Выступление на МО "Игровые технологии на уроках математики в 5 классе"
статья по математике (5 класс)

Игровые технологии как средство повышения качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий на уроках математики в 5 классе как средство повышения качества образования.

«Без игры не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

                                                                                         В.А.Сухомлинский  

Главной задачей ФГОС  является развитие личности, а математика является неотъемлемой частью культуры человека, значимым компонентом формирования личности. В ребенке следует совершенствовать умение понимать поставленные перед ним задачи, способность разумно анализировать, поэтому математика необходима с целью интеллектуального формирования личности.

Одной из главных задач учителя является развитие познавательных способностей обучающегося,  формирование интеллектуальной работы.

Всем хорошо известно, что лучше учится и запоминается то, что интересно, а чтобы было интересно нужно, чтобы дети были увлечены в процесс и не скучали. То есть, чтобы уроки не были скучными и утомительными, необходимо чтобы они были увлекательными и интересными, чтобы дети не следили за временем до конца урока, а стремились выполнить как можно больше заданий. В этом учителям помогают задания, построенные в игровой форме. Игра это огромный стимул, чтобы добиться успеха, там, где порой не помогает выполнение многочисленных упражнений.

Каждая игра помогает решить определённые задачи: передать знание; выработать способность к чему-либо;  развить внимание, мышление, речь, память; сформировать черты личности.

Занимательные задания и упражнения дают возможность снять скованность, улучшить восприятие, оживляет и улучшает понимание. Игра превращает тяжёлый труд в увлекательное приключение. Конечно, играть на каждом уроке математики, наверное, нельзя, чтобы не превратить изучение серьезного предмета в развлечение. Но создавать игровые моменты стоит, так как игра является неотъемлемой частью ребенка. Игру он лучше понимает, легче воспринимает правила и не боится трудностей и неудач.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики:

  •  игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими их элементами соревнования;
  • в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
  • игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением;
  •  включение в урок игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
  • разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.

Математические игры способствуют:

  • прочному усвоению учащимися учебного материала;
  • практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
  • развитию воображения, творческих способностей:
  • развитию   личности;
  • воспитанию  нравственных взглядов и самостоятельности в работе.

Игры бывают разные: индивидуальные или командные. Они могут быть посвящены проверке знаний, закреплению материала или отработке умений и навыков полученных знаний. Одни игры длятся в течении 5-7 минут, другие могут задействовать целый урок.

При организации игр на уроке, следует  придерживаться следующих положений:

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
  3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.
  4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.
  5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.
  6. Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.
  7. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру.
  8. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой
  9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Игр очень много и все различные. Мне бы хотелось бы поделиться  с вами играми, которые я считаю наиболее увлекательными.

1. Игра «Перфоратор»  (игра индивидуальная)

Цель: умение быстро и рационально считать (устный счет)

Материал: карточки с пронумерованными ячейками от 1 до 25.

Ход игры: диктуются примеры (устный счет). Ученик должен зачеркнуть число – ответ.

Например:

На карточках

      1      

      2      

      3      

      4      

      5      

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Примеры:

1)  100 – 70          2) 67 – 23           3)  30 + 70                   4)  100 – 80                 5) 20 + 70
            
.   3                    : 11                       : 10                                   :  4                            : 30
            – 18                   
.  8                       .  15                                   . 14                           . 13
             : 36                  – 15                     – 125                                 – 58                         – 33
        _______            _______                _______                    _________                  _________
                ?                        ?                             ?                                   ?                                ?

Ответ:   2                        17                           25                                  12                              6

2 Игра «Путь к вершине» – командная игра. Каждому игроку (команде) выдается листок со следующими возможными путями следования к вершине:

https://urok.1sept.ru/articles/608683/img4.gif

На вершину ведут три дорожки, начало которых для любого пути совпадают с цифрой 1. Дорожки имеют места «отдыха», пронумерованные числами. За каждым числом закреплено свое задание, которое необходимо выполнить. Разные пути имеют разное количество задач. Количество задач зависит от их сложности. Первый путь – три сложные задачи; третий путь – семь простых задач. Ученик (команда) сразу определяет по какому пути она будет двигаться к вершине. В зависимости от выбора ученики получают свой набор задач, который они должны решить. Победителем является команда, которая все свои задачи решит и объяснит учителю их решение быстрее всех.

