урок открытия нового знания "Смешанные числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Карлова Вера Николаевна

Урок открытия нового знания. На  уроке используется частично-поисковый метод и  технология проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Учебник  Математика 5 класс. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., 2016 г.

Класс: 5

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема урока: «Смешанные  числа»

Цели урока:

- дидактические: ввести понятие смешанного  числа.

-развивающие - развитие способностей к самостоятельному построению новых способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации.

- воспитательные: приучение к аккуратности ведения записей в тетради, повышение культуры математической речи.

Планируемые результаты:

- предметные: изучить понятие смешанных чисел, которое расширяет представление обучающихся о неправильных дробях и способах их преобразований (преобразование неправильной дроби в смешанное число, преобразование смешанного числа в неправильную дробь);

- метапредметные:

 Познавательные: понимать и принимать учебную задачу, поиск и нахождение способов ее решения.

Регулятивные: оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, активное использование математической речи для

решения разнообразных коммуникативных задач.

- личностные: формирование познавательного интереса

Карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Проверяет готовность к уроку.  Знакомство с листом оценивания.

- Дети, у нас в гостях Незнайка, он пришел к нам со своей проблемой. Знайка ему задал задания, которые решить Незнайка не смог. Поможем ему?

Настраиваются на работу. Знакомятся с листом оценивания. Соглашаются помочь Незнайке.

Актуализация знаний

Устная работа:

Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Заполни цепочку вычислений:

   +                  -                   +              -  

Учащимся предлагается  задание на действия с дробями, ответы нужно записать в пустых геометрических фигурах.

2. Задача: Возраст внука составляет      возраста дедушки. Сколько лет внуку, если дедушке 63 года?                

3. Задача: Возраст внучки составляет   возраста бабушки. Сколько лет бабушке, если внучке 27 лет?

Критерии оценивания:

5 баллов – правильно оформлена краткая запись, правильно записано действие, получен верный ответ;

4 балла  – не правильно оформлена краткая запись, верно записано действие, получен верный ответ;

3 балла  – правильно оформлена краткая запись, правильно записано действие, допущена вычислительная  ошибка в ответе;

2 балла   –  не правильно оформлена краткая запись, верно записано действие, но получен неверный ответ; правильно оформлена краткая запись, но действие записано неверно, не получен ответ.

Учащиеся выполняют задания, сравнивают ответы с эталоном. Оценивают себя и заполняют листы оценивания.

После выполнения задания 1) учащиеся заполняют лист оценивания:

5 баллов – выполнены верно 4 вычисления;

4 балла – выполнены верно 3 вычисления;

3 балла – выполнено верно 2 вычисления;

2 балла – выполнено верно1или все неверно.

Учащиеся выполняют задания 2) и 3).  После обмениваются карточками с соседом по парте.  Используя критерии, оценивают. Возвращают карточки. Заполняют лист оценивания.

Первичное усвоение новых знаний

Фронтальная  работа с классом

 - Незнайка благодарит вас за помощь в решении заданий, но просит объяснить ему, где в этом ряду дробь, отличающаяся от всех остальных:

; ; ;  ; ;

- Давайте объясним Незнайке,  как вы определили, что это неправильная дробь.

- Дети, поясните: Что означает знаменатель дроби, а что числитель?

- Как вы думаете в нашем случае  дробь   - взяли больше одного целого или меньше?

- Запишите это в виде суммы.

- Дети, чем в записи можно заменить дробь .

- Продолжите запись, сделав замену, что получим?

- Что мы получили?

- Дети, знакома вам эта запись, что она означает?

- Название этой записи – число. А название этого числа – тема нашего урока. Хотите познакомиться с такими числами и найти ответы на вопросы?

Скажите, где мы можем найти ответы на наши вопросы?

Откройте учебник на странице 194 параграф 29. Прочтите, запишите в тетрадь тему урока и найдите в параграфе ответы на вопросы:

Как называются числа? Из чего состоят эти числа? Чем выражены составные части числа?

- Итак,  мы узнали, что говорим о смешанных числах. Какие действия можно с ними выполнять?

