Устный счёт и его роль в обучении математике
презентация к уроку по математике
Хорошие навыки устных вычислений залог успешного изучения курса школьной математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_schyot_i_ego_rol_v_obuchenii_matematiki.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Хорошие навыки устных вычислений залог успешного изучения курса школьной математики».
В устных вычислениях нет готовых шаблонов. Но приемы вычислений существуют разнообразные. Поэтому мысль учащихся при устных вычислениях работает максимально интенсивно и творчески.
Существует три вида вычислений : письменное устное письменное с промежуточными устными вычислениями
Виды упражнений по устному счету: слуховые упражнения (когда считающий воспринимает данные числа на слух, ничего не пишет и не пользуется никакими пособиями); з рительные упражнения , когда считающий воспринимает числа зрением, при этом применяются наглядные пособия; зрительно-слуховые упражнения , когда числа воспринимаются и на слух, и зрением.
Задачи устного счета: воспроизводство и коррекция определённых зун , необходимых для самостоятельной деятельности учащихся на уроке ; контроль учителя за состоянием знаний учащихся; психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала; повышение познавательного интереса.
Требования к устному счету: упражнения для устного счета выбираются целенаправленно; задания должны быть разнообразными; тексты упражнений, чертежей или записей должны быть приготовлены заранее; к устному счету должны привлекаться все учащиеся.
Критерии оценки : задания на развитие и совершенствование внимания; задания на развитие восприятия, пространственного воображения; задания на развитие наблюдательности ; устные упражнения с использованием дидактических игр.
Найдите сумму чисел : а) 17 и 8 (17+3+5) б) 62;40 и38 ((62+38)+40) в) 47;19 и3 ((47+3)+19) г)86,45 и 15( 86+(45+15)) Увеличьте : а) 22 на19 (22+20-1); б) 270 на 80 (270+100-20) Найдите разность чисел : а) 27 и 9 ( 27-10+1); б) 320 и 31 ( 320-30-1 ) Уменьшите : а) 287 на 9 в) 240 в 3 раза б) 240 на 70 г) 350 в 5 раз.
Для закрепления навыков использования понятия «увеличить (уменьшить) на целое число единиц (в целое число раз)» можно решать задачи вида : а) На верхней полке 32 книги, что на 19 книг меньше (больше), чем на нижней полке. Сколько книг на каждой полке? б) Одно число равно 111, что в 3 раза больше (меньше), чем другое. Найдите эти числа.
Найти произведение чисел: 8 и 7 ; 9 и 14; Увеличьте: 1,6 в 5 раз; 0,7 в 9 раз Решите уравнение: х : 8 = 9 ; 49 : х = 7 ; Найти число, если оно меньше 24 в 3 раза . Табличное умножение и деление натуральных чисел , но с различными формулировками упражнений:
Найти значение выражения (упражнения на проверку свойств и законов действий): а) 25·39 ·4 д) (25+7) ·4 - 4 б) 125 ·27 ·8 е) 486 – 16 · 0 в) 18 ·33 + 82 ·33 ж) 139·1 – 1·0 г) 59 ·47 - 49 ·47 з ) 288 + 0 : 9
Сложение и вычитание десятичных дробей, имеющих одну-две значащие цифры, с одним десятичным знаком после запятой: а) 0,6 + 0,9 г) 2,3 – 0,5 б) 0,4 + 1,8 д ) 4,5 – 0,5 в) 9,2 + 0,8 е) 3,6 – 2,6 Сложение и вычитание целого числа и дроби ( для этого необходимо уравнять количество знаков после запятой): а) 4,0 + 8,6 в) 1,0 – 0,3 д ) 8,6 – 7,0 б) 6,0 – 1,8 г) 9,0 – 2,7 е) 1,0 – 0,5 Умножение десятичных дробей на натуральное число: 1,8 * 4 3,2 * 6 1,25 * 8 0,81 * 2 Д еление десятичных дробей на натуральное число: а) 1,8 : 3 б) 6,9 : 3 в) 6,5 : 5 г) 7,5 : 3 д ) 2 : 5 1,6 : 4 4,8 : 4 5,2 : 4 9,8 : 2 3 : 6 2,1 : 3 6,6 : 3 9,1 : 7 5,4 : 2 6 : 5 3,6 : 9 8,2 : 2 8,4 : 6 9,6 : 4 5 : 2