«Путь к вершине» можно использовать как индивидуальную, так командную игру. Эта игра отличается от обычных форм самостоятельной работы: во-первых, тем, что здесь имеется дополнительный игровой мотив,  который для некоторых учащихся является ведущим (достичь вершины – их основная цель); во-вторых, он проводится в спокойной форме, так как учащиеся могут в любое время, в случае затруднения, обратиться к товарищам по команде за помощью и советом; в-третьих, в нем можно (незаметно для других) учесть индивидуальные особенности учащихся. Например, для слабых команд можно составить более простые

варианты задач с тем, чтобы они могли при достаточных усилиях наравне с другими учащимися взойти на вершину.
И наоборот, одаренные ученики могут рассчитывать при восхождении на вершину на такие "головоломки", которые заставят работать мысль в полную силу.

3 Игра «Расшифруй»
Детям предлагается  задание на вычисления.  Ответам соответствуют определенные буквы, получается  какое-нибудь слово. Эту игру можно использовать практически на каждом уроке.

Устный счет (учащиеся сами определяют тему урока)

Назвать буквы, соответствующие ответам, которые позволят вам прочитать тему урока.

  1. 265 + 73 + 35=273             Р
  2. (325 +97) – 225  =3           Н   
  3. 350:7:2=25                         А
  4. 1000-983=17                      Е     
  5. х -48=96     144                  И
  6. 189-у=89    100                  У
  7. 45:15 =3                             Н
  8. 15×3=45                             В
  9. 51:3 =17                             Е

100

273

25

45

3

17

3

144

17

У

Р

А

В

Н

Е

Н

И

Е

   

4 Игра «Викторина»

Применение викторины на уроках математики  важный и интересный элемент.

 - Вычислите устно: 25*17*4; 17 + 300*0 – 272 : 272. (Ответ: 1699.)
            -  В семье шесть дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (Ответ: 7)
           - Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (Ответ: 9)

      - Назвать как можно больше слов, связанных с математикой.

      -Задачи на смекалку. 1) Жучка тяжелее кошки в 6 раз; мышка легче кошки в 20 раз; репка тяжелее мышки в 720 раз. Во сколько раз репка тяжелее Жучки? 2) В корзине лежат 30 грибов. Среди любых 12 из них имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 20 грибов хотя бы один груздь. Сколько рыжиков и сколько груздей в корзине?

-Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2ч.)

-Сколько основных групп крови у человека? (4)

-Приплюснутый круг? (овал)

-Что в шутливом выражении прибавляют к вагону, чтобы получилось «очень

много»? (маленькую тележку)

-Эту геометрическую фигуру можно превратить в полезное ископаемое при

помощи мягкого знака. (угол-уголь)

-У Марины было целое яблоко, две половинки, четыре четвертинки. Сколько

яблок было у Маринки? (3)

5 Игра «Магические» квадраты
«Магическим» квадратом обычно называют квадратную таблицу, построенную из чисел (выражений) таким образом, что суммы чисел (выражений) в каждой строке, в каждом столбце и в каждой из двух диагоналей равны одному и тому же числу (выражению).
Составление «магических» квадратов имеет четко выраженный игровой характер и вызывает большой интерес у учащихся.

6 Игра «Кто быстрее сядет в ракету»

Тема: Приведение подобных слагаемых (6 класс).

Цель: создать условия для проверки умений выполнять действия с десятичными дробями, решать линейные уравнения, раскрывать скобки в выражениях, выполнять приведение подобных слагаемых.

ХОД ИГРЫ

Учащиеся класса делятся на группы по 4 человека. Каждой группе предлагается серия заданий.

