Урок математики в 5-м классе «Виртуальное космическое путешествие»
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок математики в 5-м классе" Виртуальное космическое путешествие". Урок обощения и систематизации знаний. По теме: "Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnoe_kosmicheskoe_puteshestvie.rar | 862.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5-м классе
«Виртуальное космическое путешествие»
Учитель: Борисова Наталия Анатольевна
Класс: 5 г
Тема урока: Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: урок - путешествие
Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по теме.
Формировать УДД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: уметь решать уравнения, задачи с помощью уравнений.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- воспитание уверенности в себе, работоспособности.
Основные понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение
Ресурсы:
Математика: 5 класс: учебник / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2018.
Презентация
Набор индивидуальных карточек с заданием
Аудиофайлы с музыкой «Космос»
Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
Ход урока:
I. Организационный этап урока. Мотивация к учебной деятельности.
Добрый день, ребята. Присаживайтесь. (Презентация. Слайд 1.)
Сегодня у нас необычный урок, а виртуальное космическое путешествие.
Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик. Человек давно начал постигать межпланетное пространство, открывать и изучать неизвестное.
Ребята, а нам на уроках математики приходилось находить неизвестное? Когда? (при решении уравнений)
Да, я с вами согласна, и тема сегодняшнего урока «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.»
Укажите дату нашего путешествия в ваших тетрадях. Сегодня 23 октября. И запишем тему урока. (Презентация. Слайд 2.)
Итак, Вы – члены одного экипажа, который будет состоять из 3-х групп. А руководить полетом буду я.
Сформированы три группы учащихся.
Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один два шага, выполнение более сложных заданий вызывает затруднения.
Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа, не справляются самостоятельно с решением сложных заданий.
Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложные задания к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения заданий.
II. Актуализация опорных знаний и умений
Проверим готовность к путешествию.
Всем членам экипажа приступить к проверке блока памяти.
3 группа получают задание и работают самостоятельно. Вам нужно выполнить задание №1 из карточки.
Решить уравнения
1) 30+(118- s)=90;
2)(x+30)-21=70;
3)(t-40)+126=433.
А 1группа и 2 группа, работают устно.
- Вам необходимо продолжить определение
Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти называют ….(уравнением)
- Что такое корень уравнения?
Корнем уравнения называют число, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное числовое равенство.
- Решить уравнение значит найти ….(все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
- Как называются компоненты при сложении?
Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
- Как найти неизвестное слагаемое?
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
- Как называются компоненты при вычитании?
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.
- Как найти неизвестное вычитаемое?
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. - Как называются компоненты при умножении?
Первый множитель, второй множитель, произведение.
- Как найти неизвестный множитель?
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
- Как называются компоненты при делении?
Делимое, делитель, частное
- Как найти неизвестное делимое?
Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное
- Как найти неизвестный делитель?
Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
Проверив «блок памяти» проконтролируем работу электронно-вычислительной машины (Презентация. Слайд 3.)
Решите уравнения, которые вы видите на экране. Найдите буквы соответствующие числам.
- 13 · b = 39
- x + 15= 40
- 68 : a = 17
- 37-у = 23
- x : 2=24
- р-8=11
14 | 19 | 25 | 12 | 4 | 48 | 3 |
Н | Е | О | Т | Л | Ц | С |
Какое слово у вас получилось?
СОЛНЦЕ (Презентация. Слайд 4.)
Правильно и свое путешествие мы начнем с Солнца.
Солнце — единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой вращаются планеты и их спутники, астероиды, кометы и космическая пыль.
Продолжаем наш полет.
Проверим как справились с заданием 3 группа
Решить уравнения
- 30+(118-s)=90;
118-s=90-30
118-s=60
s=118-60
s=58
2)(x+3)-21=70;
x+3=70+21
x+3=91
x=91-3
x=88
3)(t-40)+126=433.
t-40=433-126
t-40=307
t=347
У нас получились числа
58
88
347
Данные числа являются одними из основных характеристик ближайшей к Солнцу планеты - Меркурий. (Презентация. Слайд 5-6.)
58 млн. км. – это среднее расстояние от Меркурия до Солнца.
88 суток- период обращения Меркурия вокруг Солнца (Земля проделывает такой круг за год).
+347 °С - Средняя дневная температура на поверхности Меркурия (этого достаточно, чтобы расплавить свинец или олово).
Двигаемся дальше.
III. Закрепление знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.
Я предлагается вам составить по условиям уравнения и решить эти уравнения: (Презентация. Слайд 7.)
1) Разность числа 120 и числа «b» меньше числа 65 на 53.
2) Сумма чисел «x» и 40 больше числа 31 на 11.
(Во втором уравнение проговорить второй способ решения.)
- 65-(120-b)=53
120-b=65-53
120-b=12
b=120-12
b=108
2) (x+40) -31=11
x+40=11+31
x+40=42
x=2
Кто допустил ошибки в решении, исправляйте.
Второе уравнение можно решить и вторым способом, упростить левую часть уравнения используя свойство вычитания числа из суммы
(x+40) -31=11
x+40-31=11
x+9=11
x=11-9
x=2
Итак мы получили следующие числа 108,2. (Презентация. Слайд 8-9.)
108,2 млн. км – это среднее расстояние Венеры от Солнца. Вене́ра — вторая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы. Она ближе других планет расположена к Земле.
Двигаемся дальше. Нам необходимо решить задачи с помощью уравнения. Задача №3 дополнительная, кто решит, поднимите руку. (Презентация. Слайд10-11.)
Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.
Из группы 1
Задача №1
Рассматривая звездное небо юный астроном Николай увидел созвездие малой медведицы. Если число видимых звезд созвездия малой медведицы уменьшить на 18, то получите число звезд входящих в созвездие Большой медведицы, которое равно 7. Найдите число видимых звезд созвездия малой медведицы .
