Элективный курс "Математическая статистика"
элективный курс по математике (10, 11 класс)
Современная школа живёт в условиях реформ. Обозначены основные направления развития российского образования на предстоящие годы: совершенствование стандартов и программ; поддержка инноваций в системе образования и другие. Главная задача, стоящая перед каждым учителем – дать ученику достойное и качественное образование, это его конституционное право.
Вопрос о введении основ статистики и вероятности в содержание школьного математического образования перешел из области теоретических споров в сферу школьной практики, что обусловлено значением и местом вероятностно-статистических понятий в системе знаний и представлений современного человека.
Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и повседневной хозяйственной и производственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_2.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сиверская гимназия»
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель ШМО Директор
___________Трофимова Л. В. ______________Окунева С. В.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»
Учитель Бруханская Елена Александровна
Пояснительная записка
Современная школа живёт в условиях реформ. Обозначены основные направления развития российского образования на предстоящие годы: совершенствование стандартов и программ; поддержка инноваций в системе образования и другие. Главная задача, стоящая перед каждым учителем – дать ученику достойное и качественное образование, это его конституционное право.
Вопрос о введении основ статистики и вероятности в содержание
школьного математического образования перешел из области теоретических
споров в сферу школьной практики, что обусловлено значением и местом
вероятностно-статистических понятий в системе знаний и представлений
современного человека.
Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и повседневной хозяйственной и производственной деятельности.
Элективный курс «Математическая статистика» выполняет одну из главных функций современного образования: показывает связь теоретической математики с жизнью. Учащиеся узнают об очевидной универсальности вероятностно-статистических законов, которые широко применяются в современной химии, физике, биологии, социально-экономических науках, военном деле и т. д.
Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать жизненные задачи: выбор наилучшего из возможных вариантов, оценка степени риска, шансов на успех и др. Кроме того, он рассчитан на развитие самостоятельности, умения работать в команде, толерантности, реализации межпредметных компетенций, умения работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.
Данный элективный курс предназначен для широкого круга учащихся 11 класса вне зависимости от выбранного профиля обучения, так как способствует повышению навыков соотнесения вероятного и достоверного, справедливости и несправедливости в играх и других реальных жизненных ситуациях. На стадии профильной подготовки он повышает вероятность того, что выпускник школы сделает осознанный и успешный выбор.
Курс призван дать учащимся теоретический материал по основам теории
вероятностей и статистики, обучить решению задач, помочь, предостеречь от возможных ошибок, помочь осознать типичные заблуждения.
Особенность курса — возможность использовать компьютер в качестве
универсального источника случая, позволяющего в считанные секунд
провести миллионы случайных экспериментов и получить достаточно точные статистические оценки вероятности.
Общий объем курса составляет 34 часа.
Цель курса состоит в ознакомлении учащихся со случайными величинами и числами, столь необычными для школьников и естественными в повседневной жизни; развитие в них стохастического аспекта. Этот курс поможет осознать, что многие законы природы и общества имеют вероятностный характер, что много реальных явлений и процессов описываются вероятностными моделями.
Задачи курса:
- получение знаний о математической статистике и основных элементах теории вероятностей;
- развитие творческих способностей и дарований;
- формирование устойчивого интереса к изучению математики;
В процессе обучения учащиеся узнают:
- место статистики в изучении окружающего мира;
- природу и механизм возникновения случайных величин;
- основные понятия математической статистики;
- суть критериев статистической проверки гипотез.
При обучении статистике можно использовать стохастические игры, статистические исследования, эксперименты со случайными исходами, мысленные статистические эксперименты и моделирование.
В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.
Предполагаются следующие формы организации обучения:
- индивидуальная, групповая, коллективная;
- взаимное обучение, самообучение, саморазвитие.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности - лекции, консультации, самостоятельную работу, творческую проектную работу и т.п.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:
- самостоятельная работа;
- срезы знаний, умений в процессе обучения;
- итоговый контроль.
Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческую активность и результативность учащихся.
Динамика интереса отслеживается с помощью анкетирования на первом и последнем занятиях, собеседования в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ.
Итоговый контроль предусматривает:
I раздел – творческая подборка вероятностных задач и их защита.
II раздел – собеседование.
III раздел – написание и защита рефератов.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Тема урока | ТСО |
Раздел I. Статистика и вероятность. | |||
1-2 | Табличное и графическое представление информации. | Демонстрационный материал | |
3-4 | Гистограммы выборок. | Демонстрационный материал | |
5-6 | Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. | Демонстрационный материал | |
7-10 | Решение комбинаторных задач. | Демонстрационный материал «Комбинаторные задачи: перебор возможных вариантов, правило умножения». | |
11-12 | Формулы для числа перестановок, размещений, сочетаний. | CD« Математика 5-11 кл.» Упражнения. «Вероятность и комбинаторика» | |
13-14 | Вероятность случайных событий. | CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория «Вероятность и частота исходов» | |
15-16 | Условная вероятность. Независимость событий и испытаний. | Демонстрационный материал | |
17 | Вероятность и статистическая частота наступления события. | Опорный конспект, сборник задач | |
Раздел II. Основные понятия математической статистики | |||
18-20 | Статистическая вероятность. | Демонстрационный материал | |
21 | Случайные величины и их природа. | Демонстрационный материал | |
22 | Законы распределения случайных величин. | Демонстрационный материал | |
23-24 | Выборки и выборные функции. | Демонстрационный материал | |
25-26 | Формула Бернулли. | Демонстрационный материал | |
Раздел III. Статистическое оценивание и прогноз | |||
27-28 | Методы построения оценок. | Демонстрационный материал | |
29-30 | Оценка вероятности события по его частоте. | Демонстрационный материал | |
31-32 | Проверка гипотез. | Демонстрационный материал | |
33-34 | Итоговое занятие. | Опорный конспект, сборник задач |
Содержание курса «Математическая статистика»
Раздел I. Статистика и вероятность.
Табличное и графическое представление информации; гистограммы выборок.
Поочередной и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества; решение комбинаторных задач. Вероятностное пространство как модель реального эксперимента; элементарные исходы и случайные события; различные определения вероятности; формулы для числа перестановок, размещений и сочетаний; биноминальные коэффициенты, треугольник Паскаля и его свойства.
Комбинаторика в вычислении вероятностей. Правила умножения и
сложения. Перестановки и размещения, факториал. Сочетания, бином
Ньютона, треугольник Паскаля. Комбинаторные правила и формулы в
задачах на вычисление вероятностей. Классические вероятностные модели
с выбором элементов из конечного множества.
Свойства вероятностей. Противоположное событие и его
вероятность. Объединение и пересечение событий, диаграммы Эйлера.
Несовместные события, правило сложения вероятностей. Независимые
события, правило умножения вероятностей. Условная вероятность
Классический способ нахождения вероятности случайных событий; правило сложения вероятностей; геометрические вероятности; условная вероятность; два подхода к определению условной вероятности; правила умножения вероятностей.
Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события; вероятность и статистическая частота наступления события; формула полной вероятности.
Раздел II. Основные понятия математической статистики.
Место статистики в изучении окружающего мира. Случайные события и вероятность. Случайные события. Случайный эксперимент и его исходы.
Случайные величины и их распределения. Понятие случайной
величины, примеры. Распределение вероятностей случайной величины.
Примеры распределений. Математическое ожидание и дисперсия. Случайные
величины в статистических наблюдениях. Связь числовых характеристик
выборки и случайной величины, закон больших чисел.
Анализ данных. Сбор и анализ статистических данных. Таблицы.
Линейные, столбчатые, круговые диаграммы, диаграммы рассеивания.
Закон распределения случайной величины. Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, мода, медиана, размах, дисперсия, стандартное отклонение.
Испытания Бернулли. Повторные независимые испытания, успех и
неудача. Число успехов в испытаниях Бернулли. Наивероятнейшее число
успехов и распределение Бернулли. Вероятности различных событий в
испытаниях Бернулли. Теорема Бернулли об отклонении частоты от
вероятности.
Раздел III. Статистическое оценивание и прогноз.
Точечные и интервальные оценки характеристик выборки.
Методы построения оценок и вычисления их погрешностей.
Оценка вероятности события по его частоте.
Определение наиболее вероятного исхода случайного эксперимента.
Проверка гипотез: уровень значимости, ошибки первого и второго рода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике"
Программа элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» предназначена для обучающихся 10 – 11-х классов.Программа ориентирована на овладение обучающимися знаниями и умениями...
Программа элективного курса- Элементы статистики и теории вероятностей 9 класс
Данная программа разработана для учащихся 9 класса. Программа на 17 часов ( 1 полугодие). Курс рассматривает основные вопросы статистики, задач комбинирования и теории вероятностей....
Элективный курс "Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей"
Данный элективный курс разработан для учащихся 9 класса с целью предпрофильной подготовки, которая повышает вероятность того, что выпускник после 9-го класса сделает осознанный и успешный ...
Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов "Статистика знает все"
Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики...
Рабочая программа элективного курса "Вероятность и статистика",5 класс
Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа и КТП элективного курса 9 класс "Элементы статистики и теории вероятностей"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение элементы статистики и теории вероятностей на начальной ступени направлено на достижение следующих целей:·...