Литературно-музыкальная композиция «Блокадный Ленинград» 6-11 классы
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Коростелева Светлана Леонидовна

Литературно-музыкальная композиция «Блокадный Ленинград» 6-11 классы, посвящена героизму и мужеству защитников блокадного Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokadnyy_leningrad.doc82.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Литературно-музыкальная композиция

                                    «Блокадный Ленинград»

              Звучит мелодия песни «Город над вольной Невой»

                 (слова А.Чуркина, музыка Соловьёва - Седого)

Ведущий: На десяти островах раскинулся могучий и  неповторимый город-

                 гений русского народа, беспримерный труд создали этот город,

                 навеки прославили его и дали ему бессмертие.

                 Это имя -как гром, как град: Петербург, Петроград, Ленинград.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть  в нашем зале    

                старшеклассников, учителей и уважаемых гостей.

                В этом году вся страна готовится отметить большое событие-

                65-летие Великой победы и 66-ю годовщину снятия блокады.

Ученик:  Когда потомки захотят,

               Найти слова с понятиями вровень,

               Сказать о пролитой бесценной крови,

               О мужестве, проверенном стократ,

               О доблести, то скажут Ленинград,

               И всё сольётся в этом слове.

Учитель: Пусть перед мысленным вашим взором снова пройдёт война - величайшее  

                   испытание, выпавшее на долю старшего поколения.

                Пусть в сутолоке жизни молодые люди не забывают о тех, кто 65 лет назад

                сделал для своей Отчизны всё и даже больше.    

                Но сколько бы не прошло лет, мы вновь и вновь будем вспоминать как это

                   было.  Героическим защитникам Ленинграда,участникам прорыва и снятия

                блокады любимого города, ныне живущим и павшим смертью храбрых

                посвящается.

                   (Вокальная группа исполняет песню «Удивительный вальс»)

               (Звучит мелодия песни «Риорита». По залу проходят  юноши и девушки)

                Песня: На площадке танцевальной 41-й год…

                Сценка

                1 пара     Он: А ты знаешь, сегодня в городском парке танцы.

                                Она: Правда?! Пойдём обязательно.

               2 пара      Она:  Мне даже не верится, что мы уже выпускники!

                                Он:  Да уж,в школу больше не пойдём.

               3 пара      Он:  Ты подготовилась к зачёту?

                               Она: Успеем, вся ночь впереди, видишь как светло?

                               Он:  Так ведь белые ночи.

               4 пара       Он: Какой же красивый город Ленинград!

                                Она:  Да, не зря мы сюда приехали.

                                Он:  Пойдём смотреть, как мосты разводят.

                                Она: Конечно, только сначала на танцы.

                     (Стук  метронома. Звучит голос  Левитана:

                    Товарищи  ленинградцы, над нашим родным и любимым городом…)

 1 пара         Он: Неужели война?

                    Она: Как страшно

                     (Слышна немецкая речь)

Ученик:  22 июня 1941 года фашистская Германия напала на советскую страну    

                внезапно, вероломно, разорвав договор о ненападении.

                В плане “Барбаросса” Ленинград рассматривался как один из  

                первоочередных объектов, которым дивизии фашистов должны были    

                овладеть во что бы то ни стало.

                Захвату Москвы должен был предшествовать захват Ленинграда.

                При этом преследовались многие цели , а именно:

                захват главных баз русского Балтийского флота, уничтожение

                военно-промышленного потенциала Ленинграда.

                Фашизм пустил на Ленинград всю, хорошо рассчитанную машину войны,

                продумав в своих коварных  планах всё до мелочей, вплоть до

                пригласительных билетов на банкеты

                победителей в Москве и Ленинграде.

                Как же Гитлеру хотелось захватить Ленинград!

Ученик: Начиная разбойничью войну против СССР, гитлеровские захватчики

               нацелили на город Ленинград сильнейшую группу армий «Север»,которая

               двинулась из Восточной Пруссии к побережью Балтийского моря, и

               финскую армию, которая начала наступление на Карельском перешейке,  

               севернее Ладожского озера.

               Огромная военная лавина, насчитывающая до 600 тысяч войск, около

               6 тысяч орудий, до тысячи самолётов и более тысячи танков, прорвав

               пограничные заслоны, устремилась к Ленинграду. Фашистское

               командование рассчитывало за 1,5-2 месяца овладеть Ленинградом.

