Конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по математике (5, 6 класс)

Александрова Алёна Сергеевна

Конспект к уроку в 5 классе по Виленкину, 6 классе по Дорофееву. Тип урока: изучение нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

  1. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.]. – 23-е изд., испр. – М. :Мнемозина, 2008. – 280 с. : ил.
  2. Программная тема: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

Тема данного урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». Это третий пункт программой теме. Данный урок является первым в системе уроков по данной теме.

  1. Тип урока: изучение нового материала.
  2. Цели урока:
  • Образовательная: Формирование системы знаний по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Задачи: создать условия для изучения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей;  

  • Развивающая: развитие наблюдения, сравнения, обобщения, конкретизации, логического мышления, памяти, внимания, математической речи.  

Задачи: создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, сравнения, обобщения, конкретизации; способствовать развитию математической речи; создать условия для развития внимательности при изучении нового материала, познавательного интереса;

  • Воспитательная воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Задачи: создать условия для проявления коммуникативности в работе, учить умению слушать другого, уважать мнение товарища; воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.

  1. Оборудование: презентация
  2. ЗУН, необходимые на уроке:
  • Уметь записывать смешанное число в виде десятичной дроби и наоборот;
  • Уметь складывать (вычитать) смешанные числа, натуральные числа;
  • Уметь сравнивать десятичные дроби;

ЗУН, формируемые на уроке:

  • Знать алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей;
  • Уметь складывать (вычитать) десятичные дроби;
  1. Средства обучения, использованные на уроке:
  1. Мультимедийный проектор;
  2. Мультимедийная доска;
  3. Учебник по математике.
  1. Методы обучения:
  1. Словесный метод;
  2. Синтез и анализ при решении задач.
  1. Пути активизации учебной деятельности:
  1. Создание эмоциональной атмосферы на уроке.
  2. Словесное поощрение.


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

(Предполагаемые ответы)

Формируемые УУД

Организационный момент (2 мин)

Создание благоприятной обстановки в классе

Приветствует учеников. Проверяет отсутствующих.

(Слайд1)

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».

Д. Пойа 

Как вы понимаете смысл этой фразы? Андрей?

Правильно.

А вы хотите побывать в роли исследователей?

Тогда сегодня мы как раз и попробуем это сделать.

Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готово к уроку.

Я думаю, что когда ты сам открываешь новое знание, то лучше ориентируешься в нем и лучше понимаешь его.

Да.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

Актуализация знаний, устная работа (15 мин)

Формулирование проблемы (темы и целей урока)

Актуализация опорных знаний и способов действий

Создание проблемной ситуации.

Но сначала повторим все, что необходимо знать настоящим первооткрывателям. 

(Слайд 2) Устно

1.Представьте в виде десятичной дроби числа:  

2. Представьте в виде смешанного числа:

2,634;  0,31;  1,3;  201,231.

3.Восстановите запись:

а) 3,_9 < 3,19;  

б)6,4_ _ = 6,4;  

в) 0,3_1 > 0,126 ;  

г)0,423 < 0,41_

Верно.

Как сложить два смешанных числа? Денис Скибинский?

4. Выполним №1205 (г, д, е) у доски. Андрей, затем Даша Соловьева и Лев по очереди.

Решим задачу (слайд 3) читай Вика

4. Задача  Один лист цветной бумаги стоит 2,37р, а другой 1,26р. Сколько стоят два листа бумаги? На сколько первый лист бумаги дороже второго?

Что требуется найти? Дима Понуровский?

Верно.

Какие действия мы должны произвести для решения этой задачи? Милана?

Умеем ли мы складывать и вычитать десятичные дроби?

Что нам предстоит сегодня выяснить? Влад?

Дима Якушин назови тему урока.

Абсолютно верно.

А теперь давайте сформулируем цель сегодняшнего урока. Лев

Запишите тему урока в тетрадь.

Выполняют

Сравнивают

3,09 < 3,19;      

6,400 = 6,4;      

0,3(0,1,2,…9)1 > 0,126 ;    неверное сравнение

          0,423> 0,41(0,1,2,…9)

При сложении (вычитании) чисел в смешанной записи целые части складывают (вычитают) отдельно, а дробные отдельно.

