Открытый урок по математике на тему "Обыкновенные дроби", 5 класс
презентация к уроку по математике (5 класс)

Сарыглар Айслу Владимировна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obyknovennye_drobi.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

САРЫГЛАР АЙСЛУ ВЛАДИМИРОВНА

Урок математики в 5 классе.  

Тема: Доли. Обыкновенные дроби.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока: 

  • Образовательная цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;  понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;  уметь записывать дроби,  научить правильно читать.
  • Развивающая цель: учить анализировать – устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать; обобщать; выдвигать гипотезы;
  • Воспитательная цель:  воспитать добросовестность, ответственность, дисциплинированность, работоспособность, формировать умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь; воспитать культуру математической  речи.

Формы организации учебной деятельности:

  • коллективная работа;
  • индивидуальная;
  • работа в парах.

Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • частично-поисковый

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • презентация «Доли. Обыкновенные дроби»
  • плакаты

Ход урока

  1. Организационный этап

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

  • О чем говорят рассмотренные иллюстрации?

(Мир - это единая целостная система.)

  • Однако, в нашей жизни мы пользуемся не только целыми величинами, но и дробными.
  • например:

1) территория РФ 1/7 от территории Земли

2) ¼ часть запаса древесины находится в РФ

3) наш класс составляют 1/4 от всех 5 классов

Главный вопрос урока:

Можем ли мы обойтись без деления на части?

Гипотезы: -да; - нет

II. Изучение нового материала

1.Деление целого на доли

Частично-поисковый метод

Учитель показывает детям апельсины и задает вопрос.

 - Апельсинов у нас три, а нас в классе 21 человек. Как сделать так, чтобы апельсин достался каждому? (Апельсин нужно разделить.)

 - Сколько апельсина получит каждый из вас? (Каждый получит дольку апельсина.)

 - Вот эта долька и называется дробью.

  • Итак, кто догадал тему нашего урока: «Доли и дроби».
  • Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?

Аналитическая беседа:

  • в каком случае получили доли?
  • почему?

Вывод: доли образуется при деление целого на равные части.

Исторические сведения:

В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».

Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.

2. Что такое дробь.

Частично-поисковый метод

- ДРОБЬ – одна или несколько равных долей.

Дробь записывают двумя натуральными числами, которые разделены чертой.

1 – числитель дроби

7 – знаменатель дроби

- Что показывает знаменатель 7? (на сколько долей делят целое)

- Что показывает числитель 1? (сколько таких долей взяли)

При чтении дробей надо помнить:

        числитель дроби – количественное числительное женского рода, отвечает на вопрос СКОЛЬКО?         (одна, две, восемь и т.д.),

        знаменатель – порядковое числительное, отвечает на вопрос КАКАЯ или КАКИХ?

    (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)

        Например:             - одна пятая;               - две шестых.

                   

- Например: https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_565193e9e01bd/konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-obyknoviennyie-drobi-5-klass_3.png - одна пятая; https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_565193e9e01bd/konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-obyknoviennyie-drobi-5-klass_4.png - две шестых; https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_565193e9e01bd/konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-obyknoviennyie-drobi-5-klass_5.png- семь десятых; https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_565193e9e01bd/konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-obyknoviennyie-drobi-5-klass_6.png- восемьдесят три сто пятьдесят вторых.

III. Первичное усвоение новых знаний.

Задача 1

- вода занимает 2/3 поверхности Земли, поэтому Землю называют голубой планетой.

-что на Земле занимает больше места суша или вода? почему?

-какую часть планеты занимает суша?

- сколько всего частей вместе занимает суша и вода?

-

Задача 2

-учимся правильно читать дроби

, , , , , ,

Задача 3

- запишите в виде дроби

а) три шестых;

б) одна треть ;

в) половина;

г) три четверти;

д) семь десятых;

е) одиннадцать сотых;

ж) одиннадцать сорок восьмых.

Задача 3

- с. 141 №890

- Прочитайте задачу.

- Сколько граммов купили дыню?

- Какую часть дыни отрезали Ване?

- Как вы это понимаете? (Целое разделили на 5 равных частей и взяли одну часть.)

 - Где же целое? (Дыня с массой 2 кг 400 гр)

 - Что нужно сделать перед решением задачи (Перевести килограмм в граммы)

 - Какую часть дыни отрезали Маше?

IV. Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

V. Закрепление изученного материала

 - К нам в гости пришли знаменитые сыщики Шерлок Холмс и его помощник доктор Ватсон. (слайд 1)

 - Ребята, знаете, они пришли к нам за помощью, чтобы мы помогли раскрыть одно дело. Чтобы наша работа стала эффективной, давайте создадим детективное агентство «Обыкдробь».(слайд 2).

- Кто догадался, откуда название агентства?

- Первое задание нашего агентства – раскрытие преступления. (слайд 3).

- Какое слово здесь спрятано? (Похищена). (слайд 4)

- Для того, чтобы узнать что похищена давайте заполним таблицу. И так, что похищено? (Статуя Венеры) (слайд 5).

- А теперь выполним второе задание – составим фоторобот преступника. (слайд 6).

Форма глаз: Запишите в виде обыкновенной дроби: одиннадцать сто сорок пятых ()

- Форма носа можем найти читая дробь:

- Форму губ, находим отвечая на вопрос:

Какая часть фигуры закрашена?

- Форма глаз, носа, губ мы составили. А что еще осталось, чтобы выявить фоторобот? (Уши). Для этого нам надо разделиться на 3 группы, чтоб быстрее посчитать. Первая группа решает под буквой а), вторая группа под б), третья группа решает пример под в) и находим ответ 50 см (в)

- Вот мы составили фоторобот. Шерлок Холмс и доктор Ватсон благодарны за вашу помощь.

- Откуда вы знаете Шерлока Холмса? (из фильма)

 - Какой год считается годом российского кино?  

(2016 год)

-  Официальной датой рождения кино в России считается 15 октября 1908 года: в этот день на экраны вышел фильм «Понизовая вольница». «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» - первая часть советской серии телефильмов по мотивам рассказов Артура Конана Дойля о Шерлоке Холмсе, которая вышла на экраны в 1980 году.

VI. Рефлексия

Притча.

Шел мудрец, а я навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу.» А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

- Что такое доли? (Равные части целого)

- Что такое дроби? ( числа, выражающие части целого)

-Что обозначает знаменатель?

- Что обозначает числитель?

VII. Подведение урока. Домашнее задание.

Постановка оценок. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  1. Прочитать п 23.
  2. Решить № 925, 927.
  3. Творческая работа по группам (по желанию): составить сказку про обыкновенных дробей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс

Вашему вниманию предлагаю конспект урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова с презентацией....

Открытый урок по математике "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Открытый урок по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" для сильных учеников. Отработка навыков устного счета с использованием интерактивной доски . Автор Шишигина Ю.В....

Открытый урок по математике в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби"

Открытый урок по математике в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби"...

Конспект открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей"

        Тема: «Умножение дробей».           Базовый учебник:  Математика 6 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. - Мнемозина,...

Открытый урок по математике "Сравнение обыкновенных дробей"

Данный урок первый по этой теме в 5 классе....