Математики и их открытия в годы ВОВ
проект по математике (9 класс)

Цели работы: Узнать ученых-математиков, которые своими открытиями в годы ВОВ помогали фронту и ускоряли победу над врагом Узнать ученых-математиков, которые своими открытиями в годы ВОВ помогали фронту и ускоряли победу над врагом Познакомиться с открытиями в разных военных областях в годы ВОВ Познакомиться с открытиями в разных военных областях в годы ВОВ.

 

Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.

 

Объект исследования

  Великая Отечественная война.

 

Предмет исследования –

 математики и математика в Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_matematiki_v_vov.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 85 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Тема:  

  Математики и их открытия в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 Выполнила: ученица 9а класса

МБОУ Школа №85

 

Научный руководитель:

Учитель математики МБОУ СОШ №85

 Черепанова Татьяна Викторовна

 Уфа – 2020

Цели работы: Узнать ученых-математиков, которые своими открытиями в годы ВОВ помогали фронту и ускоряли победу над врагом Узнать ученых-математиков, которые своими открытиями в годы ВОВ помогали фронту и ускоряли победу над врагом Познакомиться с открытиями в разных военных областях в годы ВОВ Познакомиться с открытиями в разных военных областях в годы ВОВ.

Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.

Объект исследования –

  Великая Отечественная война.

Предмет исследования –

 математики и математика в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме;
  2. Раскрыть роль науки математики в научных изобретениях для создания превосходства нашей армии над противником;
  3. Раскрыть личный вклад математиков, внесенный в победу в ВОВ;
  4. Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях;
  5. Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны;
  6. Составить буклет «Математики и их открытия в годы ВОВ»;

 Методы исследования:

  • работа с научно-популярной литературой,
  •  сравнительный анализ  полученной информации,
  • отбор  информации для работы,
  •  изучение задач, которые могли бы решаться в годы войны.

 Гипотеза:

Научные разработки учёных-математиков сыграли большую роль в победе над фашизмом.

Математики в годы Великой Отечественной войны:

          С  первых  дней  войны  математики  принимали  участие  в  защите  страны:  призывались  в  армию, записывались  в  народное  ополчение,  шли  на  фронт  добровольцами.  В  самые  тяжелые  для  страны  дни  они  показали  себя  достойными  сыновьями  своей  Родины,  способными  на  самопожертвования  и  готовыми  отдать  свою  жизнь  во  имя  свободы      Отчизны.  Многие  из  тех,  кто  ушел  на  фронт,  не  возвратились  и  не  приступили  к  своей  любимой  работе.  Среди  погибших  было  много  талантливых  математиков,  подававших  большие  надежды, способных  внести  большой  вклад  в  науку.

         Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941. Уже 23 июня состоялось внеочередное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшие завершение работ, важных для обороны и народного хозяйства страны. А через 5 дней Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. Велик вклад ученых физиков, математиков, химиков, медиков, конструкторов, инженеров в общую Победу.

         Помощь математиков Профессор Сергей Владимирович Бахвалов, известный геометр, разработал теорию приборов управления артиллерийским огнем. Важная для ПВО задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также прочности тросов заграждения была решена профессором Х.А.Рахматулиным. Н.Е.Кочин академик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полетов самолетов на малой высоте. В начале войны молодые ученые мехмата А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».

         Алексей Николаевич Крылов Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику А.Н Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно-Морскими силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.

    Лаврентьев Михаил Алексеевич (1900-1980), математик и механик, академик (1946) и вице-президент (1957-75) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1967). Один из организаторов и первый председатель (1957-75) СО АН СССР. Создал новые направления в теории функций, теории дифференциальных уравнений, механике сплошной среды (гидродинамическая теория кумуляции) и прикладной физике (физике взрыва и импульсивных процессов). Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1946, 1949). В 1980 АН СССР учреждены премия и Золотая медаль имени Лаврентьева (с 1993 премия РАН).

     

Академик М.А. Лавреньтев за изучением пробивного действия взрывчатых веществ 1944г.

      Задача по борьбе с магнитными минами была поставлена за несколько лет до начала войны в Ленинградском физико- техническом институте. Требовалось «размагнитить» корабли. Это было очень быстро организовано.Труды одного из ведущих ученых математиков А.П.Александрова позволили разработать методы размагничивания боевых кораблей. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков. Для такой работы потребовались знания физиков и математиков, что и предопределило ее успех.

        Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А.Н.Колмоголов. Он выполнил работу о наиболее выгодном рассеивании снарядов при стрельбе по площадям. Эта работа оказала серьезную помощь в повышении эффективности огня советской артиллерии.

        Проверка боеприпасов Проверка боеприпасов Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и автомобилей и многие миллионы артиллерийских снарядов. Их нужно было не только изготовить, но и проверить качество. Проверка же порой занимает больше времени, чем изготовление. Методы проверки качества боеприпасов были предложены математиком М.В. Остроградским, и широко примененялся в период Великой Отечественной войны.Активное участие в этой работе принял академик А.Н. Колмогоров и его ученики.

