Урок математики в 5 классе на тему"Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Повторительно-обобщающий урок в 5 классе на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_5_klasse.docx | 41.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Тип урока: урок применения знаний на практике.
Цели урока:
- Отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей;
- Развитие логического мышления, математической речи;
- Формирования умения работать в парах;
- Формирование стремления к высокому качеству результатов своего труда;
- Расширение знаний учащихся об окружающем мире;
- Воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде.
Наглядные пособия: плакат по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», плакат с растениями «Зеленая аптека Татарстана», выставка книг о растениях и животных .
Дидактический материал: дифференцированные задания на карточках.
ХОД УРОКА:
- Актуализация прежних знаний и способов действий.
- В этом году мы с вами познакомились с такими числами как натуральные, обыкновенные дроби, смешанные числа, десятичные дроби.
Но натуральные числа в основном используют при счете предметов. В науке, промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах, измерениях величин используют дроби. В частности, десятичные дроби используют чаще, чем обыкновенные дроби.
Поэтому для нас так важно уметь работать с десятичными дробями.
- Какие действия вы научились выполнять с десятичными дробями? (сложение, вычитание, сравнение, отмечать на координатном луче).
1. Закончите предложение:
1. Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби надо записать их так, чтобы …
2. Если в конце десятичной дроби приписать 6 нулей, то…
3. Из двух десятичных дробей больше та, …
4. На координатном луче одной точкой изображаются …
5. Большая дробь на координатном луче лежит…
6. В виде десятичной дроби можно изобразить только те дроби…
7. После запятой должно быть столько знаков, сколько…
8. Целую часть отделяют от дробной части…
9. Чтобы сравнить две десятичные дроби с разными целыми частями, сначала надо…
10. Второй разряд после запятой называется…
2. Подберите нужные слова
Слагаемое – сумма
Уменьшаемое - …
Вычитаемое - …
Произведение-…
Разность - …
3. Поставьте в нужные места запятые (на доске):
3,2 + 1,8 = 5 4,2 + 17 = 21,2 63 – 2,7 = 60,3
3 + 1,08 = 4,08 7,36 – 3,36 = 4 5,7 – 4 = 1,7
- Самостоятельная работа по отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
- Продолжаем знакомство с природой.
- Давайте мысленно пройдём по лугу, на котором можно встретить множество дикорастущих растений. С древних времён человек употреблял их в пищу наряду с культурными растениями. Весной свежая зелень снабжала его витаминами. Летом и осенью в неурожайные годы эти растения заменяли хлеб, часто утоляли жажду. Многие дикорастущие растения содержат набор биологически активных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности: прежде всего легкоусвояемые углеводы, витамины, минеральные соли, органические кислоты. Некоторые дикорастущие растения даже богаче этими соединениями, чем культурные растения полей, садов и огородов. Выполнив задания, вы узнаете названия этих растений.
Каждая команда получает карточку с заданиями.
Перед вами карточки с зашифрованными лекарственными растениями. Совершив действия в примере, вы определите буквы, из которых составите слово – ответ на поставленный в задаче вопрос.
Учащиеся выполняют дифференцированные задания по карточкам (в парах) и узнают названия растений.
Карточка 1
Номер задания | А | Ш | Д | И | У | Ц |
1 | 2,446 | 3,2245 | 5,155 | 4,21 | 5,65 | 3,21 |
2 | 104,24 | 100,2 | 98,92 | 107,04 | 96,41 | 33,5 |
3 | 0,2 | 0,11 | 0,15 | 1,89 | 1,98 | 7,9 |
4 | 34,75 | 5,06 | 30,7 | 4,05 | 10,8 | 30,75 |
5 | 7,18 | 30,7 | 14,49 | 15,2 | 29,43 | 32,22 |
6 | 5,38 | 6,21 | 15,96 | 14,27 | 13,4 | 4,08 |
Задания к карточке 1
- 2,145 + 3,01=
- 105,11 – 8,7 =
- Решите уравнение 1 – х = 0,89
- Решите уравнение х + 14,35 = 18,4
- В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?
- Масса двух кочанов капусты 10,67 кг, а одного из них 5,29 кг. Какова масса другого кочана?
Карточка 2
Номер задания | Ь | Н | О | Л | П | Ы |
1 | 4,946 | 5,801 | 9,446 | 8,36 | 9,77 | 9,41 |
2 | 5,06 | 3,24 | 3,44 | 4,04 | 5,16 | 5,42 |
3 | 10,74 | 0,67 | 11,456 | 12,86 | 10,86 | 9,24 |
4 | 100,4 | 179,56 | 85,6 | 100,36 | 89,4 | 94,44 |
5 | 9,81 | 3,89 | 4,11 | 5,12 | 10,1 | 8,09 |
6 | 30,85 | 24,9 | 34,55 | 30,15 | 32,515 | 29,4 |
Задания к карточке 2
- 4,41 +5,36 =
- 5,24 – 1,8 =
- Решите уравнение х – 11,3 = 1,56
- Решите уравнение 137 - х = 42,56
- Металлическую банку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.
- Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг?
Карточка 3
Номер задания | Й | Ф | А | Е | Л | Ш |
1 | 38,21 | 31,489 | 49,5 | 85,56 | 59,12 | 40,821 |
2 | 50,12 | 9,217 | 46,69 | 67,5 | 127,34 | 133,04 |
3 | 2,2 | 1,43 | 0,8 | 2,15 | 1,57 | 0,97 |
4 | 8,25 | 7,5 | 9,27 | 10,5 | 8,2 | 9,15 |
5 | 209,9 | 210,7 | 219,8 | 221,5 | 220 | 205 |
6 | 1,4 | 3,38 | 0,52 | 5 | 1,2 | 3,02 |
Задания к карточке 3
- 35,85 + 4,971 =
- 125,19 – 78,5 =
- Решите уравнение х – 0,07 = 1,5
- Решите уравнение 9 - y = 1,5
- Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
- Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.
Карточка 4
Номер задания | Р | И | Д | Н | О | К | А |
1 | 10,7 | 9,05 | 14,75 | 13,47 | 18,5 | 15,85 | 15 |
2 | 28 | 89,94 | 27,9 | 25,2 | 28,891 | 30,74 | 29 |
3 | 65,6 | 70,6 | 56,5 | 45,9 | 62,8 | 64,5 | 50 |
4 | 104,44 | 94,44 | 54,21 | 100 | 179,56 | 42,9 | 30,81 |
5 | 8 | 14,8 | 5,1 | 6,3 | 7,8 | 7 | 4,4 |
6 | 3,76 | 37,6 | 376 | 3,076 | 0,3076 | 0,0057 | 0,04 |
7 | 180,7 | 108 | 185,8 | 189,5 | 170,8 | 187,2 | 180 |
8 | 1,47 | 5 | 4,95 | 4,2 | 3,17 | 3,27 | 4,05 |
Задания к карточке 4
- 4,9 + 10,95=
- 37,5 – 8,609 =
- Решите уравнение х – 27,5 = 38,1
- Решите уравнение 137 - х = 42,56
- В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м над водой. Какова глубина реки в этом месте?
- Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.
- В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
- 4,2 – (0,98 + 1,75) =
Карточка 5
Номер задания | С | Р | Б | А | И |
1 | 7,098 | 7 | 6,918 | 7,9 | 31,299 |
2 | 14 | 8,909 | 15,21 | 14,282 | 8,7 |
3 | 69 | 71,6 | 70,5 | 12,8 | 12,6 |
4 | 6 | 23 | 13,01 | 14 | 12,59 |
5 | 90 | 47,3 | 95 | 87,1 | 80 |
6 | 28,891 | 25,543 | 7 | 25,1 | 27,28 |
7 | 141,3 | 140 | 89,3 | 123,5 | 129,5 |
8 | 0,024 | 0,24 | 2,4 | 2,04 | 0,0024 |
Задания к карточке 5
- 34,008 - 27,09=
- 8,312 + 5,97 =
- Решите уравнение х – 29,5 = 42,1
- Решите уравнение 5,29 + х = 18,3
- В одном ящике 44,8 кг яблок, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
- (37,5 – 8,609) – (3,27 + 0,078) =
- Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая на 5,9 см короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
- Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной.
