Конспект всероссийского экологического урока «Моря России: угрозы и сохранение» для старш6-8, 10-11 классов
план-конспект занятия по географии (10 класс)

efimova.sweta2020

Цель: дать школьникам преставление о значении морей и океанов в жизни всех живых существ нашей планеты и об угрозах, от которых необходимо защищать водный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vserossiyskogo_ekologicheskogo_uroka.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект всероссийского экологического урока

«Моря России: угрозы и сохранение»

для старш6-8, 10-11  классов

2019 г.

Цель урока: дать школьникам представление о значении морей и океанов в жизни всех живых существ нашей планеты и об угрозах, от которых необходимо защищать водный мир.

Задачи:

 • выяснить, почему моря и океаны жизненно важны для всех существ, обитающих не только в воде, но и на суше;

 • познакомить с историей развития современных знаний о морских экосистемах;

 • показать примеры воздействия человека на моря и океаны и его последствия;

Формат проведения урока:

Проведение урока «Моря России» основывается на системно-деятельностном подходе. Новые знания не даются в готовом виде, а приобретаются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя. Для эффективной работы необходимо разделить учеников на 3 группы и посадить каждую группу за отдельный стол. Для этого желательно развернуть парты так, чтобы они сформировали один «круглый стол» для каждой группы, за которым учащимся будет удобно взаимодействовать друг с другом.

В ходе урока школьники научатся:

 • общаться, слушать и понимать друг друга;

 • сотрудничать для решения поставленной задачи;

 • вырабатывать единое решение.

ХОД УРОКА

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами будем исследовать «голубой континент» — пространство морей и океанов нашей планеты, с которым, как ни странно, люди знакомы меньше, чем с поверхностью Луны, — из-за его огромной площади и внушительных глубин.

На слайде презентации изображен Жак-Ив Кусто

Учитель: Вы знаете этого человека? Кто он и чем знаменит? Ребята отвечают.

Учитель: Жак-Ив Кусто, или Капитан Кусто, как называли его друзья и знакомые, — французский исследователь Мирового океана. Однажды он увидел в магазине очки для подводного плавания и купил их. С тех пор как он впервые с ними нырнул, его жизнь стала безраздельно связана с водным миром. До конца своей жизни Кусто изобретал устройства, облегчавшие исследование тайн океана, снимал фильмы и писал книги о подводном царстве и его обитателях, 40 лет был бессменным директором Океанографического музея в Монако.

Сначала Жак-Ив Кусто погружался под воду с помощью маски и трубки, но ему хотелось иметь возможность погружаться глубже и оставаться под водой дольше. Вместе со своим приятелем-инженером Кусто разработал устройство, позволяющее дышать глубоко под водой, которое в 1943 году стало первым в мире аквалангом.

Учитель: Также Кусто сконструировал аппараты погружения на различные морские глубины, так называемые «ныряющие блюдца» — первые батискафы. А еще он мечтал о том, чтобы люди могли жить под водой как на земле", и участвовал в создании подводных домов и экспериментах по созданию подводных поселений.

Сегодня съемки под водой не выглядят чем-то сверхъестественным. И это тоже благодаря Жаку-Иву Кусто. Именно он разработал водонепроницаемую фотокамеру и осветительный прибор, а позднее сконструировал первую телевизионную систему, способную снимать видео на большой глубине.

На легендарном судне «Калипсо» Кусто и его команда в течение почти 40 лет совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съемки, фотографии. Работа этих людей открыла человечеству морскую стихию и послужила серьезным толчком для ее дальнейшего изучения.

Учитель: Наша страна омывается 13 морями, поэтому исследование морей всегда было страстью многих российских ученых. Задолго до того времени, как появилось надежное оборудование и снаряжение, исследователи, рискуя жизнью, отправлялись в плавания, чтобы познать тайны океана. Первые российские научные экспедиции были инициированы Петром I и возглавлялись знаменитым мореплавателем Витусом Берингом. В экспедициях Беринга, положивших начало серьезному изучению Тихого океана, принимали участие два талантливых биолога, сделавших для науки много важных открытий, — Георг Стеллер и Степан Крашенинников. В самом начале 19-го века значительный вклад в изучение мирового океана внесло первое русское кругосветное плавание под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

Российские исследователи, также как Жак-Ив Кусто и другие ученые, были влюблен в море. Может быть, есть что-то, что привлекает и вас в жизни моря и его обитателей? Что-то, что поразило вас в видео и книгах и что вы мечтаете увидеть или уже видели своими глазами?

