Программа спецкурса для 9 класса «Практикум решения задач»
элективный курс по математике (9 класс)
Программа предполагает изучение вопросов, которые входят в школьный курс математики: проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spets_kurs_matematika_9_klass_2019-2020.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Едогонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла _________ /Г.В. Авдеенко/ Протокол заседания МО № ____ от «__»________20__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ______/ М.С.Лисицына/ Протокол заседания МС № ____ от «____»________20__г. | Утверждаю Директор МОУ «Едогонская СОШ» _______ /Н.С.Зыбайлова/ Приказ №____ от «____»_______20__г. |
Программа спецкурса для 9 класса
«Практикум решения задач»
уровня основного общего образования
Образовательная область: «Математика»
Разработал: Кирильчик Евгений Олегович,
учитель математики и физики
первой квалификационной категории
с. Едогон
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Едогонская средняя общеобразовательная школа»
Программа спецкурса для 9 класса
«Практикум решения задач»
уровня основного общего образования
Образовательная область: «Математика»
Разработал: Кирильчик Евгений Олегович,
учитель математики и физики
первой квалификационной категории
с. Едогон
Программа предполагает изучение вопросов, которые входят в школьный курс математики: проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций и др.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются спец. курсы, которые позволяют расширить и систематизировать знания учащихся.
Материал подобран так, чтобы вспомнить и закрепить наиболее важные темы из пройденного материала, а к концу года закрепить наиболее важные темы основного курса 9 класса. Поскольку в контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена по математике за курс средней школы включены задания по геометрии, результаты выполнения которых учитываются при определении порога успешности, то этот факт актуализирует своевременное изучение геометрии в полном объеме.
Цель курса: Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Планируемые результаты.
в направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- формирование представления о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- учиться поиску, систематизации, анализу и классификации информации, используя разнообразные информационные источники, включая учебную справочную литературу, современные информационные технологии;
- освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоении образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими о образовательной. общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждении;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные нули достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и
представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных
математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Тематическое планирование спец. курса «Практикум решения задач»
№ | Название темы | Кол- во часов |
1 | Числа и числовые выражения. | 1 час |
2 | Неравенства с одной переменной. | 1 час |
3 | Линейные неравенства. | 2 часа |
4 | Действия со степенями (буквенные и числовые выражения). | 2 часа |
5 | Задачи на проценты. | 2 часа |
6 | Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных). | 2 часа |
7 | Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением. | 2 часа |
8 | Чтение графиков функций. | 2 часа |
9 | Дробно-рациональные выражения и уравнения. | 2 часа |
10 | Арифметическая и геометрическая прогрессия. | 2 часа |
11 | Чтение графиков и диаграмм. | 1 час |
12 | Виды треугольников. Замечательные линии и точки в треугольнике | 2 часа |
13 | Вписанная и описанная окружности. | 2 часа |
14 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. | 2 часа |
15 | Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов. | 2 часа |
16 | Виды четырехугольников. Свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции | 2 часа |
17 | Формулы площадей плоских фигур. | 2 часа |
18 | Координатный и векторный методы решения задач. | 1 час |
19 | Итоговое занятие | 1 час |
Итого | 33часа |
Курс рассчитан на 33 часа (1 часа в неделю).
Календарно - тематическое планирование спец. курса «Практикум решения задач»
№ | Название темы | Кол- во часов | Форма проведения | Форма контроля | Дата | ||
1 | Числа и числовые выражения. | 1 час | Мини-лекция, практикум | Тест | 07.09 | ||
2 | Неравенства с одной переменной. | 1 час | Комбинированный урок практикум | 14.09 | |||
3 | Линейные неравенства. | 2 часа | Практикум | Тест | 21.09 28.09 | ||
4 | Действия со степенями (буквенные и числовые выражения). | 2 часа | Систематизация знаний, практикум | Тест | 05.10 12.10 | ||
5 | Задачи на проценты. | 2 часа | Мини- лекция, практикум | 19.10 26.10 | |||
6 | Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных). | 2 часа | Урок практикум | Проверочная работа | 02.11 16.11 | ||
7 | Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением. | 2 часа | Лекция, практикум | Проверочная работа | 23.11 30.11 | ||
8 | Чтение графиков функций. | 2 часа | Комбинированный урок практикум | Работа в парах | 07.12 14.12 | ||
9 | Дробно-рациональные выражения и уравнения. | 2 часа | Урок- практикум | Самостоятельная работа | 21.12 28.12 | ||
10 | Арифметическая и геометрическая прогрессия. | 2 часа | Мини-лекция, практика | Разноуровневая работа | 18.01 25.01 | ||
11 | Чтение графиков и диаграмм. | 1 час | Комбинированный урок | Комментированное обсуждение | 01.02 | ||
12 | Виды треугольников. Замечательные линии и точки в треугольнике | 2 часа | Мини-лекция, работа в парах | Разноуровневый тест | 08.02 15.02 | ||
13 | Вписанная и описанная окружности. | 2 часа | Комбинированный урок практикум | Работа в парах | 22.02 29.02 | ||
14 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. | 2 часа | Урок практикум | Самостоятельная работа | 07.03 14.03 | ||
15 | Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов. | 2 часа | Мини-лекция, практикум | Самостоятельная работа | 21.03 04.04 | ||
16 | Виды четырехугольников. Свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции | 2 часа | Систематизация знаний | Устный опрос | 11.04 18.04 | ||
17 | Формулы площадей плоских фигур. | 2 часа | Комбинированный урок практикум | Проверочная работа | 25.04 02.05 | ||
18 | Координатный и векторный методы решения задач. | 1 час | Практикум | 16.05 | |||
19 | Итоговое занятие | 1 час | Урок систематизации знаний | Тест по материалам ОГЭ | 23.05 | ||
Итого | 33 часа |
Литература:
1. Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ - 2014. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю, Ростов на/Д: Легион-М, 2014
2. Э.Н. Балаян. Геометрия. 7-9 классы. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: Феникс, 2011
3. Баврин И.И. ГИА 2011. Геометрия. 9 класс: Серия: Готовимся к экзаменам. ОГЭ.- М.: Дрофа, 2011
4. Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И. ГИА. Математика (с геометрией и теорией вероятностей). Типовые текстовые задания.- М.: «Экзамен», 2011
5. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА- 2011. Учебно-тренировочные тесты. Алгебра и геометрия: Учебно-методическое пособие/Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов -на- Дону: Легион- М, 2011
6. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Геометрия: 9-й Кл.: Тренировочные варианты для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/авт.- сост. Г.К. Безрукова, Н.Б. Мельникова, Н.В, Шевелева. – М.: АСТ: Астрель, 2011
7. Блинников А.Д. Геометрия. Сборник заданий для поведения экзамена в 9 классе - М.Просвещение, 2010.
8. Студенецкая В.Н. , Сагателова Л.С. «Математика 8-9. Сборник элективных курсов» - Волгоград : Учитель , 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...
Элективный курс физики для 11-х классов "Практикум по решению задач"
Программный материал рассчитан для учащихся 10-11 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного...
Элективный курс по математике 11 класс "Практикум по решению задач"
Элективный курс по математике 11 класс "Практикум по решению задач"...
Рабочая учебная программа спецкурса по ФИЗИКЕ «Практикум решения физических задач по механике» 10 класс
Курс призван помочь учащимся в овладении новыми методами анализа и решения задач базового, повышенного и высокого уровня по механике. В 10 классе на изучение данного раздела физики отводится 3 часа в ...
Элективный курс по физике. 9 класс. «Практикум по решению задач».
Данный курс в объёме 32 часов рассчитан на учащихся 9 класса занимающихся по учебнику «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010) Программа курса составлена с учетом гос...
Рабочая программа элективного курса по математике 10 класс "Практикум по решению задач повышенное сложности"й
Второй год можно сдавать базовый экзамен ЕГЭ по математике после 10 класса, если изучена программа курса 10-11 классов. Данная рабочая программа содержит материал 11 класса, который изучается на данно...
Рабочая программа курса 8 класса Практикум по решению задач
Рабочая программа курса 8 класса Практикум по решению задач...
- Мне нравится (1)