          Большое значение получили теории двух явлений – штопора и шимми (или особые вибрации самолета, приводившие к его разрушению). Теорию этих явлений создал М.В.Келдыщ (президент Академии наук СССР). В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. Многие из этих разработок пригодились для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавших повышенной маневренностью, скоростью, надежностью.

            Академик Бернштейн С.Н В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности. В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.

       Советские учёные опередили врага в создании реактивной авиации. Первый испытательный полёт нашего реактивного истребителя был произведён в мае 1942г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого. Все эти исследования в комплексе с достижениями учёных из других областей науки позволили А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, А.Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову и В.М.Пошлякову – мощные бомбардировщики, заметно увеличить их скорость

      На основе работ Л. С. Лейбенэона и других ученых-Н. И. Мусхелишвили, Б. Г. Галеркина – проводились важнейшие расчеты на прочность самолётов, танков, артиллерийских систем и пр. Эти работы имели большое значение и для строительной механики.

      Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.

         Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях выдающийся математик и педагог, член- корреспондент АН А.А.Ляпунов. Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А.А.Погорелов. Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А.А.Погорелов. Храбрым воином был известный математик академик, директор артиллерии на Пулковских высотах воевал выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Ю.В.Линник. Храбрым воином был известный математик академик, директор артиллерии на Пулковских высотах воевал выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Ю.В.Линник.

       Ляпунов Алексей Андреевич (25 сентября (8 октября) 1911, Москва, Россия 23 июня 1973, там же) выдающийся математик, один из основоположников кибернетики, член-корреспондент АН СССР. Специалист в области теории функций вещественного переменного и математических вопросов кибернетики. Основные труды относятся к теории множеств, теоретическим вопросам программирования, математической лингвистике, математической биологии. Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и Восточной Пруссии.

        Советские учёные опередили врага  в создании реактивной авиации. Первый испытательный полёт нашего реактивного истребителя был произведён в мае 1942г., немецкий реактивный  «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого.

Все эти исследования в комплексе с достижениями учёных из других областей науки позволили А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, А.Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову и В.М.Пошлякову – мощные  бомбардировщики, заметно увеличить их скорость.

        На основе работ Л. С. Лейбенэона и других ученых-Н. И. Мусхелишвили, Б. Г. Галеркина – проводились важнейшие расчеты на прочность самолётов , танков, артиллерийских систем и пр. Эти работы имели большое значение и для строительной механики.

        Война для советских людей длилась 1418 дней и ночей. Каждый день мы теряли 14 104 соотечественника, в каждый час погибали 588 человек, каждую минуту-10, каждые шесть секунд уносили одну человеческую жизнь. 20 миллионов – такими были наши потери в страшной, самой разрушительной за всю историю человечества войне. И потому наш народ всегда будет ненавидеть поджигателей войны, будет и впредь настойчиво отстаивать дело мира на земле

            Если бы наши танки имели меньшую скорость, чем немецкие; если бы наши самолеты не были лучше, чем немецкие; если бы наши люди были не самоотверженные, умные, ловкие, сильные, то вряд ли мы победили в этой войне, то вряд ли мы жили с вами на этой счастливой земле.

          Наши ученые воевали, не держа в руках автоматы, гранаты, они приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом.


 Список источников

  1.  http://екатеринбург.рф/news/2/34423-semdesyat-let-nazad-v-ekaterinburge-proshlo-pervoe-v-voennykh-usloviyakh-obshchee-sobranie-akademii-nauk-sssr/
  2. http://www.tankovedia.ru/pulication
  3. http://www.peoples.ru/science/mathematics/keldysh/keldysh_15.shtml
  4. http://navsource.narod.ru/photos/03/268

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 2011-2012 учебном году

В работе представлена пояснительная записка по организации подготовки учащихся 9 классов к ГИА, организационно-методическая деятельность  учителя , его взимодействие с учениками и ...

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России (в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания) «Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно всё!»

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России(в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания)«Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно вс...

Великие ученые и их открытия в годы Великой Отечественной войны

Этот урок по программе Немецкий язык. 11кл. Бим И.Л, Рыжова Л.И., Садомова Л.В и др,    находится в теме «Der wissenschaftlich - technische Fortschritt. Was hat er uns gebracht?&r...

Индивидуальный проект по математике: «Великие математики и их открытия».

Индивидуальный проект по математике: «Великие математики и их открытия»....

Индивидуальный проект по математике: «Великие математики и их открытия».

Индивидуальный проект по математике: «Великие математики и их открытия»....


 

Комментарии

Чаплиева Елена Олеговна

Чрезвычайно интересно! Прекрасная тема, детям очень полезно узнать о службе науки во благо отечества.