Конспект урока математики в 5 классе по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника."
план-конспект урока по математике (5 класс)

Комарова Елена Игоревна

Тема данного урока рассматривается в четвертом параграфе  учебника Математика 5 класс УМК  Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург.  Целью данного параграфа является расширение представлений обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника.

Методическая разработка представляет второй урок по данной теме. В ходе урока предусмотрено  повторение свойств площади геометрических фигур, понятий «равные фигуры» и «равновеликие фигуры», изученных на предыдущем уроке.

С правилом нахождения площади прямоугольника обучающиеся 5 класса знакомы из курса начальной школы. Поэтому особое внимание на уроке уделяется составлению формул для вычисления площади прямоугольника и квадрата и записи их в буквенном виде.

Формулу для нахождения площади прямоугольного треугольника обучающиеся получат в результате мини-исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики  

Автор: Комарова Елена Игоревна, учитель математики МБОУ СОШ N 3 

г. Сасово Рязанской области

Конспект урока  по математике  в  5 классе с презентацией

Тема урока: Площадь. Формула площади прямоугольника.                        

Тема данного урока рассматривается в четвертом параграфе  учебника Математика 5 класс УМК  Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург.  Целью данного параграфа является расширение представлений обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника.

Методическая разработка представляет второй урок по данной теме. В ходе урока предусмотрено  повторение свойств площади геометрических фигур, понятий «равные фигуры» и «равновеликие фигуры», изученных на предыдущем уроке.

С правилом нахождения площади прямоугольника обучающиеся 5 класса знакомы из курса начальной школы. Поэтому особое внимание на уроке уделяется составлению формул для вычисления площади прямоугольника и квадрата и записи их в буквенном виде.

Формулу для нахождения площади прямоугольного треугольника обучающиеся получат в результате мини-исследовательской работы.

В ходе урока изложение материала ведется на наглядно-интуитивном уровне, обучающиеся продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Использование презентации поможет в закреплении каждого шага изучения нового материала решением устной задачи со слайда.

Цель  урока: вторичное осмысление уже известных знаний о площади геометрических фигур, выработка умений и навыков по применению формул для вычисления площади прямоугольника и  площади квадрата.

Планируемые результаты:  обучающиеся  научатся  находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам:  S = a · b, S = a2; самостоятельно выведут формулу площади прямоугольного треугольника

Тип урока: усвоение  новых знаний.

Методы:

по источникам знаний: словесные, наглядные;

по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор,  учебник по математике,  раздаточный материал (прямоугольники и квадраты), ножницы, конверты  для игры «Почтальон»  электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Сообщает план урока

Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

II . Актуализация знаний.

1. Устный счет

Вставьте число в прямоугольную рамку, чтобы получилось верное равенство

2.  Мотивация

Учитель задает вопросы, ведет фронтальный опрос

 -Какие две фигуры называются равными?

-Перечислите равные фигуры на слайде.

-Что мы знаем о площади и периметре равных фигур?

-Какие фигуры называются равновеликими? Найдите равновеликие фигуры на слайде.

-Что такое квадратный сантиметр?

-Что значит измерить площадь фигуры?

Измерить площадь фигуры – это значит, сравнить ее с квадратным сантиметром.

 (Для этого выясним, сколько раз квадратный сантиметр уложится на ней.)

Найдите площадь каждой фигуры на слайде.

3. Работа в парах

У вас на столе лежат три фигуры. Найдите площадь фигур в квадратных сантиметрах.

 Сложите из данных фигур одну.

Какая фигура получилась? Чему равна ее площадь? Каким свойством площади вы руководствуетесь?

1 Обучающиеся решают примеры устно.  СЛАЙД 2

2.  Отвечают на вопросы:

 Две фигуры называют равными, если одну из них можно так наложить на вторую, что эти фигуры совпадут.

Фигуры одинаковой площади называют равновеликими.

СЛАЙД 3, СЛАЙД 4, СЛАЙД 5

 

Площадь первой фигуры  37 см2

Площадь второй фигуры   38 см2

Площадь третьей фигуры  37 см2

Прямоугольник площадью 112 см2.  Свойство площади: Площадь фигуры равна сумме площадей ее частей

На  доске    обучающиеся  показывают полученную фигуру, закрепив магнитами.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность обучающихся

Удобно ли вычислять площадь прямоугольника, сравнивая ее с квадратным сантиметром? Знаком ли вам другой способ нахождения площади прямоугольника?

Сформулируйте тему урока.  Обучающиеся определяют для себя задачи, которые будут решать в течение урока

СЛАЙД 7, СЛАЙД 8

Площадь прямоугольника равна произведению его длины и ширины.

Тема урока:  Формула площади прямоугольника.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Записываем тему урока в тетрадь.

- Вспомним, как найти площадь прямоугольника, что для этого нужно знать?

Запишите формулу для нахождения площади прямоугольника.

Учащиеся делают вывод: чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить его длину на ширину.

Площадь можно найти по формуле: S = a · b

Измеряют длину и ширину прямоугольника, находят площадь по формуле.

