Урок по теме "Формула пути" для учащихся 5 класса
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок по теме "Формула пути" для учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchna_urok_formula_puti.docx | 344.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Формула пути». 5 класс. Учитель математики: Щекина Н.А.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели:
- Предметные: разъяснить учащимся, что такое формула, формула пути; научить решать задачи, используя формулу пути и её производные.
- Личностные: формироватьответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в окружающей жизни; умение моделировать реальные ситуации на язык математики;точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, интерпретировать полученный результат; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания и включение в деловой режим.
Лабиринт вопросов трудных
Разгадать помогут нам
Наши знанья и уменья
Со смекалкой пополам
2. Постановка цели и задач урока.
№1.Разгадайте ребус:
-Ребята, а вы слышали это слово? Знаете, что оно означает? (Ответы учащихся)
- «У математиков существует язык – это формулы» - это слова женщины-математика Софьи Ковалевской.
-Что такое формула? Какие вы знаете формулы? (ответы учащихся)
(Формула это запись какого-нибудь правила с помощью букв;
Формула периметра прямоугольника Р= а+а+в+в, Р=2а+2в;
Формула периметра квадрата Р=4а.)
-В математике существует ещё много формул. Об одной из них мы узнаем сегодня на уроке и научимся решать задачи с её помощью.
3. Актуализация знаний
№2. Решите задачи устно (слайды презентации):
- Пчела летит со скоростью 35 км/ч. Какое расстояние пролетит пчела в поисках нектара за 2 часа?
- Волк решил проведать собаку в деревне. Скорость волка 20 км/ч. Какое расстояние следует пробежать волку до встречи за 2 часа?
- В Антарктиде живут удивительные животные- пингвины. Летать они не умеют, но очень быстро передвигаются под водой со скоростью 8м/с. Какое расстояние проплывет пингвин за 5с?
- Самая маленькая птичка на земле - колибри. Несмотря на маленькие размеры колибри способны пролетать Мексиканский залив за 20 часов без остановки со скоростью 40км/ч. Какое расстояние без остановки способна пролетать колибри?
3. Изучение нового материала
-С какими величинами мы решали задачи?
-Вспомните, как найти расстояние, если известны скорость и время (Ответы учащихся).
-Это правило вы знаете из курса начальной школы, а сегодня на уроке мы запишем это правило в виде формулы, ведь формула – это правило, записанное с помощью букв.
-Расстояние, путь в математике обозначают буквой s, скорость – буквой v, а время движения – буквой t.
-Попробуйте записать это правило, о котором мы говорили с помощью букв. s=v∙t.
-Сформулируйте, что мы записали этой формулой (Правило, по которому находится расстояние, путь)
-Это равенство, это правило в математике называется формулой пути. Откройте учебник на стр. 64 и проверьте правильность нашей формулы.
-Запишите число и тему урока: «Формула пути».
-Используя формулы удобно решать различные задачи. Среди множества задач, которые приходится решать, нередко встречаются задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, машины, поезда, самолёты и т.д. Неважно, кто или что движется, ведь план решения от этого не зависит. И сегодня мы будем заниматься задачами на движение.
-Итак, как найти пройденный путь, если известны скорость и время движения? (Ответы учащихся)
На доске и в тетрадях сделать записи: s – путь, v – скорость, t – время
путь = скорость × время s = v ∙ t - формула пути
№3. Решите устно задачи (работа в парах) (слайды презентации). Решают задачи, проговаривая правила и записывая формулы.
- Какую формулу нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Задача. Машина едет со скоростью 90 км/ч. Какое расстояние она проедет за 3 часа?
Таким образом, чтобы найти пройденное расстояние, надо скорость движения умножить на время движения.
Исходя из решения нашей задачи, запишем формулу пути, подставляя вместо чисел буквы: s = v ∙ t
- Какую формулу нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Задача. Кошка пробегает расстояние 300 см за 5 секунд. С какой скоростью бежит кошка?
Таким образом, чтобы найти скорость движения, надо пройденное расстояние разделить на время движения.
Исходя из решения задачи, давайте с помощью букв запишем формулу скорости:v = s : t.
- Какую формулу нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Задача. Самолёт пролетел расстояние 5000 км со скоростью 200 км/мин. За какое время самолёт пролетел это расстояние?
Таким образом, чтобы найти время движения, надо пройденное расстояние разделить на скорость движения.
Используя буквы это правило можно записать так: t = s: v.
-Сейчас на уроке мы с вами решали задачи на движение, используя при этом формулу пути.
Работая в парах, получают следующие формулы (слайды презентации):
путь = скорость × время s = v ∙ t
скорость = путь : время v = s : t
время = путь : скорость t = s: v
-Правило, записанное на математическом языке – это формула. Формулы применяют в алгебре, геометрии, физике, биологии, химии.… Без формул не может обойтись ни одна наука.
4. Первичное закрепление нового материала. Работа в парах.
-Ребята, помогите своему другу-однокласснику Ивану Петрову. Поможете? («Да» - ответы детей)
№ 1. У Ивана на уроке очень сильно заболела голова. Что нужно ему сделать?
(«Сказать учителю», «классному руководителю», «сходить в ФАП(фельдшерско-акушерский пункт)»,«к фельдшеру» - ответы детей)
-Всё это ребята правильно, молодцы! Но классный руководитель решил отправить кого-то из вас в качестве сопровождающего. Узнайте, кто из вас быстрее доведет больного Ивана Петрова до ФАПа.