Из группы 2
Задача №2
Уран и Нептун, почти одинаковые по размерам, их называют планетами близнецами. Если число спутников Нептуна увеличить на 15, и от этой суммы отнять 2, то получите число спутников Урана, которое равно 27. Найдите число спутников Нептуна.
Задача №3
В космосе было несколько пилотируемых космических аппаратов. После того как 3 аппарата вышли в космическое пространство и 6 успешно спустилось на землю, в космосе их стало 19. Сколько космических аппаратов было в космосе первоначально?
Учитель:
« Внимание всему экипажу! Тревога! Всем членам групп приступить к устранению неисправности на корабле».
Надо найти ошибку в решении уравнения (Презентация. Слайд 12.)
- x + 29 = 45
x = 45 + 29
x = 74
- 135 + y = 200
y = 200 - 135
y = 65
- x - 163 = 72
x = 163 - 72
x = 91
- 318 – y = 209
y = 318 + 209
x = 527
Спасибо! С вашей помощью неполадка устранена. И наше путешествие продолжается.
Закройте глаза.
(Звучит легкая космическая музыка. Презентация. Слайд 13-14 )
Представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.
(Презентация. Демонстрация Земли)
Теперь откройте глаза и приготовьтесь выполнить тестовую работу. (Приложение 1) На партах у вас лежат карточки с тестом. На карточке напишите свою фамилию. При выполнении работы вам нужно выбрать правильный ответ и обвести его в кружок.
Приступайте к выполнению.
Ребята, заканчивайте свою работу. Перейдем к проверке. Правильные ответы на экране (получается слово - луна). Кто допустил ошибки, исправьте.
Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, нет ошибок.
(Презентация. Слайд 15-16.)
Луна-это единственный спутник земли
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На этом наше путешествие закончено. Подведем итоги.
Что мы повторили сегодня на уроке?
Что нового узнали сегодня?
Ребята, я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке и выбрать соответствующую фигуру. И поднимите её вверх, чтобы я увидела.
(Презентация. Слайд 17.)
Мне все понятно. Я молодец! | |
У меня не все получилось, но я старался! | |
Мне надо быть внимательнее! |
Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями. Я всех благодарю за активную работу на уроке. (Учитель выставляет отметки за урок)
Домашнее задание. (Презентация. Слайд 18.)
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
1уровень
№ 271 (3,5,7,9,11), 276.
Придумайте задачу, которая решалась бы с помощью уравнения:
y-12=18
2 уровень
№ 271 (3,5,7,9,11), 276,280
Придумайте задачу, которая решалась бы с помощью уравнения:
(x-10)+14=85
Урок окончен. До свидания.
Приложение 1.
Тест
Вариант – 1.
- Уравнение – это:
и) буквенное выражение
к) числовое равенство;
л) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти
2. Среди данных выражений выберите уравнение.
т) 2 + α + 5
у) х + 8 = 17
ф) (с – 8) × 3
х) 2 + 2 = 4
3. Решите уравнение и выберите правильный ответ.
k – 169 = 321.
л) 342 м) 483 н) 490
4. Решите уравнение и выберите правильный ответ.
х + 605 = 700.
а) 95 б) 12 в) 34
Вариант – 2
- Решить уравнение, значит:
и) подставить число в уравнение;
к) заменить букву в уравнении любым числом;
л) найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
- Решите уравнение и выберите правильный ответ
69 + ( 87 – х ) =103.
с) 54 т) 35 у) 53
- Решите уравнение и выберите правильный ответ
у – 708 = 194.
м) 759 н) 902 о ) 591
- В виде какого равенства можно записать то, что число m на 15 меньше числа n?
а) n-m=15
б) m-n=15
в) m+n=15
г) n+15=m
Вариант – 3
- Решите уравнение и выберите правильный ответ
511 – а = 208.
и) 201 к) 432 л) 303
- Решите уравнение и выберите правильный ответ
(x-46)+101=201
т) 7
у) 146
ф) 54
ш) 256
- Упрости: a – 41 – 20
л) a + 61
м ) a - 21
н) a - 61
4. В виде какого равенства можно записать то, что число a на 24 больше числа b?
а) a-b=24
б) a+b=24
в) b-24=24
г) a+24=b
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Космическое путешествие - урок математики в 6 классе (обобщающее повторение)
Этот урок я проводила в День Космонавтики 12 апреля.Урок-путешствие, урок-игра, с презентацией....
Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"
Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информ...
Интегрированный урок информатики и окружающего мира по теме "Космическое путешествие"
12 апреля – мы отмечаем Всемирный День Космонавтики и авиации. Поэтому вашему вниманию хочу предложить урок, посвященный этой дате. Мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.Урок является и...
Открытый урок по физической культуре во 2 классе "Космическое путешествие"
Данный урок приурочен ко Дню Космонавтики. ...
Открытый урок по математике "Космическое путешествие"
Открытый урок по математике в 5 классе по специльной (коррекционной) программе VIII вида. Два приложения в виде презентаций. Первая демонстрируется в течение урока. Вторая содержит тест, который ребят...
Интегрированный урок русского языка и математики "Космическое путешествие на планету Числяндия"(6 класс)
Интегрированный урок русского языка и математики проводится в форме игры-путешествия на планету Числяндия с целью обобщений знаний обучающихся по русскому языку по теме "Имя числительное" и по математ...
Конспект урока "Космическое путешествие" по теме "Действия с десятичными дробями". Математика. 5 класс.
Конспект урока по математике "Космическое путешествие" по теме "Действия с десятичными дробями" (5 класс). Урок имеет форму квеста, посвященного 60 летию полёту человека в космос. ...