Открытый урок по математике "Умножение десятичных дробей на натуральное число"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Гущинская ООШ»
Открытый урок по математике
«Умножение десятичных дробей на натуральное число»
5 класс
Учитель: Черемисина Лариса
Викторовна
2013 год
Тема урока: «Умножение десятичных дробей на натуральное число»
Тип урока: урок усвоения новых знаний и УУД.
Форма урока: коллективная (традиционный урок).
Цель урока:
- образовательные:
Формирование умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствование умений при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.
Способствование развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- воспитательные:
Воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- развивающие:
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Результаты деятельности урока.
Предметные
Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы:
проблемный, словесный, наглядный.
Оборудование урока:
Доска, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочая тетрадь, физкультминутка.
Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с..
Технологическая карта урока
Тема урока : «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» (5 класс, математика)
Этап урока | Время | Смысловой блок(содержание) | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия ученика (ов) | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
1.Организационный этап | 1-2 | Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Приобретать знания – храбрость Приумножать их – мудрость А умело их применять великое искусство. Мы с вами сегодня на уроке покажем наше искусство применять знания . Улыбнемся друг другу и пожелаем себе на уроке удачи. А девиз нашего сегодняшнего урока: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»! | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу. | Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. В паре улыбаются друг другу. | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, | . Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | 7 |
32,34; 57; 168; 19; 3,68; 0,125; 538; 47,1; 0,06; 77 . Разбейте их на 2 группы I - натуральные числа; II – десятичные дроби. 2) Восстановите цепочку: (Презентация Слайд 1) | Подводит обучающихся к постановке цели и темы урока. | 1) I - натуральные числа: 57; 168; 19; 538; 77 . II – десятичные дроби. 32,34; 3,68; 0,125; 47,1; 0,06; 2) 3 · 5 = 15; 15 · 3 = 45; 45 · 2 = 90; 90 · 3 = 270; 270 · 2= 540; 540 : 5 = 108. | Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. | Регулятивные УУД :Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую . Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме . |
3.Целеполагание и мотивация | – Обратите внимание, какое действие наиболее часто встречается в цепочке? - Как вы думаете какая тема нашего урока? -Какие числа кроме десятичных дробей мы вспоминали в начале урока? Поэтому тема нашего урока не просто «Умножение десятичных дробей», а «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» - Запишите в тетрадь дату и тему урока. -Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? | Обеспечивает мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока | -Умножение. -Умножение десятичных дробей. -Натуральные. В тетрадь ученики записывают дату и тему урока. - Изучить правила умножения десятичных дробей на натуральные числа. | Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. . | |
4.Первичное усвоение новых знаний и способов усвоения | Даётся задание обеим группам: необходимо найти периметр квадрата со стороной 1,27 дм (зелёный квадрат) – 1 группа, 3,6дм (жёлтый квадрат)– 2 группа Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске. 1,27 + 1,27 + 1,27 +1,27= 5,08 (дм); 3,6 + 3,6 + 3,6 + 3,6 = 14,4 (дм) А как по-другому можно было найти тот же периметр? Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте) 127 · 4 =508; 36 · 4 = 144. Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните. | Перед знакомством с новым материалом детей разделить на 2 группы (дети вытягивают жетоны двух цветов (зелёного и жёлтого) или по вариантам. Ставится проблемная ситуация. | - Найти сумму длин сторон. В тетрадях: 1,27 + 1,27 + 1,27 = 1,27 = 5,08 (дм); 3,6 + 3,6 + 3,6 + 3,6 = 14,4 (дм) -Умножить длину стороны квадрата на 4 В тетрадях: 127 · 4 = 508; 36 · 4 = 144. -Отличаются только запятой. Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби. | Наблюдение, проблемная ситуация работа с текстом (сравнение). | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | |
5.Первичное закрепление | 7 | . № 55; №1 (Презентация СЛАЙД 2). Задание выполняется в тетради , проверяя и проговаривая устно цепочкой. Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306 ( а,б,в); 1307. | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, | Выполняют задание самостоятельно в тетради : 1) №55; № 1, самопроверка, проговаривая устно цепочкой; 2) упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306( а,б,в); 1307. | Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
6. Релаксация (физминутка). | 2 | Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. Стали мы теперь бодрее, Будем думать мы быстрее. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать. | |||
7. Организация первичного контроля | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Презентация (Слайд 3) Рубрика «Это интересно» (Слайд) | Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | Выполняют самостоятельную работу. Затем работа в парах. Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону ( Слайд 3) Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки. Выполняют умножение и отвечают на вопрос | Самостоятельная работа, рефлексия, работа в группах, взаимоконтроль. | Регулятивные УУД : Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | |
8. Подведение итогов урока. | - Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли цели ? Почему ? | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Фиксирование нового содержания. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | |
9. Информация о домашнем задании | Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.204; На «5»: № 1330; 1331; 1332 На «4»: № 1330; 1331 На «3»: № 133 | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. . | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | Беседа в ходе фронтальной работы. | ||
10. Рефлексия | А сейчас оцените свою работу на уроке. На столах кружочки красного, желтого и зеленого цветов. Что они вам напоминают? Ваша задача поднять тот кружочек, который соответствует вашему ответу на мои вопросы - Могу выполнять умножение самостоятельно ( зеленый кружочек) - Нужна помощь ( желтый кружочек) - Совсем не могу выполнить умножение на натуральное число ( красный кружочек) – Какую цель вы поставили в начале урока? – Вы достигли цели урока? − Что вы использовали для достижения цели? – Что интересного вы заметили при умножении десятичных дробей на натуральное число? – Проанализируйте результат своей работы. | Организует рефлексию. | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Рефлексия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
Р- ?
Р - ?
1,27 дм 3,6 дм
рубрика «Это интересно»: В старину на Руси каждая монета имела своё название:
3 коп.- алтын; 5 коп. – пятак; 10 коп. – гривенник; 20 коп. – двугривенный;
25 коп. – четвертак; 15 коп. – пятиалтынный; 50 коп. – полтинник.
А вы знаете, что были монеты меньше одной копейки: одна вторая копейки – грош, а как называли одну четвёртую копейки?
Задание: Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово.
- 0,6 · 7 = 4.2 П
- 5,2 · 2 0= 104 О
- 5 · 1,6 = 8 Л
- 0,07 · 8 = 0,56 У
- 58,6 · 14 = 820,4 Ш
- 73 · 0, 03 = 2,19 К
- 3 · 0,06 = 0,18 А
0,56 | 0,18 | 4,2 | 8 | 104 | 820,4 | 2,19 |
У | А | П | Л | О | Ш | К |
№1. Вычислите:
А) 1,6 × 3 = Е) 15,2 × 3 =
Б) 0,24 × 2 = Ж) 0,25 × 8 =
В) 3 × 0,5 = З) 0,23 × 4 =
Г) 2,5 × 4 = И) 3,2 × 5 =
Д) 0,02 × 5 = К) 0,02 × 77 =
СЛАЙД 3.
Самостоятельная работа.
____І___вариант_______________
1) Выполните действия:
а) 8,353 × 7 =
б) 62,32 × 9 =
в) 0,0005 × 54 =
г) (65,51 – 8,367) × 27 =
ІІ___вариант _______________
1) Выполните действия:
а) 5,249 × 9 =
б) 27,43 × 7 =
в) 0,007 × 63 =
г) (45,67 – 5,085) × 23 =
Решение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа.
__І___вариант_______________
1) Выполните действия:
а) 8,353 × 7 = 58,471;
б) 62,32 × 9 = 560,88;
в) 0,0005 × 54 = 0,027;
г) (65,51 – 8,367) × 27 = 1542,861
_____ ІІ___вариант ___________
1) Выполните действия:
а) 5,249 × 9 = 47,241
б) 27,43 × 7 = 192,01
в) 0,007 × 63 = 0,441
г) (45,67 – 5,085) × 23 = 933,455
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок поматематике "Деление десятичной дроби на натуральное число".
Урок по математике в 6 классе на тему:"Деление десятичной дроби на натуральное число". Урок подходит для учителей, работающих по УМК ДорофееваГ.В, Шарыгина И.Ф. и др. Урок сопровождается презентацией,...
Технологическая карта урока математики "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе...
Открытый урок по математике "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Открытый урок по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" для сильных учеников. Отработка навыков устного счета с использованием интерактивной доски . Автор Шишигина Ю.В....
Открытый урок по математике на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число"
Открытый урок по математике на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число", в рамках ФГОС...
Открытый урок в 5 классе "Умножение десятичной дроби на натуральное число"
Урок для закрепления навыков умножения десятичной дроби на натуральное число.Развитие познавательной активности. Расширение знаний об окружающем мире....
Открытый урок по математике в 5б классе по теме: «Деление десятичных дробей на натуральные числа».
Разработка открытого урока...
Открытый урок в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральное число"
Урок проводится с использовнием презентации. Присутствует межпредметная связь. Назначение урока - ознакомить учащихся с правилами умножения десятичных дробей на натуральное число и умножение десятичны...