Проектная деятельность при изучении математики
учебно-методический материал (9 класс)
Выступление по теме на педагогическом совете из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_pri_izuchenii_matematiki.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ,,Чистиковская школа''
Руднянского района
Смоленской области
Материалы выступления
на тему:
,, Проектная деятельность при изучении математики’’
Отчет
учителя математики
Антиповой З. В.
на педсовете 06.11.2020г.
,, Проектная деятельность на уроках математики’’
,,Скажи мне - и я забуду;
учи меня - и я могу запомнить,
вовлекай меня – и я научусь'' ( Бенджамин Франклин - американский ученый, политик, писатель и дипломат, … .)
В последнее врем, в связи с внедрением и использованием информационных технологий в процесс образования, метод проектов в обучении школьников становится популярным, поэтому тема выступления ,,Проектная деятельность на уроках математики ''актуальна . В современном обществе возникла проблема - оно остро нуждается в людях, которые готовы к саморазвитию, социализации. Для её решения необходимо сделать учебный процесс более интересным, раскрыть перед учащимися значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. В этом помогает организация исследовательской и проектной деятельности, которая позволяет решать задачи личностно - ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Во время выполнения проекта ученики разбиваются на группы, распределяют роли, самостоятельно добывают знания, учатся свободно ориентироваться в информационном поле, развивают память, мышление, получают опыт познавательной и учебной, исследовательской деятельности, учатся представлять результат проделанной работы, живут творческой жизнью.
Что такое творчество?
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, ценное не только для одного человека, но и для других.
Что такое проект? Это слово заимствовано из латыни, оно означает ,,выступающий’’, ,,бросающийся в глаза’’ , ,,то, что предшествует действию’’, в словарях трактуется как замысел, план. В современной трактовке проект – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Творческий проект – это,,шесть П’’:
- Проблема
- Планирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
- Портфолио
Работа над проектом ведется поэтапно. Исходя из такого понимания, можно сформулировать основные требования к учебному проекту, определить деятельность учеников и учителя:
1-П. Подготовка к выполнению проекта: формирование групп, выделение проблемы, выдача заданий. Роль учителя на этом этапе – посеять (не навязать) разумное зерно, т.к. проект не должен быть мыльным пузырем, он должен иметь практическое решение и применение в жизни, поэтому тема проекта определяется на основе практики.
Что вызывает трудность у учителя на этом этапе? Выбор темы, которая была бы интересна и ученику, и учителю, соответствовала бы возрасту учащегося и была бы нова.
2-П. Планирование работы. Учитель распределяет обязанности, определяет время индивидуальной работы. Здесь необходимо помнить, что надо постараться избежать разочарований детей в работе, т.к. это может отбить желание в будущем приниматься за какие-либо исследования.
3-П. Поиск информации, исследование: учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем. Учитель корректирует ход выполнения работы.
4-П. Продукт-обобщение результатов. Они должны быть, что называется, ,,осязаемыми’’. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию. Продукт проектирования − учебный проект, в качестве которого могут выступать буклет, сборник задач или загадок, рисунки, текст выступления, реферат, доклад, мультфильм, презентация.
5-П. Презентация, представление готового продукта.
6-П. Создание портфолио.
Приведу примеры из практики своей деятельности.
Вместе с шестиклассниками (нынешними девятиклассниками) мы осваивали этот метод. Принцип работы над проектами созвучен эпиграфу: я помогу тебе сделать это самому! И мы начали делать, творить.
Изучив методику, типы, требования к проектам, я пришла к выводу, что нам подойдут проекты внутриклассные.
Темы проектных работ учащимся были предложены мною, но некоторые были подсказаны ситуациями на уроках.
Тема в 6 классе ,,Обыкновенные дроби ‘’ у нас не осталась без внимания. Проект 1),, Из истории возникновения обыкновенных дробей ’’ (информационный тип) существует среди других.
Цели проекта: Систематизировать знания по теме; способствовать качественному росту математических компетенций учащихся при применении темы; узнать об истории понятия,, дробь''
(Демонстрация проекта)
В конце года при повторении математики определились с темой, которая необходима для сдачи ОГЭ и ЕГЭ – это ,, Делимость чисел''. Каждый ученик выполнял данный проект. Предлагается посмотреть один из них, в форме доклада и в форме презентации.
( Демонстрация проекта).
Через год пятиклассники готовили мини-проекты . Дети еще маленькие, уровень умений исследовательской деятельности не высокий и долгосрочные проекты им не под силу. Краткосрочные проекты вызывают интерес, активность, дают возможность проявить творческую индивидуальность. В2017-2018 уч году проводилась неделя математики, где в один из дней стоял пункт провести математические 15- минутки (интересные сообщения, дополняющие программный материал математики). Были учащимися выполнены и предоставлены вниманию других такие проекты как:
1) Мир больших чисел( числа- великаны);
2) День рождения 0;
3) 7 или13. Какое число счастливее?
Просмотр и оценку проектов мы производим всем классом, что позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Очень важно положительно оценить результаты работы детей над проектом, подчеркнуть их индивидуальный вклад в проект. Чтобы заинтересовать учащихся, учителю требуется постоянно совершенствовать свои знания, вносить в работу элементы творчества, осуществлять исследовательский подход к решению проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Учитель становится научным руководителем, который исследует вместе с детьми, ищет доказательства, помогает сделать выводы.
Темы проектов на 2020- 2021уч. г
№п/п | Год | класс | Темы проектов |
1 | 2020-2021 | 6 | 1)Почему нельзя делить на 0? 2)В стране координат. |
2 | 2020-2021 | 7 | 1)Из истории возникновения геометрических инструментов. 2)Из истории возникновения геометрии. |
3 | 2020-2021 | 9 |
|
В заключение отмечу, что особенность метода проектов очевидна – в ходе проектной деятельности у учащегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний, снимается страх ,,плохой оценки’’, создаётся положительная мотивация к учебной деятельности, что очень важно в практико-ориентированном обучении. Поэтому сегодня проектная и исследовательская деятельность занимает особое место в процессе обучения. А закончить выступление хотелось стихотворением С. Михалкова.
Дети – это чудо света.
Я увидел это сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее дети!
Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях – наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность при изучения курса математики (статья)
Статья на тему :"Проектная деятельность при изучения курса математики"...
Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики
Методические рекомендации для проектной деятельности на уроках математики с примерами проектов...
Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики в 5 классе в условиях введения ФГОС.
В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся...
Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе
В данной разработке систематизированны типы проектов, критерии оценки, этапы работы. Так же приведены примерные темы проектов и творческих работ по математике для учащихся 5 класса....
Презентация " Проектная деятельность при изучение математики в 5 классе"
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативно...
Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе.
В будущем наше общество будет заинтересованно в гражданах, которые умеют самостоятельно думать, решать разнообразные проблемы, обладают творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают комм...
Проектная деятельность при изучении математики как средство обучения, развития и воспитания обучающихся
В данной статье представлена серия метапредметных проектов для учащихся пятых - девятых классов, которые можно разделить на две содержательные линии: " Мир вогкруг нас" и "Жизнь з...