Решают задачи устно со СЛАЙДА 9

Решая,  задачу 3 с данного слайда, записывают формулу для вычисления площади квадрата. СЛАЙД 10

V. Первичное проверка понимания .

Решение  задач. Взаимопроверка по образцу.  

Работа по  учебнику:

Решение

№718  а = 5см,  b= 2см  S-?см2      S=5·2= 10 см2      

или 5·2=10 (см2) – площадь прямоугольника.

Ответ: 10см2

719. 1) 28 : 7 = 4(см) – ширина прямоугольника

        2) 28· 4 =112 (см2) – площадь прямоугольника.

Ответ: 112см2

№ 721

15· 15 = 225 (см2) – площадь квадрата

ИЛИ   152=225 (см2) – площадь квадрата

Ответ: 225 см2 

№ 722

S= 36см2   а = 6см.

Ответ:  6 см

VI. Физминутка.

 Почтальон

Какое действие выполнял почтальон?  Соотнесите это действие с темой урока.

Какова длина стороны квадрата, площадь которого указана на ваших номерках?

Для игры выбираются почтальоны, которым выдается конверт с заданиями. На каждом листе дан пример, его необходимо решить и доставить по адресу. Адресом является карточка с ответом, стоящая на парте ученика. Почтальон доставляет конверт и меняется ролью с получателем. В ходе игры обучающиеся считают устно и перемещаются по классу.

Сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

Для данного урока на карточках задание – возведение в квадрат.

VII.  Изучение нового материала. Получение   формулы площади прямоугольного треугольника.

Учитель задает наводящие вопросы к задаче.

-Какие треугольники получились при выполнении чертежа?

-Какое предположение можно сделать? Для подтверждения этого воспользуйтесь прямоугольником (моделью), лежащим на столе. Соедините отрезком противоположные углы прямоугольника. С помощью ножниц разрежьте фигуру по полученной линии. Сравните треугольники. Сделайте вывод.

Аналогично с помощью разрезания квадрата предлагается решить №742.

№ 741

 Обучающиеся выполняют чертеж в тетради:

1) строят прямоугольник АВСД.

2) соединяют вершины А и С.

Выполняют аналогичные действия с моделью прямоугольника.

Разрезают. Делают вывод, что получившиеся треугольники равны.

Записывают формулу

 S=ab:2

Вычисляют площадь по данным задачи  из  учебника:

1)5·6:2=15(см²) – площадь треугольника АВС, площадь треугольника АСD

Выполняют устные задания на нахождение площади прямоугольного треугольника по слайду.  СЛАЙД 11

№742

Обучающиеся  самостоятельно при помощи модели квадрата ищут способ решения. Записывают:

4²=16(см²)- площадь квадрата

2) 16:4=4 (см²) – площадь каждого из получившихся треугольников.

Выполняют решение задач устно по слайду. СЛАЙД 12

VIII. Подведение итогов урока.

 По каким формулам  находятся площадь прямоугольника и площадь квадрата?

- Давайте найдем в учебнике основные правила и формулы, изучаемые на уроке (стр.132-133 учебника). Запишите в тетради-справочники формулы для вычисления площади прямоугольника, площади квадрата,  площади прямоугольного треугольника.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют записи в тетради

IX.Рефлексия.

Закончи предложение:

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

СЛАЙД 13

Обучающиеся  формулируют законченные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике(5 класс) на тему:"Площадь. Формула площади прямоугольника."

Урок закрепления изучаемого материала. Вспомним о том как находить площади различных фигур.Цели урока:закрепление и осмысление усвоенных знаний,расширение представлений об изменении геометрических фиг...

Конспект урока «Решение задач по теме "Площадь прямоугольника"», 5 класс

Конспект  урока был представлен на муниципальный конкурс «Современный урок – как основа эффективного и качественного образования школьников». По итогам конкурса было присуждено 2 место в номинаци...

Конспект медиа-урока на тему "Площадь. Формула площади прямоугольника"; 5 класс

Задачи урока:Сформировать понятие квадратного сантиметра, площади фигуры; научить находить площадь прямоугольника, сложной фигуры, научить определять сложные фигуры...

Конспект урока с использованием метода Перевернутый класс по теме Площадь. Формула площади прямоугольника

Внедрение ФГОС требует нового подхода к организации образовательного процесса, к планируемым результатам обучения, а значит, и к подходам достижения этих результатов. Необходимы новые образовательные ...

План-конспект урока по учебному предмету «математика» в 5 классе по теме: «Площадь. Формула площади прямоугольника»

Аннотация  к конспекту урока математики в 5 классе Предлагаю вашему вниманию конспект урока математики в 5 классе по теме: «Площадь. Формула площади прямоугольника».Данный урок п...

План-конспект урока по математике на тему "Площадь прямоугольника" (5 класс, Никольский) + презентация

Проект открытого урокаПлан-конспект  урока № 64по  математикеКласс: 5...

План-конспект урока математики по теме: «Площадь. Формулы площади прямоугольника и квадрата» 5 класс

План-конспект урока математики по теме: «Площадь. Формулы площади прямоугольника и квадрата»5 класс...