Конспект урока по теме "Задачи на проценты"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс. Урок математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_zadachi_na_protsenty.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Учитель Абрамова Л.А.
Класс: 5
Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013.
Тема урока: задачи на проценты.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем
• познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- личностные: способность осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, обучающиеся должны объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности
- метапредметные: учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать;
- предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента; решать основные типы задач на проценты
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение;
Личностные УУД: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать учебную мотивацию; понимать необходимость приобретения новых знаний; уметь аргументировать свою точку зрения.
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 3 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах над поставленными задачами. | 20 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 3 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 |
Ход урока
Карточка самооценивания.
Ф. И. _______________________________________________
Система оценивания:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
№ задания | Задание | Оценка |
1 | Устный счет | |
2 | Классный руководитель – завуч школы. 1) 2) | |
3 | Продавец - покупатель. | |
4 | Бухгалтер – сотрудник фирмы. | |
5 | Итого: ваша оценка за урок |
Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;
4- 3,5 «+» - «4»;
3- 2,5 «+» - «3».
Домашнее задание
Задача: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Статья расхода | Процент от заработанной суммы |
Оплата расходов на содержание квартиры | 8% |
Плата за детский сад за 1 ребенка | 6% |
Покупка продуктов | 23% |
Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов, если есть необходимость и т.д.) | 23% |
В копилку | 40% |
Задания:
1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.
2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу - 60 000 рублей.
Задачи для работы в классе
1. Классный руководитель – завуч школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.
Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.
2) 12 учеников посещают спортивные секции,
16 учеников посещают различные кружки.
Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?
2. Продавец - покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.
Товар: скидка на данный товар
Шуба - 38 500 рублей 14 %
Сапоги – 7 800 рублей 10%
Шапка - 2 200 рублей 8 %
Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %
Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.
Ставка сотрудника – 13 500 рублей.
Доплата за совмещение обязанностей – 60 %
Доплата на транспорт - 10%
Какова заработная плата сотрудника?
Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?
Самоанализ | |||
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
Стадия Вызова | Регулятивные действия - Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно - Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные действия - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - Выделение наиболее важной информации - Построение логической цепочки вопросов Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия -Воспроизведение (актуализация) знаний о процентах. -Воспроизведение основных видов задач на проценты -Определение основных направлений в изучении темы |
| 1. Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают задачи на проценты 2. Учитель приводит самый «яркий» пример: скидки в магазине - сталкивается каждый человек. 3. Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, повторить… |
Стадия Содержания | Регулятивные действия - Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения - Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Познавательные действия - Поиск и выделение необходимой информации - Выбор способа действия - Умение осознанно применять полученные знания на практике Коммуникативные действия - Умение слушать и вступать в диалог - Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия - Построение нового знания о процентах - Применение понятия процент при решении жизненных задач - Анализ информации по теме «Проценты» |
| 1. Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности
2. Учитель заранее подбирает пары или пересаживает учеников так, чтобы им было более удобно работать 3.Работа может протекать индивидуально, со стороны учителя активная поддержка и необходимая помощь. 4. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров. |
Стадия Рефлексии | Регулятивные действия - Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные действия Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме - Выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов - Умение аргументировать свою точку зрения Личностные действия - Оценка действий человека -Развитие познавательных интересов, учебных мотивов - Предметные действия - Применение знаний о процентах при решении практических заданий - Способность использовать полученные знания на практике |
2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы | 1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально так и на весь класс 2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме 3. Обратить внимание учеников на параграф №40, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Текстовые задачи на проценты" 9 класс
Общая структура урока: использование ситуационных задач открытого типа, позволяющих ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понима...
Конспект урока математики по теме "Проценты" 5 класс
В подготовке урока принимали участие родители учеников 5а класса. Вместе придумывали задачи для закрепления понятия "Процент". Вместе снимали видеоролик, в котором бабушка училась вместе свнучкой реша...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Решение задач на проценты с помощью уравнений»
Урок для обучающихся 7 класса....
Конспект урока в 5 классе "Проценты"
Открытый урок по математике в 5 классе по теме "Проценты", 30.04.2013 г....
конспект урока обобщения по теме "Проценты" в 9 классе коррекционной школы 8 вида
урок представляет интерес для учителя специальной (коррекционной) школы 8 вида. Содержание урока актуально для подростков "Вред курения". Урок не скучный, хотя не включает самостоятельную работу...
Конспект урока: Задачи на нахождение процентов
Тема урока: Задачи на нахождение процентов Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала с элементами беседы.Цель урока: углубление и систематизация теоретических знаний, отработка ...
Конспект урока математики по теме: "Проценты". Учебник. Математика 5 класс.Автор Н. Я.Виленкин
Обобщающий урок по теме: Проценты. Подготовка к контрольной рвботе....