Обобщающий урок - игра по математике 5 класс в форме математической олимпиады
план-конспект урока по математике (5 класс)
Предмет (образовательная область) – Математика.
Класс – 5 класс.
Тема – Все действия с десятичными дробями.
Учебно-методическое обеспечение – Виленкин Н.Я. и др. «Математика». Учебник для 5 класса. М., «Мнемозина», 2019.
Время реализации занятия – 45 мин.
Тип урока: обобщающий урок - игра в форме математической олимпиады.
Цели урока:
- Образовательные – проверить умение выполнять действия с десятичными дробями устно и письменно; способствовать закреплению и проверить умение решать уравнения и задачи на десятичные дроби; расширить знания об истории возникновения и развития Олимпийских Игр.
- Развивающие – способствовать развитию быстроты работы мысли, смекалки и внимательности, способствовать развитию культуры устной математической речи.
- Воспитательные – воспитывать дружеские отношения в классе и чувство сопереживания друг другу; развивать умение высказываться; воспитывать интерес к математике.
Формы и методы обучения: использование наглядной презентации; фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.
Оборудование и материалы для занятия: компьютер; проектор; мультимедийная презентация; карточки с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_olimpiadaplan.doc | 101.5 КБ |
matematicheskaya_olimpiada_desyatichnye_drobi.ppt | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор – Новосельцева Надежда Владимировна.
Образовательное учреждение – МБОУ «Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа», поселок Шпалозавод, Парабельский район, Томская область.
Предмет (образовательная область) – Математика.
Класс – 5 класс.
Тема – Все действия с десятичными дробями.
Учебно-методическое обеспечение – Виленкин Н.Я. и др. «Математика». Учебник для 5 класса. М., «Мнемозина», 2019.
Время реализации занятия – 45 мин.
Авторский медиапродукт.
- Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point.
- Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
- Технологический сценарий.
Структура презентации – линейная.
Структурные элементы. | № слайда | Смена слайда | Временная реализация демонстрации слайда |
Титульный лист | 1 | По щелчку | 1 мин |
Содержание | 2 | По щелчку | 1 мин |
Разминка | 3 | По щелчку | 4 мин |
Кто быстрее | 4 | По щелчку | 4 мин |
Кто точнее | 5 | По щелчку | 10 мин |
Кто выше | 6 | По щелчку | 5 мин |
Из истории спорта | 7 | По щелчку | 4 мин |
Кто сильнее | 8 | По щелчку | 10 мин |
Кто самый ловкий | 9 | По щелчку | 4 мин |
Итоги | 10 | По щелчку | 2 мин |
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1. Увеличение количества предполагаемой информации, уменьшение времени подачи материала.
2.Развитие наглядно – образного мышления за счет повышения уровня наглядности. Развитие навыков самоконтроля, познавательного интереса через включение регионального компонента и гуманизации содержания математического образования.
3.Эстетическое оформление заданий.
Тип урока: обобщающий урок - игра в форме математической олимпиады.
Цели урока:
- Образовательные – проверить умение выполнять действия с десятичными дробями устно и письменно; способствовать закреплению и проверить умение решать уравнения и задачи на десятичные дроби; расширить знания об истории возникновения и развития Олимпийских Игр.
- Развивающие – способствовать развитию быстроты работы мысли, смекалки и внимательности, способствовать развитию культуры устной математической речи.
- Воспитательные – воспитывать дружеские отношения в классе и чувство сопереживания друг другу; развивать умение высказываться; воспитывать интерес к математике.
Формы и методы обучения: использование наглядной презентации; фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.
Оборудование и материалы для занятия: компьютер; проектор; мультимедийная презентация; карточки с заданиями.