Решить задачу: а) Какое число меньше 2,1 в 3 раза? б) Периметр квадрата равен 4,8м. Найти его сторону. в) Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 4,5? г) Во сколько раз 7,5 больше 3? Решить уравнение: при решении уравнений обязательно называть компоненты действий и правила их нахождения: а) 4х = 2,4 б) 3а = 9,3 в) 6 m = 8,4 г) 2 u = 5 7у = 1,4 4 b = 8,4 3 n = 7,8 2 v = 9 8 z = 4,8 2 c = 6,6 2 k = 7,4 8 p = 4
Умножение и деление десятичных дробей на разрядную единицу (10, 100, 1000..) ( Обязательно напомнить, что ПРИ УМНОЖЕНИИ ЧИСЛО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, а ПРИ ДЕЛЕНИИ- УМЕНЬШАЕТСЯ!) а) 1,03*10 б) 2,008*100 в) 2,9*1000 10*0,4 4,76*100 1,023*1000 6,8*10 3,185*100 2,9*1000 + 100 7,35*10 13,4*100 1,02*100 + 0,98 23,7 : 10 73,8 : 100 0,003*100 + 0,7 286,1 : 10 12 : 100 0,017*1000 – 1,1 5,49 : 10 3 : 100 0,15*100 + 0,005*1000 0,7 : 10 7,4 : 100 0,29*100 – 0,09*100 6 : 10 0,2 : 100 15,5 : 100 + 8,45 : 10 г) Увеличьте числа: 6,8; 7,35; 0,8; 0,503 в 10 раз; 3,18; 15,4; 0,209; 0,3 в 100 раз. д ) Уменьшите числа: 23,7; 286,1; 5,49; 0,7; 23; 6 в 10 раз; 2; 19; 73,8; 0,7; 0,205 в 100 раз.
Деление десятичной дроби на десятичную дробь а) Подготовить десятичную дробь к делению 2,5 : 0,5; 3,6 : 0,03 ; 7 : 0,7; 48,48 : 0,04; 10 : 2,5; 1 : 0,125. б) Выполнить деление: 0,5 : 0,1; 28,1 : 0,1; 2 : 0,01; 2,03 : 0,01; 3,1 : 0,001; 0,75 : 0,00.1 в) Сравнить десятичные дроби и обосновать ответ: 0,3 и 0,9 ; 7,008 и 7,8; 5,035 и 15,065; 0,2857 и 2,857; 15,035 и 15,065; 28,573 и 28,389; 0,028 и 0,0028; 4,2781 и 4,2751;
1.Выразить проценты в виде десятичной дроби: а) 1%, 9%, 30%, 47%, 50%, 12,9%, 103%, 240%. б) 0,2%. 0,26%, 0,04%, 0,107%, 0,001%. 2.Выразить в процентах следующие числа: а) 0,01; 0,09; 0,31; 0,032; 0,108; 0,0078. б) 1,3; 1,03; 2; 21,7; 3,06; 8,005. 3.Найти 1% от 25, 250, 2500, 8, 80. 4.Найти 5% от 100, 500, 300, 20. 5.Какую часть числа составляют 1%,5%,20% 25%,50%100% ?
Задачи: а) Сережа на рыбалке поймал 7 окуней, 4 плотвы и 3 карася. Сколько % всей пойманной рыбы составляют окуни ? б) В классе 40% всех учащихся составляют девочки. Сколько процентов всех учащихся составляют мальчики? в) В магазине в первый день продали 25% всего товара, во второй день 35% товара. Сколько процентов товара осталось непроданным?
Вычислите рациональным способом : 144 – (14 + 38); 72 – 39 + 18; 25 * 3 * 4 * 20; (212 + 134) – (112 + 34); 25 + 37 – 5; 1,1 * 15; 94427 + 1484) – 327; 5 * 8 * 4 * 125; 2,8 * 9; Найти значения следующих сумм: 1 + 3 = 1 + 3 + 5 = 1 + 3 + 5 + 7 = 1 + 3 + 5 + 7 + 9 =
Некоторые способы быстрых вычислений . 1) Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, то из полученной суммы надо вычесть столько же единиц. 364 + 592 = 364 + ( 592 + 8 ) – 8 = 364 + 600 – 8 = 956. 2) Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, а другое уменьшить на столько же единиц, то сумма не изменится. 997 + 856 = ( 997 + 3 ) + ( 856 – 3 ) = 1000 + 853 = 1853. 3) Если вычитаемое увеличить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько же единиц, то разность не изменится. 1351 – 994 = ( 1351 + 6 ) – ( 994 + 6 ) = 1357 – 1000 = 357. 4) Если от суммы двух чисел отнять разность этих же чисел, то в результате получится удвоенное меньшее число. ( 57 + 23 ) – ( 57 – 23 ) = 46. 5) Если к сумме двух чисел прибавить их разность, то в результате получится удвоенное большее число. ( 74 + 26 ) + ( 74 – 26 ) = 148.
Способы быстрого умножения и деления натуральных чисел. Как п рименять распределительный закон умножения относительно сложения и вычитания: 8 * 318 = 8 * ( 300+10 + 8 ) = 2400 + 80 + 64 = 254 7 * 196 = 7 * ( 200 – 4 ) = 1400 – 28. 2) Произведение двух чисел не изменится, если первый множитель умножить, а второй разделить на одно и то же натуральное число: 13 * 64 = 26 * 32 = 52 * 16 = 104 * 8=100*8 + 4*8 = 800 +32= 832; 24 * 17 = (24 * 16) + 24 = ( 48 * 8 ) + 24 = ( 96 * 4 ) + 24 = 90*4 + 6*4+ 24 = = 360+ 24 + 24 = 360 + 48 = 408.
Умножение на 9, 99, 999 Надо к первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, затем из результата вычесть первый множитель. а) 286 * 9 = 2860 – 286 = 2574; б) 23 * 99 = 2300 – 23 = 2277; в) 18 * 999 = 1800 – 18 = 17982.
Умножение двузначного числа на 101 ( приписать справа к данному числу его самого и прочитать получившееся число) 73 * 101 = 7373; 48 * 101 = 4848. Умножение на 5, 25, 125 ( разделить число соответственно на 2, 4, 8 и результат умножить на 10, 100, 1000…) а) 46 * 5 = 46 : 2 * 10 = 230; б) 48 * 25 = 48 : 4 * 100 = 1200; в) 32 * 125 = 32 : 8 * 1000 = 4000 ( 53 : 2= 26 и 1-остаток ) г) 53 * 5 = 26 * 10 + 1 * 5 = 260+5=265; ( 43 : 4 = 10 и 3-остаток ) д ) 43 * 25 = 10 * 100 + 3 * 25 =1000+75=1075; ( 66 : 8 = 8 и 2-остаток ) е) 66 * 125 = 8 * 1000 + 2 * 125 =8000+250=8250.
Деление на 5, 25, 125 (Надо умножить число соответственно на 2, 4, 8 и разделить на 10, 100, 1000.) а) 220 : 5 = 220 * 2 : 10 = 44; б) 1300 : 25 = 1300 * 4 : 100 =52; в) 9250 : 125 = 9250 * 8 : 1000 = 74. Занимательное умножение: Парад чисел: 11 * 11 = 121; 111 * 111 = 12321; 1111 * 1111 = 1234321; 11111 * 11111 = 123454321; ……………………….. 111111111 * 111111111 = 12345678987654321
Роль устного счета на уроках математики в начальной школе и среднем звене (5-6-х классах) является формированием сознательных и прочных вычислительных навыков у учащихся .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика "Задания для устного счёта"
В помощь учителю при проведении устного счёта с учащимися спец. (коррекционной) школы VIII вида...
Обобщение опыта работы по теме: «Роль устных вычислений в обучении математике и дальнейшей адаптации »
В данной работе отражены: Теоретические основы формирования у умственно отсталых школьников устных приёмов вычислений.Актуальность проблемыПсихолого-педагогические особенности детей с нарушением...
Организация устного счета – одно из условий успешного обучения математике.
Следует разделять два вида устного счета. Первый — это тот, при котором учитель не только называет числа, с которыми надо опе¬рировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо образом (записывает на...
Как увлечь математикой: некоторые приёмы мотивации изучения математики при устном счёте в 5-6 классах.
В данной статье показаны различные виды устных упражнений, которые позволяют совершенствовать способы вычислений, менее рациональные заменять более совершенными....
Роль устных упражнений при обучении математике.
Роль устных упражнений при обучении математике...
Из опыта работы "Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в коррекционной школе"
Из опыта работы...
Роль устных упражнений при обучении математики
статья содержит в себе теоретическое содержание о роли устных упражнений и практическое...