-0,5

3,4+4,3

3,6∙2

2:0,1                

22,2:3

й

р

т

и

г

е

н

Ответ: рейтинг

*РУУД (прогнозирование)предопределение результата

(контроль) сравнение результата с эталоном

**ПУУД (общеучебные) преобразование информации, моделирование.

Задание 2

Найдите  в информационных источниках необходимую информацию о понятии «рейтинг» и кратко сформулируйте ответ.

Группа №1 –работает с Интернетом

Группа №2 –работает со словарем Ожегова

Группа №3 –работает с текстом предложенным учителем (см. приложение 1)

РУУД: применение рациональных способов работы, действия по плану

ПУУД (общеучебные) поиск и выделение информации

КУУД: взаимодействие в группе, построение монологического высказывания, передача информации в сжатом виде

Задание 3

Предложите способы расчета рейтинга

РУУД: действия по плану

КУУД: построение монологического высказывания, передача информации в сжатом виде

Задание 4

Решите задачу, действуя по инструкции (см приложение 2 и 3). Предъявите результат.

Задание для групп:

1.Определите, какое итоговое место заняла команда «Чемпион»?

2.Определите, какой триместр Иван закончил успешнее?

3.Определите, какая из команд получила больше голосов в контакте?

РУУД: действия по плану, нахождение рациональных способов решения, создание схемы, таблицы, диаграммы.

ПУУД: анализ учебной задачи, выделение главной мысли и проблемы, формулирование выводов.

КУУД (постановка вопросов) инициативное сотрудничество в поиске решения, вклад в совместные действия.

Задание 5

Докажите, что запись «рейтинг-среднее арифметическое»-верная

ПУУД: (логические) установление причинно-следственных связей

КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли, умение убеждать другого человека.

Задание 6

Сформулируйте определение нового понятия и сравните его с правилом в учебнике. Запишите правило и формулу в тетрадь.

Воспользуйтесь подсказками для успешного выполнения задания (см. приложение 4)

ЛУУД: (смыслообразование) понимание значения результатов своей деятельности

РУУД: самопроверка и взаимопроверка

ПУУД: (логические) установление причинно-следственных связей

КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли

Задание 7

Выберете задачу 1 или 2 для решения в группах (см. приложение 5)

Вариант 1: Рассчитайте среднюю стоимость завтрака в столовой

Вариант 2: Определите стоимость букета цветов.

ЛУУД: (смыслообразование) понимание значения результатов своей деятельности

РУУД: оценка своих действий

ПУУД: (логические) установление причинно-следственных связей, включение новой информации в систему ранее изученного

КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли

Задание 8

Самостоятельно выберете то задание, которое вам интересно и выполните его.

Вариант А: Определите динамику собственного рейтинга от первого триместра ко второму.

Вариант В: спрогнозируйте свою триместровую отметку по математике.

Вариант С («для быстрых»): найдите или придумайте варианты среднего арифметического из жизни.

ЛУУД: (смыслообразование) понимание значения результатов своей деятельности

РУУД: оценка своих действий

ПУУД: (логические)включение новой информации в систему ранее изученного

Задание 9

Представьте результаты решения задания 8 на плакате.

Вариант А: приклейте на плакат стрелку вверх или вниз в зависимости от повышения рейтинга или его понижения

Вариант В: приклейте стикер на плакат со своей предполагаемой отметкой по математике (см.приложение 6)

ЛУУД: (смыслообразование) понимание значения результатов своей деятельности

РУУД: оценка своих действий

ПУУД: (логические)включение новой информации в систему ранее изученного

*РУУД -  регулятивные универсальные учебные действия

**ПУУД- познавательные универсальные учебные действия

***КУУД-коммуникативные универсальные учебные действия

****ЛУУД-личностные универсальные учебные действия

Приложения

  1. Текст для работы группы 3 при выполнении задания 2

Необычное по звучанию слово ре́йтинг пришло к нам из английского языка (англ. rating) — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта, или явления.

Рейтинг - это мера популярности, чего-либо или кого-либо выбираемый на основании зрительских предпочтений, выводов экспертов, опросов общественного мнения. ... Говоря простыми словами рейтингом называют меру популярности кого-либо. 

Буквально это слово обозначает- индивидуально числовой показатель оценки спортивных достижений шахматистов, шашистов, спортсменов, для которых создают специальные классификационные списки, которые называются рейтинг листы. Но из спортивной области это слово перешло в другие области человеческих знаний. Словосочетание со словом рейтинг используется сейчас во многих других случаях, например: политический рейтинг, рейтинг успеваемости.

Рейтинг успеваемости -это показатель нашей учебы, чем выше полученное число, тем выше наш рейтинг.

Рейтинг – понятие, характеризующее значимость, место, вес, позицию данного объекта по сравнению с другими объектами этого класса (типа). Часто применяется в социологии.

