Конспект урока. Экологический урок по математике.
учебно-методический материал по математике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель: Домнина Екатерина Игоревна
Экологический урок по математике.
Тема: «Экообъекты Северо-Западного ФО в Декартовой системе координат»
Тип урока: формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения ранее сформированных знаний (урок закрепления).
Форма урока: урок – игра «Поиск особо охраняемых территорий Северо-Западного ФО в Декартовой системе координат»
Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о декартовой системе координат, умении находить точки по их координатам, привлечь внимание учащихся к экообъектам Северо-Западного ФО и экологическим проблемам региона.
Задачи:
- Систематизировать знания о системе координат.
- Тренировать навыки построения точек по их координатам.
- Привлечь учащихся к осмыслению экологических проблем.
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
- Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе; формировать личностные качества, как ответственность, коммуникативность
Используемые технологии: игровая технология, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающая технология, ИКТ, личностно-ориентированная технология обучения.
Методы работы: наглядный, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, словесный, репродуктивный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, работа в группе.
УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат:
Предметные:
Знать: координаты точки, принципы построения точек в системе координат, особо охраняемые территории Северо-Западного ФО.
Уметь: решать и составлять поставленные задачи; находить координаты точки, чертить карту, ориентироваться на местности
Личностные: уважительное отношение друг к другу, работа в команде
Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в команде и оценивать товарищей.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта местности, географическая карта России.
Ход урока:
I. Оргпнизационный момент (4-5 мин)
В начале урока учащиеся разбиваются на четыре команды. Каждая команда выбирает капитана, придумывает название.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие! Мы узнаем об экологических проблемах нашего региона и вместе найдём пути их решения. Мы сможем внести свой вклад для сохранения нашей планеты.
Ну, что, в путь!?
II. Психологический настрой.
У вас на партах лежат, листочки оцени своё настроение в начале урока, нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.
грустный, радостный или спокойный
III. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
- Мы с вами с радостью используем блага цивилизации. Нам нравятся новые вещи, гаджеты. А задумывались ли вы, что на равнее с пользой производство этих вещей несёт ещё и вред нашей экологии? Вы знаете, что такое «особо охраняемые природные территории»? (слайд 2)
- Ребята, а где можно увидеть какие особо охраняемые природные территории есть в нашем регионе? (акцентировать ответ «на карте»)
- А как на карте указать нужное нам место? (с помощью координат)
- В математике мы с вами тоже умеем задавать координаты, так ведь? Как мы их задаём? Карты рисуем? (строим Декартову систему координат)
- Как вы думаете, тогда какая у нас тема урока? (Экообъекты Северо-Западного ФО в Декартовой системе координат) (слайд 3)
IV. Самоопределение к деятельности (3 мин.)
- Что вы знаете об экообъектах Северо-Западного ФО?
- Вы понимаете их цели и задачи?
- А какие цели мы с вами поставим на этот урок? (слайд 5)
V. Актуализация знаний (10-15 мин.)
На слайдах презентации (слайды 4 - 7) рассказ о четырёх особо охраняемых территорий Северо-Западного ФО.
Печоро-Илычский заповедник
Заповедник создан в 1930 году в Коми АССР, в западных предгорьях Урала, для сохранения природного комплекса северо-востока европейской части СССР, в основном, условий обитания соболя. Расположен в Республике Коми на западном склоне Уральских гор. Данный заповедник был создан с целью охраны ценных пушных зверей, прежде всего соболя, основного источника ценной и отправлявшейся на экспорт пушнины.
Пришлось изыскивать действенные меры спасения соболя. В числе первых были предложения по организации специальных соболиных заказников в западных предгорьях Северного Урала — единственном в Европе месте, где соболь ещё сохранился.
Печоро-Илычский заповедник известен первой в мире лосефермой, созданной для одомашнивания лосей.
На территории заповедника расположены хребет Маньпупунёр и останцы на горе Маньпупунёр, а также девственные леса, являющиеся объектами всемирного природного наследия.
Полистовский заповедник
Заповедник расположен в Псковской области. Государственный Полистовский заповедник создан 25 мая 1994 года. Его общая площадь 37 837 гектаров. Вокруг заповедника установлена охранная зона 17 279 гектаров.
