Развивающее обучение- как один из активно-деятельных способов обучения математики
статья по математике

Аннотация. В условиях реализации требований ФГОС наиболее важной является технология развивающего обучения. Данный вид дает возможность применять различные методы, такие как дидактические игры, дискуссии и другие, которые позволяют развить творческое мышление учеников, их память и речь. В данной статье раскрыты цель развивающего обучения, его эффективность и примеры использования на уроках математики.

Ключевые слова: развивающее обучение, уроки математики, творческое мышление, интеллект, дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 РАЗВИВАЮЩЕЕ  ОБУЧЕНИЕ- КАК ОДИН ИЗ АКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ  МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В условиях реализации требований ФГОС наиболее важной является технология развивающего обучения. Данный вид дает возможность применять различные методы, такие как дидактические игры, дискуссии и другие, которые позволяют развить творческое мышление учеников, их память и речь. В данной статье раскрыты цель развивающего обучения, его эффективность и примеры использования на уроках математики.

Ключевые слова: развивающее обучение, уроки математики, творческое мышление, интеллект, дидактические игры.

Под развивающим обучением, по словам В.В. Давыдова, понимается новый активный тип обучения, который заменяет объяснительный и иллюстративный типы. В процессе развивающего обучения стимулируется познавательная деятельность, активизируются процессы самопознания, саморазвития, самообразования [4;6]. Его главной целью является создание потребности в самовоспитании, самообразовании среди учащихся, создание различных ситуаций, способствующих повышению мотивации, улучшение эмоционального фона урока, создание условий для успешной социализации личности, умение анализировать и понимать информацию.

Следующие факты свидетельствуют об эффективности развивающего обучения на уроках математики:

- Большинство учащихся стали положительно относиться к предмету.

- Успеваемость стабильная - 100%.

- Наблюдается увеличение среднего балла по предмету.

-Ученики систематически показывают хорошие результаты после успешного прохождения государственной итоговой аттестации.

- Каждый год учащиеся участвуют в областных олимпиадах и занимают лидирующие места, а также принимают активное участие во внеклассной работе по предмету [3;10].

Развивающее обучение, как активно-деятельностный способ обучения, рассматривается в работах Л.С. Выготского, в экспериментальных трудах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др. Обучение признается основной движущей силой психического развития ребенка, формирования всего комплекса личностных качеств.

Одним из основных средств активизации личности в обучении является следующие методы обучения:

1) метод проектов (форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических способностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, имеющих объективный или субъективный характер новизны и практическое назначение;

2) групповые дискуссии - групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учеников (от 6 до 15 человек);

3) мозговой штурм - специализированный метод групповой работы, направленный на генерирование новых идей, стимулирование творческого мышления каждого участника;

4) тренинг - обучение, при котором моделируется определенная ситуация, и учащиеся получают возможность развивать и закреплять необходимые знания и навыки, менять свое отношение к личному опыту и подходам, используемым в работе;

5) обучение с использованием компьютерных программ обучения;

При подготовке математических занятий автор предлагает опираться на положения теории развивающего обучения:

1. Обучение и умственное развитие - это два взаимосвязанных процесса.

2. Ученик - это полноценный субъект деятельности.

3. Развитие во время учебного процесса происходит двумя способами.

4. Уровень развития учеников оценивается по совокупности характеристик [5].

Реализация развивающего обучения заключается в создании специальной образовательной среды, которая обеспечивает образовательную поддержку каждому ребенку, что позволяет ему приобретать социальный опыт, навыки общения, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности и, прежде всего, развивать и реализовывать себя.

Познавательный интерес в ребенке возможно решить с помощью необычных уроков математики – воссоздавать необходимые ситуации с понятиями, с которыми дети уже знакомы, при этом побуждать их к формулированию вопросов. Размышление, объяснение результатов, сравнение, предположение, проверка, наблюдение, обобщение и выводы - это главное, чему нужно учить ребенка при обучении математике в начальной школе. Все это можно осуществить благодаря определенным упражнениям, и одним из них являются устные упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию мышления, стимулированию познавательной деятельности учеников, а также дают возможность выполнять работу индивидуально. [1]. Целью данных упражнений является развитие гибкости ума и быстроты реакции.