I II

1) Выполните приведение подобных слагаемых:

-8у+7х+6у+1,7х

5а+7а-9,2m+15m

2) Напишите разность двух выражений и упростите её:

4,8-n и –n+7,25

а+71,02 и -0,4+а

3) Решить уравнение:

3(у-5)-2(у-4)=8

-5(5-х)+25(1+х)=15

На доску проецируется несколько рисунков ракет.

https://fhd.multiurok.ru/c/9/1/c91b5f7caf973034359641b111eaeffc2540ae2f/sbornik-didaktichieskikh-ighr-po-matiematikie-dlia-uchashchikhsia-5-6-klassov_11.png

К доске, к каждой из ракет вызываются два ученика - представители двух групп. Выполнив первое задание, они записывают ответ на первую ступеньку ракеты, потом их сменяют другие участники групп. Побеждает та группа, которая быстрее сядет в ракету.

7 Игра  «Будь внимателен!»

    Дидактическая задача: учащимся предлагается таблица с числами. Учитель задает вопросы следующего типа

    «Назовите 2 числа, произведение которых равно 120». (24 и 5).

    Задача учеников: отыскать данные числа.

 

    17

 6

 2

14

    13

23

21

 7

    12

 4

18

 8

    5

9

3

24

Игра 8. «Кроссворд»

По горизонтали: 1. Мера времени. 2. Наименьшее четное число. 3. Очень плохая оценка знаний. 4. Ряд чисел, соединенных знаками действий. 5. Мера земельной площади. 6. Число в пределах десяти. 7. Часть часа. 8.Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий. 9. Наименьшее четырехзначное число.10. Единица третьего разряда. 11. Столетие. 12. Арифметическое действие. 13. Название месяца.

По вертикали: 7. Весенний месяц. 8. Прибор для вычислений. 14. Геометрическая фигура. 15. Малая мера времени. 16. Мера длины. 17. Предмет, преподаваемый в школе. 18. Мера жидкостей. 19. Денежная единица. 20.Вопрос для решения. 21. Некоторое количество единиц. 22. Название месяца. 23. Первый месяц года. 24.Последний месяц школьных каникул.

Ответы:

По горизонтали: 1. Час. 2. Два. 3. Единица. 4. Пример. 5. Ар. 6. Четыре. 7. Минута. 8. Скобки. 9. Тысяча. 10. Сотня. 11. Век. 12. Деление. 13. Июль.

По вертикали: 7. Март. 8. Счеты. 14. Квадрат. 15. Секунда. 16. Метр. 17. Арифметика. 18. Литр. 19. Рубль. 20. Задача. 21. Число. 22. Май. 23. Январь. 24. Август.

Игра 9. Игра «Заполни пропуски»

55а+12b+37a-7b=(_____+_____)a+(_____-_____)b=____a+_____b

Для работы:

92; 5; 55; 37; 12; 7; 55а; 7b

Выводы.

    Использование игровых технологий активизирует познавательную деятельность на всех этапах  изучения материала.

  Положительно сказывается  на повышении качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности  на уроках математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление"Инновационные технологии на уроках математики"

"Инновационные технологии на уроках математики"...

Выступление на методсовещании. Игровые технологии на уроках математики

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ

quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...

Тема выступления «Здоровье - сберегающие технологии на уроках математики»

 Существует достаточно много образовательных технологий. И одним из основных критериев качества любой образовательной технологии, должен быть – «сертификат безопасности» ...

Выступление на ГМО учителей математики по проблеме «Применение кейс-технологий на уроках математики»

Метод case-study  или метод конкретных ситуаций (от англ. сase-ситуация, случай) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-сит...

выступление на семинаре ": Опыт проведения уроков математики в 5-9 классах в формате электронного обучения и дистанционных образовательных технологий "

Организация образовательной деятельности в нашей школе проходит, используя такие электронные ресурсы, как Дневник.ру и средства месенджераWatsapp....