Интегрированный урок (экономика-математика) "Проценты и банк"
план-конспект урока по математике (6 класс)
Интегрированный урок «Проценты и банк» проводится в 6 профильном социально-экономическом классе. В процессе работы учащиеся закрепляют знания как в области математики, так и и в области экономики. Форма работы детей - групповая. Детям предлагаются как интерактивные задания: на интерактивной доске и на сайте "Учи.ру", так и письменные - на отдельных листочках. Урок проходит на высоком эмоциональном уровне.
Цель урока: вспомнить основные понятия из курса математики по теме «Проценты», из курса «Экономики» - «Банк». Закрепить навыки решения экономико-математических задач.
Межпредметные связи: математика, экономика.
Техническое обеспечение: Компьютер с выходом в интернет, проектор интерактивная доска SmartBoard.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, интернет-браузер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 994 КБ |
Презентация | 914 КБ |
Предварительный просмотр:
Панфилова Ольга Романовна, учитель экономики
Лапутина Наталья Ивановна, учитель математики
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Великие Луки Псковской области
Интегрированный урок (математика – экономика)
6 класс.
Тема урока: «Проценты и банк»
Урок проводится в классе экономического профиля.
На тему отводится 1 учебный час.
Тип урока – интегрированный урок повторения и обобщения знаний и закрепления умений с применением дифференцированного подхода.
Форма урока – урок-соревнование между группами. Урок сопровождается презентацией PowerPoint и заданиями на сайте «Учи.ру». В заключении урока подводятся итоги работы, выставляются оценки.
Класс делится на 4 группы, целью каждой из них является набрать большее количество баллов (жетонов) к концу урока. В конце урока подсчитывается количество жетонов в каждой группе, команда, набравшая наибольшее количество жетонов является победителем. Кроме этого, жетоны являются баллами, поэтому в каждой команде участники решают как распорядиться ими, то есть как оценить работу членов команды. Например, команда набрала 20 баллов, следовательно, баллы могут быть распределены следующим образом: 1) четырем учащимся «5»; 2) пятерым учащимся «4»; 3) одна «5», три «4» и одна «3». Если учитель считает нужным, то может добавить баллы той или иной команде для выставления более высоких оценок. Эта оценка выставляется по экономике.
Кроме этого оценивается и индивидуальная работа учащихся по математике.
Основные понятия темы:
- Процент;
- Пропорция;
- Доля;
- Банк;
- Депозит;
- Кредит.
Цель урока: вспомнить основные понятия из курса математики по теме «Проценты», из курса «Экономики» - «Банк». Закрепить навыки решения экономико-математических задач.
Задачи урока:
Образовательная – повторить понятия «процент», «пропорция», «банк», «депозит», «кредит» и др. Закрепление навыков решения экономико-математических задач по теме «Проценты. Банк». Контроль знаний учащихся.
Развивающая – уметь анализировать полученную информацию и делать собственные выводы. Показать взаимосвязь двух предметов – математики и экономики. Научить переносить имеющийся опыт (математические и экономические знания) в новые ситуации.
Воспитательная: формирование умений общаться в команде, цивилизованно защищать интересы команды.
Межпредметные связи: математика, экономика.
Техническое обеспечение:
Компьютер с выходом в интернет, проектор интерактивная доска SmartBoard.
Программное обеспечение:
Microsoft Power Point, Microsoft Word, интернет-браузер.
Подготовка к уроку:
- разделить класс на четыре равноценные группы (6 – 7 человек);
- приготовить плакаты (задание 4) и жетоны;
- размножить раздаточный материал;
- заранее задать учащимся домашнее задание – перечислить сказки, в которых есть упоминание о банке, деньгах, процентах.
Ход урока:
Деятельность учителя. | Учащиеся | Информация на экране |
Вступление (2 минуты) – учитель математики. Здравствуйте, ребята! Не успели вы переступить порог школы и стать первоклассниками, как тут же повстречались с математикой, по праву названной «царицей наук». И вот уже шестой год вы изучаете эту науку. Одна из тем, с которой вы познакомились на уроках – проценты. А вот экономику вы начали изучать сравнительно недавно. Сегодня мы с учителем экономики проводим совместный – интегрированный урок. А как вы думаете, почему у нас возникла такая мысль? Тема урока «Проценты и банк». Мы должны с вами вспомнить понятия процент, банк, депозит, кредит, дробь и закрепить навыки в решении экономико-математических задач. Повторение и закрепление знаний – устная разминка (15 минут). Начнем урок с маленькой разминки для каждой команды. Задание 1: Найти названному проценту соответственное количество учащихся: 100%; 10%; 50%; 25% (четверть учащихся школы; все учащиеся школы; десятая часть учащихся школы; половина всех учащихся школы). Правильный ответ 1 балл. Молодцы с этим заданием вы справились, теперь другое задание. Задание 2: Найти названному проценту соответствующую дробь: 1) 80% - 3/4, 2/3, 4/5, 7/10. 2) 45% - 9/20, 3/5, 3/10, 5/10. 3) 55% - 7/10, 3/5, 11/20, 1/2. 4) 15% - 1/4, 3/20, 7/10, 1/10. Правильный ответ – 1 балл. Задание 3 (на сайте Учи.ру): Подбери ключи ко всем замкам (URL: https://uchi.ru/teachers/groups/586123/subjects/1/course_programs/6/cards/12279) Поочередно представитель каждой команды «подбирает ключ» к своему замку. Так как заданий пять, а команд четыре, то ключ к 50% остается напоследок, выполняется вместе с классом. Правильный ответ – 1 балл. Учитель математики: Ну, а теперь переходим к следующему этапу. От каждой команды мне нужно по одному участнику. На доске вы видите разделенные на части круги. Надо заштриховать соответствующие проценты на данных кругах. Задание 4: Заштриховать нужную часть круга (по три задания; круг – 1 балл).
Задание 5 (на сайте Учи.ру): Подпиши проценты и дроби на схеме: (URL: https://uchi.ru/teachers/groups/586123/subjects/1/course_programs/6/cards/12278) Первый процент подписывается после обсуждения с классом учителем, последующие делают команды: первые три команды выполняют по одному заданию (сиреневый шар), четвертая команда – два задания (желтые шары), т.к. задание меньше, но сложнее. Правильный ответ – 5 баллов. Учитель экономики: Сейчас приступаем непосредственно к работе в группах. Каждая команда получает экономико-математический кроссворд, который необходимо разгадать в течение трех минут. 1 слово – 1 балл. (Приложение 1). Теперь настало время узнать правильные ответы и оценить работу команд (в баллах). На ИД появляются правильные ответы к кроссворду. Решение задач в командах (12 минут). Учитель экономики: Ну что ж, мы с вами вспомнили, что такое процент, банк и другие понятия, связанные с банковской системой. Теперь пора перейти к практической части. Все вы, когда вырастите, возможно, станете клиентами банка: откроете счет в банке или возьмете кредит. А для того, чтобы правильно рассчитать сумму, которую должен вам банк или вы банку, необходимо уметь применять проценты в расчетных задачах. Сейчас каждая команда получит шесть задач. (Приложение 2). Они разделены на три категории: сложные, средней сложности и легкие. Эта работа для вас будет одновременно индивидуальной и командной, т.е. каждый выбирает задачу любой категории сложности (можно не одну) и решает ее на отдельном листочке. Затем сдает решенные задачи учителю математики (за эту работу вам будет выставлена индивидуальная оценка по математике). В заключении, объединив полученные каждым результаты, вы сдаете бланк с вариантами ответов всех задач – обводите правильный вариант ответа (Приложение 3), что принесет дополнительные баллы всей команде (сложные – 3 балла; средней сложности – 2 балла; легкие – 1 балл). На это отводится 10 минут. Учитель экономики: Настало время сдать задачи. Отдельно командные результаты на проверку мне сейчас, а учителю математики ваши собственные решения. За что вы получите индивидуальную оценку по математике. Ответы к задачам: 1. Е. 2. Г. 3. Е. 4. В. 5. В. 6. А. Анаграмма (3 минуты) Учитель математики: Пока оцениваются ваши командные усилия в решении задач, выполните еще одно задание – разгадайте анаграмму. В ней есть лишнее слово, которое вы должны отметить. Команда, выполнившая правильно первой это задание получает 3 балла, второе место оценивается – 2-мя баллами, а третье – 1-м баллом. ТОП + ДИЕЗ (депозит); РЕ + ТИК + Д (кредит); Ц + ТОН + РЕ + П (процент); ПО + ПИР + Я + ОР + Ц (пропорция). Проверка заранее заданного домашнего задания «Проценты, деньги, банк в сказках» (5 минут) Учитель экономики: Ну, а теперь проверим, как вы выполнили домашнее задание. Каждая команда в течение 2-х минут на отдельный листок записывает названия сказок, в которых есть упоминание о деньгах, банках, процентах, кредитовании. Команда, назвавшая большее количество соответствующих условию задания сказок, получает 2 балла. Домашнее задание: выполнить на «Учи.ру» карточки «Дроби в процентах» («Кирпичики с процентами», «Найди процент от числа», «Найди целое», «Найди число процентов») в разделе «Проценты и пропорции» Если осталось время, то можно провести блиц-опрос «Вид банка». Учащимся предлагается назвать основную функцию ипотечного, инвестиционного, инновационного и сберегательного банков (для этого перейти по гиперссылке на Змее Горыныче на 20-ый слайд, затем вернуться по стрелке). Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 минуты) Подсчет результатов. Объявление команды-победителя. Каждая команда, набранные в процессе игры баллы, может превратить в оценки членов команды. (Например, команда набрала 20 баллов, следовательно, можно поставить четыре «5» или пять «4». Учитель, если считает нужным, может добавить баллы одной из команд). Оценки за индивидуальную работу при решении задач объявляются на следующем уроке математики. Учитель экономики: Каждая команда должна продолжить фразу: «Сегодня на уроке…» Учителя: Спасибо за урок! Успехов! До свидания. | Учащиеся разделены на 4 группы. Сидят по группам. Математика связана с экономикой; на уроках экономики приходится решать задачи, применяя математические знания. Один учащийся из каждой группы отвечает на вопрос (с места). Представитель каждой команды выполняет задание на ИД (по очереди соединяет стрелкой процент с дробью). Задание должно быть заранее открыто на компьютере, чтобы потом переключиться на него с презентации. К доске выходят по одному представителю каждой команды и на ИД заштриховывают нужную часть круга. Если есть ошибки, учащиеся могут их исправлять, не смотря на принадлежность команде. Задание должно быть заранее открыто на компьютере, чтобы потом переключиться на него с презентации. Каждая команда на листках разгадывает кроссворд и сдает результаты.
Учащиеся решают задачи в течение 5 минут. Сдают командные результаты и личное решение задач. Учащиеся в командах разгадывают анаграмму. Каждая команда записывает на листок названия сказок. Записывают домашнее задание в дневник Ответ учащихся каждой команды. Выставление оценок в командах. Ученики высказывают свое мнение об уроке. |
После ответа проверка. Слайды 5-8 (по слайду для каждой команды). Слайды 10 -13 (по слайду для каждой команды). Слайд 14. |
Использованные для подготовки к уроку ресурсы
1. Бабаева Ю.И. Гундерина С.Ю. Каданер А.П. Экономика. Путешествие в экономику. Сборник задач. С-Пб.: СМИО Пресс, 1998.
2. Каданер А.П. Козлов К.Г. Козлова С.Ю. Экономика. Сборник задач. С-Пб.: СМИО Пресс, 2000.
3. Фирсов Е.Г. Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. Ярославль: «Академия развития», 1998.
4. Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. Учебное пособие./ Под ред. Заиченко Н.А. С-Пб.: СМИО Пресс, 1998.
5. Microsoft Office Online//Картинки. URL:http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/default.aspx
Приложение 1
Кроссворд по теме «Проценты и банк»
1.
2. 3.
4.
5.
6.
По горизонтали: 2. Учреждение, хранящее денежные средства. 4. Нецелое число. 5. Сотая часть числа. 6. Страна, в которой впервые появилось слово «банк». По вертикали: 1. Денежные вклады в банк. 3. Ссуда. 4. Синоним слова «часть».
Приложение 2
Решите задачи
Легкие задачи:
1. Банк начисляет по вкладам 20% годовых. Какую сумму денег можно получить через год, положив на депозитный счет 500 рублей?
2. В банке взят кредит в размере 640 евро сроком на один год. Какую сумму денег придется вернуть, если кредитный процент банка составляет 25% годовых?
Задачи средней сложности:
3. Депозитный процент банка составляет 10%, кредитный процент банка составляет 20%. Определите прибыль банка, если сумма кредитов равна 5000 рублей, а сумма депозитов 4000 рублей.
4. Вы взяли в банке кредит в размере 800 рублей, а через год вам пришлось вернуть 1400 рублей. Определите кредитный процент, начисляемый банком за год.
Сложные задачи:
5. Настя, взяв кредит в размере 40 долларов, через год вернула 48 долларов. Определите сумму Катиного кредита (кредит взят на тех же условиях), если через год она вернула 90 долларов.
6. Какой капитал нужно положить в банк под 25% годовых, чтобы через год получить доход (сумму начисленных процентов) в размере 125 рублей?
Варианты ответов:
А) 500; Б) 100; В) 75; Г) 800; Д) 1000; Е) 600; Ж) 50.
Приложение 3
Команда 1 Задача 1: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 2: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 3: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 4: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 5: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 6: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. | Команда 2 Задача 1: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 2: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 3: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 4: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 5: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 6: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. |
Команда 3 Задача 1: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 2: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 3: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 4: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 5: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 6: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. | Команда 4 Задача 1: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 2: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 3: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 4: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 5: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Задача 6: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Показать учащимся взаимосвязь двух предметов - экономики и математики при изучении темы «Банк». Закрепить и проверить знания учащихся по темам: «Процент», «Дробь», «Банк» в форме соревнования между группами.
Задачи урока Вспомнить понятия процент, банк, депозит, кредит, дробь. Закрепить навыки учащихся в решении экономико-математических задач. Провести контроль знаний учащихся по темам «Процент», «Банк. Кредит. Депозит».
Устная математическая разминка Найдите названному проценту соответствующее количество учащихся: 100%; 10%; 50%; 25%. Четверть учащихся школы; Все учащиеся школы; Десятая часть учащихся школы; Половина всех учащихся школы.
Устная математическая разминка (1 команда) Найдите названному проценту соответствующую дробь: 80% 3/4 2/3 4/5 7/10
Устная математическая разминка ( 2 команда) Найдите названному проценту соответствующую дробь: 45% 9/20 3/5 3/10 5/10
Устная математическая разминка ( 3 команда) Найдите названному проценту соответствующую дробь: 15% 1/4 3/20 1/10 7/10
Устная математическая разминка ( 4 команда) Найдите названному проценту соответствующую дробь: 55% 7/10 3/5 11/20 1/2
Экономико-математический кроссворд «Проценты и банк» По горизонтали: 2 . Учреждение, хранящее денежные средства. 4 . Нецелое число. 5 . Сотая часть числа. 6 . Страна, в которой впервые появились банковские учреждения. По вертикали: 1 . Денежные вклады в банк. 3 . Ссуда. 4 . Синоним слова «часть». 2. 3. 6. 5. 1. 4.
