Статистические характеристики
методическая разработка по математике (9 класс)
Урок математики, интегрированный информатикой по теме :
«Статистические характеристики»
Тип урока: урок рефлексии
Цели:
- Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
- Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Задачи:
- Вспомнить с учащимися основные формулы математики по теме « Статистические характеристики», изучаемые ранее на уроках в 7, 8, 9 классе
- Вспомнить основные формулы , для подсчета статистических характеристик в EXCEL
- Выявить тесную связь двух дисциплин (математика, информатика) и увидеть как одна является дополнением другой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt.docx | 743.68 КБ |
statistika.ppt | 427.5 КБ |
statistika2.xls | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики, интегрированный информатикой по теме :
«Статистические характеристики»
Тип урока: урок рефлексии
Цели:
- Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
- Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Задачи:
- Вспомнить с учащимися основные формулы математики по теме « Статистические характеристики», изучаемые ранее на уроках в 7, 8, 9 классе
- Вспомнить основные формулы , для подсчета статистических характеристик в EXCEL
- Выявить тесную связь двух дисциплин (математика, информатика) и увидеть как одна является дополнением другой.
Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.
Требования к современному уроку по ФГОС
- Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
- Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Предлагаю вашему вниманию один такой урок математики, интегрированный информатикой в 9 классе.
Структура и ход урока:
Технологическая карта урока
№ п/п | Этап урока | Используемые специальные программные средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Формируемые УУД | ||||||
Познавательные | Регулятивные | Личностные и коммуникативные | ||||
1 | Мотивационный. Прием – необъявленная тема. | Учитель: «Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок – урок математики, интегрированный информатикой. На одном уроке мы с вами объединим две дисциплины – математику и информатику, и увидим как тесно они друг с другом связаны». | Проверяют готовность к уроку, внимательно слушают учителя, настраиваются на работу. | |||
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог, Умение выделять нравственный аспект поведения. | ||||
2 | Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Объявление темы урока. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 11 | Учитель: «Давайте вспомним, с какими статистическими характеристиками мы с вами познакомились в 7, 8 и 9 классах».
Учитель: «Молодцы ребята. Все, что изучалось нами ранее, мы вспомнили, вспомнили и формулы, по которым считали. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какова тема нашего урока?» На доске записывается тема урока «Статистические характеристики» | Ребята начинают вспоминать с помощью учителя то, что изучили ранее на уроках математики ( среднее арифметическое, размах, мода, медиана, частота, дисперсия), учитель направляет ход мыслей, корректирует, помогает. На доске записываются соответствующие формулы. Далее сами формируют тему урока «Статистические характеристики». | ||
Анализ объектов с целью выделения признаков. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. | ||||
3 | Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. | Учитель: «Скажите, вам кажутся эти формулы сложными? Как вы считаете, какие трудности могут возникнуть при решении задач по данной теме? Правильно, подсчеты. Это самый трудоемкий процесс». | Учащиеся соглашаются, что вычислительный процесс очень трудоемкий и с нетерпением ждут, что предложит учитель для решения этой проблемы. | |||
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. | Осознано строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Установление связи между целью деятельности и ее мотивом | ||||
4 | Построение плана по разрешению возникших затруднений | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | Учитель: «А теперь давайте посмотрим, где и как в жизни нам могут пригодиться эти знания и как с помощью таблиц EXCEL легко и быстро произвести подсчеты. Скажите, какие формулы в EXCEL помогают нам произвести подсчеты?». | Ребята начинают вспоминать формулы, которые изучали на уроках информатики для подсчета статистических характеристик. | ||