Ребята отвечают.

Учитель: Я предлагаю вам на несколько минут погрузиться в этот мир и насладиться его красотой.

Просмотр видеоролика. httpsy7yo_utu.be/KAphgHiiiteM

 2. Постановка проблемы

Учитель: Получив возможность путешествовать по подводному миру и открыв некоторые из его тайн, люди решили, что можно не только восторгаться его красотой, но и использовать его богатства.

Проникновение людей в водный мир серьезно повлияло на его облик. И Кусто не мог этого не заметить. Он писал: «Когда мы погружаемся в одном и том же месте с разницей в несколько лет, мы всегда замечаем изменения - и непременно к худшему».

Обеспокоенный разрушением морских экосистем, в 1974 году Кусто основал некоммерческое общество по охране морской среды («Общество Кусто»). С тех пор его главной целью стало не только постижение тайн океана, но и демонстрация ценности и хрупкости морских экосистем и просвещение человечества о необходимости охраны природы для сохранения жизни на Земле.

Как вы думаете, есть ли необходимость такой работы в наше время? Почему? Ребята отвечают.

Учитель: Вы правы. Сегодня Мировой океан, к сожалению, как никогда нуждается в защите и бережном отношении.

3. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Учитель: Взгляните на водные богатства России, берега которой омываются 13 морями. Эти моря принадлежат трем океанам — Тихому, Атлантическому и Северному Ледовитому. На берегах каких морей вы бывали?

Ребята отвечают.

Учитель: Обратите внимание на цвет воды. Более темный цвет означает большую степень загрязнения, а светлый — чистоту. Как вы думаете, почему одни моря загрязнены больше, а другие — меньше?

Ребята отвечают.

Учитель: Чистота или загрязненность морей во многом зависят от того, сколько людей живет на их берегах и насколько моря доступны для хозяйственной деятельности человека. Морям, недоступным большому количеству людей, удается сохранять чистоту по сравнению с другими. Прибрежные участки морей почти всегда загрязнены сильнее, чем отдаленные от берега. Также важную роль в поддержании чистоты играет замкнутость или открытость, то есть насколько легко морю обмениваться водами с океаном. Морям, которые буквально сливаются с океаном, обычно легче очиститься, чем тем, которые соединены с ним лишь узкими проливами.

Что же это за хозяйственная деятельность, связанная с морями? Я попрошу сейчас каждую группу составить список того, как и для чего люди используют моря. Зачем они вообще нужны и чем полезны?

Учащиеся выполняют задание «Зачем нужны моря?»

Учитель: Хорошо. Я хочу обобщить то, что вы назвали, и выделить 4 вида деятельности Человека, которые мы рассмотрим подробнее. Первый будет называться «Освоение прибрежных территорий» и включать в себя любое преобразование людьми морских берегов. Например, строительство поселений, инфраструктуры для отдыха и развлечений, промышленных предприятий, портов.

Второй мы назовем «Добыча минеральных ресурсов». Мировой океан хранит в себе огромные запасы природных богатств: нефть, газ, различные металлы (в том числе золото) и другие минеральные ресурсы. Люди стремятся добраться до новых источников, ведь запасы многих ресурсов на суше уже почти исчерпаны.

Третий вид деятельности — рыболовство. Это тоже добыча ресурсов, но уже не минеральных, а биологических. Здесь мы рассмотрим растения и животных, которых человечество забирает из океана для обеспечения себя едой и лекарствами.

И четвертый пункт — «Судоходство». Сегодня до 90% грузов в мире перевозится морским транспортом, и, конечно, такой интенсивный трафик не проходит бесследно для водных просторов.

Еще 50 лет назад Жак-Ив Кусто говорил: «Надо пересмотреть наш взгляд на море. Людям оно представляется безбрежным, бездонным, неисчерпаемым и неуязвимым. Однако мы убедились, что океан отнюдь не безбрежен и далеко не всесилен против губительных влияний».

Учитель: Осваивая Мировой океан, важно помнить, что он служит не только потребностям человека, но и всей жизни на Земле.

