Урок математики в 5-м классе «Виртуальное космическое путешествие»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Урок математики в 5-м классе" Виртуальное космическое путешествие". Урок обощения и систематизации знаний. По теме: "Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnoe_kosmicheskoe_puteshestvie.rar862.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5-м классе

«Виртуальное космическое путешествие»

Учитель: Борисова Наталия Анатольевна

Класс: 5 г

Тема урока: Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.

Тип урока: урок обобщения и систематизации  знаний.

Форма проведения урока: урок - путешествие

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по теме.

Формировать УДД: 

Личностные: способность  к самооценке на основе  критерия успешности  учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять  и формулировать  цель урока  с помощью учителя; проговаривать  последовательность действий  на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать  свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять  свои мысли  в устной  форме; слушать  и понимать  речь других;

Познавательные: умения  ориентироваться  в своей системе  знаний (отличать  новое от  уже известного с помощью учителя); добывать  новые знания (находить  ответы на вопросы, используя учебник, свой  жизненный  опыт и информацию,  полученную на  уроке).

Планируемые  образовательные  результаты:

Предметные:  уметь решать уравнения, задачи с помощью уравнений.

Личностные: уметь  осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

 - осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

-  слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 - воспитание уверенности в себе, работоспособности.   

Основные понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение

Ресурсы: 

 Математика: 5 класс: учебник / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2018.

Презентация

Набор индивидуальных карточек с заданием

Аудиофайлы с музыкой «Космос»

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Ход урока:

I. Организационный этап урока. Мотивация к учебной деятельности.

           

Добрый день, ребята. Присаживайтесь. (Презентация. Слайд 1.)

Сегодня у нас необычный урок, а виртуальное космическое путешествие.

Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик. Человек давно начал постигать межпланетное пространство, открывать и изучать неизвестное.  

Ребята, а нам на  уроках математики приходилось находить неизвестное? Когда? (при решении уравнений)

Да, я с вами согласна, и тема сегодняшнего урока «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.»

Укажите дату нашего путешествия  в ваших тетрадях. Сегодня 23 октября. И  запишем тему урока. (Презентация. Слайд 2.)

 Итак, Вы – члены одного экипажа, который будет состоять из 3-х групп. А руководить полетом буду я.

Сформированы три группы учащихся.

 Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один два шага, выполнение более сложных заданий вызывает затруднения.

 Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при  решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа, не справляются самостоятельно с решением сложных заданий.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложные задания к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения заданий.

II. Актуализация  опорных знаний и умений

Проверим готовность к путешествию.

Всем членам экипажа приступить к  проверке  блока памяти.

3 группа получают  задание и работают самостоятельно. Вам нужно выполнить задание №1  из карточки.

Решить уравнения

1) 30+(118- s)=90;

2)(x+30)-21=70;

3)(t-40)+126=433.

А 1группа и 2 группа, работают  устно.

  1. Вам необходимо продолжить определение

Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти называют ….(уравнением)

  1. Что такое корень уравнения?

Корнем уравнения называют число, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное числовое равенство.

  1. Решить уравнение значит найти ….(все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
  2. Как называются компоненты при сложении?

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

  1. Как найти неизвестное слагаемое?

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

  1. Как называются компоненты при вычитании?

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

  1. Как найти неизвестное уменьшаемое?

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

  1. Как найти неизвестное вычитаемое?
    Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
  2. Как называются компоненты при умножении?

Первый множитель, второй множитель, произведение.

  1. Как найти неизвестный множитель?

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

  1. Как называются компоненты при делении?

Делимое, делитель, частное

  1. Как найти неизвестное делимое?

Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное

  1. Как найти неизвестный делитель?

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

  Проверив «блок памяти» проконтролируем работу электронно-вычислительной машины (Презентация. Слайд 3.)

Решите уравнения, которые вы видите на экране. Найдите буквы соответствующие числам.

  1.  13 · b = 39
  2.   x + 15= 40
  3.  68 : a = 17
  4.  37-у = 23
  5.  x : 2=24
  6.  р-8=11

14

19

25

12

4

48

3

Н

Е

О

Т

Л

Ц

С

Какое слово у вас получилось?

СОЛНЦЕ (Презентация. Слайд 4.)

Правильно и свое путешествие  мы начнем  с Солнца.