Я даю таблицу с вашими данными. Помните, я вас спрашивала – какое расстояние от вашего дома до школы? Сколько времени вы тратите на дорогу? Используя эти данные, узнайте скорость каждого ученика 5 класса и выясните, кто же быстрее доведет Ивана.
Имя ученика | Расстояние от дома до школы, s | Время, затраченное на дорогу, t | Скорость ученика, v |
Настя | 300 м | 10 минут | |
Алёна | 1000 м | 8 минут | |
Аня | 51 м | 3 минуты | |
Максим | 500 м | 5 минут |
скорость = путь : время v = s : t
(Алёна – 125 м/мин).
№2. В ФАПе фельдшера не оказалось (она уехала получать лекарства в город Кольчугино) и необходимо было доставить больного Ивана Петрова к детскому врачу в поселок Бавлены. Рейсового автобуса ждать очень долго, а у Ивана очень болит голова. Чей папа сможет быстрей приехать с работы и довезти Ивана до ближайшего детского врача, до поселка Бавлены, если он будет ехать со скоростью 60 км/ч = 1000 м/мин. Используя данные таблицы, определите чей папа поможет нашему больному. Но сначала, ребята, переведите расстояние из километров в метры.
Имя ученика | Расстояние от работы до дома, s | Скорость, v | Времядвижения, t |
Настя | 150 км | 1000 м/мин | |
Алёна | 1 км | 1000 м/мин | |
Аня | 2 км | 1000 м/мин |
время = путь : скорость t = s: v
(Алёна – 1 минута).
№3. Детский врач, Ирина Викторовна, осмотрела больного Ивана и направила его в детскую больницу, в город Кольчугино. Папу Алёны срочно вызвали на работу, и ребятам пришлось добираться до детской больницы на рейсовом автобусе. Узнайте, какое расстояние Алёна и Ваня проедут на автобусе, если известно, что скорость автобуса 45 км/ч = 750 м/мин и до города Кольчугино автобус едет 30 минут.
Скорость автобуса, v | Время движения, t | Расстояние, s |
750 м/мин | 30 мин |
путь = скорость × время s = v ∙ t
( s=750х30=22 500(м), 22 500 м = 22 км 500 м)
№4. Компьютерное тестирование (индивидуальное задание). Задание 45. Формула пути. Контроль знаний. Количество заданий – 5. Система оценивания – 5 баллов. (ДИСК. Учебное интерактивное пособие к учебнику «Математика. 5 класс» авторов Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда. Программа TUTOR, «ИМЦ Арсенал образования», 2013.)
-Итак, Алёна благополучно доставила больного Ивана Петрова в детскую больницу, где ему оказали помощь и за ребятами приехал Алёнин папа и все вместе они добрались до дома.
ВЫВОД:
Общее время, которое затрачено на оказание помощи больному Ивану Петрову составило более 30 минут. А если бы у мальчика случился перелом или сотрясение…
Что нужно сделать, чтобы медицинская помощь детям в школе и жителям нашего села оказывалась быстрее? (Ответы учащихся).
- Открыть в школе медицинский кабинет.
- Привлечь специалистов в Большекузьминский ФАП (педиатра).
- Увеличить количество автобусных рейсов город Кольчугино – село Большое Кузьминское.
Дорогие ребята, сейчас ваша главная задача – это учёба, а в дальнейшем…
Кто-то из вас станет учителем или детским врачом, поваром или дояркой, водителем автобуса или работником торговли, предпринимателем… Не забывайте родное село, помогайте ему расти и развиваться, любите свой родной край… И не забывайте наши «сегодняшние» проблемы.
5. Итоги урока. Рефлексия
- Какое новое знание вы сегодня приобрели на уроке?(Ответы учащихся)
-Правильно, сегодня мы с вами говорили о формулах и активно использовали формулу пути.
- А что же такое формула?(Ответы учащихся)
-Расскажите правила и запишите формулы, по которым нам предстоит работать, если нам встретятся задачи на движение.
-Определите, что необходимо повторить для успешного выполнения данных задач (на следующий урок намечается выполнение самостоятельной работы по данной теме).
-Оцените своё настроение смайликом и оцените свою работу на уроке одним из предложений«(я узнал...»,«мне понравилось…», « у меня не получилось…» и т.д.).
6. Информация о домашнем задании.
§ 9. № 248, 250. Прочитать текст на стр.68-69 - «Язык, понятный всем» (из цикла – «Когда сделаны уроки»).
7. Дополнительное задание.
Устно – Математический тренажёр.5 кл. В.И.Жохов, В.Н.Погодин.
№16 стр.16. Используя формулу пути, найдите неизвестную величину.
Литература:
- Учебник - Математика: 5 класс/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
- Буцко Е.В. Математика: 5 класс: методическое пособие/Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский и др. – М.: Вентана-Граф, 2016.
- Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
- Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажёр: 5 класс: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2007.
- ДИСК. Видеоуроки. Математика. 5 класс. ООО «КОМПЭДУ», 2014.
- ДИСК. Учебное интерактивное пособие к учебнику «Математика. 5 класс» авторов Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда. Программа TUTOR, «ИМЦ Арсенал образования», 2013.
- Интернет-ресурсы:https://infourok.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....
План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Section 3. Is it easy to live apart from the family?
Конспект урока:УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классовпод редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой. Unit 1. Families and friends: are we happy together?Section 3. Is it easy to live apart f...
План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Section 3. Is it easy to live apart from the family?
План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Secti...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе
Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...
Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса Тема урока: «Выбор и обоснование проекта».
Обоснование выбора темы проекта. Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Работа в группах...