Заповедник «Полистовский» расположен в Бежаницком и Локнянском районах Псковской области. Два заповедника, Полистовский и Рдейский (в Новгородской области), были организованы в 1994 году для сохранения и изучения массива сфагновых болот южной тайги — Полистово-Ловатской системы верховых болот Валдайской возвышенности на водоразделе рек Полисть и Ловать, одной из крупнейших болотной систем и наиболее хорошо сохранившейся в Европе.
Полистовский и Рдейский заповедники - первые болотные заповедники в России
Ненецкий заказник
Государственный природный заказник федерального подчинения "Ненецкий" создан 13 декабря 1985 года.
Заказник расположен на северо-восточной оконечности Малоземельской тундры и в акватории Баренцева моря, на территории Ненецкого автономного округа Архангельской области.
Заказник организован в целях сохранения, восстановления и воспроизводства наиболее ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении охотничьих животных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также среды их обитания, исчезающих и лекарственных растений и мест их произрастания.
К основным объектам охраны относятся: сокол-сапсан, орлан-белохвост, кречет, беркут.
Кандалакшский заповедник
Кандалакшский государственный природный заповедник учрежден постановлением Совнаркома СССР № 386 от 25 июня 1939 года.
Территория заповедника расположена на островах и побережье Белого и Баренцева морей в пределах Кандалакшского, Терского, Североморского, Печенгского районов Мурманской области и Лоухского района Республики Карелия.
Охрана и изучение тундровых, таежных и морских биогеоценозов Кандалакшского залива и Мурмана; биологический контроль за состоянием популяций морских и других околоводных птиц и связанных с ними наземных и водных биоценозов; выявление влияния антропогенного фактора, особенно загрязнения морской среды, на заповедные акваторию и прибрежья; разработка методов сохранения и восстановления охраняемых экосистем.
ФИЗМИНУТКА (5 слайд) (2 мин).
VI. Работа по теме урока (10-15 мин)
- Каждой команде раздаётся лист миллиметровки с Декартовой системой координат и лист с координатами точек.
- Ученики отмечают точки в системе координат и последовательно соединяют их плавными линиями.
- В результате чего у каждой команды получается контур части карты С-З ФО.
- После этого все четыре части объединяются и получается единая карта региона.
- Для определения «своего» заповедника, выходят капитаны команд.
- Далее капитанам необходимо решить два уравнения. В одном уравнении переменная Х – абсцисса точки на карте, в другом – переменная У – ордината этой же точки. Решив оба уравнения, капитаны могут определить местоположение заповедника их команды и отмечают его на карте.
- Команда, чей капитан первым находит «свой» заповедник и побеждает.
VII. Домашнее задание (слайд 10)
придумать свою карту другого ФО, задать для неё координаты
или
написать доклад по теме: «Чтобы я сделал, чтобы улучшить экологическую обстановку в стране»
VIII Рефлексия (5 мин)
- А теперь, ребята, украсим сердцами нашу страну!
Учащиеся наклеивают на географическую карту России стикеры в форме сердца, разных цветов:
Розовый – «Мне всё понравилось!»
Жёлтый – «Остались сомнения»
Зелёный – «Мне было не интересно»
- Мы украсим нашу страну не только сердцами, но и делами. Посмотрите, какая прекрасная наша Россия! Благодарю всех за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.
Цель урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и их приспособленности к различным средам обитания.Задачи:-обучающие: сформировать у учащихся знани...
Экологические задачи в математике (конспект внеклассного мероприятия с применением ИКТ)
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 5-7 классов учителями математики и биологии. Основная цель занятия - в занимательной форме обсудить важнейшие экологические проблемы, на конкретных при...
План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"
Этапы урока: 1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Всероссийский экологический урок Тема урока: «Береги природу, человек!»
Цели урока:1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельно...
Разработка урока экологического урока «Наш дом. Ничего лишнего» ( технологическая карта)
Ученики средних и старших классов узнают, в чем преимущества рационального использования природных ресурсов, и примерят на себя роль консультантов по разумному подходу, дающих советы людям, которые хо...
Конспект всероссийского экологического урока «Моря России: угрозы и сохранение» для старш6-8, 10-11 классов
Цель: дать школьникам преставление о значении морей и океанов в жизни всех живых существ нашей планеты и об угрозах, от которых необходимо защищать водный мир....