Солнце — единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой вращаются планеты и их спутники, астероиды, кометы и космическая пыль.

Продолжаем наш полет.

Проверим как справились с заданием 3 группа

Решить уравнения

  1. 30+(118-s)=90;

118-s=90-30

118-s=60

s=118-60

s=58

2)(x+3)-21=70;

x+3=70+21

x+3=91

x=91-3

x=88

3)(t-40)+126=433.

t-40=433-126

t-40=307

t=347

У нас получились числа

58

88

347

Данные числа являются одними из основных характеристик  ближайшей к Солнцу планеты -  Меркурий. (Презентация. Слайд 5-6.)

58 млн. км. – это среднее расстояние от Меркурия до Солнца.

88 суток- период обращения Меркурия вокруг Солнца (Земля проделывает такой круг за год).

+347 °С - Средняя  дневная  температура на поверхности  Меркурия (этого достаточно, чтобы расплавить свинец или олово).

Двигаемся дальше.

III. Закрепление знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Я предлагается вам составить по условиям  уравнения и решить эти уравнения: (Презентация. Слайд 7.)
1) Разность числа 120 и числа «b» меньше числа 65 на 53.
2) Сумма чисел «x» и 40 больше числа 31 на 11.

(Во втором  уравнение  проговорить второй способ решения.)

  1. 65-(120-b)=53

120-b=65-53

120-b=12

b=120-12

b=108

2)  (x+40) -31=11

x+40=11+31

x+40=42

x=2

Кто допустил ошибки в решении, исправляйте.

Второе уравнение можно решить и вторым способом, упростить левую часть уравнения используя свойство вычитания числа из суммы

(x+40) -31=11

x+40-31=11

x+9=11

x=11-9

x=2

Итак мы получили следующие числа  108,2. (Презентация. Слайд 8-9.)

108,2 млн. км – это среднее расстояние Венеры от Солнца. Вене́ра — вторая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы. Она ближе других планет расположена к  Земле.

Двигаемся дальше. Нам необходимо решить задачи с помощью уравнения. Задача №3 дополнительная, кто решит, поднимите руку. (Презентация. Слайд10-11.)

Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.

Из группы 1

Задача №1

Рассматривая звездное небо юный астроном Николай увидел созвездие малой медведицы. Если число видимых звезд  созвездия  малой медведицы уменьшить на 18, то получите число звезд входящих в созвездие Большой медведицы, которое равно 7. Найдите число видимых звезд  созвездия  малой медведицы .

Из группы 2

Задача №2

Уран и Нептун, почти одинаковые по размерам, их называют планетами близнецами. Если число спутников Нептуна увеличить на 15, и от этой суммы отнять 2, то получите число спутников Урана, которое равно 27. Найдите число спутников Нептуна.

Задача №3

В космосе было несколько пилотируемых космических аппаратов. После того как 3 аппарата вышли в космическое пространство и 6 успешно спустилось на землю, в космосе их стало 19. Сколько космических аппаратов было в космосе первоначально?

Учитель:

    « Внимание всему экипажу! Тревога! Всем членам групп приступить к устранению неисправности на корабле».

Надо найти ошибку в решении уравнения   (Презентация. Слайд 12.)

  1.   x + 29 = 45
        x = 45 + 29
        x = 74

  1.   135 + y = 200
        y = 200 - 135
        y = 65

  1.    x - 163 = 72
        x = 163 - 72
        x = 91

  1.  318 – y = 209
        y = 318 + 209
        x = 527

Спасибо! С вашей помощью неполадка устранена. И наше путешествие продолжается.

Закройте глаза.

(Звучит легкая космическая музыка. Презентация. Слайд 13-14 )

Представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.

(Презентация. Демонстрация Земли)

Теперь откройте глаза и приготовьтесь выполнить тестовую работу. (Приложение 1) На партах у вас лежат карточки с тестом. На карточке напишите свою фамилию. При выполнении работы вам нужно выбрать правильный ответ и обвести его в кружок.

Приступайте к выполнению.

Ребята,  заканчивайте свою работу. Перейдем к проверке. Правильные ответы на экране (получается слово - луна). Кто допустил ошибки, исправьте.

Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, нет ошибок.

(Презентация. Слайд 15-16.)

