Открытый урок по математике на тему "Обыкновенные дроби", 5 класс
презентация к уроку по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
САРЫГЛАР АЙСЛУ ВЛАДИМИРОВНА
Урок математики в 5 классе.
Тема: Доли. Обыкновенные дроби.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
- Образовательная цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби, научить правильно читать.
- Развивающая цель: учить анализировать – устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать; обобщать; выдвигать гипотезы;
- Воспитательная цель: воспитать добросовестность, ответственность, дисциплинированность, работоспособность, формировать умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь; воспитать культуру математической речи.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная работа;
- индивидуальная;
- работа в парах.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- частично-поисковый
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- презентация «Доли. Обыкновенные дроби»
- плакаты
Ход урока
- Организационный этап
Постановка учебной задачи
Создание проблемной ситуации
- О чем говорят рассмотренные иллюстрации?
(Мир - это единая целостная система.)
- Однако, в нашей жизни мы пользуемся не только целыми величинами, но и дробными.
- например:
1) территория РФ 1/7 от территории Земли
2) ¼ часть запаса древесины находится в РФ
3) наш класс составляют 1/4 от всех 5 классов
Главный вопрос урока:
Можем ли мы обойтись без деления на части?
Гипотезы: -да; - нет
II. Изучение нового материала
1.Деление целого на доли
Частично-поисковый метод
Учитель показывает детям апельсины и задает вопрос.
- Апельсинов у нас три, а нас в классе 21 человек. Как сделать так, чтобы апельсин достался каждому? (Апельсин нужно разделить.)
- Сколько апельсина получит каждый из вас? (Каждый получит дольку апельсина.)
- Вот эта долька и называется дробью.
- Итак, кто догадал тему нашего урока: «Доли и дроби».
- Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?
Аналитическая беседа:
- в каком случае получили доли?
- почему?
Вывод: доли образуется при деление целого на равные части.
Исторические сведения:
В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».
Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.
2. Что такое дробь.
Частично-поисковый метод
- ДРОБЬ – одна или несколько равных долей.
Дробь записывают двумя натуральными числами, которые разделены чертой.
1 – числитель дроби
7 – знаменатель дроби
- Что показывает знаменатель 7? (на сколько долей делят целое)
- Что показывает числитель 1? (сколько таких долей взяли)
При чтении дробей надо помнить:
числитель дроби – количественное числительное женского рода, отвечает на вопрос СКОЛЬКО? (одна, две, восемь и т.д.),
знаменатель – порядковое числительное, отвечает на вопрос КАКАЯ или КАКИХ?
(седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Например: - одна пятая; - две шестых.
- Например: - одна пятая; - две шестых; - семь десятых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых.
III. Первичное усвоение новых знаний.
Задача 1
- вода занимает 2/3 поверхности Земли, поэтому Землю называют голубой планетой.
-что на Земле занимает больше места суша или вода? почему?
-какую часть планеты занимает суша?
- сколько всего частей вместе занимает суша и вода?
-
Задача 2
-учимся правильно читать дроби
, , , , , ,
Задача 3
- запишите в виде дроби
а) три шестых;
б) одна треть ;
в) половина;
г) три четверти;
д) семь десятых;
е) одиннадцать сотых;
ж) одиннадцать сорок восьмых.
Задача 3
- с. 141 №890
- Прочитайте задачу.
- Сколько граммов купили дыню?
- Какую часть дыни отрезали Ване?
- Как вы это понимаете? (Целое разделили на 5 равных частей и взяли одну часть.)
- Где же целое? (Дыня с массой 2 кг 400 гр)
- Что нужно сделать перед решением задачи (Перевести килограмм в граммы)
- Какую часть дыни отрезали Маше?
IV. Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
V. Закрепление изученного материала
- К нам в гости пришли знаменитые сыщики Шерлок Холмс и его помощник доктор Ватсон. (слайд 1)
- Ребята, знаете, они пришли к нам за помощью, чтобы мы помогли раскрыть одно дело. Чтобы наша работа стала эффективной, давайте создадим детективное агентство «Обыкдробь».(слайд 2).
- Кто догадался, откуда название агентства?
- Первое задание нашего агентства – раскрытие преступления. (слайд 3).
- Какое слово здесь спрятано? (Похищена). (слайд 4)
- Для того, чтобы узнать что похищена давайте заполним таблицу. И так, что похищено? (Статуя Венеры) (слайд 5).
- А теперь выполним второе задание – составим фоторобот преступника. (слайд 6).
Форма глаз: Запишите в виде обыкновенной дроби: одиннадцать сто сорок пятых ()
- Форма носа можем найти читая дробь:
- Форму губ, находим отвечая на вопрос:
Какая часть фигуры закрашена?
- Форма глаз, носа, губ мы составили. А что еще осталось, чтобы выявить фоторобот? (Уши). Для этого нам надо разделиться на 3 группы, чтоб быстрее посчитать. Первая группа решает под буквой а), вторая группа под б), третья группа решает пример под в) и находим ответ 50 см (в)
- Вот мы составили фоторобот. Шерлок Холмс и доктор Ватсон благодарны за вашу помощь.
- Откуда вы знаете Шерлока Холмса? (из фильма)
- Какой год считается годом российского кино?
(2016 год)
- Официальной датой рождения кино в России считается 15 октября 1908 года: в этот день на экраны вышел фильм «Понизовая вольница». «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» - первая часть советской серии телефильмов по мотивам рассказов Артура Конана Дойля о Шерлоке Холмсе, которая вышла на экраны в 1980 году.
VI. Рефлексия
Притча.
Шел мудрец, а я навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу.» А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал как первый человек?
- Кто работал добросовестно?
- Кто принимал участие в строительстве храма?
- Что такое доли? (Равные части целого)
- Что такое дроби? ( числа, выражающие части целого)
-Что обозначает знаменатель?
- Что обозначает числитель?
VII. Подведение урока. Домашнее задание.
Постановка оценок. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Прочитать п 23.
- Решить № 925, 927.
- Творческая работа по группам (по желанию): составить сказку про обыкновенных дробей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс
Вашему вниманию предлагаю конспект урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова с презентацией....
Открытый урок по математике "Доли. Обыкновенные дроби"
Урок-путешествие...
Открытый урок по математике "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Открытый урок по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" для сильных учеников. Отработка навыков устного счета с использованием интерактивной доски . Автор Шишигина Ю.В....
Открытый урок по математике "Умножение десятичных дробей на натуральное число"
Урок усвоения знаний и УУД...
Открытый урок по математике в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби"
Открытый урок по математике в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби"...
Конспект открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей"
Тема: «Умножение дробей». Базовый учебник: Математика 6 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. - Мнемозина,...
Открытый урок по математике "Сравнение обыкновенных дробей"
Данный урок первый по этой теме в 5 классе....