Математическая разминка у доски (проверка) Заштриховать нужную часть круга: 1 команда: 70% 50% 20% 7 /10 1/5 1/2
Математическая разминка у доски (проверка) Заштриховать нужную часть круга: 2 команда: 3 0% 75 % 8 0% 3/10 4/5 3/4
Математическая разминка у доски (проверка) Заштриховать нужную часть круга: 3 команда: 9 0% 25 % 4 0% 9/10 2/5 1/4
Математическая разминка у доски (проверка) Заштриховать нужную часть круга: 4 команда: 1 0% 100 % 6 0% 1/10 3/5 4/4
Экономико-математический кроссворд «Проценты и банк» (проверка) По горизонтали: 2 . Учреждение, хранящее денежные средства. 4 . Нецелое число. 5 . Сотая часть числа. 6 . Страна, в которой впервые появились банковские учреждения. По вертикали: 1 . Денежные вклады в банк. 3 . Ссуда. 4 . Синоним слова «часть». 2. 3. 6. 5. 1. 4. Б А Н К Д Р О Б Ь П Р О Ц Е Н Т И Т А Л И Я Р Д Т О Л Д Е П З И Т
Экономико-математические задачи Каждая команда получает шесть задач. Задачи разделены на три категории сложности: сложные, средней сложности и легкие. Эта работа одновременно индивидуальная и командная: индивидуальная – каждый выбирает задачу любой категории сложности (лучше не одну) и решает ее на отдельном листе, который сдает учителю математики и получает оценку по математике; командная – полученные каждым участником команды результаты (только вариант ответа задачи, например, 1) В; 2) Г; … и т.д .), вы записываете на отдельный листок и сдаете его учителю экономики. Правильные ответы принесут дополнительные баллы всей команде (сложные – 3 балла; средней сложности – 2 балла; легкие – 1 балл).
Легкие задачи: 1. Банк начисляет по вкладам 20% годовых. Какую сумму денег можно получить через год, положив на депозитный счет 500 рублей? 2. В банке взят кредит в размере 640 евро сроком на один год. Какую сумму денег придется вернуть, если кредитный процент банка составляет 25% годовых? Задачи средней сложности: 3. Депозитный процент банка составляет 10%, кредитный процент банка составляет 20%. Определите прибыль банка, если сумма кредитов равна 5000 рублей, а сумма депозитов 4000 рублей. 4. Вы взяли в банке кредит в размере 800 рублей, а через год вам пришлось вернуть 1400 рублей. Определите кредитный процент, начисляемый банком за год. Сложные задачи: 5. Настя, взяв кредит в размере 40 долларов, через год вернула 48 долларов. Определите сумму Катиного кредита (кредит взят на тех же условиях), если через год она вернула 90 долларов. 6. Какой капитал нужно положить в банк под 25% годовых, чтобы через год получить доход (сумму начисленных процентов) в размере 125 рублей? Варианты ответов: А) 500; Б) 100; В) 75; Г) 800; Д) 1000; Е) 600; Ж) 50. Экономико-математические задачи
Анаграмма разгадайте зашифрованные слова и уберите лишнее слово, не подходящее по смыслу: 1) ТОП + ДИЕЗ; 2) РЕ + ТИК + Д; 3) Ц + ТОН + РЕ + П; 4) ПО + ПИР + Я + ОР + Ц. Ответ: 1) ДЕПОЗИТ; 2) КРЕДИТ; 3) ПРОЦЕНТ; 4) ПРОПОРЦИЯ.
Проверка домашнего задания «Сказки» Каждая команда на отдельный листок записывает названия сказок, в которых есть упоминание о деньгах, банках, процентах, кредитовании.
Домашнее задание На сайте «Учи.ру»
Блиц-опрос «Вид банка» Охарактеризуйте основную деятельность банка: Инновационного; Ипотечного; Сберегательного; Инвестиционного.
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....
Фрагмент интегрированного урока «Мотивирующий импульс технологии интегрированного обучения на уроках английского языка и физической культуры»
Фрагмент бинарного внеурочного мероприятия, был подготовленн для регионального семина учителей инностранного языка...