«РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
учебно-методический материал
Технология коллективного способа обучения позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения. Сочетание различных организационных форм, коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kso_2023_metodicheskiy_seminar.docx | 54.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Алябухова Анна Александровна
МОУ «СОШ с. Селезниха»
Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Каким должно быть наше образование? Нам известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Отношения между учителем и учениками должны строиться на основе сотрудничества.
Передо мной стояла проблема, как заставить учеников самостоятельно “добывать” знания, пробудить в них желание учить и обучаться. Я изучила опыт коллег, методическую литературу, наблюдала за учениками. Решением данной проблемы является педагогическая технология КСО. Коллективный способ обучения это такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый ученик в коллективе работает по очереди с каждым учеником, при этом некоторые из них могут работать индивидуально.
Технология коллективного способа обучения позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения. Сочетание различных организационных форм, коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.
Цель – повысить качество обучения и уровень коммуникации обучающихся через приемы и методики технологии коллективного способа обучения.
Актуальность технологии КСО: соответствует требованиям ФГОС.
- формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве.
- включает каждого ученика в активную учёбу на весь урок, в парах постоянного и сменного состава и микрогруппах (системно – деятельностный подход).
- создаёт условия живого непринуждённого общения (коммуникативные УУД).
Истоки коллективного способа обучения уходят в 20-е годы. Его создатель Александр Григорьевич Ривин (1788-1944 г.г.). Инженер по образованию, он принимал участие в ликвидации безграмотности и пришел к идее использования в обучении естественного общения учащихся. Продолжил работу А.Г. Ривина его ученик - Виталий Кузьмин Дьяченко.
КСО предусматривает дифференциацию обучение учащихся, обеспечивает каждому ученику оптимальные для него темп обучения, снимает комплекс неполноценности, воспитывает чувство ответственности, раскрепощает учащихся.
К коллективным формам организации обучения относится работа в статических парах (парах постоянного состава) и динамических парах (парах сменного состава). Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником.
Технология КСО определяется как совокупность индивидуальной, парной и групповой работы с преобладанием пар сменного состава как основной формы организации деятельности учащихся.
На первом этапе при организации занятий на самостоятельной коллективной основе я связала с подготовительным этапом в обучения. Это работа складывалась из двух моментов. Первый из них относится исключительно к учителю. Это подготовка алгоритмов, карточек с заданиями, своего рода раздаточные дидактического материала. Карточек готовилась столько, сколько было учеников в классе. Второй момент в подготовительном этапе было связано с непосредственным обучением детей новому для них в виду сотрудничества. Для этого в течение некоторых дней каждому получившему свою карточку я индивидуально помогала, а если надо то и не один раз объясняла, как надо выполнить задание. Потом ученик объяснял мне как нужно выполнить это задание. Делалось все для того, чтоб ученик потом смог подобным образом объяснить все своему товарищу.
На втором этапе состоялся в работе с карточками парах. Каждый ученик получал карточку и приступал к выполнению предлагаемого задания. Выполнивший задание показал свою карточку соседу по парте, знакомил его со своим заданием, спрашивал, как его стал бы выполнить одноклассник. При неверном ходе мысли он поправлял и объяснял, как нужно верно выполнит за данное задание.
Третий этап заключался в том, что мною было предложено всем ученикам поменяться имеющимся у них карточками и проделать по ним ту же работу, которая уже известна детям, по предварительным объяснения учителя и тренировочным упражнениям .
Сточки зрения временных затрат и трудоемкости технология КСО кажется очень затратной, но опыт показывает высокую оптимальность затрат, то есть убеждает в эффективности данной технологии.
Для учащихся 6 класса я изготовила два варианта карточек. Для отработки умения решать примеры на сложение и вычитание чисел с разными знаками с использованием этих карточек. С одной стороны – примеры на сложение и вычитание отрицательных чисел, а с другой стороны – соответствующие правила и ответы к примерам.
Пример карточки
Получилось 14 карточек, неповторяющегося дидактического материала.
Также напоминаю порядок работы и указываю критерии оценивания (либо можно раздать памятки, а можно вывести на доску).
Учащиеся работают в парах постоянного состава.
Ученик 1 показывает ученику 2 примеры, а сам смотрит на обратную сторону карточки с образцом, слушает ответ одноклассника, в конце – поправляет, оценивает. Затем они меняются ролями. По окончании работы ставят в тетрадь друг другу оценку (за 2 карточки) и подписывают ее своей фамилией.
Опыт показывает, что в течении 10 минут шестиклассники успевают решить около 30 примеров (включая свои – при оценивании ответа товарища). на мой взгляд, это высокая интенсивность работы. После отработки данного умения таким способом – проводится контроль.
Пары могут работать как устно, так и письменно: предложили друг другу карточки – задания, одновременно выполнили и обменялись тетрадями для проверки.
Коллективный способ обучения можно применять при изучении нового материала. Также в парах постоянного состава. Где вместо чтения параграфа, предлагается рассмотреть инфографику по данной теме и ответить на вопросы. Вопросы задаются в парах постоянного состава.
Коллективный способ обучения повышает познавательный интерес у обучающихся, процесс обучения становится более интересным, так как этот способ обучения расширяет рамки общения, коренным образом изменяет характер участия учащихся в добывании знаний. Предусматривает работу каждого ученика на уроке. Более осознанными становятся знания учащихся, более уверенными - умения, более надёжными – навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "
Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...
Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка
Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...
Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка
1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...
Открытый урок математики для 6 класса по технологии коллективного способа обучения.
Данная разработка была создана для участия в 4 межшкольной научной сессии " Развитие образовательноq среды" в марте 2014 года.Математика 6 класс, тема урока " Длина окружности и площадь кру...
Технология коллективных способов обучения и их реализация на уроках изобразительного искусства
Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?» Разговоры же о том, что «каждый о...
Коллективный способ обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС
Статья "Коллективный способ обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС"...
Презентация: КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Презентация КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...