Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС.
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Эффективные методы проведения современного урока с учетом реализации требований ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_obucheniya_kak_effektivnoe_sredstvo.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения как эффективное средство
реализации ФГОС.
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки
новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государствен-
ных стандартов второго поколения.
Перед учителем поставлены новые цели:
формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.
Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль
учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не толь-
ко как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс разви-
тия личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и
организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами
«Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение
должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником кон-
кретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в
самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспе-
чить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Со-
держание образования обогащается новыми процессуальными умениями,
развитием способностей, оперированием информацией, творческим решени-
ем проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию
образовательных программ.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся опре-
делѐнную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить
учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать
усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно
все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навы-
ки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать
активные формы и методы обучения.
Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой по-
требностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с
наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки
овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает исполь-
зование такой системы методов, которая направлена главным образом не на
изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведе-
ние, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в
процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их осно-
ве заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без
которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед
обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и
обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познаватель-
ных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков
самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обу-
словлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в
школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение
всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо по-
стоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем са-
мообразования, а это требует от человека познавательной активности и само-
стоятельности.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - ка-
чества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к
учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в дея-
тельности.
Роль учителя: Учитель - консультант, наставник, старший партнер
Роль ученика:
- полное равноправие с наставником в процессе обучения
- самостоятельность в принятии решений гибкое реагирование на вызовы ди-
намично изменяющегося мира
- смелость в принятии личной ответственности за совершенные поступки
Принципы применения активных методов обучения:
∙ практическая направленность
∙ игровое действие
∙ творческий характер обучения
∙ интерактивность
∙ разнообразные коммуникации
∙ диалог
∙ групповая форма организации работы
∙ деятельностный подход к обучению
∙ рефлексия
Активные методы применяются учителями на всех этапах урока. Наибо-
лее эффективными активными методами обучения на уроках являются:
Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный на-
строй на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увер-
тюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
1 Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных
ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация
неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация не-
определенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
2 Организации релаксации и подведения итогов.
4 Презентации учебного материала - использование информационных
технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
5 Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
6 Использование форм так называемого интерактивного обучения или
их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интер-
вьюирования различных персонажей».
7 Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная раз-
минка, шаржи, эпиграммы).
8 Реализация личностно ориентированного и индивидуально — диффе-
ренцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельно-
сти школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах
сменного состава) и самостоятельной работы детей.
9 Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-
конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
10 Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
II. Групповая работа «Создание алгоритмов подготовки и проведения
активных методов и приемов работы»
Перед педсоветом учителя рассаживались по группам в 3 чел.
На столах лежат заготовленные материалы: лист ватмана, маркеры,
клей, набор разноцветных листочков с названиями соответствующих методов
работы и целей урока
Ведущий объявляет: Сегодня на педсовете нам предстоит провести
деловую игру, которая предполагает выполнение определенной проектной
деятельности. Представьте себе, что вы даете урок. Из предложенных целей
вам надо выбрать цель урока и подобрать методы работы, которые помогут
реализовать цель. Названия методов соответствуют образовательным техно-
логиям. Вам необходимо соотнести цель с образовательной технологией.
Главное, чтобы методы работы подходили для работы с классом и способст-
вовали достижению методической цели урока, а также помогли уместиться в
40 минут. Время на обсуждение и подготовку проекта – 15–20 минут. После
этого каждая группа по очереди представляет свой вариант урока.
Осуществление проекта. Группы совещаются, выбирают цель для
своего урока (он может быть конкретным или абстрактным), соответствую-
щие методы работы из предложенного набора, предлагают их очередность и
наклеивают соответствующим образом на ватман. Через отведенное время
представители от групп по очереди выходят, прикрепляют проект группы к
доске и комментируют свое видение урока.
Что дает выполнение этого проекта? Материалы подобраны таким об-
разом, что цели и методы работы представляют 4 наиболее популярных тех-
нологий обучения: традиционную, педагогику сотрудничества, активные ме-
тоды обучения, технологию развивающего обучения.
Группы представили свои проекты и обсудили самые распространен-
ные методы активного обучения:
∙
Презентации — наиболее простой и доступный метод для использова-
ния на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими
учащимися по теме.
∙
Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века.
Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске
решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американ-
ская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения
поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует много-
гранность решений и их обоснование.
∙
Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний
во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть
учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и
обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод доста-
точно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логиче-
ских рассуждений.
∙
Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические иг-
ры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической
цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к ин-
терактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, попу-
лярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из
арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие
учащихся друг с другом.
∙
Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик
должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому
музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом
экспонате.
Первое, что показывает проект: соответствуют ли методы работы вы-
бранной цели урока, а это значит – владеют ли педагоги методологией со-
временных подходов в обучении.
Группы сделали вывод, что, во-первых, предпочтительной формой ра-
боты учителя с учениками является самостоятельная работа ученика по ос-
воению предметной области с преобладанием контролирующей функции
учителя; во-вторых, слабо используются такие формы работы с классом, ко-
торые способствуют проявлению и формированию реальной самостоятель-
ности ученика, повышению его интереса на уроке и росту внутренней учеб-
ной мотивации. А, следовательно, мотивация оценкой перевешивает познава-
тельную активность, что для реализации целей развития или при работе с
одаренными детьми является непродуктивным подходом в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Индивидуально-ориентированная образовательная технология «Педагогическая мастерская» как эффективное средство реализации ФГОС"
Региональный конкурс научно-методических материалов, программ и проектов "Новые технологии для Новой школы", апрель 2012 г.Номинация «Эффективные средства реализации ФГОС в среднем и старшем звене»Авт...
Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС
Как ученика сделать сотрудником учителя? как привлечь внимание ученика и смотивировать его на активную учёбу? Ответ есть - использовать АМО! В презентации раскрывается сущность понят...
Презентация "Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС".
Что такое активные методы обучения? Что они дают учителю и ученику? Какова их роль в реализации ФГОС? - ответы на эти вопросы в данной презентации. В качестве иллюстраций приводятся примеры АМО на уро...
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
Активные методы обучения на уроках информатики как эффективное средство реализации ФГОС
Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе. Включение активных методов в ...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯТехнология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС
Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся.Технология АМО – это системаметодов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной ипрак...