Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа
Коррекционно-развивающий курс "Математические представления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_krz.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Математические представления» 2 вариант (4 класс)
Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2);
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
Цель курса – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям используются следующие методы и приемы: совместные действия детей и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции; приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями; подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений.
Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.
- Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: математические представления.
- Предметные результаты:
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
1. Количественные представления. | 1. Количественные представления. |
Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание; Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати; Определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности; Составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам; Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов; Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-двадцати на наглядном материале; Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника; | Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение); Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи. Знание отрезка числового ряда от 0 до 20. |
2. Представления о форме. | 2. Представления о форме. |
Сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм. Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника. Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги. Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек. | Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой. |
3. Пространственные представления | 3. Пространственные представления |
Определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов. | |
4. Временные представления. | 4. Временные представления. |
Различение времен года | Различение времен года |
Знание порядка следования сезонов в году | Знание порядка следования сезонов в году |
Узнавание (различение) месяцев | |
Знание последовательности месяцев в году | |
5. Представления о величине. | 5. Представления о величине. |
Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения; Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу. Использование условных мерок. | Выделение длины; |
Личностные результаты:
- Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
- Принятие контакта, инициированного взрослым.
- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
- Планирование учебного дня.
- Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).
- Следование расписанию дня.
- Формирование учебного поведения:
- Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
- Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
- Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
- Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
- Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
- Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
- Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
- Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
- Принятие помощи учителя на групповом занятии
- Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
- Выполнение задания полностью (от начала до конца)
- Выполнение задания с заданными качественными параметрами
- Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- Содержание учебного предмета.
Программа построена на основе следующих разделов:
«Количественные представления»: различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»; сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение); преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание; пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати; знание отрезка числового ряда от 0 до 20; определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности; составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам; называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов; решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-двадцати на наглядном материале; конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника;
«Представления о форме»: выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой; сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм; рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги; определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов; выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога; черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек;
«Представления о величине»: сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения; определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу; выделение длины; использование условных мерок.
«Временные представления»: различение времен года; знание порядка следования сезонов в году; узнавание (различение) месяцев; знание последовательности месяцев в году.
Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом), работа в малых группах (с детьми).
- Календарно-тематическое планирование по курсу: «Математические представления» в 4 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» | 1 | ||
2 | Сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение). | 1 | ||
3 | Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание | 1 | ||
4 | Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати. | 1 | ||
5 | Знание отрезка числового ряда от 0 до 20 | 2 | ||
6 | Определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности | 2 | ||
7 | Составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам. | 1 | ||
8 | Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов. | 1 | ||
9 | Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-двадцати на наглядном материале | 2 | ||
10 | Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой. | 1 | ||
11 | Подготовка к проверочной работе №1 | 1 | ||
12 | Проверочная работа №1 | 1 | ||
13 | Сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм. | 1 | ||
14 | Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника | 1 | ||
15 | Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги. | 1 | ||
16 | Определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов | 1 | ||
17 | Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога. | 1 | ||
18 | Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек. | 1 | ||
19 | Различение времен года Знание порядка следования сезонов в году | 1 | ||
20 | Узнавание (различение) месяцев Знание последовательности месяцев в году | 1 | ||
21 | Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения. | 1 | ||
22 | Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу. | 1 | ||
23 | Выделение длины. Использование условных мерок. | 1 | ||
24 | Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога. | 3 | ||
25 | Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги, | 2 | ||
26 | Подготовка к проверочной работе №2 | 1 | ||
27 | Проверочная работа №2 | 1 | ||
28 | Работа над ошибками | 1 | ||
Всего часов | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...