Карточка 6
Номер задания | И | Л | Е | В | Д | С | Я |
1 | 0,0713 | 0,123 | 1,2513 | 27 | 0,0687 | 0,0058 | 54 |
2 | 0,941 | 0,218 | 1,211 | 11 | 587 | 12,11 | 0,1211 |
3 | 8 | 4,9 | 12,1 | 4,6 | 61,005 | 47,1 | 0,46 |
4 | 9,95 | 7,45 | 8,7 | 1,25 | 34 | 1,856 | 18,65 |
5 | 31,62 | 28,82 | 24,64 | 64,45 | 60,34 | 60,44 | 91 |
6 | 5,2 | 18,3 | 19 | 4,6 | 5,3 | 137,25 | 19,3 |
7 | 0,157 | 1,57 | 15,7 | 0,00157 | 0,1057 | 0,1507 | 157 |
Задания к карточке 6
- 0,16 - 0,0913
- 0,47 + 0,741
- Решите уравнение 12,1 – (х + 5,8) = 1,7
- В одном бидоне 8,7 л масла, а в другом на 1,25 л больше. Сколько литров масла в двух бидонах?
- (26,72 + 4,9) + (35,8 – 6,98)
- В трёх головках сыра 13,7 кг. В первой головке 4,6 кг, а во второй на 0,7 кг меньше, чем в первой. Сколько килограммов сыра в третьей головке?
- Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной.
В результате работы с карточками на доске должны появиться названия следующих растений: душица, полынь, шалфей, кориандр, барбарис, девясил.
- А теперь мы узнаем, что за растения и каковы их свойства.
ДУШИЦА – лекарственное растение, которое все реже и реже встречается на наших лугах. А все из-за того, что неправильно его собираем – вырываем с корнями. Можно выращивать и на грядке в огороде. Используется во многих лекарственных сборах против многих болезней.
ПОЛЫНЬ - существует много разновидностей этой травы. Цитварная полынь встречается очень редко, поэтому занесена в Красную Книгу. Полынь Крымская имеет печальную славу. В 1722 году во время похода Петра I на Персию около 500 лошадей отравились этой травой. Поход пришлось прервать. Полынь горькая давно используется в медицине (при заболеваниях печени, почек, желудка).
ШАЛФЕЙ – невысокий полукустарник, в диком виде в Татарстане не встречается. Поэтому его нужно сажать на грядке. Шалфей лекарственный был известен и применялся как лечебное растение еще древними греками. Его научное название «Salvia», что по-латыни означает «быть здоровым».
КОРИАНДР (кинза) – по внешнему виду напоминает петрушку, но имеет совершенно особый специфический запах, за который его порой называют клоповником. Используется не только в медицине, но и в кулинарии в качестве пряности.
БАРБАРИС – этот ветвистый и колючий кустарник знаком многим. Его плоды вкусны, красивы и целебны. Поэтому их используют не только для лечения, но и для приготовления соков, сиропов, варенья, кондитерских изделий.
ДЕВЯСИЛ – это высокое многолетнее растение, с большим корневищем. В Татарстане встречается редко, но его можно выращивать в огороде. Девясил – древнейшее лекарственное растение. Издавна на Руси считали, что оно обладает необыкновенными силами, способным избавит человека от 9 тяжелых недугов. Целебным у девясила считается корень, который используется также и в кондитерском производстве.
- О лекарственных растениях.
Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди отравлялись. Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди – травники. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе они брали крестьянских ребят.
«Луговые травы»
С бабушкой нашей пойдем далеко мы.
В луг, где ей всякие травы знакомы.
Руки мелькают, не путаясь, в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
- Вот от простуды, а вот от надсады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга. (Е.Фейерабенд)
«Зеленая аптека»
В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.
Он из дома спозаранку
Выбегает с веником,
Подметает всю полянку
Перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень
Каждый месяц, каждый день.
А однажды муравьишка
Подметал дорожку,
Вдруг упала с елки шишка,
Отдавила ножку!
От волнения сова
Перепутала слова.
«Где же «скорощь помая»?
Где же «скорощь помая»?
Спасите насекомое!»
Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают зверобой...
Вот из чащи на опушку пробирается медведь.
Он решил медвежье ушко на опушке посмотреть.
Зайцы заячьей капустой муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев – предложил бы львиный зев.
На спине у ежика листья подорожника,
Он больному обещает:
«От компресса полегчает!» -
И другое средство тоже предлагает муравью:
«Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!».
Все больного навещают, все больного угощают:
Кто морошкой, кто черникой, кто сушеной земляникой
Даже волк помочь не прочь.
Думал, думал: как помочь?
К муравейнику повез волчьих ягод целый воз.
Но заметила сорока, что от волка мало прока,
И спешит по просеке с новостью на хвостике:
«Я, друзья, не ябеда, только волчья ягода,
Даже если мытая, очень ядовитая!».
А потом девчонки пчелки притащили мед в бочонке.