Моря и океаны производят половину кислорода, которым дышат все живые существа на нашей планете, и поглощают треть производимого людьми углекислого газа. Голубой континент регулирует планетарный климат. Вода хранит и переносит тепло, благодаря чему жизнь на нашей планете есть во всех, даже самых холодных ее уголках. С поверхности океанов испаряется влага, которую ветер переносит в глубь материков, и она проливается дождем над лесами и полями, чтобы напоить их пресной водой.

Океан содержит огромное разнообразие форм жизни: начиная от микроскопических организмов, таких, как вирусы и бактерии, и заканчивая самым большим животным на Земле — голубым китом.

Мировой океан — огромная экосистема, в которой существование каждого отдельного организма прямо или косвенно зависит от других членов сообщества. Исчезновение одного вида животных или растений наносит ущерб всем остальным компонентам экосистемы. Поэтому столь важно не нарушать природный баланс жизни в океане. Разнообразие организмов обеспечивает устойчивость и безопасность системы, дает ей возможность справляться со многими бедствиями или адаптироваться (приспосабливаться) к ним. Здоровье океана гарантирует человеку полноценное функционирование планеты и ее способность обеспечивать нас теми благами, которые являются залогом нашего существования и процветания.

4. Формирование и закрепление полученного опыта, решение проблемы, применение знаний и умений

Сейчас я предлагаю вам стать исследовательскими командами и отправиться проведать Мировой океан, чтобы выяснить, что ему угрожает и делает его экосистему хрупкой и неустойчивой. Каждой группе нужно будет узнать подробности влияния деятельности человека на морскую жизнь и подготовить доклад о своих открытиях для других групп.

Учащиеся выполняют задание «Исследование угроз». Учитель демонстрирует слайды 7, 8 и 9 во время выступлений учащихся.

Учитель: Благодарю вас за ваши исследования. Вы открыли сегодня много нового. Мировой океан играет важную роль в жизни всех живых существ нашей планеты. Как бы далеко мы ни жили от морей и океанов, мы зависим от них и влияем на них тем, что мы в них отправляем и что из них забираем.

Как вы увидели, Мировой океан заслуживает нашего бережного отношения и нуждается в защите. Он изучен еще очень мало, а возникающих угроз для него становится все больше, поэтому нужны исследователи и изобретатели, готовые посвятить свою жизнь проникновению в тайны «голубого континента» и заботе о нем. Океан ждет новых исследователей, таких, как Жак-Ив Кусто, Огюст Пикар и другие, кого не пугают трудности, путешествия и приключения.

Как предотвратить попадание пластика и другого мусора в океан? Как спасти коралловые рифы? Какое топливо для морского транспорта будет самым безопасным? Как ловить рыбу, не истощая запасы? Эти и другие вопросы требуют поиска ответов от вас — будущих исследователей и романтиков. От вашей заинтересованности зависит благополучие Океана и жизнедеятельности человечества на нашей планете!

(Если остается время, учитель может предложить ребятам самим придумать и предложить темы для изобретений и исследований, которые кажутся им актуальными.)

Рефлексия

Если вы услышите в своем сердце зов океана, смело выбирайте одну из множества связанных с ним профессий. Океанолог, морской биолог, геолог, эколог, инженер. Путешествия, открытия и головоломки — обязательные спутники этих профессий. Да и любая другая профессия, от юриста до программиста или художника, может послужить делу защиты морей и их обитателей — в случае их сотрудничества с природоохранной организацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»

Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....

Экологические проблемы морей России

2017 год объявлен в России годом экологии. Экологические проблемы морей являются актуальными на сегодняшний день. Если их игнорировать, то ухудшится не только состояние вод Мирового океана, но и могут...

Открытый урок: « Моря России: угрозы и сохранение»

Открытый урок по географии в 5, 8 классах...

Проведение Всероссийского экологического урока " Сохранение редких видов животных"

Целью проведения экологического урока было привлечение учащихся к бережному отношению к природе. Для проведения урока у нас было много наглядности( карты, ролики,презентация, раздаточный материал для ...

Всероссийский экологический урок "Изменение климата в России"

Всероссийский экологический урок "Изменение климата в России" нацелен на знакомство школьников с современными знаниями в области изменения климата.Инициатор и органи...

Диплом За проведение экологического урока "Моря России: угрозы и сохранение"

Диплом За проведение экологического урока "Моря России: угрозы и сохранение"...

Всероссийский экологический субботник "Зелёная Россия-2022"

Отчёт о проведении всероссийского экологического субботника...