  Слайд на экране:

 Ученик: На Ленинград, обхватом с трёх сторон шёл Гитлер силой сорока дивизий.

Ученик:

Сохранился секретный документ германских вооружённых сил за №1-А от 29 сентября 1941 года «О будущности г.Петербурга»

А) «.. Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город, если возможно, артиллерией и авиацией.

Б) Когда террор и голод сделают своё дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей.

В) Остатки гарнизона крепости останутся там на зиму. Весной мы проникнем в город, вывезем всё, что осталось живое в глубь России в плен,

сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы-Финляндии.

Ученик:

Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам.

Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые  низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодные, мёрзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, в конце концов сами сдадут город.

   Ученик: Прорвались всё-таки

                 Бомбят.

                 Горят Бадаевские склады

                 В огне пожаров Ленинград.

                 Пришёл он первый день блокады.

                 Всё ближе полчища врага

                 Гудят воздушные тревоги

                 Сегодня утром пала Мга-

                 И все отрезаны дороги.

                 В кольце, в осаде Ленинград

                 Не умолкает канонада

                 Опять летят. Опять бомбят

                 Пылает первый день блокады.

Ученик:  Блокада…это значит, что из окружённого города нельзя выехать ни на

                поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город. Нет

                возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла.

                Невозможно вывезти из города раненых, число которых  увеличивалось.

                И днём и ночью немецко-фашистские захватчики не прекращали

                обстреливать город.

Ученик:   Жизнь в городе становилась всё сложнее. Не было электричества, воды.

                 Голодным, истощённым людям приходилось добираться до Невы и

                 черпать воду прямо из реки, а когда река замёрзла, набирать драгоценную

                 жидкость из луж.

                 

Ученик:  А город был в дремучий убран иней

                Уездные сугробы, тишина…

                Не отыскать в снегах трамвайных линий,

                Одних полозьев жалоба слышна.

                Скрипят, скрипят по Невскому полозья

                На детских санках, узеньких, смешных,

                В кастрюльках воду голубую возят

                Дрова и скарб, умерших и больных…

                Так с декабря кочуют горожане,

                За много вёрст, в густой, туманной мгле,

                В глуши слепых, обледеневших зданий

                Отыскивая  угол  потеплей.

                Вот женщина ведёт куда-то мужа

                Седая полумаска на лице,

                В руках бидончик-это суп на ужин

                Свистят снаряды, свирепеет стужа,

                «Товарищи, мы в огненном кольце».

Ученик: 15 сентября 1941 года обстрел начался с самого утра и

               продолжался 18,5 часов.

               Гитлеровцы стремились не только разрушить город, но и сломить

               его жителей

 Ученик: Фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам

                города. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы:

                Эрмитаж-объект №9, Дворец пионеров -№ 192,Институт охраны

               материнства и младенчества-№708.

Ученик: С первых дней блокады организаторы защиты Ленинграда быстро и

               Чётко расставили сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу

               обороны.  Одни направлялись в ряды народного ополчения, на

              строительство оборонительных рубежей, в госпитали, другие –на

              фабрики и заводы.

              Всего в Ленинграде в августе   было организовано 79 рабочих батальонов

              Численностью свыше 40 тысяч человек.

              Город отдавал в армию лучших. Горожане создали оборонительный пояс

              противотанковых рвов длиною 626 км, достроили 1500 дотов и дзотов,

              35 км баррикад. Люди работали по 12-14 часов в сутки.

              До  октября 1941 года из Ленинграда вывезли 96 предприятий,

              эвакуировали музеи, театры.

Ученик:

            Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам.

            Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые  низменные животные

            инстинкты. Он был уверен, что голодные, мёрзнущие, жаждущие люди

            вцепятся друг другу в горло из-за глотка воды, возненавидят друг друга,

            начнут роптать, в конце концов сами сдадут город.

            Враги душили Ленинград голодом. Они обрушили на него  сто тысяч

            авиабомб и 150 тысяч снарядов.

Ученик:

             Пытал нас враг железом и огнём

             Ты сдашься, струсишь -бомбы им кричали.