Г)

Д)

Е)

Найти общую стоимость и разницу в стоимости.

Сложить десятичные дроби, выполнить вычитание десятичных дробей.

Нет.

Нам предстоит выяснить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цель: Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

Записывают тему урока.

Структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать; развитие логического мышления, знание основных моральных норм.

Открытие нового знания.

Проблемная ситуация

Давайте попробуем решить задачу несколькими способами.

Кто догадался как?

Первый вариант пробует решать задачу первым способом, второй вариант вторым способом.

Итак, мы решили задачу двумя способами. И оба способа были не совсем быстрыми. Давайте подумаем, как как выполнить сложение и вычитание быстрее?

Наводящий вопрос: как мы обычно выполняем сложение и вычитание натуральных чисел?

Кто догадается, как выполнить сложение и вычитание в столбик?

Учащимся предлагается немного времени для размышлений.

Может кто-то желает попробовать предложить свою гипотезу на доске первую часть задачи один человек, вторую другой?

Задание выполнено верно.

Давайте проверим нашу гипотезу в решении других примеров:

а)2,35+4,18=6,53;

б)3,8+1,2=5;

в)7,16-6,1=1,06

г)3,15-1,21=1,94

На экране высвечивается еще один пример

в)0,76+42,389.

42,389

+0,760

43,149

Одинаковые ли ответы получились?

Давайте посмотрим, какой из них правильный. (На экране появляется слайд с правильным ответом).

Какое же решение было верным?

Кто понял, как записывать правильно и может озвучить правило?

Давайте сверим ваши предположения с учебником. Мысли верные. Итак, Денис, прочти алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей на доске.

Алгоритм выводится на слайде на доске.

 Алгоритм сложения десятичных дробей.

  1. -Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  2. -Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
  3. -Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую;
  4. -Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Этот алгоритм записан в учебнике на странице 191.

Предлагают свои версии

Предполагаемые ответы:

1) перевести десятичные дроби в смешанные числа, выполнить сложение и вычитание смешанных чисел, затем ответ перевести в десятичную дробь;

2)перевести рубли в копейки, сложить, вычесть и обратно перевести в рубли.

Представители каждого варианта (по желанию) записывают решение на доске.

1 вариант

1)2,37+1,26=2 + 1=3=3,63 (р.)

2) 2,37-1,26=2 - 1=1=1,11(р.)

Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей.

2 вариант

1)2,37р. +1,26р.=

=2р.37к.+1 р.26 к.=3р.63 к.

2) 2р.37к.-1 р.26 к.=1р.11 к.

Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей.

В столбик разряд под разрядом.

К доске выходят два ученика по желанию. Один из которых пробует выполнять сложение в столбик, другой - вычитание.

   2,37

+1,26                          _ 2,37      

   3,63                             1,26

                                        1,11

Учащиеся в парах решают примеры, фронтальная проверка.

Пробуют решить

Предлагают свои версии решения примера на доске 3 человека:

42,389

+   0,76

 42,465

   42,389

+0,76

  49,989

42,389

+0,76

43,149

Нет

Дети сравнивают свои ответы с экраном.

Последнее.

Предлагают свои варианты ответов.

Читают текст в учебнике.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, само регуляция.

Физкультминутка (1 мин)

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Один ученик выходит вперед класса и читает стихотворение. Дети имитируют стихотворение, выполняя движения.

Первичное применение нового знания

Решение упражнений по учебнику.

№1213(а,б,в,г)

№1214(а,б,г,е)

Решение задачи индивидуально

№1211.

Прочитайте задачу.

Сколько ткани пошло на пальто?

Сколько ткани пошло на костюм?

Что требуется узнать в задаче?

Решим задачу двумя способами.

Какое решение более удобно?

Желающие ученики решают их в столбик у доски с проговариванием алгоритма

№1213(а,б,в,г)

а)0,769+42,389=43,158       в)95,381+3,219=98,6

б)5,8+22,191=27,991           г)8,9021+0,68=9,5821

№1214(а,б,г,е)

а)9,4-7,3=2,1

б)16,78-5,48=11,3

г)11,1-2,8=8,3

е)6,6-5,99=0,61

3,2 м.