План урока:
Этапы занятия | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Временная реализация | № слайда | |
1 | Организационный момент | 2 мин. | 1 - 2 | ||
2 | «Разминка» | Проверка знаний учащихся в форме устного счета. | Устные ответы на вопросы. | 4 мин. | 3 |
3 | «Кто быстрее» | Разъяснение задания. | Выполнение задания и самопроверка. | 4 мин. | 4 |
4 | «Кто точнее» | Разъяснение задания. Наблюдение, помощь учащимся. | Решение уравнений с последующей проверкой. | 10 мин. | 5 |
5 | «Кто выше» | Разъяснение задания. | Устные ответы с самопроверкой. | 5 мин. | 6 |
6 | Из истории спорта. Физкультминутка. | Сообщение информации. | Восприятие информации. | 4 мин. | 7 |
7 | «Кто сильнее» | Разъяснение задания. Наблюдение, помощь учащимся. | Решение задач с последующей проверкой. | 10 мин. | 8 |
8 | «Кто самый ловкий» | Разъяснение задания. | Устные ответы. | 4 мин. | 9 |
9 | «Итоги» | Комментирование и выставление оценок. | Подсчет набранных баллов. | 2 мин. | 10 |
Ход урока:
Организационный момент:
1 слайд. |
Учитель: «Вы знаете, что между странами всего мира происходят такие соревнования, как олимпиады. Причем бывают зимними и летними. Олимпиада включает в себя спортивные различные соревнования, и победители получают медали. Вот и у нас сегодня с вами пройдет олимпиада, но только она будет не спортивная, а математическая. У нас не может быть зимней или летней олимпиады. Поэтому название нашей олимпиады будет немного другое – «Олимпиада по десятичным числам». В неё будут входить различные задания с десятичными дробями. А победители получат медали. Все активные ученики получат оценки, независимо от того, выиграют они или проиграют. Олимпиада будет проходить между тремя командами – тремя рядами. Но участвовать в ней будет каждый, поэтому стараться должны все».
2 слайд. |
Учитель: «Мы постараемся принять с вами участие в следующих состязаниях:
- «Разминка»
- «Кто быстрее»
- «Кто точнее»
- «Кто выше»
- «Кто сильнее»
- «Кто самый ловкий».
Узнаем интересные сведения из истории спорта и постараемся подвести итоги. Успех нашей олимпиады зависит от ваших знаний по данной теме».
3 слайд. |
Учитель: «Любое соревнование начинается с разминки. Нашей разминкой будет устный счет. Разминка не будет влиять на результат соревнований, поэтому самое главное – настроиться на урок и всем включиться в работу».
16,5 + 1,5 * 0,3 - 1,4 : 0,2 ? | 1:2 + 2,1 * 2 : 2,6 ? | 1,06 – 0,5 : 0,8 + 1,8 * 0,3 ? | 6 : 0,2 - 22,5 * 0,1 + 0,25 ? | 40 * 0,3 : 10 + 0,8 - 1,36 ? |
Примеры задаются вразброс, чтобы подключить к работе больше учеников.
4 слайд. |
Учитель: «Ну а теперь переходим непосредственно к соревнованиям. Первое соревнование будет на скорость. Перед вами на экране сейчас откроется таблица чисел. На ней вразброс записаны десятичные дроби. Ваше задание будет таким: как можно быстрее найти дробь, подходящую по условию. Это задание не адресовано какому–то ряду конкретно, поэтому искать будут все. Кто находит дробь, поднимает руку и читает её, говоря, где она находится. У остальных будет время исправиться, вдруг кто-то ещё найдет дробь, удовлетворяющую условию. Каждая находка награждается очком для команды».
2,4 | 1,72 | 3,3 | 0,9 | 1,24 | 2,3 | 4 | 2,7 | 2,06 | 2,69 |
3 | 1,92 | 0,5 | 2,04 | 0,08 | 4,71 | 2,46 | 4,6 | 2,8 | 1,2 |
1,51 | 4,4 | 1,36 | 1,99 | 3,16 | 1 | 4,12 | 1,4 | 4,21 | 2,44 |
3,1 | 3,41 | 0,71 | 3,5 | 4,73 | 0,32 | 3,7 | 2,93 | 2,91 | 3,03 |
2 | 0,7 | 5 | 3,6 | 1,02 | 2,1 | 3,8 | 4,91 | 2,14 | 4,89 |
Найти:
- дробь, больше 2,5, но меньше 3;
- самую маленькую дробь, находящуюся в промежутке от 2 до 3;
- самую большую дробь в промежутке от 1 до 2;
- дробь, в которой одна цифра повторяется несколько раз.
