Визуализация математических понятий как способ обучения математике в кадетских классах.
проект по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Обобщение опыта отмены домашних заданий и применения методов и технологий визуализации математических понятий для доступности восприятия учащимися  в условиях их высокой  загруженности и следования индивидуальным учебным планам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Визуализация математических понятий как способ обучения математике в кадетских классах"

Слайд 4

Гипотеза исследования заключается в том, что регулярное использование методов визуализации математических понятий способствует эффективности « выучивания » материала на уроке, требует меньше времени на закрепление умений, а также, повышает уровень подготовленности учащихся к сдаче Государственной Итоговой Аттестации выпускников (Обязательный Государственный Экзамен в 9 классе и Единый Государственный Экзамен в 11 классе).

Слайд 5

УРОК УРОК УРОК 28% 33% 16% 23%



Предварительный просмотр:

Текст к презентации  «Визуализация математических понятий как способ обучения математике в кадетских классах»

СЛАЙД 1 Тема работы, с основными моментами и результатами которой, я хочу вас  познакомить,

связана  с преподаванием в открытых в нашей школе с 2008 года кадетских классах -  с 5 по 11.

СЛАЙД 2Преподавание в них существенно отличается от преподавания в классах общеобразовательных. Так, например, урок начинается с рапорта дежурного кадета или командира класса, в котором присутствуют элементы строевой подготовки. На занятия кадеты приходят в форме. Практически все мероприятия районного и городского уровня проходят с участием наших детей.  Формируется расписание обязательных занятий второй половины дня. В него входят: «Строевая подготовка», «Медицина», «Рукопашный бой», «Туризм», «сборка-разборка оружия», «стрельба», а также подготовка к всевозможным соревнованиям, которые по графику идут в течение всего учебного года, введены элективные курсы: «Медицина катастроф», «Локальные конфликты 20 века», «Социальная безопасность».

 СЛАЙД 3   К участию в соревнованиях допускаются кадеты, у которых нет задолженностей по общеобразовательным и специальным предметам.

Актуальность исследования обусловлена тем, что, учитывая очень высокую загруженность детей, возникла необходимость оптимизировать затраты времени на понимание и выучивание уроков.  Было принято решение показать, что регулярное использование методов визуализации  способствует эффективности запоминания и СЛАЙД 4 усвоения материала на уроке, позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА.

Были изучены такие понятия как 1) «Эмоциональная, образная, словесно-логическая память.2) Метод ассоциаций совершенно незаменим в учении Так, например, услышав песню или увидев картинку, мы мысленно переносимся туда, где встречали это. На том же основаны и некоторые методики повторения пройденного учебного материала.3) Незаменимый Практико-ориентированный подход позволяет при изучении новой темы предложить учащимся решить проблему самостоятельно, на основе имеющихся знаний, но окружающая обстановка выбирается необычная. Учитывая Типы восприятия. • визуальный, аудиальный, кинестетический, я пытаюсь применять приёмы учения для всех типов.      Моей любимой темой с первых дней преподавания является Влияние цвета на психику человека. СЛАЙД 5 «…В системе визуального восприятия текста, например, доказано, что наиболее запоминаемым будет текст, написанный черным шрифтом на желтом фоне, на втором месте – зеленый на белом, далее – красный на белом. Оформление доски по квадрантам с лучшим восприятием и запоминанием – на слайде. Видно, что использовать на доске левый верхний угол, почти, бесполезно, тк информация не усваивается. Рекомендуется записывать формулы в правом верхнем углу, тему и основные понятия – в левом верхнем, например, д\з в правом нижнем, а левый нижний использовать, лишь, для промежуточных подсчетов (черновик). 6) Далее, очень важны приемы «эмоционального» обучения, т.е. «Проживание ситуации, использование речевого интонирования. Учащиеся, действительно, «пропускают» ситуацию «через себя», понимают, как применить конкретные математические знания в обыденной жизни, испытывают яркие эмоции, с удовольствием общаются, помогают друг другу. СЛАЙД 6 Начались первые шаги по применению визуализации. Сложно спорить с тем, что яркая необычная картинка запоминается гораздо быстрее и на более длительный промежуток времени. Например, в 8 классе, при изучении темы «неравенства» учащимся предлагается различать неравенства как «строгие» и «нестрогие». Например, ещё одной моей разработкой является  способ применения отварных макарон, как инструмента для быстрого построения эскизов графиков функций. Этот материал дает ученику возможность быстрее понять и запомнить, как происходит сжатие, растяжение, сдвиг исходного графика. Для демонстрации ученик-учитель или ученик-ученик материал совершенно незаменим, т.к. он прочно держится на листе с изображением координатной плоскости и его можно показать, подняв над головой. На уроках широко используются: 1)ролевые игры - Деление на «семьи»для выполнения набора наших ежедневных «жизненных» задач из блока реальная математика), 2)проведение уроков на улице, например, подобие треугольников и теорема Пифагора, с учетом занятий по теме ЧС: пожар, травмы, и пр.   