2,63 м.

Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе.

1 способ

3,2+2,63=5,83(м)

2 способ

3,2м=320 см

2,63 м=262 см

320+263=583(см)

Первое.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу.

Участие в коллективном обсуждении проблем.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Выполните действия и расшифруйте слово:

А   0,023+6,4=6,423

Б  14,16+31,12=45,28

П  15,6+4,7=20,3

Д  3,16+5,2=8,36

Е  35+2,73=37,73

О  23,4+5,37=28,77

20,3

28,77

45,28

37,73

8,36

6,423

20,3

28,77

45,28

37,73

8,36

6,423

п

о

б

е

д

а

Повторение и закрепление изученного ранее

№1251(работа в парах с последующей фронтальной проверкой)

а)

х=

х=

Ответ: х=

б)у -  

у=

у=

у=1

Ответ: у=1

в)

k=

k=

Ответ: k=

г)d+

d+

d=

d=

Ответ: d=

Итог урока. Рефлексия (3 мин)

Какие цели в начале урока мы поставили?

Достигнуты ли поставленные цели?

 Как складывают и вычитают десятичные дроби?

Самоанализ. Раздать карточки трех цветов.

Оценим свою деятельность на уроке как настоящие исследователи. Во время своих путешествий геологи измеряют высоту суши над уровнем моря. Давайте и мы измерим насколько высоко сегодня забрались.

Каким цветом в атласах по географии помечают горы? Денис Кучерявых?

Верно.

А каким цветом помечают равнины? Андрей?

Да, верно.

 Итак, подними коричневый - если ты был активным на уроке и все было понятно и интересно; подними желтый - если что-то мешало быть активным и что-то осталось непонятным; подними зеленый - в остальных случаях.

Подпишите имя и фамилию на выбранной карточке и сдайте на стол все карточки.

Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.

Формулируют алгоритм

Коричневым.

Зеленым.

Домашнее задание

№1255 (а,б,в)

№1256 (а-г),

№1257 или 1258 на выбор

Правила на стр. 191

Записывают домашнее задание. Определяют для себя вариантную часть.

№1255. А)

Б)

В)

№1256. А)

Б)

В)

Г)

№1257. 1)

2)98,4+8,6=107 см

3)98,4+107+83,6=289 см

Ответ: 289 см.

№1258. 1)9,35-2,89=6,46 м

Ответ: на 6,46 м.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.» Д. Пойа

Слайд 2

* Устно №1. Представьте числа в виде десятичной дроби: №2. Представьте в виде смешанного числа:

Слайд 3

*Устно №3. Восстановите запись: 3,_9 < 3,19; 6,4 _ _ = 6,4; 0,3_1 > 0,126 ; 0,423 < 0,41_

Слайд 4

Задача Один лист цветной бумаги стоит 2,37р, а другой 1,26р. Сколько стоят два листа бумаги? На сколько первый лист бумаги дороже второго?

Слайд 5

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Слайд 7

Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей: -Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; -Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой; -Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую; -Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Слайд 8

Физминутка Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали.

Слайд 9

* Самостоятельно: А 0,023+6,4= Б 14,16+31,12= П 15,6+4,7= Д 3,16+5,2= Е 35+2,73= О 23,4+5,37=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Урок-путешествие "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" составлен для учащихся пятых классов. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по зоопарку, которое сопровождается яркой и красо...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок позволяет, в игровой форме, повторить и закрепить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий, провести коррекцию знаний по теме "Сравнение деся...

Конспект + презентация урока математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Конспект открытого урока математики, проведенного в 9 «А» классе ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 8 VIII вида г. Ейскана тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»27.02.2013 г.Учитель : В...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема урока: "Сложение и вычитание десятичных дробей"Предмет:  математика.Класс: 5.Автор урока: Пестрикова Наталья Григорьевна, учитель математики и информатики.Образовательное учреждение: Г...

План- конспект по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

План- конспект составлен на курсах повышения квалификации.Проверен методистом....

урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Здесь представлен открытый урок по математике  с презентацией "Сложение и вычитание десятичных дробей"...