Ничего, что тяжело, лишь бы другу помогло!
Муравей пощиплет травку и попьет цветочный мед,
Значит, дело на поправку обязательно пойдет.
Все лесные витамины – от брусники до малины –
Принесли ему друзья.
Ведь зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья. (П. Синявский)
- Проблемы экологии в мире.
Изречение С. Куняева призывает к ответственности человека за все живое.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди.
Как деятельность человека влияет на тонкое равновесие между живыми организмами и окружающей их средой, а также, какими способами можно защитить природу помогает узнавать наука экология.
Стали люди сильные, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках. (А. Плотников)
Палим во что попало – жаден глаз!
И рубим, и взрываем, и корежим.
Природа – мать ждет милости от нас,
А взять ее у нас она, увы, не может! (С. Викулов)
Что ж, хочу рассказ дополнить.
Дело в том, что у растений
Миллион предназначений:
Кормят, лечит, одевают,
Красотою удивляют,
Выделяют кислород.
Без него, без кислорода,
Не способна жить природа,
Не способен жить народ.
Выдыхаемый из нас.
Углекислый вредный газ,
Им, растеньям, в самый раз.
Сами видите, друзья:
Без растений жить нельзя!
Обижать растения –
Это преступление!
Повторить правила сбора растений
- Нельзя вести заготовку в одних и тех же местах.
- Нельзя вырывать корневища, луковицы, корни.
- Нельзя срывать листья на концах побегов.
- Подземные части следует собирать только после созревания и опадания семян.
- Нельзя заготавливать растения, не зная точно их внешнего вида, а так же какую часть и в какое время следует собирать.
- Не рекомендуется собирать в черте города и вблизи дорог.
ДАВАЙТЕ ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ НАШУ ПРИРОДУ И СТАРАТЬСЯ УЗНАВАТЬ О НЕЙ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ!
- Знакомство учащихся с литературой о растениях и животных.
- Дополнительное задание. Повторение решения уравнений.
Узнайте, что за лекарственное растение закодировано.
№ | Е | Й | Р | О | Б | В | З | О |
1 | 17 | 52 | 63 | 112 | 49 | 102 | 48 | 47 |
2 | 60 | 16 | 25 | 58 | 11 | 59 | 37 | 35 |
3 | 172 | 203 | 104 | 173 | 406 | 189 | 182 | 170 |
4 | 145 | 271 | 144 | 282 | 184 | 156 | 163 | 147 |
5 | 1206 | 603 | 2 | 600 | 1200 | 1 | 16 | 0 |
6 | 299 | 198 | 336 | 300 | 298 | 341 | 302 | 150 |
7 | 183 | 48 | 19 | 182 | 214 | 52 | 79 | 181 |
8 | 201 | 56 | 79 | 57 | 202 | 178 | 60 | 44 |
Решите уравнения:
- х+37=85
- у - 42=17
- 117+х=289
- 213 – х=69
- 603+х=603
- 317 – у=19
- х – 115=67
- 73+х=129
(Зверобой)
- Итоги урока. Выставление оценок. - Что нового сегодня узнали?
- Какие выводы для себя сделали?
Итак, при решении примеров мы увидели, как разнообразен окружающий нас мир и сколько полезных для вашего здоровья растений находятся вокруг нас. Берегите природу. Пользуйтесь её дарами. Закончить урок я хотела бы стихотворением (Л. Мартынов)
Слышу я Природы голос,
Прорывающийся крикнуть,
Как и с кем она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть,
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами.
И твердит Природы голос:
«В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы все не раскололось
На бессмысленные части!»
- Домашнее задание: составить 10 примеров на сложение и вычитание десятичных дробей.
Используемая литература:
1.Учебник « Математика 5».Н.Я. Виленкин и др.
2.Зеленая аптека Татарии. Л.С.Соболева, И.Л.Крылова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе по теме "сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».Цели: Обобщить изученный материал. Закрепить знания, умения и навыки сложения и вычитания десятичных дробей в ходе решения зада...
Методическая разработка урока в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Учебник «Математика -5» автор Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
Урок- сказка помогает заинтересовать учащихся, проявить свои интеллектуальные способности, расширяет кругозор....
Игра по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей".
Игра для развития регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий....
Разработка урока по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок по математике в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей" Цель этого урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления; повышение...
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....
Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....
Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" учебник "Математика 6 класс", авторы: Г.К.Муравин, О.В. Муравина....