Рабочая программа практикум по математике, 11 класс
рабочая программа по математике (11 класс)

Черных Татьяна Владимировна

Рабочая программа  практикума по математике 11 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнелуговатская средняя общеобразовательная школа»

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

РАССМОТРЕНО:                                                         ПРИНЯТО:

на заседании методического объединения                на заседании педагогического совета

учителей физико-математического цикла                 МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»

МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»                          «___» _______________ 201   г.

«__» ____________ 201    г.                                        (протокол № ___)                          

(протокол № _____)

Руководитель методического объединения

____________________ (Т. В. Черных)

                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

                                                                            Директор МКОУ «Верхнелуговатская  СОШ»

                                                                             __________   /А.Н.Харин/  

                                                                             Приказ по школе № ______ от ____________

                                                                             М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

практикума  «Подготовка к ЕГЭ по математике»

для 11 класса

на 2019 - 2020 учебный год

Составитель программы: Черных Татьяна Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена для 11 класса и рассчитана на 34 часа. Обучение математике происходит в процессе решения тестовых заданий по всему курсу, где ясно и убедительно показывается на конкретных примерах, что для любой экзаменационной задачи нужно использовать базовые знания свойств рассматриваемых в задаче математических объектов. Содержание практикума нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание практикума расширяет представление учащихся о собственных возможностях, знакомит с необычной методикой – учиться подбирать наиболее разумный ответ или тренироваться в его угадывании, формирует нестандартное мышление учащихся.

Практикум может научить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает следующие моменты:

  • - обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;
  • - обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий;
  • - обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания;
  • - обучение приему «спирального движения» по тесту.

Самым центральным моментом практикума «Подготовка к ЕГЭ по математике» является обучение школьника приемам мысленного поиска способа решения, а для этого следует показать учащимся всю картину поиска в трудных задачах.

Содержание программы позволяет сформулировать принципы построения методической подготовки к ЕГЭ:

  • Разумно выстраивать подготовку по тематическому принципу, соблюдая «правило спирали» - от простых типовых до сложных заданий;
  • На этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое;
  • Переход к комплексным темам разумен, когда у школьника накоплен запас общих подходов и есть опыт в их применении;
  • Все тренировочные тесты следует проводить в режиме жесткого ограничения времени;
  • Увеличить максимальную нагрузку как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  • Нужно учить максимально использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.

В основе формирования способности к творческой самореализации личности ребенка лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории.

Данный элективный курс является предметно ориентированным для учащихся 11 класса общеобразовательной школы по подготовке к ЕГЭ по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, их познавательных потребностей и интересов, на формирование у старшеклассников новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов.

Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Курс поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.

При составлении настоящего элективного курса использовались материалы сети Интернет.

Цели курса:

- обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики;

- познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;

- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.

Логика освоения учебных тем определяется

задачами:

  •  развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;
  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
  • расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач.
  • Изучить оригинальные приемы решения тестовых заданий;
  • Формировать твердое убеждение в успешности сдачи ЕГЭ;
  • Приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;
  • Повысить интерес к предмету;
  • Приобщить детей к общечеловеческим ценностям;
  • Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка.

Структура курса представляет собой 5 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и

уровня подготовленности учеников.

Основной тип занятий – практикум. Для наиболее успешного усвоения материала

планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на занятиях учащимсярекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть – дома самостоятельно.

Формы и методы контроля: тестирование по каждой теме.

Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень развития математического мышления тестируемого.

Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с программой практикума.

В результате изучения курса учащиеся

должны знать:

  • Методы решения различных видов уравнений и неравенств;
  • Основные приемы решения текстовых задач;
  • Элементарные методы исследования функции;

должны уметь:

  • Проводить преобразования в степенных и дробно-рациональных, а также в тригонометрических и логарифмических выражениях;
  • Решать уравнения и неравенства различного типа;
  • Исследовать функции элементарными методами;
  • Решать многие задания с применением оригинальных приемов;
  • Решать различные текстовые задачи;
  • Применять свойства арифметической и геометрической прогрессии, решая смешанные задачи;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
  • уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков
  • функций;
  • применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия                                                                         Всего часов    

1 блок Уравнения и системы уравнений                                   11

2 блок Неравенства                                                                        5

3 блок Задачи с параметром                                                          3

4 блок Математический анализ                                                    5

5 блок Геометрия. Стереометрия                                                10

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Рассматриваемый материал курса разбит на блоки, в которых приводятся задания иупражнения для закрепления, более полного усвоения материала и для самоконтроля. В начале каждой темы блока приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач, уравнений, систем уравнений и неравенств. В конце блока предлагаются задания на отработку приведённых способов решения. Для проверки усвоения материала проводятся тесты с задачами различной трудности.

Задания 1 блока:

1) линейные и квадратные уравнения

2) дробно-рациональные уравнения

3) иррациональные уравнения

4) тригонометрические уравнения

Задания 2 блока:

1) рациональные неравенства

2) иррациональные неравенства

3) тригонометрические неравенства

Задания 3 блока:

1) Простейшие уравнения и неравенства с параметром

2) Простейшие задачи с модулем

Задания 4 блока:

1) Область определения и множество значений функции

2) Периодичность, возрастание (убывание), экстремумы функции

3) Наибольшее (наименьшее) значение функции

4) Ограниченность, сохранение знака функции

5) Связь между свойствами функции и её графиком

6) Значения функции

Задания 5 блока:

  1. Расстояние от точки до прямой; от точки до плоскости; между прямыми; между прямой и плоскостью; между плоскостями.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

практикума «Подготовка к ЕГЭ по математике» для 11 класса

на 2019 – 2020  учебный год

№ уроков

Тема

Дата проведения урока

Примечание

План

Факт

Уравнения и системы уравнений (11 часов)

1

Линейные и квадратные уравнения.

2

Линейные и квадратные уравнения.Решение систем.

3

Дробно - рациональные уравнения.

 4

Дробно - рациональные уравнения. Решение систем.

5

Дробно - рациональные уравнения. Решение систем.

6

Иррациональные уравнения.

7

Иррациональные уравнения и системы.

8

Иррациональные уравнения и системы.

9

Тригонометрические уравнения.

10

Тригонометрические уравнения. Решение систем.

11

Тригонометрические уравнения. Решение систем.

Неравенства (5 часов).

12

Рациональные и иррациональные неравенства.

13

Тригонометрические неравенства.

14

Тригонометрические неравенства.

15

Неравенства с модулем.

16

Неравенства с модулем.

Задачи с параметром (3 часа).

17

Простейшие уравнения с параметром.

18

Простейшие неравенства с параметром.

19

Простейшие задачи с модулем.

Математический анализ (5 часов).

20

Область определения и множество значений функции.

21

Периодичность, возрастание (убывание), экстремумы функции.

22

Наибольшее и наименьшее значения функции. Ограниченность, сохранение знака функции.

23

Связь между свойствами функции и ее графиком.

24

Значения функции.

Геометрия. Стереометрия (10 часов)

25

Расстояние от точки до прямой.

26

Расстояние от точки до плоскости.

27

Расстояние между прямыми.

28

Расстояние между прямыми.

29

Расстояние между прямой и плоскостью.

30

Расстояние между плоскостями.

31

Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью.

32

Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью.

33

Решение задач на нахождение расстояний между плоскостями.

34

Решение задач на нахождение расстояний между плоскостями.

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

  1. Пособие по математике для поступающих в вузы / под ред. Г. Н. Яковлева. М., 2001.
  2. Материалы ЕГЭ 2004 – 2012.
  3. Математика // Первое сентября. – 1998. – 3 44.
  4. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗЫ/под ред. М. И. Сканави. М., 2005.
  5. Алексеев И. Г. Математика. Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Лицей, 2004.
  6. Альхова З.Н., Макеева А. В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: Лицей, 2003.
  7. Булынин В. Применение графических методов при решении текстовых задач./ Математика. №14, 2005.
  8.  Винокуров Е. Н. Экономика в задачах.// Математика. № 34, 1988.
  9. Денищева Л. О., Бойченко Е. М., Глазков Ю. А. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Интеллект-Центр, 2003.
  10.  Дорофеев Г. К., М. К. Потапов, Н. Х. Розов. Пособие по математике для поступающих в вузы (избранные вопросы элементарной математики). – М.: Наука, 1976.
  11. Денищева Л. О., Бойченко Е. М., Безрукова Г. К. и др. Единый государственный экзамен: математика: сб. заданий. – М.: Просвещение, 2005.
  12.  Иванов М. А. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2002.
  13.  Лурье М. В., Александров Б. И. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука, 1990.
  14. Садовничий Ю. В. Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями Часть  6. Решение текстовых задач. Учебное пособие. – 3-е издание, стер. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003.
  15.  В. К. Егерев, В. В. Зайцев, Б. А. Кордемский и др. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: Учеб.пособие / под ред. М. И. Сканави.
  16. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л.Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2011.
  17. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л.Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2011.
  18. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л.Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2011.
  19. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л.Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2011.
  20. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л.Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2011.
  21. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л.Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2011.
  22. Лаппо, Л.Д. ЕГЭ 2011. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовыхзаданий ЕГЭ/Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. (Серия«ЕГЭ. Практикум»)
  23. ЕГЭ 2011. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И.Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семёнов, А.Л. Семёнов, М.А. Семёнова,И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э.Шноль, И.В. Ященко; под ред. А.Л.Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. (Серия «ЕГЭ 2011.Типовые тестовые задания»)
  24. ЕГЭ 2011. Математика: тренировочные задания/ Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В.Шевелёва. – М.: Эксмо, 2010. (ЕГЭ.Тренировочные задания).
  25. ЕГЭ – 2011. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред.А.Л.Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2010. (ЕГЭ-2011.ФИПИ – школе)
  26. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В.Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Интернет ресурсы:

  • Газета «Математика» «издательского дома» «Первое сентября» http://www.mat. 1september.ru
  • Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
  • http://school-collection.edu.ru/collection/matematika/Образовательный математический сайт Exponenta.ru http://www. exponenta.ru 
  • Общероссийский математический портал Math-Net.Ruhttp://www.mathnet.ru
  • Портал Allmath.ru - вся математика в одном месте
  • http ://www. allmath.ru 
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/subjects/1
  • Математические олимпиады и олимпиадные задачи: содержит задачи математических олимпиад всех уровней: от районных и городских туров до международных соревнований. На сайте проводятся конкурсы по решению задач. Есть рассылка материалов сайта.
  • Задачи конкурсных экзаменов по математике : очень хорошее пособие для поступающих в вузы. Содержит грамотный подбор конкурсных задач, интересных и по содержанию и по методам решения.
  • Образовательный портал «Физ-Мат» класс: образовательные и методические материалы, пособия по элементарной математике и физике для школьников, абитуриентов и учителей. Задания математических и физических олимпиад и ЕГЭ с решениями и комментариями, библиотека книг и статей, видеолекции, теория и методика.
  • Вся элементарная математика. Средняя математическая интернет-школа (подготовка в вузы и колледжи). На сайте размещены теоретические сведения и примеры решения задач по всем разделам школьного курса математики.
  • Решение задач по математике online: сайт по решению задач линейной алгебры в режиме онлайн. Представлены способы решения линейных систем, вычисление определителей, действия с матрицами. Задачи решаются с применением алгоритма, позволяющего найти наиболее красивое решение. Решения представлены подробно.
  • http://www.fipi.ru/ - открытый банк заданий ЕГЭ
  • www.ege.edu.ru - Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.
  • http://reshuege.ru/ - образовательный портал подготовки к ЕГЭ в 2017 году
  • http://alexlarin.net/ - полезные материалы и обсуждения ЕГЭ, демоверсии, тренировочные работы
  • www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал.
  • portfolio.1 september.ru - Фестиваль ученических работ «Портфолио» («Первое сентября»). Это возможность формирования индивидуального портфолио в открытом доступе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа практикума по математике для 10-11 классов

Модифицированная программа по практикуму по математике для 10-11 классов  разработана на основе государственной программы  по математике, с учётом обязательного минимума содержания сре...

Рабочая программа "Практикум по математике" 10 класс

Цель курса: повторение, обобщение и закрепление  курса алгебры и начал анализа, усиление практической части основного курса при подготовке  к ЕГЭ...

Рабочая программа практикума по математике "Коррекция базовых математических знаний при подготовке к ЕГЭ ".10 класс

Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы. Содержание программы со...

Рабочая программа "Практикум по математике для 10 - 11 классов" на 2019-2020 учебный год (базовый уровень, ФГОС СОО)

Рабочая программа  Практикум по математике для 10 - 11  классов на 2019-2020 учебный год (базовый уровень, ФГОС СОО)...

Рабочая программа "Практикум по математике" 10 класс

В связи с отсутствием авторской программы и учебно-методического комплекта данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Обучающийся сможет параллельно школьному курсу углублять...

Рабочая программа "Практикум по математике" 10-11 класс

Программа направлена на ликвидацию пробелов за курс ООО, формирование и отработку  прочных практических навыков, способствующих успешной сдаче ЕГЭ....

Рабочая программа Практикум по математике 10-11 класс 2024-2025

Рабочая программа учебного курса «Практикум по математике» для обучающихся 10 –11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего обще...