 Луна-это единственный спутник земли

IV.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На этом наше путешествие закончено. Подведем итоги.

Что мы повторили сегодня на уроке?

Что нового узнали сегодня?

Ребята, я предлагаю вам  проанализировать свою работу на уроке  и выбрать соответствующую фигуру. И поднимите  её вверх, чтобы я увидела. 

(Презентация. Слайд 17.)

C:\Users\Дом\Desktop\урок- уравнение\открытый урок\kak_narisovat_zvezdu_bez_cirkulya7.png

Мне все понятно. Я молодец!

C:\Users\Дом\Desktop\урок- уравнение\открытый урок\2010_08_28_12_10_20_1.jpg

У меня не все получилось, но я старался!

C:\Users\Дом\Desktop\урок- уравнение\открытый урок\Безымянный.png

Мне надо быть внимательнее!

        

Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями. Я всех благодарю за активную работу на уроке. (Учитель выставляет отметки за урок)

Домашнее задание. (Презентация. Слайд 18.)

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

1уровень

 № 271 (3,5,7,9,11), 276.

Придумайте задачу, которая решалась бы с помощью уравнения:

y-12=18

2 уровень

№ 271 (3,5,7,9,11), 276,280

Придумайте задачу, которая решалась бы с помощью уравнения:

(x-10)+14=85

Урок окончен. До свидания.

Приложение 1.

Тест

Вариант – 1.

  1. Уравнение – это:  

и) буквенное выражение

к) числовое равенство;

л) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти

 

2. Среди данных выражений выберите уравнение.

т) 2 + α + 5

у) х + 8 = 17

ф) (с – 8) × 3

х) 2 + 2 = 4

3. Решите уравнение и выберите правильный ответ.

      k – 169 = 321.

     л) 342      м) 483     н) 490

4. Решите уравнение и выберите правильный ответ.

    х + 605 = 700.

     а) 95        б) 12      в) 34

Вариант –  2

  1. Решить уравнение, значит:  

и) подставить число в уравнение;

к) заменить букву в уравнении любым числом;

л) найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).

  1. Решите уравнение и выберите правильный ответ

         69 + ( 87 – х ) =103.

с) 54            т) 35        у) 53

  1. Решите уравнение и выберите правильный ответ  

           у – 708 = 194.

 м) 759      н) 902    о ) 591

  1. В виде какого равенства можно записать то, что число m на 15 меньше числа n?

а) n-m=15

б) m-n=15

в) m+n=15

г) n+15=m

Вариант –  3

  1.  Решите уравнение и выберите правильный ответ

           511 – а = 208.

         и) 201   к) 432     л) 303  

  1. Решите уравнение и выберите правильный ответ

           (x-46)+101=201

т) 7

у) 146

ф) 54

ш) 256

  1. Упрости: a – 41 – 20

л) a + 61

м ) a - 21

н) a - 61

4. В виде какого равенства можно записать то, что число a на 24 больше числа b?

а)  a-b=24

б)  a+b=24

в) b-24=24

г) a+24=b


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Космическое путешествие - урок математики в 6 классе (обобщающее повторение)

Этот урок я проводила в День Космонавтики 12 апреля.Урок-путешствие, урок-игра, с презентацией....

Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информ...

Интегрированный урок информатики и окружающего мира по теме "Космическое путешествие"

12 апреля – мы отмечаем Всемирный День Космонавтики и авиации. Поэтому вашему вниманию хочу предложить урок, посвященный этой дате. Мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.Урок является и...

Открытый урок по математике "Космическое путешествие"

Открытый урок по математике в 5 классе по специльной (коррекционной) программе VIII вида. Два приложения в виде презентаций. Первая демонстрируется в течение урока. Вторая содержит тест, который ребят...

Интегрированный урок русского языка и математики "Космическое путешествие на планету Числяндия"(6 класс)

Интегрированный урок русского языка и математики проводится в форме игры-путешествия на планету Числяндия с целью обобщений знаний обучающихся по русскому языку по теме "Имя числительное" и по математ...

Конспект урока "Космическое путешествие" по теме "Действия с десятичными дробями". Математика. 5 класс.

Конспект урока по математике "Космическое путешествие" по теме "Действия с десятичными дробями" (5 класс). Урок имеет форму квеста, посвященного 60 летию полёту человека в космос. ...