Статья "Опыт использования элементов педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы"
статья по литературе
Данная статья является описанием инновационного педагогического опыта по использованию элементов технологии мастерских на уроках русского языка и литературы с 5 по 11 классы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание инновационного
педагогического опыта
по теме
« Использование элементов педагогической
мастерской на уроках русского языка
и литературы»
Учитель русского языка и литературы
Варзина Анна Юрьевна
МБОУ «Плесецкая школа»
2021
Ребёнок - это факел, который нужно зажечь,
а не сосуд, который надо заполнить.
Франсуа Рабле.
Актуальность опыта.
Актуальность опыта обусловлена социальным заказом: современному обществу требуется активная, мобильная, эрудированная, творческая личность выпускника школы. И это требование помогает выполнить использование элементов педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы, так как эта технология включает каждого учащегося в «самостроительство» своих знаний, даёт возможность каждому проявить свои творческие способности, свою индивидуальность, учит культуре общения.
Теоретическое обоснование
Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А.Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.Ж. Руссо и современных французских эпистемологов - последователей Гастона Башляра - стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д.
В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод «проб и ошибок», но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.
Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, - и ученым, художником, явлением культуры в целом - с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого - с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогически общаться.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.
Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.
Ведущая цель
Мы заинтересовались этой темой в 2009 году, впервые работая в 10 классе, точнее, сразу в трёх, один из которых –социально-гуманитарный.
Основная цель использования элементов педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы – через повышение интереса к предмету, через вовлечение ученика в «построение» знаний повысить качество процесса обучения.
Задачи
1.Повысить интерес к русскому языку и литературе через использование элементов педагогической мастерской.
2. Сделать первостепенной работу со словом.
3. Развивать собственное “письмо”, а значит, готовиться к сочинению.
4. “Запускать” ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.
5. Вызывать, тренировать, развивать способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.
6. Поощрять аналитическую и творческую деятельность, развивать доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
Сущность использования технологии педагогической мастерской
Перед использованием педагогической мастерской необходимо познакомить учащихся с правилами её проведения. Отнестись к этому этапу необходимо довольно серьёзно, так как понимание и принятие этих правил учащимися– одно из условий успешной реализации данной технологии.
Конечно, невозможно на каждом уроке использовать мастерскую, но разнообразить уроки её элементами вполне осуществимо.
В своей практике мы пытаемся соотносить явления литературы, русского языка с привычными реалиями жизни, проводим параллели, вызываем ассоциации. Многое зависит от творческого подхода учителя.
Основные методы, на которые опирается учитель в данной работе:
- метод сравнивания версий,
- метод самостоятельной конструкции понятий,
- метод «вживания».
На начальном этапе работу лучше проводить в группах, так как это позволяет работать в условиях сотворчества, помогает учащимся адаптироваться к новым условиям работы, не бояться высказывать своё мнение (мы использовали волшебный ларец, куда прятали все свои страхи).
Мы начали использовать мастерскую творческого письма при подготовке к ЕГЭ (часть С). Здесь возникли определённые трудности, потому что сочинение должно соответствовать требованиям, а творческие способности трудно уместить в рамки этих требований. Но наряду с этим можно отметить и плюсы: в процессе совместного творчества все учащиеся освоили принцип написания сочинения, перестали бояться этого вида работы.
Традиционно мастерская начинается с индуктора( первого задания).Оно может быть совершенно неожиданным, непонятным до определённого момента (при изучении темы «Образование форм слова в русском языке» задаём вопрос: придумывали ли учащиеся когда-нибудь слова, не существующие в русском языке). Такие задания вызывают интерес у учащихся, заставляют вспомнить собственный опыт, применить его на уроке.
Следующий этап – создание творческого продукта. Это может быть слово, предложение, какие-либо ассоциации, сочинение и т.д. Важно, чтобы это был продукт, созданный учеником (-ами) самостоятельно, пусть и с ошибками (дети вспоминают слова, придуманные ими когда-то, составляют из них предложение).
Далее происходит социализация (предъявление продукта всем участникам).
На этом этапе важно принятие каждого продукта творчества, даже ошибочного.
Обращение к новой информации (это следующий этап) должно привести к какому-то открытию, неожиданному выводу ( так всё на том же уроке русского языка учитель знакомит детей с предложением Л.В.Щербы «Глокая куздра…», которое он составил с той же целью, что и дети на уроке,т.е. учащиеся побывали в роли лингвистов и сделали открытие ).
Основные принципы работы
В мастерской мы опираемся на следующие принципы:
- учитель только создаёт условия для учеников, необычные, трудные, даже дискомфортные,
- обеспечивает попадание их в лабиринт с ловушками и обязательным выходом,
-поддерживает учеников своей верой в то, что они способны двигаться сами и имеют право на свою скорость,
- помогает им в случае, если они об этом попросят,
- не делает одного- не даёт им готового решения, не навяжет своё или общепринятое мнение.
Например, на уроке литературы в 5 классе по теме « Метафора»
учитель не даёт ни одного определения, не приводит ни одного примера, работа строится так, что дети доходят до всего сами при сравнении схем, эпизодов из мультфильмов, составляя загадки по мультфильмам.
Результаты
Для нас самым главным результатом стал вопрос от учеников на одном из уроков: « А как Вы думаете?». Этот неподдельный интерес –награда за уход учителя в тень, за жизнь в равенстве с учеником.
То, что поначалу казалось трудным и неосуществимым, получается и даёт свои плоды.
Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2011:
- сдавало 68 человек;
- средний балл 60, 3 ;
- средний балл социально-гуманитарного класса – 66 баллов;
- высокие баллы ( 92, двое учащихся набрали 90 баллов).
Результаты устного экзамена по литературе в социально-гуманитарном классе в 2010 году:
- сдавало 25 человек;
- качество знаний – 82 %.
- ОГЭ по литературе 2017- успеваемость 100%, качество 100 %, ОГЭ по русскому языку 2017- успеваемость 100 %, качество 79%, ЕГЭ по русскому языку 2018 – успеваемость 100%, средний балл 76,6 ( у двух учащихся результат 100 баллов), ЕГЭ по русскому 2019 – успеваемость 100%, средний балл 75, ЕГЭ по литературе 2019 – успеваемость 100%, средний балл 67
Участие в олимпиадах:
- 2009-2021 уч. год – победители школьных, муниципальных олимпиад по русскому языку и литературе;
- 2016 год – победитель областного конкурса творческих работ «Нам этот мир завещано беречь» ( номинации «Эссе»),
- 2017-2021- участники и победители школьного, муниципального этапов Всероссийского конкурса сочинений,
-20013 год- призёр Всероссийского «Молодёжного филологического чемпионата»,
- победители и призёры конкурса «Живая классика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика
В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Использование игровых технологий способствует формированию познавательного интереса к предмету. Игры развивают ум, внимание детей, тренируют память. Игра помогает облегчить восприятие и усвоение новог...
Самообразование по теме: «Использование элементов новых технологий на уроках русского языка и литературы»
Самообразование...
«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»
Цель мастер - класса – организовать деятельность участников семинара, в результате которой они смогут прийти к выводу, что действительно с помощью использования современных технологий можн...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
В работе описано пложительное влияние на эмоциональное состояние учащихся использование интеграции различных видов искусства...
Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...