"Пайка" хлеба блокадного Ленинграда. Урок математики 6 класс
методическая разработка по математике (6 класс)

Бортникова Татьяна Александровна

Урок математики в 6 классе.  Раскрываются события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг о Блокаде Ленинграда раскрываются по ходу решения математических задач . Во время урока использовались кадры  документальной хроники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Аладьинская  школа»  МО - Чучковский район Рязанской области

 

Подготовила и провела

учитель физики и  математики

Бортникова Т.А.

2017 г.

Тема урока: «Доли и дроби. «Пайка» хлеба блокадного Ленинграда»

Цель: закрепление понятия доли и дроби.

Задачи: способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа;

воспитывать патриотизм на примере героического прошлого народа;

 формировать бережное отношение к хлебу.

Оформление: эпиграф урока «Хлеб - всей жизни голова». Диск «От Кремля до Рейхстага» (эпизод , посвященный героизму жителей города на Ниве) иллюстрации о войне,  хлеб; музыка «Аве Мария».

Ход урока.

1. Устный счет.

1) Задача. Когда вы приходите после школы домой, самое приятное, что ждет вас дома?

- Это запах готовящийся пищи, запах свежего хлеба.

 -  Если мама на ужин испекла вкусный пирог, какая твоя, доля пирога?

Ответы детей.

2) Вычислите устно:        Найдите  ½       от 54 дней,  от 140 лет,   от 1800 ночей?

2.   Основной материал урока

    18 января 2017 года, исполнилось 75 лет со дня прорыва блокады города – героя-Ленинграда, которая продолжалась около  900 (864 дня) дней и ночей.

- Просмотр видео-материала.

В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Предполагавший город взять с разбега.

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь враг: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Зимой 1942 года норма хлеба стала низкой и ничтожно малой: рабочие получали лишь по 1/4кг, а служащие, иждивенцы и дети - по  1/8кг.   Задача.          Сколько будет     в г,    в  г? 

1/4кг =250 г.,  1/8кг= 125г.

 А  иждивенцев (пенсионеры, инвалиды, дети) составляли 2/3 населения города, в котором проживало около 3 млн человек. Сколько людей получали эти «пайки» хлеба в 125 г?

3000000/3*2=2000000человек =2 млн иждивенцев

Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было  единственное питание ленинградцев.

Это были самые скудные пайки в блокадном Ленинграде.

3. 30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. И вот почему. Надкусив свою последнюю норму хлеба, на руках у матери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот кусок в память о страшных днях блокады. Через 30 лет ее внучка передала его в музей училища, где сама обучалась.

Задание. Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 клеток тетради и закрасьте 1/8 часть. Это доля  хлеба ленинградского ребенка.

4. Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Воспоминания школьниц (читают дети).

« Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

«А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».

900 дней в условиях вражеской блокады находился город.

Сколько это примерно месяцев и лет? 

Однажды стала выходить из строя одна из печей   хлебопекарни.  Чтоб устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь.

641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи безымянных могил. Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: «Доченька, если б я могла дать тогда...»

Звучит музыка «Аве Мария».

5. Это было в Ленинграде в 50-е годы. Однажды  на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.

А потом у поэта Р.Рождественского родились эти строки:

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года...

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил...

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Кусок, не подаривший жизнь...

Лежащий здесь - у ваших ног.

Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

6. Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. Решите уравнение, и вы узнаете, сколько школ работали в городе. Для этого решите уравнение: 2х+х-25=92.                  Ответ: 39 школ.

  Дети и учителя умирали во время уроков.

   

Девчонка руку протянула

Девчонка руку протянула

И головой –        

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла.

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ю. Воронов.

                                           

 Дневник Тани Савичевой.

7. Все подростки-старшеклассники работали на заводах.

Задача.  Рабочий день был равен  ½ суток. Сколько это часов?

24/2 =12 часов – рабочий день детей и подростков

         За 900 дней заводами Ленинграда произведено: 1000 минометов,  100 000  снарядов и мин,   сотни запчастей для самолетов.

Узнайте их количество.

8. В Ленинграде во всесоюзном институте растениеводства в жестяных коробках хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. Во время войны 14 ослабевших от голода сотрудников каждый день приходили на работу, чтобы сохранить от мороза, сырости, от крыс десятки тонн сортового зерна и картофеля. От голода погиб профессор Иванов, сотрудник Щукин. Никто из них не посягнул ни на один пакетик семян. В живых остались только 5 сотрудников. В институте хранились   миллиона образцов только одной пшеницы. Узнайте количество образцов.

9. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. На еще неокрепший лед выходили грузовики, везшие муку.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк.

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

Задача. Вычислите дневную норму хлеба, о которой говорится в этих строках.

2000000: 16 000 =125 (г)

ХЛЕБ. Учитель раздает учащимся кусок черного хлеба - дневную норму ленинградца.

Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. И заменить нам его ничто не может.

Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь.

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала

Даже хлеба крошка...

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Не раз прощал

Тебе я зорство.    

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не могу простить

Лишь одного-

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

Будем помнить народную мудрость « Хлеб - всей жизни голова» и слова пожилого поколения: « При сытости помни голод».

3. Домашнее задание: составить задачи на тему ВОВ.

Литература.

1.  Воспитание школьников. № 4; 1987г. В. Гликин, Беспримерный подвиг защитников   Ленинграда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе. Тема: Доли и дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.

Цель: закрепление понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание...

Интегрированный урок История - математика "Отношения и пропорции в блокадном Ленинграде"

Данный материал представляет теоретическое обоснование необходимости применения интегрированных уроков и конкретную разработку урока. Урок предполагает частую смену видов деятельности обучающихся и ин...

"Дети блокадного Ленинграда".Сценарий выступления класса на общешкольном мероприятии "День Победы"

Сценарий выступления учащихся 10 класса на общешкольном мероприятии, посвященному  Дню победы. Выступление сопровождается презентацией....

Литературно-музыкальная композиция «Блокадный Ленинград» 6-11 классы

Литературно-музыкальная композиция «Блокадный Ленинград» 6-11 классы, посвящена героизму и мужеству защитников блокадного Ленинграда....

Интегрированный урок математики : класс

Интегрированный урок математики и экологии...

Урок алгебры "Числа и дроби в истории блокадного Ленинграда" в 9 классе (урок-повторения)

Урок алгебры содержит исторический материал о блокаде Ленинграда. Данный материал доступен для учащихся 6 -11 классов....

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме Доли и дроби. Блокадный хлеб Ленинграда.

Презентация соответствует  уроку математики на закрепление понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма...