ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по математике
Внеурочная деятельность является одной из самых главных ступеней к изучению, абсолютно, каждого школьного курса математики. Именно благодаря внеурочной деятельности дети познают учебный предмет со всех сторон и находят для себя более интересные моменты.
В данной статье рассматриваются основные аспекты и виды внеурочной деятельности у школьников, по средствам которых повышается мотивация учащихся к предмету математики, улучшается работоспособность учащихся, а также повышается уровень знаний по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tashlanova_es_-.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Ташланова Елена Сергеевна
учитель математики МАОУ СОШ №1
г.Лабытнанги, ЯНАО
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому пониманию материала, предоставленного школьной программой. Во внеклассных мероприятиях учитель может в максимально возможной степени учитывать возможности, потребности и интересы своих учеников.
Одной из основных причин сравнительно низкой успеваемости по математике является слабый интерес многих учеников к предмету. Интерес к теме зависит в основном от качества учебной работы на уроке. В то же время использование продуманной системы внеклассных занятий может значительно повысить интерес учащихся к математике.
Наряду с равнодушными к математике учениками есть и те, кому нравится этот предмет. Они хотели бы узнать больше о своей любимой теме, решать более сложные задачи. Внеклассные мероприятия могут быть успешно использованы для углубления знаний учащихся в области материалов программирования, развития их логического мышления, исследования, сообразительности, поощрения вкуса к чтению математической литературы и предоставления студентам полезной информации из истории математики.
Внеклассные занятия со студентами приносят большую пользу самому учителю. Чтобы успешно заниматься внеурочной деятельностью, учитель должен постоянно расширять свои знания по математике. Это благотворно сказывается на качестве его уроков, но разработка его программы внеклассной работы по математике не так проста. Вот почему многие учителя пытаются решить эту проблему, определяя требования к планированию и осуществлению внеклассных мероприятий.
Внеклассные занятия по математике в школе способствуют лучшему формированию тем о знаниях, учащихся, эффективно развивают навыки общения учащихся, а также повышают интерес к этой теме.
Таким образом, необходимо учитывать методологические особенности планирования реализации программы внешкольных занятий по математике и аспекты организации внешкольных занятий по математике;
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) привлекает особое внимание педагогов к важности организации образовательных мероприятий вне класса, важности занятий хобби, их важности для потребностей образования и навыков учащихся. Именно это обсуждается в документах Федеральных государственных образовательных стандартов государственных образовательных учреждений и ООО, где особо отмечается: «Для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в основной образовательной программе основного общего образования предусмотрены следующие: учебные курсы, которые обеспечивают различные интересы студентов; внеклассные мероприятия"[1].
Это связано с растущей ролью внеклассной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для творческого развития и самореализации каждого студента. В последнее время в документах, регламентирующих современное российское образование, особое внимание уделяется внешкольной деятельности студентов всех возрастов.
Однако к этому виду образовательной деятельности всегда относились с особым интересом. В педагогических словарях мы проанализировали и произведения отечественных педагогов-методистов 1920–1970-х годов ХХ века. часто используется термин «внеклассная работа», означая специально организованные занятия с учащимися, проводимые школой с целью расширения и углубления тематических знаний и навыков, развития индивидуальных навыков (Педагогический словарь, 1960).
Российская педагогическая энциклопедия (1993) утверждает, что задачи внеклассной деятельности со студентами включают в себя «создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организации реальных вещей, доступных для детей и конкретного результата, внедрения воображения учащихся, элементов игры, оптимизма». Перспективы и результаты (Российская педагогическая энциклопедия, 1993).
В общем, внеклассные мероприятия рассматриваются в материалах Федерального государственного образовательного стандарта как обязательная часть образовательного процесса, например, План действий вне школы должен быть разработан и утвержден в любой школе, включая внешкольную работу по каждому школьному предмету.
Поскольку концепция внеклассной деятельности так важна для воспитательной работы школы, мы попытались определить основные подходы к определению этой концепции. Однако изучение педагогической и методической литературы по предмету труда привело нас к пониманию того, что не существует строгого и однозначного определения внеклассной деятельности. [2]
В целом, внешкольные мероприятия характеризуются как образовательные мероприятия, организованные в формах, которые так или иначе отличаются от системы обучения. Эта деятельность имеет свои конкретные задачи, но также направлена на достижение запланированных результатов освоения основной образовательной программы. Внеклассные мероприятия включают различные формы обучения и воспитания, которые проводятся под руководством учителя-предметника и основаны на содержательной теме.
Несомненно, объективные результаты достигаются учащимися в процессе освоения соответствующих школьных дисциплин. Тем не менее, внеклассные мероприятия по данной теме призваны повысить эффективность уроков, углубить и расширить знания и навыки учащихся, выявить тех, кто интересуется этой темой, заинтересовать их, отобрать и подготовить к инновационной деятельности.
