Игровые технологии на уроке математики 5-6 классах
статья по математике

В статье рассматривается теория и предлагается практика игровых технологий в 5- 6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_uroke_matematiki_5.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроке математики 5-6 классах

                                                     "Игра – это искра,  зажигающая  огонек       пытливости  и любознательности.”

                                                                                           В.А. Сухомлинский.

  Игра-это особая сфера человеческой активности, это первый шаг ребёнка в культуру, это возможность раскрыться порой ещё не реализованным способностям и задаткам личности. Любой ребёнок, независимо от его способностей и талантов, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие  функции:

- Развлекательную (это основная функция игры-развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- Коммуникативную: освоение диалектики общения;

- Самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

-  Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- Диагностическую: выявление отклонений от нормотивного поведения, самопознание в процессе игры;

- Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей;

- Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

- Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

- Творческий очень активный характер этой деятельности;

- Эмоциональная приподнятость деятельности;

- Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности входят планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

В структуру игры как процесса входят:

 а) роли, взятые на себя участниками;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми;

г) реальные отношения между участниками;

д) сюжет.

        Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение. Игра как метод обучения.  

 Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая (дидактическая) игра обладает существенным признаком-четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Игровой замысел выражен как правило в названии игры, он заложен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, часто он выступает в виде вопроса или в виде загадки и придаёт игре характер познавательный или отрабатывающий отдельные навыки, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.

Правила игры определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Они разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся, они создают условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры, воспитывают умение управлять своим поведением, подчинятся требованиям коллектива.

Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания и получить новые.

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока.

Результат игры придаёт игре законченность и выступает в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие  повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату.

При использовании игровых технологий на уроках важно: определить место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке (игры следует различать по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие), целесообразность использования игры на разных этапах изучения материала, разработка методики проведения игры с учётом уровня подготовленности учащихся и цели урока.

 Выделяют несколько функций образовательных игр: обучающая — развитие общеучебных умений и навыков,  развивающая — развитие различных психических функций, воспитывающая — развитие качеств личности, общей культуры.

    Увеличение умственной нагрузки учащихся на уроках математики заставляет задуматься каким образом поддерживать интерес к предмету, как превратить  учебную деятельность в удовольствие.Современная педагогика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективного  взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы обучения с присущими им элементами соревнования, интереса. Игра  и творчество, и труд. Даже самые пассивные  учащиеся включаются в игру, прилагая все усилия.              

Серьезность такого предмета  как математика, сложность и объём  новых знаний не предполагают постоянного использования только способов, связанных с подачей материала в игровой форме. Но, с другой стороны, однообразность, сухость изложения и однотипное содержание заданий на уроках могут привести к потере интереса к предмету.

     Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к учёбе.  

           Уроки с использованием игровых технологий:

- способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала;

- развивают творческие способности школьников и учителя;

- воспитывают веру ученика в собственные силы;

- учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами;

- формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности;

- заставляют взрослого и детей импровизировать;

- активизируют самостоятельную деятельность учащихся;

- учат школьников отстаивать свою точку зрения;

- создают психологический комфорт;

- вызывают интерес у всех школьников.

 Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игры дети приобретают самые разнообразные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки, оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого, в игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно всех людей, независимо от возраста привлекает игра.

  На уроках математики игра приобретает особое значение не столько для друзей математики, сколько для её недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те ученики, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков, как утверждал К.Д. Ушинский: “Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить её в забаву – это одна из труднейших задач дидактики”. На уроках я использую различные виды игр. Это «Лучший счетчик», «День рождения», «Исторические события», «Восстанови решение задачи», «Заполни пропуски», «Кроссворд», «Испорченный телефон» и другие, а также логические и творческие задачи.

В  5-6 классах интерес школьников на уроке вызывает присутствие математического героя. Так, на уроках часто « присутствует многознайка и всеумейка - Витя Верхоглядкин. Ребята сразу понимают, что Витя посредственный ученик, но зато отчаянный хвастунишка. Он любознателен, наблюдателен, но в тоже время зачастую не может правильно решить простую задачу или решает ее нерационально. Для контраста  использую персонаж, который является полной противоположностью Вите Верхоглядкину. Это Степа Смекалкин. Степа никогда не хвастает, но в своих ответах и решениях он почти всегда прав. Использование математического героя на уроках помогает учителю  разнообразить методические приемы, решать многие дидактические задачи, расширять возможности контакта с детьми, прививать школьникам интерес к математике  и учебной деятельности.

Задания с использованием математического героя привлекают учащихся и принимаются ими. Кроме того, они обладают несомненными методическими достоинствами. Немаловажное значение играют и возникающие у школьников мотивы: «А смогу ли я?», «А чем я хуже?», «А я сделаю лучше!» и т.д. Ведь Витя Верхоглядкин и Степа Смекалкин воспринимаются ими как сверстники. Происходит своеобразное соревнование учащихся с математическим героем. Им хочется подражать безукоризненному Степе, им хочется опровергнуть хвастливого Витю, им хочется придумать что – то новое, как это делают их любимые герои. Учитель, таким образом, как бы влюбляет школьников в математического героя, а потом это использует в учебных и воспитательных целях.

Использование математического героя на уроке - перспективный методический прием, помогающий повысить эффективность обучения математике, развить интерес к математике.

Мне хотелось бы рассказать о творческих домашних заданиях, ведь работать дома можно неограниченное количество времени и использовать дополнительные источники информации. Домашние работы имеют большое значение  в развитии творчества учащихся. Начиная с 5 класса, я предлагаю ученикам выполнять домашние задания в виде ярких листовок, плакатов, на которых изображены самостоятельно составленные задачи с иллюстрациями, кроссворды, сочиненные самостоятельно математические сказки.

  Не следует использовать один и тот же игровой прием постоянно, чтобы избежать привыкания и снижения интереса. Разнообразие форм и объемов занимательных элементов дает возможность построить каждое занятие таким образом, чтобы при сохранении серьезности подхода к изучению предмета создать положительную эмоциональную обстановку в классе, повысить мотивацию изучения математики.

        В заключении хочется отметить следующее: на игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках математики в 5 классе

Одним  из приемов оживления уроков математики являются игровые моменты. Ежедневное проведение игровых уроков невозможно, но несколько минут на уроке "поиграть " получается....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...

Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ

quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...

Выступление на МО "Игровые технологии на уроках математики в 5 классе"

Игровые технологии как средство повышения качества образования...