             Забьёшься в землю, упадёшь ничком.

             Дрожа запросят плена как пощады

             Не только люди- камни Ленинграда.

Ученик: Голод, холод, варварские артиллерийские налёты, бомбёжки.

              Но после ожесточённых боёв стало ясно, что ленинградцы не собираются

              сдаваться. Немцы разбомбили продовольственные склады.

Ученик: Голод подкрадывался к городу незаметно. Начались поиски пригодного

              в пищу. На мельницах вытряхивали мешки из-под муки, бережно

              собирали со стен наслоившуюся на них за многие годы мучную пыль.

             Под огнём врага копали картошку, собирали овощи-всё, вплоть до зелёного

             капустного листа.

             Несмотря на все усилия удержать снабжение населения на прежнем уровне

             не удавалось.2,11 сентября и 1 октября хлебная норма  была сокращена

             рабочим до 400 г, всем остальным до 200.

             С 20 ноября рабочие стали

             получать-250 г., а иждивенцы и дети-125 г. прогорклой, комковатой массы

             именуемой хлебом. Этот липкий ломтик на 40 процентов состоял из

             целлюлозы, получаемой из древесины. Многие от слабости  падали и

             умирали прямо на улицах

             Это был уже голод.

             Вымирали целыми семьями, целыми кварталами. Весной 1942 года

             при таянии снега на улицах и площадях было найдено около 13 тысяч

             трупов - «подснежников», так их тогда называли.

Ученик: В нас голод убивает страх, но он же убивает силы…

              На Пискарёвских пустырях всё шире братские могилы.

Ученик:  Вся страна  помогала мужественным защитникам города.

               По льду Ладожского озера была проложена трасса. И с 13 ноября

               1941 года, когда лёд наконец стал, по ней отправился спешно

               собранный      коннотранспортный батальон. Лошади не кормлены,

               многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок в пути провалились

               под лёд, но первые десятки тонн муки были доставлены.Затем автоколонны

               из полуторок, грузовики шли по льду под постоянными бомбёжками,

               поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», но позднее появилось и

               другое название- «Дорога жизни».

Ведущий: Ледовая  дорога-Дорога жизни -действовала 152 дня. За это время в

               блокадный город было доставлено более360 тонн груза,80% которого

               составляли продукты. Сколько жизней спасла от голодной смерти эта

               дорога -кто теперь скажет?

               А ещё по ней эвакуировали людей -554 186 человек вывезли из города

               на Неве. В основном это были дети.

   (Звучит песня А.Розенбаума  «На дороге жизни» исп. Решетова Анастасия.)

Ведущий: Январь и февраль 1942 года были самыми чёрными месяцами блокады.

                 В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих  солдат

                 «За создание Невиданной в истории блокады» и уверял, что скоро

                 Ленинград «как спелое яблоко упадёт к нашим ногам».

Ведущий: «Ленинград выжрет самого себя» -цинично пророчествовал фюрер.

                 Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди

                 вцепятся друг другу в глотку из-за куска хлеба, возненавидят друг

                друга и перестанут работать.

Ведущий: Во время блокады сотрудники Всесоюзного института растениеводства

                имени академика Вавилова сохранили сортовую коллекцию семян

                Пшеницы ,риса, кукурузы и многих других культур. Всего более 100 тысяч

                образцов из 180 стран мира, это значит тонны зерна.

                Ну, по горсти из ящика, по зерну из пакета и даже не себе, детям, кто

                может за это осудить?

                Но они умирали рядом с хлебом, но не взяли ни зёрнышка.

 Слайды  ( фотографии сотрудников института)

 

Ученик: Зима в этот год пришла необычайно рано. Уже в самом начале ноября

              город завалило снегом. Убирать было некому. Преодолеть сугробы могли

               не все и не всегда. Не хватало сил.

               Стих:

            Наш город в снег до пояса закопан

            И если с крыш на город посмотреть

            То улицы похожи на окопы

            В которых побывать успела смерть.

            Вагоны у пустых вокзалов стынут

            И паровозы мёртвые молчат,-

            Ведь семафоры  рук своих не вскинут

            На всех путях, ведущих в Ленинград.

            Луна скользит по небу одиноко,

            Как по щеке холодная слеза

            И тёмные дома стоят без стёкол,

            Как люди, потерявшие глаза.

Ведущий: Несмотря на большие трудности, ленинградцы жили и побеждали

               Приникнув к репродукторам, они слушали стихи Ольги Бергольц,

               любимой ленинградской поэтессы. Она стала живой легендой, символом

               стойкости, она сама падала в снег от голодного обморока, но находила в

               себе силы подняться.

               Звучит стихотворение в исполнении О.Бергольц

Ведущий: Ленинградцы не выключали радио ни днём ни ночью. Из-за недостатка

                 электроэнергии оно не говорило, а шептало, но даже если только стучал

                 метроном - и то было легче. Это означало, что город жив, что сердце его

                 бъётся.

Ведущий:12 августа 1942 года в Большом зале филармонии как и в довоенные

                времена, не было ни одного свободного места. Почти все оркестранты

                были одеты в красноармейскую и краснофлотскую форму. Оркестр играл

                мощно и слаженно. Слушатели напряжены и взволнованы. Исполняется

                7 симфония Дмитрия Шостаковича, написанная почти до конца в

                осаждённом  городе. Она посвящена Ленинграду и ленинградцам.

                        Звучит 7 симфония Д.Шостаковича

Ведущий: В историю суровых блокадных дней особой строкой вписана

                 судьба детей Ленинграда.

Ведущий: Дети блокадного  Ленинграда вели себя как герои. Они работали

                  у  станков рядом со взрослыми, выпуская снаряды для фронта. Теряя

                 силы они не жаловались, молча переносили боль и страдание, не плакали

                 и ничего не просили. Это была не слабость, а большая нравственная сила.

Ведущий: Даже в войну дети учились. Учились как могли, насколько хватало сил.

                 Руки стыли, чернила замерзали, ветер гулял по классам, но ребята учили

                 русскую историю -они хотели знать, что нас не победить, что враги всех

                 времён разбивались о Россию.

                 Так было, так есть  и так будет всегда.

                 18 января 2004 года на Пискарёвском кладбище открыта мемориальная

                 плита «Блокадная парта»-памяти учителей и школьников, погибших в

                 годы блокады Ленинграда.

                               

Ученик: Послушайте воспоминания очевидца о детях, оставшихся без родителей:

              «Дети лежали в постелях, истощённые, с широко открытыми глазами.

               Ужас от переносимого застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была

               Непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие

               Дети не видели по 15-20 дней горячей пищи, даже кипятка.

               

Ведущий: До наших дней дошли дневники блокадников.

                  Их страницы позволяют видеть жизнь без поправок на то, что будет.

                  Наши герои не знали о неизбежной победе, они не знали выживут ли

                   что будет с Ленинградом, со страной. Дневники позволяют увидеть,

                  что человеческое достоинство сохранялось в самых отчаянных

                  обстоятельствах.

Ведущий : Из дневника Юры Рябинкина: « Теперь я мало забочусь о себе. Сплю

                 одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не

                 переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох, а рядом комната,

                 где жизнь совершенно иная- всегда хлеб, каша, мясо, конфеты, тепло,

                 яркая керосиновая лампа…Это называется завистью».

Ведущий: « На сегодня надо было прочесть  «Мертвые души»,но при тусклом

                  свете свечки невозможно читать…»

Ведущий: «Эх, как хочется спать, спать, есть, есть…А что ещё человеку надо?

                  А будет человек сыт и здоров - ему захочется чего-нибудь ещё…

                 Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь

                 уже об одном хлебе».

Ведущий: У мамы я давно не вижу спокойных слов. Чего ни коснётся в разговоре –

                ругань, крик или истерика…Мама что-то делит, Ира и я зорко следим –

                точно ли…Просто как-то не по себе, когда пишешь такие слова».

Ведущий: «Меня уже не радует начавшееся по всему фронту наступление».

                 Боюсь, что и дневник-то этот  не придётся мне закончить, чтобы на

                 последней странице поставить слово «конец».Уже кто-то другой

                 допишет его словом «смерть».

Ведущий: Так и случилось. Юра Рябинкин навсегда остался в Ленинграде…

                 Мать, оставшись перед выбором: кого спасать, сына или дочь,

                 выбрала дочь. У неё не хватило сил доставить на вокзал обоих.

