Цель урока
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап 1 Организационный момент.
|
Цель: включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Удобная и практичная, Место запятых знай, Любую задачу решай! Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята, Скорей за работу. Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счета.
| - Приветствуют учителя.
- Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей
| Познавательные: - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Регулятивные: - Прогнозирование своей деятельности
Коммуникативные: - Умение слушать и вступать в диалог
Личностные : - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
|
Этап 2 Актуализация знаний.
|
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот
| Демонстрирует слайды презентации и раздает карточки для индивидуальной работы (Приложение 1) Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.
Прочитайте дроби: 3,5; 0,375; 110,07; 61,981; 3,51 что можно выделить у каждой десятичной дроби? назовите: целую часть, дробную часть; наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания.
Восстановите запись: 2,*1< 2,*02; 6,413> 6,4*8; 1,892 <1,*; 50,683 < 50,6*1
Сравните числа: 4,3** и 4,788; **,512 и *,9*; 0,342 и 0,341**; *,*** и **,* Сформулируйте правило сравнения десятичных добей
| Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
Выполняют индивидуальную работу по карточкам
Выполняют задание на доске Осуществляют взаимопроверку и самооценивание
| Познавательные: - Анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: - Выделение и осознание того, что уже пройдено.
- Постановка цели учебной задачи.
Коммуникативные: - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Личностные : - Установление связи между целью деятельности и ее мотивом
|
Этап 3 Изучение нового материала
|
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.
| - Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». ( Слайд 6)
- Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая)
- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)
- Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)
- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока.
Задание 1 Мама купила 1,6 кг яблок и 2,580 кг апельсин. Сколько кг фруктов купила мама? - Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин.
План: Яблок – 1,6 кг Апельсин– 2,580 кг 1,6 + 2,580 = ? - Проблема: как сложить десятичные дроби?
- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением? (перевод десятичной дроби в смешанное число, сложение смешанных чисел)
- А нельзя ли проще выполнить вычисление?
Попробуем составить правило сложения и вычитания десятичных дробей? Давайте разобьемся на группы по 4 человека и составим правило сложения десятичных дробей. А помогут вам карточки для составления правила. Подумайте, в каком порядке их расположить. Текст на листочках: Приложение 2 Чтобы сложить(вычесть) десятичные дроби, нужно - Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
- Уравнять количество знаков после запятой.
- Поставить в ответе запятую под запятой
- Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой
По окончанию работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их.
- Хорошо! Давайте проверим наше предположение Откройте учебник на стр 74.
- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
- Расскажите алгоритм друг другу.
Задание 2. 3,7 + 2,651= ? - Уравнять количество знаков после запятой.
3,700 + 2,651 - Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
3,700 2,561 - Выполнить сложение (вычитание), не обращая
внимания на запятую 3,700 2,561 6 261 - Поставить в ответе запятую под запятой
3,700 2,561 6,261 | Пытаются сформулировать тему урока;
Поставить перед собой цели урока;
Записывают тему урока в тетрадь.
Читают текст задачи. Обсуждают. Составляют план. Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания.
Выполняют действие в тетради
Работают в группах по восстановлению алгоритма Составляют схему действий.
Комментируют выполнение задания.
Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.
Один ученик у доски с комментированием, остальные учащиеся в тетрадях | Познавательные: - Поиск и выделение необходимой информации.
- Структурирование знаний. Подведение под понятие
Регулятивные: - Целеполагание, выдвижение гипотез
- Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: - Умение слушать и вступать в диалог
- Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные: - Проявление терпения и аккуратности .
- Проявление творческой инициативности и активности
|
Этап 4 Физкультминутка
|
| Один, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочки потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели.
| Выполняют физкультминутку
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | Познавательные: - Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные: - Элемент волевой саморегуляции.
|
Этап 5 Первичное закрепление полученных знаний
|
Цель : организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.
| - Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.
- Задание №1 Работа с учебником № 361
Прочитайте условие задачи. Перескажите. Составим модель задачи на доске и в тетради. Решим задачу с комментированием (по алгоритму). На пальто – 3,2 м На пальто – 320 см На костюм – 2,63 м На костюм – 263 см 3,20 320 2,63 263 5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583 (см) ткани израсходовали Ответ: 5,83 м Ответ: 583 см
Задание №2 Выполните сложение и вычитание десятичных дробей по алгоритму а) 0,769 + 42,389 г) 11.1 – 2,8 б) 5,8 + 22,191 д) 88,252 – 4,69 в) 95,3811 + 3,219 е) 6,6 – 5,99
- Для чего нам может понадобиться умение складывать и вычитать десятичные дроби ? (для решения уравнений, для решения задач)
- А давайте попробуем выполнить задачу ?
Задание №3 Собственная скорость катера ( скорость в стоячей воде) равна 24,5 км/ч, а скорость течения реки 2,15 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения. (Приложение 3)
- Как вы думаете, какая скорость больше собственная или скорость по течению?
- Тогда какое математическое действие нужно сделать, чтобы ответить на первый вопрос задачи?
- А течение помогает двигаться быстрее.
- А что больше собственная скорость или скорость против течения?
- Так чтобы ответить на другой вопрос задачи, какое действие мы должны сделать?
- Предлагаю поработать над решением данной задачи в паре.
Проверяют решение задачи.
| Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради. Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.
| Познавательные: - Поиск и выделение необходимой информации.
- Структурирование знаний. Подведение под понятие
Регулятивные: - Целеполагание, выдвижение гипотез
- Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: - Умение слушать и вступать в диалог
- Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные: - Проявление терпения и аккуратности .
- Проявление творческой инициативности и активности
|
Этап 6 Контроль знаний. Самостоятельная работа
|
Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия | - Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.
- Какое задание необходимо выполнить?
- Заполните таблицы самостоятельно.
(Приложение 4)
+ | 0,8 | 1,2 | 0,45 |
| - | 0,2 | 1,5 | 0,04 | 1,2 |
|
|
| 1,8 |
|
|
| 0,6 |
|
|
| 2,2 |
|
|
|
- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.
- У кого возникли затруднения при выполнении задания?
- Кто правильно выполнил задание?
- Оцените себя.
- Дает рекомендации по выполнению работы
- Проводит анализ выполнения работы
| Осуществляют самопроверку.
Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. | Познавательные: - Анализ. Умение структурировать знания.
- Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Рефлексия
Регулятивные: - Контроль полученного результата.
- Коррекция полученного результата.
- Осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: - Умение самостоятельно анализировать свои действия
Личностные : Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап 7 Рефлексия. Подведение итогов урока
|
Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
| Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - Удалось ли вам решить проблему урока?
- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?
- Проанализируйте свою работу.
- Вносит корректировку в ответы учащихся
- Дает возможность самим ученикам оценить себя, используя лист самооценки, затем оценивает учащихся с комментированием
(Приложение 5)
| Учащиеся высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.
Заполняют лист самооценки (Приложение 3) | Познавательные: - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Регулятивные: - Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Коммуникативные: - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Личностные : - Ориентация в межличностных отношениях
|
Информация о домашнем задании |
Цель – обсудить и записать домашнее задание.
| Предлагает выполнить задание: - Вычислите рост вашей семьи в метрах.
- Стр. 79, № 405-406 (а,б, в)
Даёт комментарии к домашнему заданию Вот и подошел к концу наш урок. Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».
| Записывают домашнее задание. | Познавательные: - Осуществлять анализ учебного материала;
Коммуникативные: - Слушать и понимать речь других
|