Коллективный способ обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Маслова Елизавета Андреевна

Статья "Коллективный способ обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_tezisy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Маслова, учитель математики  МАОУ СОШ №9 г.Холмска

Е.А.Маслова,

учитель математики

МАОУ СОШ №9 г.Холмска

Коллективный способ обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС

Сегодня, в арсенале учителя достаточно большой выбор педагогических технологий, позволяющих реализовывать задачи современного образования по формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Известно, что нельзя научить, ограничиваясь показом или рассказом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.

Одной из таких технологий является КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (КСО).

Технология КСО охватывает все этапы обучения, включая объяснение, наиболее целесообразно применять ее для обучения решению стандартных задач определенного типа. При коллективном способе обучения организационная структура расширяется – обучение,  и воспитание уже ведется в четырех формах: коллективной, групповой, парной и индивидуальной. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения.

Цель использования КСО для решения важных вопросов учебного процесса: гуманного подхода к детям, достижения высокой продуктивности учебной деятельности, повышения качества знания учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

− обосновать выбор направления работы;

− раскрыть актуальность педагогики сотрудничества;

− описать методику организации сотрудничества в учебно-воспитательном процессе;

− перечислить эффекты педагогики сотрудничества на уроках математики;

− показать реализацию этого способа на практике.

Современные классы формируются по возрастному принципу. В один коллектив попадают дети с разными умственными и физическими возможностями, причем все должны усвоить один и тот же материал, да еще в одни и те же сроки. 

По ФГОС обучение представляет собой создание учебной ситуации, в которой учащиеся под руководством учителя определяют предмет своего действия, исследуют его, ставят цели своей деятельности и планируют ее. При реализации  ФГОС  необходимо понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы основного и общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика. На всех этапах урока должна проявляться самостоятельность учащихся. Урок должен быть проблемным и развивающим. Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. В учебном процессе учитель выступает в роли организатора, а не информатора. Важно стимулировать учебную самостоятельность детей. Для достижения поставленной цели ученики не должны получать новые средства и готовые способы действия. Их необходимо подвести к открытию новых законов, правил, после чего возникает желание — найденный способ проверить на практике.

Значит, нам педагогам необходимо создавать для учащихся в школе атмосферу сотрудничества, то есть успеха и радости. Это свидетельствует об актуальности выбранной темы и исследовательской работы. Задача учителя научить своих учеников учиться, учиться самостоятельно, добывать знания. Умение учиться — это новообразование, связанное в первую очередь с освоением формы учебного сотрудничества. Нам следует организовать педагогический процесс таким образом, чтобы учащиеся были не объектом, а субъектом учебной деятельности. По словам С. Соловейчика задача учителя учить всех детей, сохраняя достоинство каждого и создавая условия комфорта. Это можно достичь через технологию КСО.

Для проверки выдвинутой гипотезы в том, что правильно организованное сотрудничество является наиболее эффективной формой работы с учащимися, мной было проведено следующее:

− изучение специальной литературы, раскрывающей методику организации сотрудничества;

− разработка системы уроков с использованием разных видов сотрудничества;

− наблюдение за поведением детей на уроках во время коллективного способа обучения;

− сравнение усвоения учебного материала при традиционных формах работы и при коллективном способе обучения;

− анализ школьной успеваемости учащихся класса для оценки успешности усвоения школьной программы.

Коллективным способом обучения КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Принципы методики КСО:

- ориентация на высокие конечные результаты;

- непрерывная передача друг другу полученных знаний;

- сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

- дифференцированный подход: каждый работает согласно своим  возможностям и   способностям.

Особенности методики КСО:

  • коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;
  • коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;
  • коллективные способы обучения создают условия психологического комфорта;
  • коллективные способы обучения приветствуют воспитательное взаимовлияние учеников: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;
  • коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Специфика методики КСО:

  • наличие сменных пар учащихся;
  • их взаимообучение;
  • взаимоконтроль;
  • взаимоуправление.

Формы организации сотрудничества, используемые мной в работе с детьми, следующие: сотрудничество в паре, когда одного говорящего слушает только один человек; сотрудничество в группах (4–5-7 учеников), когда один сразу учит одновременно несколько человек; сотрудничество в парах сменного состава, когда с каждым общаются по очереди и отдельно.

Могут быть выполнены следующие работы в парах на уроках математики: выполнение различных упражнений (устных и письменных), решение задач и выражений, взаимообмен заданиями, работа по вопросникам, разгадывания ребусов, кроссвордов, работа с дидактическим материалом. Продуктивно проходит работа по вопроснику в парах. Вопросники составляются по пройденному материалу. Они помогают закрепить в памяти теоретический материал. Учитель называет номер вопроса, они проверяют друг у друга знания ответа на этот вопрос. Если товарищ не знает, то ему помогает партнер или же советует посмотреть по учебнику (это допускается). Групповую работу с детьми, как и работу в парах, использую на всех этапах урока.

В итоге в результате систематического использования выше перечисленных форм работы на уроках математики получены следующие результаты: Качество знаний возросло с 68 % до 85 %. В беседе с родителями, через анкетирование, выяснили, что дети лучше знают тот материал, который изучали в классе коллективно. При анкетировании 96 % детей назвали математику интересным и любимым предметом. Возросла самостоятельность и организованность детей, сплоченность всего класса.

Отсюда вытекает, что правильно организованное сотрудничество дает хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе. Возрастают и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания, не остается учеников, не работающих на уроке, ученики комфортнее чувствуют себя в школе. Школьники, выполняя различные роли в группе и паре, учатся сотрудничать в совместном решении проблемы, приобретают умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении задач, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, слушать и учитывать мнения других людей. Коллективная деятельность вырабатывает взаимную ответственность за результаты работы, «учитель» отвечает за оценку «ученика».

Коллективный способ обучения (КСО), его теория и практика не является «хорошо забытым старым», это исторически новый этап в развитии школы и всей системы образования.

Литература:

  1. Колякина В.И. Методика организации уроков. - М. 2002.
  2. ДьяченкоВ.К. Технология разноуровнего обучения при переходе к КСО. М., 2008.
  3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 2009.
  4. ДьяченкоВ.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий. М., 2010.
  5. Черникова Т.М. Уроки в парах сменного состава. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....

Презентация: КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Презентация КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой в условиях реализации ФГОС.

Преемственность -  связь между различными этапами или ступенями           развития, сущность которой сост...

Преемственность математического образования между начальной школой и 5-6 классами основной школы в условиях реализации ФГОС

Данное выступление содержит все моменты отражающие основные проблемы при переходе из начальной школы в основную  и как работать над этими проблемами , чтобы повысить успеваемость учащихся (доклад...

Статья на тему _Математика в средней школе в условиях реализации ФГОС

Средняя школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение  в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружаю...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Технология коллективного способа обучения позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения.  Сочетание различных организационных форм, коллективные способы обучения об...