  1. Формулировка задания 4

Задание для группы 1

В нескольких эстафетах , которые проводились в школе на день здоровья, команды показали следующие результаты:

Название команды

1 эстафета

2 эстафета

3 эстафета

4 эстафета

«Прорыв»

5,8

6,3

3,3

5,5

«Бегунки»

5,6

6,0

3,5

5,6

«Чемпионы»

5,7

6,4

3,4

5,7

«В силе»

5,5

6,1

3,7

5,4

Вопрос: За каждую эстафету команда получает количество баллов, равное занятому в этой эстафете месту, затем баллы по всем эстафетам суммируются. Какое итоговое место заняла команда “Чемпионы”, если победителем считается команда, набравшая наименьшее количество очков?

        Решение

“прорыв” = 4+3+1+2=10

“бегунки”=2+1+3+3=9

“Чемпионы”=3+4+2+4=13

“В силе”=1+2+4+1=8

Команда “Чемпионы” занимает 4 место

Задание для группы 2

Какой триместр Ваня закончил лучше?

Предмет

1 триместр

2 триместр

Математика

4

5

Русский язык

4

4

Литература

5

4

Ботаника

3

3

География

3

3

ИЗО

5

4

ОБЖ

5

5

Физкультура

5

5

Английский язык

4

4

Ma3zXDdQb_0.jpg

Задание для группы 3

Какая из команд получила больше лайков/голосов в «Контакте»?

                                                       

команда

«Непоседы»

команда

«Стрижи»

Ира

10

Лена

9

Данил

12

Вова

10

Света

14

Таня

13

Петя

8

Никита

12

итого

  1. Инструкция для работы в группах
  • Распределите роли, кто будет читать задачу вслух, кто будет оформлять решение (2-3 человека), кто будет объяснять решение, кто будет афишировать результат, кто будет отвечать на вопросы.
  • Прочитайте задачу
  • Предложите способы решения
  • Изобразите решение на диаграмме или схеме
  • Подготовьтесь кратко рассказать о решении задачи. Используйте слова: в задаче надо было узнать…, для этого мы сначала нашли…., затем мы нашли….,получили.., на диаграмме видно, что….

  1. Подсказки для выполнения задания 5

    Среднее                                              а12                    а123                              а1234                      

арифметическое                                      2                              3                                   4

  1. Задание 7 по выбору. Примеры задач для работы в группах

Вариант 1

Рассчитайте среднюю стоимость завтрака в столовой.

Понедельник: творожная запеканка-65р, чай 7р

Вторник: оладьи со сметаной- 53, какао- 22р

Среда: омлет-45р, хлеб-10р, чай 7р

Четверг: рисовая каша-38р, ватрушка-25р, чай 7р

Пятница: сырники со сгущенкой 73р,чай 7р

Суббота: каша «Геркулес»-25р, булочка-20р,сок 45

                     http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=210210159-68-72&n=21

Вариант 2

Папа с Ваней решили купить маме букет цветов по средней стоимости, состоящий не менее чем из 5 цветов. Рассчитайте среднюю стоимость букета

  1. Роза (1 шт) – 120р
  2. Тюльпан (5шт) – 250р
  3. Хризантема (1веточка) – 80р
  4. Корзинка с цветами – 340р
  5. Собранный букет- 450р
  6. Гвоздика- 55р

http://s18.rimg.info/08cf88628fa0f29e36d94187db3f291d.gif

6.Варианты плакатов для выполнения задания 9


Рефлексия этапов урока

Расскажи о своем настроении цветом- выбери фишку и положи на парту, а себе поставь баллы. Отлично (5 баллов), хорошо ( 4 балла), не знаю ( 3 балла).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Опыт развития творческого мышления учащихся в объединении Компьютерная грамотность"

Автор делится своим опытом творческого подхода к общению с компьютером и использованию электронных ресурсов, а также к созданию в детском коллективе атмосферы постижения и созидания....

Образовательный проект по организации отдыха, занятости детей в летний период «Киноград», форма проведения: творческие мастерские

Пояснительная записка Президент России Владимир Путин объявил, что 2016 г. будет годом кино в России. Об этом говорится в президентском указе от 7 октября 2015 года №503 «О проведении в Российско...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Творческая мастерская»

Иногда взрослые ломают голову: чем же заняться с ребенком? Предлагаю вашему вниманию образовательный маршрут, рассчитанный на возраст 5 -7 лет, который поможет Вам ответить на этот вопрос. Ответом мож...

Статья "Опыт методической работы Службы здоровья"

В данной статье я обобщаю свою деятельность за последнии три года. Может испоьзоваться как руководителями Службы здоровья, так и классными руководителями для работы в образовательном учреждении. Стать...

Методические рекомендации по организации творческой мастерской "Музыкальная гостиная"

Методические рекомендации по организации творческой мастерской"Музыкальная гостиная"Трудно переоценить значение музыки в формировании и воспитании личности. В. Сухомлинский говорил: «М...

Статья "Опыт использования элементов педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы"

Данная статья является описанием инновационного педагогического опыта по использованию элементов технологии мастерских на уроках русского языка и литературы с 5 по 11 классы....