Гуманная педагогика.
статья
Применение гуманно-личностной технологии Амонашвили на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumannaya_pedagogika.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманная педагогика
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но в их душах и сердцах».
Ш.А. Амонашвили
Современное образование невозможно без обращения к личности. Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Как сделать каждый урок радостным и интересным? Как не только передать ребятам знания, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать?
Нельзя заниматься только одной задачей: вооружением подрастающего поколения знаниями, умениями и навыками, а точнее, подготовкой школьников к сдаче единых государственных экзаменов, приспособлением их к жизни.
Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Школьный курс математики не всем дается легко, дети теряют интерес к обучению, как достичь психологической комфортности в обучении математике?
На своих уроках я использую гуманистические идеи Шалвы Александровича Амонашвили. Дважды мне посчастливилось встретиться с этим замечательным человеком.
Шалва Александрович Амонашвили – известный советский, российский педагог и психолог, почетный академик Российской академии образования, руководитель лаборатории Гуманной педагогики при Московском государственном педагогическом университете. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Его методики воспитания и обучения направлены на личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями. Они дают мощный толчок к знаниям и духовному развитию ребенка. Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней он в 1961 году первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками. Цель у эксперимента была одна – вырастить просто хороших людей. Шалва Александрович считает, что она была достигнута. Сегодня по методике Амонашвили работают школы во многих странах мира.
Что же это за явление в педагогическом пространстве – гуманная педагогика? Обратимся за ответом к классику мировой педагогики – Константину Дмитриевичу Ушинскому. Он считал, что «весь смысл гуманного воспитания есть воспитание духа». Такое воспитание должно стать неотъемлемой составляющей предметного обучения. При этом сам процесс учебы должен быть интересным и наполненным сотворчеством учителей и детей. Он писал: «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Эта способность <…> должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной его души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения. Эта умственная сила сообщается ученику тем, что учитель указывает ему предмет, могущий возбудить деятельность тех или других его умственных способностей, и направляет эту деятельность, помогая ей, где необходимо, и оставляя ее действовать там, где она может действовать сама». Именно таким видит образовательный процесс Ш.А. Амонашвили.
Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:
- погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…;
- направим его взор на свой внутренний, духовный мир…;
- пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;
- разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово;
- возбудим и разовьем познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность».
Гуманная педагогика предлагает рассматривать школу как отрезок жизненного пути, проходя который ребенок не только получает знания, умения, навыки, но, что самое главное, на котором происходит нравственное и культурное становление его личности. В гуманной педагогике качество знаний определяется не только их усвоением, но, главное – отношением человека к ним.
Гуманизация обучения – это максимальный учет особенностей, возможностей, темперамента, склонностей и интересов ребенка. Ученик не должен чувствовать себя беспомощным от неумения выполнить требования учителя, ущемленным от боязни получить двойку, уязвленным от насмешек более способных ребят. Учеба должна быть в радость, ребенку должно быть интересно, понятно, чтобы не наступило разочарование от учебы вообще.
Методика Амонашвили ныне официально признана как система образования.
Гуманный педагог ведет ученика к духовному совершенствованию. Над этим работали известные педагоги Корчак, Сухомлинский, Ушинский, Макаренко, Песталоцци, а Шалва Александрович лишь продолжатель вековой мудрости.
Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на многие языки: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Школа жизни», «Созидание человека», «Амон Ра» и др.
Его система «Школа жизни»или гуманная педагогикарекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам.
Основные цели Школы Жизни:
- становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств:
- облагораживание души и сердца ребенка;
- развитие и становление познавательных сил ребенка;
- обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
- стремление к идеалу воспитания - самовоспитанию.
Принципы гуманной педагогики:
- очеловечивать среду вокруг ребёнка;
- проявлять творящее терпение;
- принимать любого ребёнка таким, какой он есть (не ломать его волю);
- строить отношения сотрудничества с ребенком (я - тоже ученик, а он - учитель);
- преисполниться оптимизмом в отношении ребенка;
- проявлять преданность и искренность в отношении ребёнка (единственный защитник детства - учитель).
Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:
- любить ребенка;
- очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
- проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.
Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка.
Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:
- уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
- быть деятельным оптимистом, верить в результат;
- обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.
Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание. При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь.
Создание положительных эмоций у школьников - это мощный инструмент их обучения и воспитания. Изгнать с уроков скуку, равнодушие помогают творческие задания. «Единство обучения и творчества» - этот девиз как нельзя лучше способствует достижению воспитательных и образовательных целей. Например, на уроках математики при изучении параллельных прямых детям дается понятие, что по-гречески «параллелос» это «идущий рядом». Кто нарисует параллельные прямые? Сразу понятно, что это такое и как это изобразить. Кто нарисует пентаграмму? По-гречески «пента» - «пять», «грамма» - «черта, линия». Слово незнакомое, но обязательно из всего класса найдется такой, кто нарисует знакомую всем пятиконечную звезду. Эта работа над словом должна быть каждодневной, незаметной на первый взгляд. И не на кружке или математическом вечере, а на самом ординарном рядовом уроке. Все это не только развивает речь, память, воображение, но и готовит к лекционной форме обучения в старших классах. Этим закладывается будущая гуманитарная культура. Понимание и умение оперировать математическими терминами, знание истории слов - одна из важнейших задач уроков математики.
