Личностно-ориентированное обучение на уроках математики с элементами здоровьесберегающих технологий.
методическая разработка

Методические разработки учителя математики Ахмедовой Р.М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение

на уроках математики

с элементами здоровьесберегающих технологий.

        

                                                           

                                                                                      учитель  математики

                                                                                     ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»

                                                                                       Ахмедова Рая Магомед кызы

«Деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».

К.Д.Ушинский

Педагогическая проблема, над которой планируется работать в течение 5 лет - «Личностно-ориентированное обучения на уроках математики с элементами здоровьесберегающих технологий».

Личностно-ориентированное обучение - это обучение направленное на развитие индивидуальности, развитие личности, формирование личности.

1.Актуальность и перспективность

Сама жизнь, происходящие социально-экономические преобразования, изменение объема, состава учебных дисциплин и характера отношений учителей к процессу воспитания и образования обусловили необходимость коренного обновления системы образования.

Школа должна развить у ребенка потребности и интересы к обучению, сформировать у него ценностное отношение к своему развитию и образованию.

Поэтому главной стратегической линией образования является личностно ориентированный подход.

Актуальность темы несомненна. Использование личностно-ориентированного подхода позволяет выработать в процессе обучения на уроках математики индивидуальный подход к каждому обучающемуся, а это акцентирует внимание на особенностях личностного восприятия им предмета, реализует потребности каждого обучающегося в особом подходе, средствах обучения, повышает уровень собственных достижений и возможностей в процессе усвоения знаний на уроке и при выполнении домашнего задания.

Наша задача, задача родителей, образовательного учреждения помочь развитию личности обучающегося. Где, как не на уроках, во время изучения предмета можно помочь развиться, сформироваться личности?

2. Условия личностно-ориентированного учения:

Каждый урок должен быть построен так, чтобы

a) учитель показал как это воплощается в жизни

b) учитель создал ситуацию, требующую знаний по теме

c) учитель реально (с переживанием и чувствами) проявлял свои человеческие качества во взаимодействии с учениками

d) учитель принимал ученика таким, какой он есть

Одним словом, "Принять, понять, помочь!"Не сделать за него, не списать, а помочь ему , что бы в силу своих возможностей, потребностей, интересу своему, он сделал САМ!

Какими способами?

3. Способы достижения:

Вот это задача, которая не имеет единственного решения.

Её решение- суть всей работы каждого учителя в отдельности и всей школы в общем.

Ведь, очевидно, всё ученики разные, похожих нет:

 одни быстро усваивают информацию, другие- долго

 одним необходимо общение, другим нужна полная тишина,

 одни быстро устают на уроке, другие только к концу урока начинают активно работать

Значит, при построении урока просто необходимо всё это учитывать. Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Главной целью использования личностно-ориентированного подхода считаю обеспечение обучающихся такими условиями на уроках математики, которые позволили бы им раскрыть свои природные способности в полной мере, что проявилось бы в высоком качестве обученности детей.

Мой опыт работы пока небольшой, но по воле судьбы я работала со средним звеном обычной общеобразовательной школы, поработала с детьми разного возраста ( и старших классов в том числе), в санаторной школе, то есть дети с проблемами в здоровье, а так же моими , так скажем учениками, были сами учителя...

так вот,

1. В каждом звене для определения личных возможностей и способностей должна проводиться индивидуальная работа с каждым учеником. (в самом начале работы особенно)

Она включает в себя самостоятельные, контрольные работы, личные задания, которые ориентируют не только на стандартный подход к выполнению заданий, но и на свой поиск решения, которые активизируют творческий потенциал развивают интерес к выполнению задания.

2. Выполнение задания обязательно должно стимулироваться (индивидуально) баллами, оценками, плюсами и т. д.

Это позволяет не только активизировать работу на занятиях, но и нацеливать его на поиск своего собственного решения, нестандартного.

Стимулирование обязательно не только на уроках, но и при выполнении домашнего задания.

3. В процессе ЛО подхода в обучении разрабатываются индивидуальные задания, позволяющие активизировать учебный процесс по математике каждого ученика в той степени, в какой он способен реализовать свой внутренний потенциал по данному предмету

4. Направление собственных идей учеников по определённым заданиям проводится в индивидуальном порядке для поиска самостоятельных путей решения (в том числе и нетрадиционных)

Система ЛО обучения способствует не только развитию интереса каждого ребёнка к изучаемому предмету, но и способствует повысить уровень самостоятельности в принятии решений (и в жизни), а так же повысить самооценку каждого ученика.

Почему я ставлю тему ЛО образования в план самообразования?

1. Беспокоит то, что падает интерес школьников к обучению в школе вообще и обучению математики в частности

2. исходя из 1) идея рассматривать обучение как обеспечение права каждого ученика на индивидуальное развитие, которое не противоречит возможностям, склонностям, интересам

3. Эта идея актуальна, она отвечает потребностям нашего времени. Наша задача сделать существенным итогом пребывание учащегося в школе-сформировать личность, такие её качества, которые необходимы ученику для успешного обучения не только сегодня , но и завтра.

4. Но и, конечно, предмет математика имеет широкое практическое применение в различных сферах жизнедеятельности. Но часто получается, что ученик, имея знания, не владеет ими. А, как известно, первый компонент развития - умение применять полученные знания на практике. Это умение невозможно сформировать, если человек не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Поэтому очень важный компонент личностно ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности.

4. Из личного опыта:

Ведь по З. Фрейду "Личность - это звено между мотивацией и её реализацией". Надо иметь в виду, что интерес это синоним учебной мотивации. По И.С. Якиманской цепочка обучения выглядит так: хочу - могу - выполняю с интересом - личностно значим каждому. Интерес стоит в центре этого построения. Как его сформировать?

Я пытаюсь повышать интерес учащихся через самостоятельность и активность.

Задача учителя при ЛО подходе к обучению научить детей делать правильный выбор(в жизни- как поступить правильно, где пройти и т.д.), отвечающий его психологическому статусу.

Математика как ни какой другой предмет учит жизни. Вопросы по решению математической задачи те же, что и при решении каких-либо жизненных ситуаций, а жизненные ситуации у каждого свои и разные, то есть требуется личное их решение.

Планирование достижения цели- это выбор определённой последовательности действий, ,ведущих к цели, необходимых для этого средств и этапов.

Для организации работы планирования по достижению цели я использую вопросы-исследователи:

 На каком этапе достижения цели мы остановились?

 Что планируем сделать на следующем уроке?

 По какому плану выполняем?

 С чего начнём работу(как вы думаете?)

1. Необходимо с самого начала урока заинтересовать, нацелить, заострить внимание на том, чем будем заниматься. Сразу после орг. момента вкрадчивым голосом:

"когда то кто то почему то

верхушку пирамиды снёс

что получилось? что приключилось?

-ответить надо на вопрос.

а пирамида, стройность потеряв,

вдруг стала удручённая

и стала называть себя просто - (говорят сами )усечённая."

а дальше: тема, что для этого уже знали , чему научимся и т.д...

или на тему теоремы Пифагора:

если дан нам треугольник

да ещё с прямым углом

то квадрат гипотенузы

мы всегда легко найдём

катеты в квадрат возводим.

сумму степеней находим

и таким простым путём

к результату мы придём!

2. Активно использую на уроках фразы-помощники, выражения:

 ты так думаешь

 это твоё мнение

 ты молодчина

 как ты много сделал

 это правильный подход

 мне нравится как Вы работаете....

вместо:

 не верно

 неправильно

 не думаешь

3. Урок одной задачи.

Решаем одну задачу весь урок различными методами, а потом выбираем лучшее решение, самое короткое, самое рациональное и т.д...

4. Письмо другу. (соседу, преподавателю, президенту)

Темы самые разнообразные: я узнал по теме..., я думаю, что эту задачу надо решать так потому что..., я применяю знания по теме(где)...

5. Индивидуальные задания по мере приобретения знаний.

6. Диктанты с самооценкой, с оценкой соседа, своей подписью.

5. Использование технологий: Здоровьесберегающие технологии.(ЗОТ)

Что бы сделать процесс обучения личностно-ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самооценку, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразных и интересных для него деятельности.

Учитель не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности, уважающий эту личность независимо от его знания или незнания.

Главное- не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем, с другими учениками с целью получения знаний.

Ученик учится учиться, активно и самостоятельно участвовать в процессе обучения, а учитель обеспечивает познавательность и самостоятельность.

Одним из важных направлений решения названных задач является разработка и внедрение новых технологий.

Технологический подход к образовательным процессам неуниверсален, он лишь дополняет научные направления.

Особой из всех технологий, я думаю, является технология здоровьесберегающая.

 во-первых,ЛО технологии ставят в центр всего образования личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, её природных способностей.

 во-вторых, учащийся в рамках технологии не субъект, он- цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.

Отмечено, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов. По данным НИИ педиатрии:14% детей практически здоровы; 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 35—40% детей страдают хроническими заболеваниями. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, с нервно-психическими расстройствами увеличивается с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. Далее, табак, алкоголь, наркотики, возрастание количества ВИЧ инфицированных детей и подростков.

Обучающиеся проводят в образовательном учреждении значительную. часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги.

В образовательном учреждении должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство.

Я сегодня не говорю о качественной организации сбалансированного горячего питания(для всех, проводящих большую часть дня в учреждении) . медицинском обслуживании, спортивных занятиях. Я говорю о рациональной организации обучения, реализации образовательной программы, обучающим навыкам здорового образа жизни., о реализации здоровьесберагающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Здоровьесберегающая технология - это технология, показывающая насколько решается задача здоровья учителем ученика, это сертификат безопасности для здоровья, это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

В системе образования можно выделить 3 уровня ЗОТ:

1. уровень района, города

2. уровень школы

3. уровень класса, обеспечиваемы работой на уроке.

Здесь, на третьем уровне , учитель, выполняя учебную программу, формируя у учащихся инетерск своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнёрские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Таким образом, главная задача реализации ЗОТ - это такая организация образовательного пространства, при которой качественное обучение , развитие, воспитание не сопровождается нанесением ущерба их здоровью- задача очень сложная, трудная.

Какие методы могут быть использованы при реализации ЗОТ?

Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1. средства двигательной направленности(психогимнастики и тренинги)

2. силы природы(занятия на свежем воздухе)

3. гигиенические факторы(санПин, личная гигиена, проветривание)

4. ценностные отношения к здоровью(психопрофилактика)

Средства педагог выбирает в соответствии с условиями работы:

Ребёнок здоров, если:

 умеет преодолевать усталость

 проявляет хорошие умственные способности

 любознателен

 хорошо работает воображение

 самообучаем

 честен

 самокритичен

 коммуникабелен

 уравновешен

Медицинское определение здоровья- совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация в окружающей среде. Термин ЗОТ появился недавно. Возникновение его связано с системой образования, созданием условий для учащихся, обеспечивающих их здоровье.

ЗОТ реализуется но основе ЛО подхода. Предполагается активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта, формировании ответственногости за своё здоровье и здоровье других.

ЗОТ - отсутствие стресса адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания.

ЗОТ - учёт особенностей возрастного развития и разработка (отсюда) стратегии соответсв. особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности.

ЗОТ - это создание благоприятных эмоциональн-психологического климата в процессе.

ЗОТ - зрительно пространственное восприятие. отдельно зрительного . отдельно пространственного., способность скопировать простые геометрически фигуры, сочетание фигур, пересекающие линии, соблюдение размеров, масштабов.

Одно из требований ЗОТ - регулярное проведение экспресс диагностикисостояния учащихся, отчёт о полученных результатах. Неожиданные смешные ситуации вызывают искренний смех. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.

Итак, создать здоровый климат в группе, здоровое отношение друг к другу, к учителю, к делу, вот то, что мы можем собственным примером (как в жизни) без равнодушия, с сопереживанием.

Л.Н. Толстой сказал: "Человек есть дробь. Числитель -сравнительно с другими -достоинства человека. Знаменатель - оценка человеком самого себя. Увеличить числитель - не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель, своё мнение о себе и этим приблизиться к совершенству. Совершенство - единица."

Считаю, что самое главное при работе с детьми, это принять - понять-помочь и не


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »

Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...

Физкультминутки на уроках физики как элемент здоровьесберегающих технологий

Физкультминутки на уроках физики как элемент здоровьесберегающих технологий...

Практико-ориентированное обучение на уроках с применением элементов ТРИЗ-технологии.

Творческое решение изобретательских задач – это наука о развитии мышления в любой области творчества....

Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий

Использование здоровьесберегающих технологий  в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, проявлять свои творческие способности, а учителю э...

Примеры применения на уроках математики и информатики здоровьесберегающих технологий.

Главным аспектом приведенных примеров является создание особого режима обучения, направленного на предупреждение негативных сдвигов состояния здоровья....

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...