Мы не будем забывать о метапредметных результатах, особенно личных, которые включают формирование этических ценностей, жизненных путей, интересов и так далее. Здесь доля внеклассных занятий гораздо выше, так как студент выбирает ее исходя из своих склонностей и мотивов.
В процессе внеклассной работы по математике решаются следующие задачи:
- развить интерес к изучению математики;
- расширение и углубление математических знаний и навыков;
- развитие логического и абстрактного мышления;
- развитие математической интуиции и наивности;
- отбор и развитие математически желанных детей;
- выявление «слабых» людей, интересующихся математикой;
- раскрытие скрытых талантов детей;
- создание условий для индивидуального развития;
- развитие опыта в творческой, творческой деятельности;
- применение полученных знаний и навыков на практике;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение сферы общения с обществом. [3]
Постоянные формы внеклассной деятельности ограничены определенными временными рамками и системой. К ним относятся: математический кружок, научное математическое общество, лабораторная математика или физико-математика, школа молодого математика и так далее.
Временные формы внеклассной работы связаны с определенным (кратковременным) сегментом образовательного процесса. Например, десятилетие или неделя математики. Помимо временных форм внеклассных мероприятий предусмотрены кратковременные предметные мероприятия: математический вечер, олимпиада, математическая битва, соревнование математиков и так далее.
Анализ передового педагогического опыта учителей математики показывает, что перечень как постоянных, так и временных форм внеклассной деятельности по математике (как и по другим школьным предметам) постоянно растет. Появляются новые формы внеклассной деятельности, старые «забытые» формы модифицируются для отражения современных тенденций.
Кратко опишем некоторые постоянные и временные формы внеклассных занятий по математике.
Математическая группа - одна из самых трудоемких постоянных форм организации внеклассных занятий. В кружок в основном входят люди, которые проявляют повышенный интерес к изучению математики, имеют высокие оценки существительных, заинтересованы в углубленном изучении математики и посещают занятия добровольно. Размер группы не должен быть большим, иначе качество таких занятий резко падает. Оптимальное количество участников кружка - 5-10 учеников, иногда разного возраста. Работа кружка планируется учителем математики либо по просьбе учеников, либо по инициативе самого учителя. Рабочий план разрабатывается на год и более. Для занятий выбирается конкретный день недели, расписание вывешивается на двери игровой комнаты. Группа в круге всегда открыта. Но слабые ученики будут чувствовать себя неловко в классе, потому что уровень задач, решаемых парнями, будет высоким.
Наличие постоянных форм организации внеклассной работы по предметам в школе свидетельствует о наличии профессионально мотивированных учителей, поскольку планирование и реализация постоянных форм такой работы требует от учителя больших психических, материальных и материальных затрат. Проще конечно организовать временные внеклассные мероприятия.
Предварительные формы организации внеклассной работы по математике весьма разнообразны по своей структуре и содержанию. Они универсальны с точки зрения возможности реализации во всех возрастных диапазонах: от начальной школы до средней школы. В основном эти формы работы носят соревновательный характер: игра, соревнование, соревнование, эстафета.
Временные формы внеклассных мероприятий включают математические вечера, конференции, защиту проектов, математические мероприятия веселого и познавательного характера, викторины, конкурсы, викторины.
Например, задача математического вечера состоит в том, чтобы вызвать интерес студентов к изучению математики. В зависимости от характера материала, вечер может быть панорамным или тематическим. Эта форма организации внеклассных тематических работ всегда включает в себя игровые моменты, художественную часть, веселье и познавательность. Игровая часть может включать в себя элемент соревнования или развлечения; познавательная часть может быть тематической беседой или научно-популярным докладом.
У математической конференции есть определенная задача: развить исследовательскую компетентность студентов и способность проектировать разработку дополнительных материалов по математике, не включенных в Программу. На конференции обычно представлены результаты проделанной работы. Поэтому, будь то в предыдущих дополнительных многокурсовых работ по реализации исследовательских образовательных проектов, будет ли конференция завершающим этапом раунда или факультативным курсом. Такая конференция объединяет всех единомышленников: тех, кто непосредственно готовит доклады, и тех, кто только что пришел послушать или «поболеть» за одноклассников. Целью конференций является заинтересованность в изучении дополнительной математической литературы как среди докладчиков, так и среди студентов. Они обычно становятся частью школьной или межкультурной тематической декады (недели). Программа конференции размещена на веб-сайте школы, обсуждается во время уроков и перерывов и уже давно к ней подготовлена. Конференция сразу же появляется на школьном сайте и / или в местных СМИ. Результаты конференции также широко публикуются. Дети, присутствующие на конференции, чувствуют большую ответственность, тщательно готовят доклады и соревнуются за качество исследования. По результатам секций конференции определяются победители, которые продолжают свои исследования и готовятся к выступлению на конференциях и соревнованиях более высокого ранга. Все участники конференции получают опыт общения с широкой аудиторией, а сертификаты участников «украшают» их «Портфолио личных достижений».