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Подведение под понятие Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Анализ объектов с целью выделения признаков. | Осуществляют самоконтроль . Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Целеполагание, выдвижение гипотез Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. | Воспринимают ответы обучающихся. Умение слушать и вступать в диалог Коллективное обсуждение проблем (при необходимости. Проявление терпения и аккуратности при построении чертежей Осознано строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. | ||||
5 | Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. |
Результаты: | Учитель: « Теперь давайте сядем за компьютеры, откроем EXCEL документ в папке statistika и откроем лист ПРАКТИКА. Отлично! А теперь введем нужные формулы и растянем их на остальные ячейки. Посмотрим, что получится» | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Подведение под понятие | ||
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия умение структурировать знания выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | составление плана и последовательности действий прогнозирование контроль коррекция оценка волевой саморегуляции | постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации разрешение конфликтов управление поведением партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; учебно-познавательная мотивация внутренняя позиция школьника, | ||||
6 | Обобщение выявленных затруднений. | Учитель: «Молодцы ребята! Мы с вами вместе заполнили данную таблицу. Какие трудности у вас возникли?» | Ребята довольны проделанной работой. Задают вопросы, которые у них возникли в процессе и с нетерпением ждут самостоятельной работы. | |||
умение адекватно, подробно, сжато,выборочно передавать содержание текста | составление плана и последовательности действий прогнозирование контроль коррекция оценка волевой саморегуляции | действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания | ||||
7 | Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. | ЗАДАНИЕ 1 Ответы: ЗАДАНИЕ 2 Ответы: | Учитель: «Теперь давайте вы самостоятельно поработаете над этой темой. Потом мы сравним результаты и сами себя оценим. Открываем лист «ЗАДАНИЕ 1» и 3 минуты выполняем задание». Время пошло…через 3 минуты Учитель: «Какие результаты у вас получились? Сравниваем с образцом. Если вы верно ввели формулы, то ответы должны получиться такие же. Если же хоть одна формула не верная – то вся строка (или столбец) будет отличаться. Проверим формулы: Формула 1 =СРЗНАЧ(C3:Q3) Формула2 =МОДА(C3:Q3) Формула 3 =СРЗНАЧ(C3:C22) Поставили себе баллы за каждую верно введенную формулу. Максимальное кол-во баллов за данную работу будет 3». Теперь откроем лист ЗАДАНИЕ 2. На эту работу я даю вам 3 минуты и мы приступим к проверке» Время пошло….через 3 минуты Учитель: « Какие результаты у вас получились в этой работе? Сверим по образцу. Какие формулы использовали? Проверим: Формула 1 =C7*F7 Формула2 =СУММ(C7:C9) Формула 3 =СУММ(I7:I9) Формула 4 =H11/C11 Поставили себе количество баллов, соответствующее кол-ву верных формул. Максимум 4 балла. Скажите, чтобы посчитать среднюю урожайность мы какой формулой пользовались? Можно ли здесь было использовать формулу среднего значения?» | Учащиеся самостоятельно выполняют работу, предлагаемую учителем, сверяют получившиеся ответы с образцом, ставят себе соответствующее количество баллов, разбирают с учителем допущенные ошибки, отвечают на вопросы учителя. | ||
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Анализ объектов с целью выделения признаков. | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; | ||||
8 | Включение в систему знаний и умений. | Учитель: « Молодцы, ребята! Мы сегодня хорошо поработали. Как вы считаете, полезным был сегодня наш урок? Что нового сегодня вы для себя выявили? Можно ли этими знаниями пользоваться в реальной жизни? | Ребята подводят итоги урока, отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. | |||
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; | ||||
9 | Осуществление рефлексии. | Учитель: « А теперь давайте оценим вашу работу на уроке, посчитайте, сколько баллов у вас получилось за решенные задачи? Критерии: «5» - 7 баллов «4» - 5,6 баллов «3» - 3,4 балла. Попробуйте дома сами составить подобные задачи из примеров реальной жизни. Мы на следующем уроке обязательно самые интересные решим. Спасибо вам большое за урок. | Учащиеся считают кол-во баллов, ставят соответствующую оценку. | |||
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка. Нравственно-этическая ориентация. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определения: Среднее арифметическое ряда чисел – частное от деления суммы этих чисел на их количество. Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим их этих чисел. Модой ряда чисел называется число, чаще других встречающееся в данном ряду.
В таблице показан расход электроэнергии за месяц жильцами девяти квартир: Номер квартиры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Расход электро- энергии (КВт * ч) 85 64 78 93 72 91 72 75 82 Составим из табличных данных упорядоченный ряд: 64, 72, 72, 75, 78, 82, 85, 91, 93 64, 72, 72, 75, 78 , 82, 85, 91, 93 МЕДИАНА Медиана
Изменим условие задачи: Номер квартиры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Расход электро- энергии (КВт * ч) 85 64 78 93 72 91 72 75 82 83 Составим из табличных данных упорядоченный ряд: 64, 72, 72, 75, 78, 82 , 83, 85, 91, 93 МЕДИАНА (78+82) /2 = 80 80 Медиана
МЕДИАНА МЕДИАНОЙ упорядоченного ряда с нечетным количеством чисел называется число, записанное посередине , а медианой упорядоченного ряда с четным количеством чисел называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине. Количество чисел ряда Медиана 2 n-1 a n 2n Медиана
Задача №1: Группу учащихся 9 класса попросили записать, какое время (в минутах) они затрачивают на выполнение дом. задания по информатике. Получили следующие ответы : 23, 18, 25, 20, 25, 25, 32, 37, 34, 26. Определите: среднее арифметическое, размах и моду и медиану данного числового ряда. Проверьте себя Решение задач
Среднее арифметическое, медиана В табличном процессоре Excel используется статистическая функция = СРЗНАЧ (диапазон ячеек). Например: = СРЗНАЧ (А1:А20) Медина в EXCEL =МЕДИАНА(диапазон ячеек) Простейшие статистические характеристики
Размах Для нахождения наибольшего и наименьшего чисел в Excel используются функции МАКС (диапазон ячеек) и МИН (диапазон ячеек). Тогда размах вычисляется по формуле: = МАКС(…) - МИН(…). Простейшие статистические характеристики
Мода Модой ряда чисел называется число, чаще других встречающееся в данном ряду. Ряд может иметь более одной моды: 47, 46, 50, 47, 52, 49, 45, 43, 52; или не иметь моды совсем: 69, 68, 66, 80, 67, 65, 71, 74, 63. В Excel используется статистическая функция = МОДА (диапазон ячеек). Простейшие статистические характеристики
Урок закончен! До свидания! ВЫХОД
Числовой ряд: 23, 18, 25, 20, 25, 25, 32, 37, 34, 26. Решение: среднее арифметическое: (23+18+25+20+25+25+32+37+34+26 ) = 26,5 10 размах: Макс = 37 Мин = 18 Размах: 37 – 18 = 19 Медиана: 18,20,23,25,25,25,26,32,34,37 Медиана= (25+25)/2=25 мода: 25 (трижды повторяющееся значение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статистические характеристики
Тестовая контрольная работа по данной теме 7 кл...
Статистические характеристики. 7 класс.
Открытый урок по теме: "Статистические характеристики, Среднее арифметическое, размах, мода и медиана в истории родного края"....
Статистические характеристики
Презентация к открытому уроку....
Урок в 7 классе по теме «Статистические характеристики »
Урок №4 "Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний" "" В данной работе В данной работе использованы тесты и материалы ЕГЭ "" ААААААА ААААААААААААААААА...
Среднее арифметическое, размах, мода – статистические характеристики.
Одна из основных задач статистики как раз и состоит в надлежащей обработке информации. Конечно, у статистики есть много других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оц...
Тема урока: «Статистические характеристики».
Цель: Создать условия для систематизации знаний учащихся по теме: « Статистические характеристики», для повторения основных понятий: среднее арифметическое, размах, мода, медиана ряда чисел, ...
Использование Excel при изучении статистических характеристик
Использование табличного процессора при изучениипростейших статистических характеристикв курсе математики 9 класса» В настоящее время в школьный курс математики включена новая содержательная лини...