Надо учесть, что первое и четвертое задания имеют несколько ответов, это обязательно надо обыграть. За эти задания можно поставить больше баллов. Второе и третье задания имеют только один ответ.
5 слайд. |
Учитель: «Следующее наше соревнование позволит узнать, чей ряд точнее. Каждому из вас будет предложено одинаковое количество уравнений различной степени сложности. Они представлены перед вами. Каждый вправе решить столько уравнений, сколько сможет. Если уравнение решено правильно, то балл добавляется, если ответ неверный, то балла не будет. Так как всего будет предложено шесть уравнений, то максимальное количество баллов – шесть».
- Раздаются карточки (всем одинаковые). После 7 минут проводится проверка. С первого ряда читает ученик ответ, со второго и третьего рядов ученики говорят поочередно правильно или нет, если неправильно, предлагают свой результат. Тем самым на экране высвечивается правильный ответ. Произвести разбор правильного решения уравнений можно будет на следующем уроке всем классом
А) х. – 3,243 = 5,1 | Г) (9,1 – х.) – 2,8 = 2,9 |
Б) (х. + 2,1)* 4 = 15,2 | Д) (9,8 – х.): 0,9 = 0,7 |
В) 12х + 14х + 4,2 = 12 | Е) 8,1 6 х. – 0,7 = 0,3 |
6 слайд. |
Учитель: «Теперь пришла пора узнать, кто выше прыгнет. Для того чтобы прыгнуть как можно выше, надо решить задание на смекалку. В данных примерах надо расставить запятые таким образом, чтобы равенства были верными. Всего 9 примеров, на каждый ряд по три примера. Чтобы прыгнуть высоко, надо решить все три примера. Решение меньшего количества означает прыжок ниже. Отвечают все по очереди: сначала ученик с первого ряда, затем со второго ряда, а потом - с третьего. На каждый прыжок дается не более двух попыток. Значит, если предложено два варианта, и ни один не является верным, то высота не взята».
305 + 137 = 31,87 | 375 – 1,34 = 3616 | 102 * 4 = 40,8 |
13 * 7 = 9,1 | 231 + 58 = 28,9 | 12 – 0,01 = 119 |
419 – 2,5 = 169 | 105 *6 = 6,3 | 174 + 244 = 26,14 |
Первым из ряда отвечает тот, кто первым поднял руку. Если ответили правильно, значит, высота пройдена. Отвечает второй ряд, затем третий. Если ответили неверно, то высота не является взятой, остается еще одна попытка. Трижды к одному примеру возвращаться нельзя. Если какой - то пример не решен в классе, то его записывают для решения дома. За все три примера, как за самую большую высоту, дается 5 баллов. Если не решен один пример, то дается 3 балла. Если же решен только один пример, то дается 1 балл.
7 слайд. |
Физминутка:
Из истории спорта.
В истории возникновения Олимпийских игр древности немало неясностей, а порой и просто легенд и мифов. Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище Олимпия, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова.
Легенды и мифы повествуют, что в ту пору существовал бесконечно могучий и столь мрачный бог Кронос. И была у него несчастная жена – богиня Рея. Кронос увидел страшный сон, что он погибнет от руки одного из его детей. И он в это поверил! Он не придумал ничего лучшего, как глотать своих новорождённых детей.