Например, вместо стандартного задания «найдите значение 3+5, 6 + 2, 2+6, 4 + 4, 7 + 1, 8 + 0» можно предложить различные творческие занятия. Допустим, назвать выражения, значение которых равно 8. Дети сами назовут выражения: 3+5, 6 + 2, 2+6, 4 + 4, 7 + 1, 8 + 0 и т. д. А обсуждая их, они могут вспомнить следующие математические выводы:

  • выражение 7+1 показывает, что следующее число больше предыдущего на единицу;
  • выражения 6+2, 2+6 позволяют вспомнить переместительное свойство сложения [2;12].

В связи с этим можно сказать, что формирование вычислительных навыков осуществляется не через множество однородных повторений, а в тесной связи с мыслительной работой ребенка и запоминанием теоретической части.

Игровая атмосфера на уроке формирует познавательный интерес и повышает активность учащегося, позволяет снять усталость и поддерживать внимание. Во время игры учащиеся незаметно выполняют различные упражнения, в которых им нужно осуществлять арифметические действия, практиковаться в устном счете и решать задачи. Благодаря игре ученик попадает в условия исследования, пробуждает интерес к победе и, следовательно, возникает стремление действовать быстро, быть собранным, умелым, находчивым, способным четко реализовывать поставленные задачи, соблюдать правила игры [4;7]. Например, игра "Теремок". Она может использоваться для запоминания таблицы умножения. На доске располагается таблица с рисунком Теремка. Окна в нем прикрыты карточками с примерами. Если ребенок решил пример правильно, то откроется окошечко, и дети увидят, кто живет в Теремке.

Установление взаимосвязи между изучаемым материалом и реальностью, окружающей детей, является одним из способов повышения познавательной активности учащихся на уроке. Многие задачи содержат информационные вопросы, требующие не только простых арифметических операций, но и проявления основных способностей исследователя. Например:

1) Леопард способен жить в дикой природе 10 лет. В неволе же он может прожить до 21 года. На сколько дольше леопард живет в неволе?

2) Слон живёт в зоопарке, там за ним ухаживают и кормят. Сколько продуктов в день он съедает? Узнайте, решив следующую задачу: «Слону в зоопарке в день дают 30 кг сена, 7 кг чёрного хлеба, 2 кг белого хлеба, 70 кг овощей, 1 кг сахара. Сколько всего продуктов съедает слон за день? [1]

Таким образом, развивающее обучение предполагает новый активный тип обучения, который заменяет объяснительный и иллюстративный типы. Основной целью является формирование необходимых условий на уроке для развития познавательной активности среди учеников. Приведенные выше примеры задач позволят развивать их умения и использовать полученные знания в жизни, на практике. Также это должно положительно сказаться на самом учебном процессе и повысить эффективность работы преподавателя. Ведь основной задачей учителя является построение учебного процесса таким образом, чтобы каждое приложенное усилие к предоставлению необходимых знаний развивало познавательные способности ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Барабанова С.В. Технология развивающего обучения на уроках математики [Электронный ресурс]: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-razvivaiushchiegho-obuchieniia-na-u.html
  2. Горев П.М., Рычкова О.В. Открытые задачи как стимульный материал развивающего эффекта креативного урока математики // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2015. - №5. - С. 9-15
  3. Зверева Л.Г., Паращенко А.В., Редькина М.В. Профессиональная подготовка учителя к реализации технологий развивающего обучения школьников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - С. 9-11
  4.   Михайличенко З.И. Развивающее обучение на уроках математики в условиях ФГОС // Инновационная наука. - 2019. - №9. - С. 6-8
  5.   Царева Н.Г. Технология развивающего обучения на уроках математики [Электронный ресурс]: https://multiurok.ru/files/tekhnologiia-razvivaiushchego-obucheniia-na-urokak.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уровневое обучение – как один из способов успешной подготовки к сдаче ГИА

Теоретические сведения об уровневом обучении, его применение на практике...

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Статья на конференцию Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой  "Образовательные технологии в школе XXI века"...

Базовые элементы настольного тенниса. Виды упражнений и способы обучения в группах начальной подготовки 1 года обучения.

Презентация на тему: \'Базовые элементы настольного тенниса. Виды упражнений и способы обучения в группах начальной подготовки 1 года обучения...

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...