     Работу по массовому внедрению визуализации на уроках можно разделить на 3 опытных группы:1)с7класса и 3 года до-9  - мои «Первые шаги» в применении темы, разработка уроков, изучение психолого-педагогической литературы, уменьшение объемов домашнего задания, выдали нам оценки на уровне района.  2) вторая группа на 1 год младше первой, для которой учитываются ошибки, недочеты, сложности 1 группы. Объем домашнего задания, пока, на уровне первой опытной группы, но домашняя работа полностью отменена в понедельник. В это же время, зарничные команды школы занимают первые места на районных и городских соревнованиях. В этой группе, результаты ЕГЭ по профильной математике выводят школу на 8 место из 19 школ района, включая гимназии и профильные физ.мат.школы.  3)Подготовка  третьей опытной группы с 8 класса до 11, проходит полностью с помощью визуализации. Учащиеся ведут «папки подготовки к ГИА», в которых содержится концентрированный учебный материал, преобразованный в рисунки, схемы, кластеры, модели и пр. Использование макарон позволяет, наряду с повторением, впервые найти время на графический способ решения задач с параметрами, полностью меняется принцип ведения тетрадей для классных работ, разработан цветовой «скелет» учебного материала. Впервые в 2016-2017 году проводится эксперимент в этой группе по полной отмене домашнего задания. Результаты ЕГЭ, при его 100% сдаче, на уровне районных и городских по профильному уровню  и выше районных по базовому уровню.    Таким образом, при увеличении нагрузки внеурочной деятельности, удалось улучшить результаты ГИА выпускников.

СЛАЙД 7  В начале работы, было тяжело найти готовый материал для использования на уроках, и только от терпения и творческого настроя самого учителя зависит успех предпринимаемых попыток в этой области. Как только эти методы входят в стадию систематического применения, то учащиеся «идут на урок бегом». Старшеклассники с удовольствием разрабатывают уроки для более младших классов на свежем воздухе, а, иногда, после уроков, около школы можно встретить родителей, вычисляющих высоту дерева или расстояние до «недоступной» скамейки.  Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась: по результатам ГИА выпускников, в средней и старшей школе применение метода визуализации весьма оправданно.  Эта работа, с каждым годом, да, что и говорить, с каждым днём,  увлекает меня всё больше, тем более, что она приносит положительные результаты и моральное удовлетворение.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических понятий в школьном курсе математики

Формирование у учащихся математических понятий – одна из важнейших задач преподавания математики. Овладение основами наук немыслимо без овладения системой понятий этих наук. В большей мере это относит...

Коллективный способ обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС

Статья "Коллективный способ обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС"...

Презентация: КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Презентация КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Развивающее обучение- как один из активно-деятельных способов обучения математики

Аннотация. В условиях реализации требований ФГОС наиболее важной является технология развивающего обучения. Данный вид дает возможность применять различные методы, такие как дидактические игры, дискус...

Статья "Геймификация как способ обучения математике"

В данной статье рассмотрена геймификация - новая технология в обучения, представлены ее преимущества перед другими игровыми технология. Приведен пример использования геймификации при обучении математи...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Технология коллективного способа обучения позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения.  Сочетание различных организационных форм, коллективные способы обучения об...