И вот когда у него родился очередной младенец, прекрасный с лучезарным ликом сыночек Зевс, Рея решилась на отчаянный шаг. Она завернула в пелёнки камень и отдала его беспощадному отцу. Кронос не заметил этого и проглотил камень. Рея же сыночка отдала пастухам. Мальчик вырос, стал могучим Зевсом- громовержцем. Окончательно окрепнув, он вступил в смертельный бой с беспощадным отцом пожирателем. И победил его!
Из чрева Кроноса вышли многочисленные сёстры и братья великого Зевса, которые и стали затем богами. В честь этого знаменательного события Зевс велел проводить Игры, которые получили название Олимпийских игр.
Есть ещё несколько легенд-версий относительно происхождения Олимпийских игр…в честь одной из славных побед Геракла (сына Зевса). Причём легенда донесла одну очень интересную подробность. Геракл собственными стопами измерил дистанцию для бега - шестьсот стоп. Так появилась одна из наиболее распространённых мер длины в Древней Греции, она называлась «стадий». Отсюда возникло слово «стадион». Если перевести эту меру в наши единицы, то получится, что дистанция составляла 192 м 27 см.
Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага. А это важнее всего в деле общения народов друг с другом! Была и ещё одна, важная для нас вещь, за которую древние греки чрезвычайно высоко ценили Игры и вообще спорт. Кроме прикладного значения (типа «будешь здоровым – всякого одолеешь») греки любили спорт ещё и за то, что он возвышает, облагораживает душу, что он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Проще говоря, нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физическими упражнениями хотя бы для себя!
У греков по этому поводу была замечательная формула. Для современного уха она, может быть, звучит как шутка. Но, поверьте, это шутка, в которой есть большая доля правды! О некультурном человеке древние эллины говорили: « Не умеет ни читать, ни плавать!».
Цель олимпийского движения – сделать так, чтобы спорт служил гармоничному развитию человека. А всеобщая гармония поможет создать благородное, мирное и процветающее общество.
Олимпийская идея в знаках, символах и наградах.
Современный олимпийский символ – пять переплетённых цветных колец. Они олицетворяют единство спортсменов пяти континентов земного шара, олицетворяют их встречу на Олимпийских играх. Символ – дело строгое. В Хартии (свод законов по которым живет олимпийское движение) точно указано, что три верхних кольца идут слева направо в таком порядке: синее, черное, красное, а внизу желтое и зелёное.
Олимпийский девиз – «СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС» («БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕ») – эти слова принадлежат французскому священнику Анри Дидону, директору одного из духовных колледжей.
Эмблема МОК (международного олимпийского комитета) – олимпийские кольца с девизом: «Быстрее, выше, сильнее».
Что означает слово «Олимпиада»? – Олимпиадами греки называли четырёхлетие между Играми. Это было как бы ещё одно лето исчисление. Есть неделя, месяц, год. А бывает Олимпиада. Олимпиада имеет свой номер, начиная с 1896 года. Несмотря ни на что, олимпиада сохраняет свою нумерацию. Но Игр в Олимпиаду может и не быть: так случилось в 1916 году, когда из-за Первой мировой войны не состоялись Игры VI Олимпиады, так было и в 1940 и 1944 годах, когда не были проведены Игры ХII и ХIII Олимпиад (шла Вторая мировая война). Если обратить внимание на речь, то нельзя сказать: ХХII Олимпийские игры в Москве. Правильно – Игры ХХII Олимпиады. А Олимпийские зимние игры имеют непрерывную нумерацию и « собственный » порядковый номер.
8 слайд. |
Учитель: «Теперь пришла пора узнать, кто сильнее. На олимпийских играх проверяется, кто сильнее, с помощью штанги. Кто тяжелее поднимет груз, тот и сильный. Мы же с вами будем проверять, с помощью задач. Сильнее на нашей олимпиаде будет, тот, кто решит все задачи. Задачи будут на десятичные дроби. На ряд дается 4 задачи разной сложности. Какой сложности задачу решать, вы будете выбирать сами. Каждая задача – это этап. Если кто–то из ряда решил задачу, то этап считается пройденным. Этапы идут с первого по четвертый. Первый, второй и третий этапы дают по три очка каждый. Четвертый этап дает 5 очков».
