Урок математики в 6 классе
план-конспект урока по математике (6 класс)
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме"Прямая и обратная пропорциональность" С приложениями: презентацией к уроку и раздаточным материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики в 6 классе | 502.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Быкова М.Н.
Класс: 6
Учебник : Математика.6 класс –Изд.2-е.перераб./Г.В. Дорофеев , Л.Г.Петерсон –
М.:Издательство «Ювента», 2010.
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Прямая и обратная пропорциональность»
Основные цели:
1) формировать способность к обобщению известных фактов, к выявлению соответствий между величинами; научиться распознавать вид зависимости, записывать формулу зависимости по условию задачи, решать задачу;
2) повторить и закрепить свойство и преобразования пропорций, правила решения задач на проценты.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор
Раздаточный материал: сигнальные карточки; пробное задание; задание №1; задание №2; карточка рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
– Что вы изучали на прошлом уроке? (Мы познакомились с разными зависимостями.)
- Какие способы задания зависимостей вы знаете? (Формулой, таблицей и графиком.)
- Сегодня вы продолжите работать с зависимостями и узнаете как называются два вида зависимостей, и какой формулой они задаются
- А теперь я предлагаю поработать устно. СЛАЙД №1
Сравните |
| ||
> | = | < | |
| > | = | < |
> | = | < |
- Чем вы воспользовались при выполнении задания?
- Что общего в первых трех примерах? (У дробей одинаковые числители.)
- Если числитель дроби зафиксировать, а знаменатель увеличивать, что будет происходить с дробями? (Значение дробей будет уменьшаться.)
- Как иначе сформулировать правило сравнение дробей с одинаковыми числителями, если перейти к терминам: делимое, делитель, частное? (Чем больше делитель при постоянном делимом, тем меньше будет частное.)
Сравните |
| ||
26∙37 и 25∙37 | > | = | < |
26∙15 и 26∙17 | > | = | < |
4∙17 и 4·1,7 | > | = | < |
- Что общего в последних трех примерах? (Один из множителей постоянен.)
- Если один множитель зафиксировать, а второй увеличивать, что будет происходить с произведением? (Произведение будет увеличиваться.)
- Какой вывод вы можете сделать? (Чем больше один из множителей при постоянном другом множителе, тем больше будет произведение.)
- В домашней работе, какие операции с зависимостями вам пришлось выполнять? (Составлять формулу зависимости, составлять по графику таблицу, составлять по таблице формулу.)
-Я предлагаю проверить некоторые задания из домашней работы:
№№ 154; 155 СЛАЙДЫ 1-2
Вопросы по № 154.
- Посмотрите по таблице, что происходит со значениями массы?
(Масса увеличивается.)
- Как? (На 1 кг.)
- Как ведет при этом себя стоимость яблок?
(Стоимость яблок тоже увеличивается.)
- На сколько увеличивается стоимость яблок при увеличении их массы на 1 кг?
(На 80 кг.)
- Какую формулу можно составить? (С = 80m.)
Вопросы по № 155.
- Посмотрите по таблице, что происходит со временем? (
Значения переменной t увеличиваются.)
- Что происходит при этом со скоростью? (Скорость уменьшается.)
-Проверьте, какой график получился
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
-У нас сегодня урок открытия нового знания. какое задание я вам сейчас предложу (пробное) Вариант 1- задача а, вариант 2- задача б.
- Зависимость между какими величинами рассматривалась в первой задаче?(стоимость и количество)
- Как изменяется стоимость , если количество увеличивается?
- Зависимость между какими величинами рассматривалась во второй задаче?( между скоростью и временем)
- Как изменяется время . если скорость увеличивается?
Одна из этих зависимостей называется прямой пропорциональной зависимостью, а другая - обратной пропорциональной зависимостью. Это и будет тема сегодняшнего урока.
Тема урока записывается в тетрадь. (СЛАЙД № 8.)
- Ребята, когда мы встречаемся с новым понятием что мы должны сделать?(новое понятие определить)
Откройте учебник на стр. 40 и найдите определение прямой и обратной пропорциональной зависимости.
СЛАЙД №9.
- Выберите из домашней работы номер, в котором рассматривалась прямая пропорциональная зависимость. (№ 154.)
- Как вы думаете, почему она получила такое название? (Графиком этой зависимости является прямая линия.)
- Встретилась ли вам в домашней работе обратная пропорциональная зависимость? (Да в № 155.)
ЗАДАНИЕ №1.
Определите вид зависимости. Запишите в таблицу.(в таблицу записываем только номер)
- Длина стороны прямоугольника и площадь прямоугольника, если вторая сторона постоянна.( а= 10 см)
- Пройденный путь и время движения, если скорость движения постоянна.(v=60 км\ч)
- Количество купленного мороженного при одинаковой сумме карманных денег, если цена снизилась.( количество денег 100 рублей)
- Выручка кассы кинотеатра и количество проданных билетов. (цена билета 250 руб)
- Количество купленного мороженного при одинаковой сумме карманных денег, если цена снизилась.( количество денег 100 рублей)
- Время выполнения той же самой работы, если производительность увеличилась вдвое.
- Время наполнения бассейна и количество литров воды, наливаемой через трубу (Объем бассейна 24 м³)
- Пройденный путь и время движения, если скорость движения постоянна.(v=60 км\ч)
- А теперь давайте попробуем построить формулу для каждой зависимости.
ЗАДАНИЕ №2
Определи, является ли зависимость между величинами прямой или обратной пропорциональностью:
1. скорость от времени движения на участке пути в 50 км;
2. путь, пройденный за 3 ч, от скорости движения;
3. путь, пройденный со скоростью 5 км/ч от времени, за которое он пройден;
4. время на участке пути в 48 км от скорости движения.
- Какие следующие действия будете выполнять? (Определим вид зависимости).
СЛАЙД №5
План:
построить формулу;
построить по формуле таблицу;
установить, как ведет себя одна переменная по отношению к другой;
сделать выводы: какая зависимость прямая, а какая обратная.
сформулировать алгоритм.
1.
t | 1 | 2 | 5 | 10 | 25 | 50 |
v | 50 | 25 | 10 | 5 | 2 | 1 |
Постоянным в формуле является__________делимое________
Значения переменной t____увеличиваются_______________
Значения переменной v____уменьшаются_______________
Зависимость между переменными______обратно пропорциональная______
2.
v | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
s | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 |
Постоянным в формуле является__________множитель_______
Значения переменной v____увеличиваются_______________
Значения переменной S____увеличиваются_______________
Зависимость между переменными______прямо пропорциональная______
3.
t | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
s | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Постоянным в формуле является__________множитель_______
Значения переменной t____увеличиваются_______________
Значения переменной S____увеличиваются_______________
Зависимость между переменными______прямо пропорциональная______
4.
v | 2 | 4 | 6 | 8 | 12 | 24 |
t | 24 | 12 | 8 | 6 | 4 | 2 |
Постоянным в формуле является__________делимое_______
Значения переменной v____увеличиваются_______________
Значения переменной t____уменьшаются______________
Зависимость между переменными______обратно пропорциональная______
- В математике постоянную величину принято обозначать буквой k, а переменные величины x и у. Запишите в общем виде формулы прямой и обратной пропорциональных зависимостей.
ФОРМУЛЫ вывешиваются на доску.
прямая пропорциональная
зависимость
обратная пропорциональная зависимость |
- Опираясь на полученные выводы, постройте алгоритм.
алгоритм определения вида зависимости:
1) Записать формулу произведения. 2) Определить, какая величина постоянна. 3) Если постоянен один из множителей, то произведение и второй множитель находятся в прямой пропорциональной зависимости. 4) Если постоянно произведение, то множители находятся в обратной пропорциональной зависимости. |
3. Первичное закрепление во внешней речи
№ 160 Задание выполняется на доске.
– Как называются такие зависимости? (Прямая пропорциональность.)
№ 163 1 (а)
– Какая величина постоянная? (t — const.)
- Каким компонентом она является? (Множителем.)
– Какая зависимость? (Прямая пропорциональность.)
– Что это значит? (Если скорость увеличивается в 1,5 раза, значит, расстояние увеличивается в 1,5 раза.)
– Как же найти это расстояние? (60 · 1,5 = 90 (км).)
3 (б)
– Какая формула зависимости? (C = an.)
– Какая величина постоянная? (С — const.)
- Каким компонентом она является? (Произведение.)
– Какая зависимость? (Обратная пропорциональность.)
– Что это значит? (Если цена уменьшится на 50%, то есть в 2 раза, значит, число порций увеличится в 2 раза.)
– Как найти количество порций мороженого? (12 ⋅ 2 = 24 (шт).)
№ 164
Прямая | Обратная | Ни та ни другая |
P = 5,2b K = M = m : 5 | с = 4 : d ab = 18 | a = 8q + 1 s = vt S = a² |
№ 162 (3, 4, 5, 6)
Формула | 24 = an | |
Коэффициент | k = 120 | k = 24 |
Постоянный компонент | множитель | произведение |
Зависимость | прямая пропорциональность | обратная пропорциональность |
Формула | 300 = pt | |
Коэффициент | k = 7 | k = 300 |
Постоянный компонент | множитель | произведение |
Зависимость | прямая пропорциональность | обратная пропорциональность |
№ 166 (1)
Масса, г | Р% | |
1-й раствор 2-й раствор | 100 100 + 200 | 30% ?% |
Класс разбивается на группы (по желанию учащихся), которые решают задачу разными способами.
Решение.
1-й способ:
1) 100 + 200 = 300 (г) — масса 2-го раствора;
2) — масса соли;
3) — концентрация 2-го раствора.
2-й способ:
1) 300 : 100 = 3 раза;
2) 30% : 3 = 10% — концентрация 2-го раствора.
Возможен диалог:
– Какой формулой воспользовались? (m = pM.)
– Какая величина постоянная? (m — const.)
– Каким компонентом она является? (Произведение.)
– Какая зависимость? (Обратная пропорциональность.)
– Что показывает обратная пропорциональность? (Во сколько раз увеличивается масса раствора, во столько раз уменьшается его концентрации
4. Рефлексия деятельности на уроке
– Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? (Существуют прямая и обратная пропорциональности.)
– Где используются «открытые» знания? (При решении задач.)
- Какую цель ставили перед собой на уроке? (Получить алгоритм, с помощью которого можно определять вид зависимости).
Домашнее задание:
п. 2.4.2.; №№ 169 (1), 170 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку
технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...
Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).
Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7 класса; интеллект-карта...
урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация
решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....
урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"
урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...