- Давайте подумаем, как же это можно сделать?

Индивидуальная работа

Запишите, сформулированное вами правило перевода неправильной дроби в смешанное число в тетрадь, придумайте неправильную дробь и переведите её в смешанное число.

Работа в парах

-А теперь я предлагаю вам работу в парах: смешанное число 3  перевести в неправильную дробь.

- А сейчас откройте страницу 196 учебника и прочтите, как там сформулированы правила для неправильной дроби и смешанного числа.

- Оцените себя: насколько точно вам удалось сформулировать и записать новые правила.

Учащиеся определяют, что среди всех правильных дробей одна дробь  - неправильная.

Учащиеся объясняют.

Учащиеся: больше,  так как одно целое будет составлять  дробь  и еще .

Ученики записывают в тетрадях  сумму  =  +

Ученики отвечают:  = 1

Ученики записывают в тетрадях  сумму  =  +  = =1+  

Учащиеся: Неправильная дробь равна сумме  одного целого и дроби

Ученики: Нет.

Ученики: Да.

Ученики: В учебнике, в математическом справочнике, в интернете.

Учащиеся открывают учебник, читают параграф, записывают тему урока в тетрадь и затем устно отвечают на вопросы.

Учащиеся замечают, что можно смешанное число превратить в неправильную дробь и неправильную дробь превратить в смешанное число.

Учащиеся предлагают разделить числитель на знаменатель с остатком, неполное частное – целая часть, остаток числитель, делитель – знаменатель.

Индивидуальная работа учеников в тетрадях. Затем каждый ученик озвучивает свой пример.

Ученики в парах работают с числом, формулируют правило, записывают в тетрадь, а затем несколько пар озвучивают свои решения и правило, что записали.

Ученики читают, сравнивают со своими формулировками.

Ученики заносят самооценку в оценочный лист

Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

Работа в парах

Выполнить № 769 стр. 198, работая в парах.  

Фронтальная работа

Выполнить № 771 с комментированием у доски.

Решают задание в парах.

Дети отвечают, объясняя свое решение.

Рефлексивно-оценочный этап урока

Учитель предлагает выполнить учащимся задание самостоятельно.

Самостоятельная работа

Запишите смешанное число:

1.  Одна целая пять восьмых.

Запишите в виде смешанного числа:

2. Дробь двадцать девятнадцатых.

3. Частное тридцати семи и тридцати.

Запишите в виде неправильной дроби число:

4.  Одна целая четырнадцать пятнадцатых.

5.  Две целых пять шестых.

Критерии оценивания

5 баллов – нет ошибок;

4 балла – 1 ошибка;

3 балла – 2 ошибки;

2 балла – более 2 ошибок.

С чем мы сегодня познакомились на уроке? Как вы думаете,  Незнайка  все понял о смешанных числах и дробях? А мы все поняли о смешанных числах?

Оцените себя. Поставьте знак в той колонке, как вы усвоили данную тему.

Усвоил(а)

Нужна помощь

Не усвоил(а)

Подведение итогов листа  оценивания. Перевод баллов в оценку.

Максимальный балл – 25

Балл

Оценка

20-25

«5»

19 - 15

«4»

12 - 14

«3»

Менее 12

«2»

 

Домашнее задание. Читать стр. 195-196, выучить  правила, выполнить № 772 (3,4), 774 (3,4), для сильных учеников № 792 (1)

Незнайка благодарит нас и отравляется выполнять домашнее задание.

Урок окончен. Спасибо за урок.

Дети самостоятельно выполняют работу.

Выполняют самопроверку.

Оценивают собственную деятельность. Заносят баллы в лист оценивания.

Записывают домашнее задание.

Лист оценивания

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Самооценка формулировок

Самостоятельная

работа

Баллы

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...

Нахождение числа по значению его дроби (урок открытия нового знания)

Презентация к уроку изучения новой темы "Нахождение числа по значению его дроби" § 15 УМК А.Г.Мерзляк и др....

урок открытия новых знаний "Степень числа". 5 класс

План урока построен так, чтобы на различных этапах урока использовались интерактивные задания, предлагаемые на платформе учи.ру...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...