Математический бой - это новая, но активно развивающаяся форма внеклассной работы. За последние 15-20 лет она прочно вошла в школьную практику и постоянно совершенствуется. Такая борьба может быть организована как турниры в классе, между параллелями или даже в школе. Победители математических боев могут участвовать в конкурсах в пределах города или области. По сути, математические сражения состоят как минимум из двух этапов: квалификационного и финального. Выпускной может быть сильнее: один шестнадцатый финал, один восьмой финал, четвертьфинал, полуфинал и финальный бой. Математические баталии могут проходить как тренировочные соревнования или официальные турниры, организованные по разным системам: круговая игра - каждая команда встречается с каждой, иногда в два тура; или олимпийский - с выбыванием, выход в финал двух команд. Как показывает опыт, это увлекательная и эмоциональная форма соревнований по математике с присутствием поклонников, тренеров. Задачи в сражениях могут быть разработаны для выполнения в течение определенного периода времени (короткого или длительного). Иногда математические баталии выступают в качестве дополнительного теста в рамках олимпийской темы, особенно вдали, когда часть времени (работа жюри) остается за стипендиатами.
Проектная деятельность школьников - это познавательная, образовательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой возникает решение проблемы, которое представляется в виде проекта. Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, оптимальное достижение поставленных целей. Результат проекта может быть представлен в виде отчета, абстракции, исследования, модели, программы и так далее. Результаты проекта могут быть использованы позже при изучении математики и даже в классе, чтобы показать материал по теме (например, модель, симулятор или учебное пособие). Деятельность проекта основана на сотрудничестве преподавателя и ученика, является формой оценки в процессе непрерывного образования и дает возможность для раннего формирования профессионально значимых навыков учащихся. Руководитель проекта - учитель математики, исполняющий обязанности тренера, советника, наставника. В процессе работы над проектом студенты должны приобретать новые знания и навыки. Существует процесс объединения одного предмета или целого математического раздела. В этом случае образовательная деятельность ориентирована на успешную работу в реальном обществе. Результатом проекта являются не только субъективные ЗУН, но и разнообразные, в том числе важные исследования, компетенции. Важной особенностью метода проекта является внимание и уважение к личности учащегося, положительный заряд, направленный не только на обучение в целом, но и на развитие личности учащегося.
К вышесказанному мы добавляем, что внеклассные мероприятия по математике в целом организованы по следующим направлениям: осуществление внеклассных мероприятий (включая «факультативные курсы»); создание индивидуальных учебных программ для детей с особыми образовательными потребностями; организация тематических праздников лагерных каникул, летних школ; организация общественных объединений для детей; реализация социальных и образовательных исследовательских проектов.
Каждое учебное заведение вправе самостоятельно выбирать направление внеклассной деятельности, а именно оно может определять время, формы и методы организации внеклассной деятельности. Мы обсудим, как планирование и реализация внеклассных занятий по математике в начальной школе организованы в следующем разделе статьи.
В настоящее время внеклассные мероприятия характеризуются как особый вид деятельности, осуществляемый различными сферами развития личности, на основе конкретной программы, направленной на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Несмотря на разные модели организации внеклассных мероприятий, педагогические принципы схожи в разных моделях. Содержание деятельности учащихся вне классной комнаты - это прежде всего единство игры и познавательной деятельности.
Список литературы / References
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
- Белякова, О.И. Занятия математического кружка [Текст] / О.И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст]: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: 2007. – 94 с.
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках обществознаниякак способ развития познавательного интереса учащихся
Обобщения опыта учителя обществознания МОУ «СОШ №4»Волковой Е.В....
Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данный проект реализуется с обучающимися МБОУ «Бакчарская СОШ» в течении 1,5 -2 лет (с 2012 по 2014 годы). Цели и задачи проекта актуальны и для меня, как для учителя математики, так и для...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...
пед.проект«Дифференцированный подход в обучении математики, как способ развития познавательной активности на уроке
•Формирование качеств творческой личности , развитие самостоятельности в познавательной и практической деятельности...
"Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитие речи дошкольников"
Конспект...
«Социально - культурный контекст урока математики как средство развития познавательного интереса обучающихся».
laquo;Социально - культурный контекст урока математики как средство развития познавательного интереса обучающихся»....
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности...