Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе.
статья по математике

Чудинова Ирина Викторовна

В будущем наше общество будет заинтересованно в гражданах, которые умеют самостоятельно думать, решать разнообразные проблемы, обладают творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками.

Проект учащегося- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek._deyat._matem._5_klass.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Для учителя математики важным в данном методе является:

  1. в процессе работы над учебным проектом у школьников формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем
  2. зарождаются основы системного мышления
  3. развиваются творческие способности, воображение, фантазия
  4. воспитывается целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться по ситуации
  5. происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

В будущем наше общество будет заинтересованно в гражданах, которые умеют самостоятельно думать, решать разнообразные проблемы, обладают творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками.

Проект учащегося- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Работа над проектом проводится поэтапно.

Этапы работы над проектом:

  1. подготовительный    (определение темы и целей проекта, подбор рабочей группы)
  2. аналитический   ( определение источников необходимой информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, распределение обязанностей между членами рабочей группы)
  3. практический   ( сбор и уточнение информации-интервью, опросы, наблюдения, эксперимент  ; выбор оптимального варианта хода проекта, поэтапное выполнение исследовательских задач)
  4. презентационный  ( планирование презентации и подготовка презентационных материалов;   защита проекта- включает в себя демонстрацию результатов исследовательской деятельности, предложения по разрешению проблем)
  5. контрольный  (оценивание планирования процесса, деятельности; самооценку;  определение уровня знаний предмета; анализ выполнения проекта, достигнутых результатов )

Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:

  1. практические задания  ( измерения, разрезания, сгибания, рисование…)
  2. практические задачи  ( задачи прикладного характера)
  3. проблемные  (ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы)
  4. теоретические  (задания на поиск и конспектирование информации, её анализ, обобщение )
  5. изготовление наглядных пособий по геометрии  ( из любого материала: ткань, картон, бумага и т.д.)

Деятельность учащихся в рамках предполагаемого объекта обеспечивает им возможность  пройти все этапы формирования умственной деятельности. Дети не боятся совершить ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательств и решения задач, стараются найти несколько решений.

Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Еще одним важным результатом проектной деятельности  является активизация процессов социализации школьника.

Проанализировать успешность этого результата  можно с помощью анкеты

Анкета

1. Нравится ли тебе заниматься проектной деятельностью?

А)  нравится

Б) равнодушен

В) не нравится

2 .  Умеешь ли ты ставить цели и задачи проекта?

А) умею

Б) сомневаюсь

В)  не умею

3.  Умеешь ли ты искать нужную информацию?

А) умею

Б) не всегда получается

В) не умею

4.  Можешь ли ты составить план своей деятельности?

А) могу

Б) могу с затруднениями

В) не могу

5.  Легко ли тебе общаться с коллегами по группе?

А) легко

Б) не очень

В) трудно

6.  Боишься ли ты публично выступать при защите проекта?

А) боюсь

Б) сомневаюсь

В) не боюсь

Типы проектов могут быть разными. В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям.

  • Автор  У.Х.Килпатрик ( по виду целевой установки)
  1. созидательный( цель- практическое выполнение и использование)
  2. потребительский (цель-развитие потребительских качеств личности)
  3. интеллектуальный ( цель- развитие мышления)
  4. проект-упражнение ( направленное на выработку определенных умений и навыков)
  • По длительности  проекта
  1. долгосрочный
  2. среднесрочный
  3. краткосрочный
  • Н.В. Матяш ( по уровню сложности проектных заданий)
  1. репродуктивные задания на воспроизведение по образцу
  2. поисковые задания
  3. творческие задания, направленные на создание новых объектов
  • По содержанию
  1. проекты для решения конструктивно-технических задач
  2. проекты для разработки новых видов технологий
  3. проекты как решение задач производственно-коммерческого характера
  4. пректы как решение дизайн-задач

Критерии оценки оформления и выполнения проекта:

  1. актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы
  2. объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию
  3. уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
  4. аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость
  5. качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий

При защите проекта оценивается:

  1. качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность
  2. объем и глубина знаний по теме (или  предмету), эрудиция, межпредметные связи
  3. педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории
  4. ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы
  5. деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность

Темы  проектов и творческих работ

 по математике для 5 класса:

(в которых предполагаются исследования, связанные с числами, с обыкновенными дробями, с  простейшими  геометрическими  фигурами)

  1. Почему нельзя делить на ноль? История числа ноль.
  2. Системы счисления.  Цифры разных народов мира.
  3. Русские учителя С.А. Рачинский и Л.Ф.Магницкий и их « Арифметика»
  4. Старинные меры  ( русские и зарубежные)
  5. Сумма углов треугольника на плоскости
  6. Совершенные числа
  7. Четыре действия математики
  8. Древние меры длины
  9. Возникновение чисел
  10. « Правильное питание на один день»
  11. Магические квадраты
  12. Из истории возникновения обыкновенных дробей
  13. Старинные задачи с обыкновенными дробями
  14. Занимательные задачи с обыкновенными дробями
  15. История геометрических инструментов
  16. История возникновения геометрии
  17. Биографии великих геометров
  18. Геометрия в архитектуре и искусстве
  19. Геометрия и мода
  20. Значение числа в судьбе человека
  21. Искусство отгадывать числа
  22. Математика в живописи. Оригами и математика.

Ученики 5Б класса, выполняющие проекты по указанным темам (номер темы проекта соответствует порядковому  номеру ученика в списке):

№    п\п                

Ф.И.О.

Сроки сдачи пректа

Ануфриева Анастасия Олеговна

Ноябрь 2016

Афанасьев Даниил Дмитриевич

Ноябрь 2016

Бунин Дмитрий Алексеевич

Ноябрь 2016

Варламов Артём Александрович

Декабрь 2016

5.

Ганджиева Гултач Анар кызы

Декабрь 2016

6.

Герасименко Ольга Сергеевна

Декабрь 2016

7.

Дятлов Юрий Александрович

Декабрь 2016

8.

Елесин  Павел Владимирович

Декабрь 2016

9.

Захаров Александр Андреевич

Январь 2017

10.

Золина Елизавета Руслановна

Январь 2017

11.

Капустин Александр Михайлович

Январь 2017

12.

Карякин Дмитрий Сергеевич

Февраль 2017

13.

Кротов Станислав Денисович

Февраль 2017

14.

Кузнецова Алина Александровна

Февраль 2017

15.

Мандрикова Жанна Сергеевна

Февраль 2017

16.

Маркина Алёна Александровна

Март  2017

17.

Минайкина Евгения Алексеевна

Март  2017

18.

Понежева София Килишбиевна

Март  2017

19.

Румянцева Дарья Михайловна

Апрель   2017

20.

Солдатова Маргарита Алексеевна

Апрель   2017

21.

Титарева Дарья Сергеевна

Апрель   2017

22.

Чудинова Анастасия Викторовна

Май  2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса через проектную деятельность на уроках математики.(5 класс)

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным и...

Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики

Методические рекомендации для проектной деятельности на уроках математики с примерами проектов...

Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики в 5 классе в условиях введения ФГОС.

В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся...

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе

В данной разработке систематизированны типы проектов, критерии оценки, этапы работы. Так же приведены примерные темы проектов и творческих работ по математике для учащихся 5 класса....

Презентация " Проектная деятельность при изучение математики в 5 классе"

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативно...

Проектная деятельность при изучении математики

Выступление по теме на педагогическом совете из опыта работы...

Проектная деятельность при изучении математики как средство обучения, развития и воспитания обучающихся

В данной статье представлена серия метапредметных проектов для учащихся пятых - девятых классов, которые можно разделить на две содержательные линии: " Мир  вогкруг нас" и "Жизнь з...