Ведущий: Таня Савичева-девочка из блокадного Ленинграда.

                  Стих: Танин дневник-это боль Ленинграда

                            Но прочитать его каждому надо,

                            Словно кричит за страницей страница

                            Вновь не должно это всё повториться.

        (На экране страницы дневника Тани Савичевой. Выходит маленькая девочка)

          Звучит песня «Ленинградцы» в исполнении ансамбля  «Мзиури»- видео

           Данные о блокадниках нашего посёлка 

Ведущий: Рассказ о Лехановой Неле Александровне.

          (Фильм видео Блокадный Ленинград)

           Голос Левитана о снятии блокады  

Ученик:    И снова мир с восторгом слышит

                  Салюта русского раскат

                  О, это полной грудью дышит

                  Освобождённый Ленинград! 

               Стих  У Обелиска

Кладу букет цветов у обелиска

Душою приникаю к именам

Прошедшая война грохочет близко,

Пережитое возвращая нам.

Те дни, когда в шинелях наши деды

Ушли в рассвет и где-то полегли

Салюта торжествующей Победы

Не услыхав под тяжестью земли…

Шли в бой солдаты, веря -не иначе-

В Победу нашу ,силу и любовь,

И умирали, жить ещё не начав,

Чтоб в памяти детей воскреснуть вновь.

Их души живы в скромном обелиске,

Где память полыхает о войне

И о героях, бесконечно близких,

Воскресших в этом трепетном огне.

Я к ним пришла сегодня в День Победы

Я повстречалась с ними наяву,

Спасибо Вам, солдаты, наши деды,

Спасибо вам за то, что я живу!

 Ученик: 900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы.

               Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования  

               человечества не выносили столь жестокого испытания.

              Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек.

              Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на

              мемориальной стене Пискарёвского кладбища:

             «Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под

               вечной  охраной гранита! Но знай, внимающий этим камням,

               никто не забыт и ничто не забыто».

              Подвигу славных защитников Ленинграда -

               Минута молчания

Слайд- Пискарёвское кладбище

            658 550 ленинградцев погибли от артобстрелов, бомбардировок и голода.

Ведущий: Все, кто прошёл эту войну вправе гордиться собой и страной.

                 А мы войны не видевшие наверное не сможем так почувствовать

                  простое человеческое счастье. Каждому выпала своя доля, но война

                  была общей судьбой всего народа.

                  Им нужно было выстоять и победить и они это сделали.

                  За 900 дней заводы Ленинграда  дали фронту более 2000 танков,

                 1500 самолётов,150 тяжёлых морских орудий,4500 полевых орудий

                  разных калибров,12000 миномётов, 212 000 едениц стрелкового

                 оружия, более 7 млн артиллерийских снарядов и мин.

Ведущий: За стойкость и героизм в период 900-дневной блокады Ленинград

                 получил звание- Город-герой, а его защитники были награждены

                 медалями «За оборону Ленинграда».

Ведущий: Давно это было,66 лет назад. Но чем дальше уходят эти дни, тем меньше

                  места в учебниках истории занимает рассказ о борьбе нашего народа

                 против немецко-фашистских захватчиков.

                 Но мы не имеем права забывать обо всех жертвах принесённых нашим

                 народом, о тяготах и лишениях

                 военной поры, о подвигах  в тылу и на фронте .

               Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Наш долг быть

                 благодарными

                людям отдавшим свою жизнь во имя нашей людям отдавшим свою жизнь

                 во имя наше

              Звучит песня «От героев былых времён»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети блокадного Ленинграда".Сценарий выступления класса на общешкольном мероприятии "День Победы"

Сценарий выступления учащихся 10 класса на общешкольном мероприятии, посвященному  Дню победы. Выступление сопровождается презентацией....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"...

Урок в форме литературно-музыкального салона по поэзии Серебряного века. 11 класс

Цели: Показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.Расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века.Пробудить интерес к творчеству поэтов Сере...

Историческая литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"

Историческая литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"...

Урок алгебры "Числа и дроби в истории блокадного Ленинграда" в 9 классе (урок-повторения)

Урок алгебры содержит исторический материал о блокаде Ленинграда. Данный материал доступен для учащихся 6 -11 классов....