Практико-ориентированное обучение на уроках с применением элементов ТРИЗ-технологии.
методическая разработка по биологии ( класс) на тему
Творческое решение изобретательских задач – это наука о развитии мышления в любой области творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko_orientirovannoe_obuchenie_na_urokah_s_primeneniem_triz_tehnologii.docx | 153.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированное обучение на уроках
с применением элементов ТРИЗ-технологии
Иванова Людмила Александровна
учитель биологии
Практико-ориентированное обучение заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих иное построение учебной деятельности. Это такой способ организации обучения, когда содержание и формы прямо направлены на всестороннее развитие ребенка. И, прежде всего: на способы самостоятельного постижения знаний; на развитие мыслительных способностей в процессе осуществления практической деятельности; на эмоциональное отношение к содержанию образования.
Такой подход культивирует творческое мышление, а это при сложившихся современных условиях – главное.
ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ? Творческое решение изобретательских задач – это наука о развитии мышления в любой области творчества. Главное отличие тризовского мышления от других видов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам. Основоположником этой науки стал писатель-фантаст Генрих Альтшуллер в 1946 г. Эта наука предполагалась для решения изобретательских задач в технике. ТРИЗ в педагогике применяться стала только в конце 80-х. Элементы ТРИЗ являются весьма эффективным средством для развития мышления учащегося. Основной постулат науки и практики ТРИЗ: всё подвергай сомнению!
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Изобретательская задача - содержит проблему, которую надо решить, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед решающим стоит вопрос: «Как быть?» Решению творческих задач детей надо обучать. Необходимо познакомить учащихся с инструментарием ТРИЗ: противоречие, алгоритмом решения.
Алгоритм методики решения противоречий.
- Прочитайте условие проблемы и определите проблемную систему.
- Определите функцию системы, выполнение которой создаёт проблему.
- Запишите противоположное значение этой функции, которое позволит решить проблему.
- Запишите противоречие по формуле: система должна выполнять «проблемную» функцию потому, что (для того чтобы…) и должна выполнять «новую», противоположную «проблемной», функцию для того, чтобы …
- Укажите идеальное решение проблемы - система выполняет обе функции при минимальных изменениях.
- Решите противоречие с помощью следующих приёмов:
- разделение противоположных требований в пространстве системы или системы и окружающей среды;
- разделение времени противоположных требований;
- переход к антисистеме- системе, противоположной данной по своей структуре или функциям;
- объединение двух или нескольких систем для выполнения противоположных требований;
- выделение из системы элемента, выполняющего противоположное требование и преобразование его в самостоятельную систему;
- изменение агрегатного состояния системы или части внешней среды для выполнения противоположного требования.
7. Выберите решения, близкие к идеальному.
Пример решения проблемы с помощью методики решения противоречий (по алгоритму).
Буревестники строят гнёзда на скалах островов, однако крысы способны забираться по отвесным скалам и поедать яйца и птенцов буревестника. Учитывая, что буревестники занесены в Красную книгу, предложите способы защиты гнёзд буревестников от крыс.
1. Прочитайте условие проблемы и определите проблемную систему - проблемными системами могут быть гнездо, скала и крыса. Для решения противоречия возьмём в качестве примера скалу.
2. Определите функцию системы, выполнение которой создаёт проблему -скала открыта для крыс.
3. Запишите противоположное значение этой функции, которое позволит решить проблему – скала должна быть закрыта для крыс.
4. Запишите противоречие по формуле: система должна выполнять «старую» функцию для того, чтобы……. и должна выполнять «новую», противоположную «старой», функцию для того, чтобы …
5. Укажите идеальное решение проблемы минимальными изменениями скалы: люди закрывают её от крыс.
6. Решите противоречие с помощью следующих приёмов:
1)разделение противоположных требований в пространстве системы или системы и окружающей среды – рядом со скалой устанавливается щит ( нижняя поверхность скалы), который обрабатывается специальным лаком, клейким веществом, отпугивающим лаком;
2)разделение времени противоположных требований – вещества для защиты от крыс наносятся на поверхность скалы во время гнездования птиц;
3)переход к антисистеме - системе, противоположной данной по своей структуре или функциям – на скале создаются козырьки, непроходимые для крыс ;4)объединение двух или нескольких систем для выполнения противоположных требований – объединение поверхности скалы с телами и веществами, делающими скалу неприступной для крыс, например, клейкая полоса с козырьками;
5)выделение из системы элемента, выполняющего противоположное требование и преобразование его в самостоятельную систему – ограничение ареала обитания крыс с помощью деротизаторов;
6)изменение агрегатного состояния системы или части внешней среды для выполнения противоположного требования – создание нефтяных каналов по периметру скал.
7. Выберите решения, близкие к идеальному, предоставляется учащимся (т.е. вам).
Пример 2. Размножение пресмыкающихся
Пресмыкающиеся – это животные, которые смогли перейти к размножению на суше. Их эволюционные предшественники Рыбы и Амфибии откладывают икру в воду. В воде происходит ее оплодотворение и развитие зародыша. Как должна была измениться икринка, чтобы зародыш успешно развивался в наземных условиях?
Такая постановка вопроса заставляет вернуться к недавно изученному материалу по теме «Рыбы» и уточнить, до этого казавшееся понятным, представление о строении икры. Причем сразу становится очевидной зависимость строения от функции, условий и ресурсов. Далее меняем условия и ресурсы при неизменной функции и рассматриваем возможные варианты изменения строения.
Класс | Земноводные | Пресмыкающиеся |
Среда обитания | Водная, наземно-воздушная | Наземно-воздушная, водная |
Размножение | вода | суша |
Структура | Икринка : зигота, покрытая студенистой оболочкой, через которую проходит газообмен и желточный мешок с запасом питательных веществ. | Яйцо: ? |
1.Противоречие: для защиты зародыша от высыхания в воздушной среде появляется непроницаемая для испарения воды скорлупа. Но если яйцо покрыто непроницаемой скорлупой, как осуществляется газообмен? Как зародыш будет дышать?
Обращаемся к алгоритму решения противоречий (и изобретаем яйцо).
Алгоритм методики решения противоречий.
- Прочитайте условие проблемы и определите проблемную систему… скорлупа яйца
- Определите функцию системы, выполнение которой создаёт проблему…… очень плотная, непроницаемая для воздуха и не позволяющая дышать зародышу.
- Запишите противоположное значение этой функции, которое позволит решить проблему…… не плотная, проницаемая для воздуха скорлупа.
- Запишите противоречие по формуле: система должна выполнять «проблемную» функцию потому, что (для того чтобы…) и должна выполнять «новую», противоположную «проблемной», функцию для того, чтобы …………..
Оболочка яйца должна быть непроницаемой для того, чтобы не испарялась вода из яйца и должна быть проницаемой, для того чтобы обеспечить газообмен для дыхания.
- Укажите идеальное решение проблемы - система выполняет обе функции при минимальных изменениях…… скорлупа плотная и проницаемая.
6.Решите противоречие с помощью следующих приёмов:
1.разделение противоположных требований в пространстве системы или системы и окружающей среды;
Отдельный резервуар с воздухом расположен внутри яйца.
2.разделение времени противоположных требований; (не имеет смысла)
3. переход к антисистеме- системе, противоположной данной по своей структуре или функциям;
Скорлупа плотная, но имеет мелкие отверстия.
4.объединение двух или нескольких систем для выполнения противоположных требований; плотная скорлупа с микро - отверстиями и отдельная часть яйца с запасом воздуха(воздушная камера).
5. выделение из системы элемента, выполняющего противоположное требование и преобразование его в самостоятельную систему (не имеет смысла);
6.изменение агрегатного состояния системы или части внешней среды для выполнения противоположного требования (не имеет смысл); Выберите решения, близкие к идеальному.
2.Противоречие: для защиты зародыша от высыхания в воздушной среде появляется непроницаемая для испарения воды скорлупа. Но если яйцо покрыто непроницаемой скорлупой, как осуществляется поступление питательных веществ?
Алгоритм методики решения противоречий.
1. Прочитайте условие проблемы и определите проблемную систему…
2.Определите функцию системы, выполнение которой создаёт проблему ..
3.Запишите противоположное значение этой функции, которое позволит решить проблему…….
4.Запишите противоречие по формуле: система должна выполнять «проблемную» функцию потому, что (для того чтобы…) и должна выполнять «новую», противоположную «проблемной», функцию для того, чтобы …………..
5.Укажите идеальное решение проблемы - система выполняет обе функции при минимальных изменениях ………
6.Решите противоречие с помощью следующих приёмов:
1. разделение противоположных требований в пространстве системы или системы и окружающей среды;
- разделение времени противоположных требований;
- переход к антисистеме- системе, противоположной данной по своей структуре или функциям;
- объединение двух или нескольких систем для выполнения противоположных требований;
- выделение из системы элемента, выполняющего противоположное требование и преобразование его в самостоятельную систему;
- изменение агрегатного состояния системы или части внешней среды для выполнения противоположного требования;
7. выберите решения, близкие к идеальному.
3.Противоречие: для защиты зародыша от высыхания в воздушной среде появляется непроницаемая для испарения воды скорлупа. Но если яйцо покрыто непроницаемой скорлупой, как осуществляется выведение продуктов метаболизма? Работа по алгоритму. Результаты работы учащихся по изобретению приспособлений предлагаю сравнить с «изобретениями» природы.
Как проникают через непроницаемую скорлупу: | Особенности строения яйца: |
воздух | наличие в скорлупе пор, наличие подскорлуповой воздушной камеры |
питательные вещества | невозможность поступления извне через скорлупу компенсируется запасом питательных веществ в желточном мешке |
продукты метаболизма | невозможность выведения наружу через скорлупу компенсируется наличием пузыря для сбора жидких продуктов обмена – аллантоиса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках физики"
В статье приводится описание элементов ТРИЗ-технологии, которые можно применять на уроках физики в основной школе....
Практико-ориентированное содержание обучения математике
Применение приема «Зигзаг» создает в классе игровую атмосферу – дети чувствуют себя комфортно. Более того, увеличивается доля общения учеников между собой и, соответственно, уменьшается доля общения у...
Урок химии в 9 классе "Железо и его соединения" с элементами ТРИЗ технологии
Урок проводится для закрепления полученных знаний по теме "Железо". На данном уроке используется большое количество методических приемов. Креатив- бой проходит по принципу игры "Что? Где? Когда". Пере...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...
Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Авторы статьи описывает опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары в использовании элементов ТРИЗ-технологий как средства развития речи. Статья предназначена для педагогов...
Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся.
Одним из важнейших элементов развития математической грамотности являются практико-ориентированные задачи. Решая такие задания, ребята учатся применять полученные знания в повседневной жизни.https://d...