Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа

Зеленская Нина Александровна

Коррекционно-развивающий курс "Математические представления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_krz.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа по коррекционно-развивающему курсу «Математические представления» 2 вариант (4 класс)

Пояснительная записка.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
  • АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)

Цель курса – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

В процессе обучения элементарным математическим представлениям используются следующие методы и приемы: совместные действия детей и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции; приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями; подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений.

Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.

  1. Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: математические представления.


  • Предметные результаты:

Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

1. Количественные представления.

1. Количественные представления.

Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание;

Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати;

Определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности;

Составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам; Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов; Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-двадцати на наглядном материале;

Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника;

Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение);

Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи.

Знание отрезка числового ряда от 0 до 20.

2. Представления о форме.

2. Представления о форме.

Сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм.

Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника.

Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги.

Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.

Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой.

3. Пространственные представления

3. Пространственные представления

Определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов.

4. Временные представления.

4. Временные представления.

Различение времен года

Различение времен года

Знание порядка следования сезонов в году

Знание порядка следования сезонов в году

Узнавание (различение) месяцев

Знание последовательности месяцев в году

5. Представления о величине.

5. Представления о величине.

Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения; Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу.

Использование условных мерок.

Выделение длины;


Личностные результаты:

  1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
  • Принятие контакта, инициированного взрослым.
  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
  • Планирование учебного дня.
  • Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).
  • Следование расписанию дня.
  1. Формирование учебного поведения:
  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
  • Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
  • Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
  • Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
  • Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
  • Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
  • Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
  • Принятие помощи учителя на групповом занятии
  1. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
  • Выполнение задания полностью (от начала до конца)
  • Выполнение задания с заданными качественными параметрами
  • Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.


  1. Содержание учебного предмета.

Программа построена на основе следующих разделов:

«Количественные представления»: различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»; сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение); преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание; пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати; знание отрезка числового ряда от 0 до 20; определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности; составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам; называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов; решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-двадцати на наглядном материале; конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника;

«Представления о форме»: выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой; сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм; рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги; определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов; выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога; черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек;

«Представления о величине»: сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения; определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу; выделение длины; использование условных мерок.

«Временные представления»: различение времен года; знание порядка следования сезонов в году; узнавание (различение) месяцев; знание последовательности месяцев в году.

Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом), работа в малых группах (с детьми).

  1. Календарно-тематическое планирование по курсу: «Математические представления» в 4 классе

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»

1

2

Сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение).

1

3

Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание

1

4

Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати.

1

5

Знание отрезка числового ряда от 0 до 20

2

6

Определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности

2

7

Составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам.

1

8

Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов.

1

9

Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-двадцати на наглядном материале

2

10

Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой.

1

11

Подготовка к проверочной работе №1

1

12

Проверочная работа №1

1

13

Сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм.

1

14

Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника

1

15

Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги.

1

16

Определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов

1

17

Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога.

1

18

Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.

1

19

Различение времен года

Знание порядка следования сезонов в году

1

20

Узнавание (различение) месяцев

Знание последовательности месяцев в году

1

21

Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения.

1

22

Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу.

1

23

Выделение длины. Использование условных мерок.

1

24

Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога.

3

25

Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги,

2

26

Подготовка к проверочной работе №2

1

27

Проверочная работа №2

1

28

Работа над ошибками

1

Всего часов

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...