1)В вазу положили конфеты двух видов. Найдите массу смеси конфет, если в ней 3,8 кг конфет первого вида, а конфет второго вида на 1,5 кг больше. | 3)Два мотоциклиста движутся в противоположных направлениях. Скорость одного из них 22 км/ч, а другого – на 4 км/ч больше. Какое расстояние будет между ними через 0,25ч, если сейчас между ними 0,8км? |
2)Груз в 11,2 т распределили на две автомашины так, что на одной из них оказалось на 0,84т больше, чем на другой. Сколько тонн груза оказалось на каждой автомашине? | 4)На пошив пальто ушло в 4 раза больше ткани, чем на юбку. Сколько метров ткани ушло на пошив пальто, если на юбку ушло на 2,55м ткани меньше, чем на пальто? |
Сначала раздаются карточки с задачами. Нужно проверить, чтобы каждую задачу решал хотя бы один человек. После раздачи карточек на решение дается 8 минут. По происшествие этого времени проверяются ответы. Проверку желательно начать, поинтересовавшись правильным решением у слабых учеников, тем самым, дав им возможность принять участие в состязании.
9 слайд. |
Учитель: «Чтобы узнать, кто самый ловкий, выполним задание на смекалку.
Потерялась цифра – необходимо её найти. Но цифра не простая. В каждом случае она обладает своими отдельными свойствами. За каждый правильный ответ, из первых семи заданий, команда получает по два балла. За каждое из последних двух заданий присваивается по три балла».
1) 0,5* = 0,*5 | 6) 6,8*16,82* |
2)2; 4; 16; * | 7)0,1; 0,5; 2,5; * |
3) 0,*3 0,5* | 8) 2 5 3 1 3 6 2 3 * |
4) 3; 9; 81; * | 9) 2 3 5 1 2 1 4 2 * |
5) 6; 3; 1,5; * |
10 слайд. |
Подведение итогов. Учитель: «Мы с вами прошли все состязания. Осталось подвести итоги нашей олимпиады. Но сначала я предлагаю каждой команде закончить следующие предложения:
Я умею…
Мне было интересно…
Мне понравилось…» - тем самым, обсудив с детьми, что они уже умеют решать хорошо, а что необходимо закрепить.
Подсчитать баллы, похвалить каждую команду , за активность и дружбу поставить всем хорошие оценки, вручить медали как участникам олимпиады.
Закончить урок словами: «Желаю успехов! Спасибо за урок!»
Литература:
- А.С. Чесноков; К.И. Нешков «Дидактические материалы по математике 6класс.»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок-игра в 8 классе за курс "Человек"
План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме: Обобщение знаний за курс 8 класса "Человек"...
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...
Повторительно-обобщающий урок – игра в 5 классе по теме «Древнейшая Греция»
Обобщить и закрепить изученный материал по разделу «Древняя Греция». Используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции....
Обобщающий урок-игра в 4 классе
Обобщающее повторение по курсу 4 класса. (Алгоритмы, Схема состава объекта, Множество, Графы, Схема рассуждений) по УМК Горячева А.В....
Обобщающий урок–игра в 6 классе по теме «Глагол».
Материал- обобщение по теме "Глагол". 6 класс. Использованы игровые технологии....
Обобщающий урок-игра по математике в 6 классе
Разработка обобщающего урока по математике в 6 классе.Цели:обучающая:проверка знаний учащихся за курс 5 класса;развивающая: развитие внимательности; развивать дух коллективизма, смекалку, ло...
Обобщающий урок-игра по математике в 7 классе по теме: « В мире формул сокращенного умножения».
Обобщающий урок-игра по математике в 7 классе по теме: « В мире формул сокращенного умножения».Цели урока:- систематизирование и обобщение знаний учащихся по теме;-развитие лог...