Обучение математике - это обучение решению задач. Основной курс математики подразумевает решение типовых задач. Для их решения требуется лишь умение работать «по образцу», то есть знание определенного алгоритма, с помощью которого можно решать задачи данного типа. Такой подход не позволяет подготовить учащихся к решению нестандартных задач. Поэтому важно, чтобы у ребят имелся достаточный опыт решения задач, когда требуется проявить творческую (пусть даже небольшую) оригинальность и уметь выработать собственный метод их решения. Следуя данной цели, учитель на уроках математики должен учить находить в данных условиях задач еще и другие, сначала неприметные, но именно те, необходимые условия, которые и позволят юным математикам с веселым торжеством решить очередную «сложно-простую» задачку несколькими способами, и что важно и ценно: каждое такое решение доставляет ребятам настоящую радость, потому что оно - не на отметку, а на истинное удовольствие от счастливой догадки, эвристического озарения. Таким образом, и создается реальная и общедоступная технология изобретения» развивающих задач, технология творчества.
Я учитель математики. На своих уроках не устаю повторять детям, что самое ценное в человеке - привычка красиво мыслить. Одухотворять урок нужно трудными вопросами и заданиями. При решении их возникает духовная общность и тогда дети сами становятся моими учителями. Вот тогда дети ощущают радость умственного труда, успех в учении, значимость своего труда. Озарение- это награда за целеустремленность, за верность идее, за прилежание, за веру в успех. А это источник внутренних сил Ребенка.
В большинстве случаев во время решения у доски различного вида тренировочных упражнений никто из учащихся ничего не записывает в тетради. Весь класс смотрит на доску и мысленно прорабатывает каждый элемент разворачивающегося перед ним решения. Пассивность и бездумие на этом этапе сводятся к минимуму. Эффект активизации внимания объясняется тем, что после окончания решения упражнения на доске, каждый ученик обязательно должен будет воспроизвести это решение в тетради по памяти.
Я считаю, что слова великих ученых, история их жизни являются сильным воспитательным моментом, поэтому в содержание школьного курса «вплетаю» имена людей, творивших науку, богатые в эмоциональном отношении эпизоды истории науки. Это не может не увлечь, не заинтересовать учащихся, а главное - обогатит духовный облик школьника. И тогда ученик превратитсяиз сосуда, который нужно наполнить, в факел, который нужно зажечь. Образование, таким образом, поднимется до того уровня, на котором ему надлежит быть.
Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки. Такую работу можно проводить с учениками, начиная с 5 класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить свою математическую сказку. Сказки готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. Дети учатся быть добрыми и справедливыми, сочиняя свою сказку.
Изучив труды Шалвы Александровича Амонашвили, в своей работе стала применять методы и приемы гуманно – личностной технологии.
«Настрой на урок». Каждый урок начинается с настроя, который нацелен на создание доброжелательной приятной атмосферы в классе, чтобы формализованные отношения между учителем и учениками сменились теплом и улыбкой. Начало урока – это приветствие. Мои дети привыкли к тому, что вместо сухого «Здравствуйте, садитесь», они слышат «Доброе утро. Как вам спалось?»
Настрой может проходить в форме медитативного приема. Это упражнения с пожеланием радости, удачи себе и всему живому. «Всё будет хорошо!» «Ты справишься!» и др. дети с закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся с предстоящей контрольной работой.
«Выливание из кувшинчика» Дети, сидя, медленно наклоняют головы к полу и «выливают» из головы то, чего там сейчас не должно быть. Надо не забывать, что дети приходят на урок со своими проблемами, занятые своими мыслями. Нужны время и соответствующие условия, чтобы настроить учащихся на духовный контакт.
«Математика в темноте». Дети закрывают глаза, опускают головы на парту, слушают задачку или пример и пальчиками показывают ответ. Нужно обязательно подойти к каждому, пожать вытянутые пальчики – крепко (« Молодец!») или мягко («Подумай-ка еще»). Зачем я прошу детей опустить головы? Разве они не смогли бы решить мои задачи, сидя прямо за партами? Конечно, могли бы, но без желания. Ведь так гораздо интереснее! А еще это своеобразная физминутка, смена позы.
«Похвали себя!». Дают оценку своему участию на уроке (поглаживание рукой по голове за правильно выполненное задание и др.)
«Шепни на ушко». Часто применяю на уроках прием, когда задается вопрос или задачка, дети шепчут варианты решений на ухо. Такой вид работы детям очень нравится, они не боятся, что класс их услышит, если ответ будет ошибочным и, не слыша чужих ответов, дети вынуждены думать сами...
Есть еще особенность у этого приема: за несколько минут учитель может поговорить со многими, притом в непосредственной, доверительной форме, один на один. Обязательно нужно подойти к каждому ребенку, выслушать ответ и сказать («Молодец!, Ты - умничка!», «Подумай еще»).
Далее учитель действует так: если ученик способный и с задачей справился с легкостью, то учитель шепчет ему со своей стороны, что ему придется ещё подумать, перепроверить, так как он «ошибся». И идет к другому. Но ученик не ошибся, учитель просто усложняет ему задачу – перепроверять, убедиться, что решил правильно, набраться смелости и опять пригласить учителя и шепнуть, что он прав, решил задачу правильно. Тогда учитель, внимательно выслушав, приносит свои извинения, что «ослышался», и пожимает руку. Тому же ученику, который затрудняется в решении задачи, учитель даёт намёки, как нужно действовать, поощряет и обещает, что ещё к нему вернется.
В течение нескольких минут учитель подходит к каждому, к некоторым – второй и третий раз. Двое-трое учеников, которые успешно справились с задачей, могут стать его помощниками и тоже шушукаться с ребятами. Поддержка, помощь сопутствуют общению учителя с учениками.
«Преднамеренная ошибка». Учитель даёт ученикам возможность сделать ему замечание, помочь учителю, посочувствовать и пожалеть: «учитель устал, он уже делает ошибки, надо учителю помочь». Таким образом учитель создаёт детям «учебно-познавательный комфорт», который зарождает и развивает сотруднические взаимоотношения.
«Самовнушение и самостимуляция».Обращение к чувству собственного достоинства, пробуждение самолюбия: «Я могу сделать это не хуже других!» «Я верю в себя и в своё будущее!» и др. Гуманная педагогика — это педагогика души, педагогика сотрудничества. Идеи гуманной педагогики помогают по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывают истинные причины проблем, существующих в семье и школе, нацеливают учителя на самообразование и самосовершенствование.
«Дополнение». Ученикам предлагается дополнить тот или иной раздел учебника своим параграфом, в который привносятся новые сведения из сферы данной науки, говорится об идеях и гипотезах, углубляется тот или иной вопрос. Такая работа предлагается ученикам, желающим вести исследовательскую работу или знать больше. Автор свой параграф зачитывает на уроке и отвечает на вопросы учителя и одноклассников.
Хорошо свои методические приёмы описал Ш.А.Амонашвилив
книге «Размышления о гуманной педагогике» Сам он говорит, что эти
методические приёмы направлены на создание и развитие духа
взаимопонимания и доверия, на установление сотруднических
взаимоотношений между учителем и учеником.
Что такое урок? «Форма организации учебного процесса». Скукотища! А в гуманной педагогике «урок» трактуется в дословном переводе: У – свет, РОК – судьба. Учитель дарит свет, чтобы ты нашел свою судьбу, свою миссию... То есть – урок является важнейшей формой процесса создания судьбы ребенка. В уроке аккумулируется жизнь ребенка и именно в нем обогащается ребенок знанием и духовностью. (Говоря о развитии духовности, мы имеем в виду взращивание в процессе обучения лучших качеств духа ребенка, таких как: доброжелательность, сострадание, искренность, преданность, мужество, справедливость, добромыслие, доброречие, ответственность за свои поступки, мысли и слова). Урок в гуманной педагогике предназначен развивать познавательную страсть, прививать любовь к преодолению трудностей в познании. Учитель в гуманной педагогике не только передает знания детям, но он устремлен к тому, чтобы его предмет помог детям стать лучшими людьми. «Учение – СВЕТ»,- любим мы повторять. Значит, настоящий учитель призван быть носителем духовного света. Зашел в класс… и в сердцах детей зажегся свет радости ожиданием новых чудесных исследований и совместных открытий. Не страх должно вызывать появление учителя в классе, а радость – вот отличие гуманного педагога от авторитарного.
Любовь есть двигатель расширения сознания. В книге «Как любить детей» Ш.А.Амонашвили советует: «Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли её и воспитывались. Не ошибками возмущайтесь, а успехами восхищайтесь».
Мудрость педагогической любви состоит в том, чтобы проявлять её в каждом конкретном случае естественно, искренно, жизненно, а не навязчиво и искусственно. Важно любить детей таким, какие они есть. Любить шалунов, дерзких и непослушных, малоразвитых и непонятливых, испорченных жизнью, злых. Учитель должен стать для каждого Ребенка надеждой, защитой и убежищем, быть готовым защитить детей от обидчиков, от посягательств взрослых – будь то родители, учителя, воспитатели или прохожие.
Любовь к детям должна быть действенной. Если Учитель действительно искренне любит детей, то он должен доказывать её в действиях каждого дня. А это значит ежедневно тщательно готовиться к урокам и дарить их детям. Чтобы урок как дар состоялся, он должен быть желанным, неожиданным, нужным, жизненным. Процесс дарения должен быть искренним, естественным, красивым, искусным, торжественным. Ученик должен чувствовать, что его Учитель любит его, заботится о нем, предан ему, верит в него. Результатом урока для каждого ученика должна стать радость познавательного успеха, одухотворенные знания, чувство ожидания.Такие уроки, я думаю, являются проявлением любви к детям. Там, где глаза Ребенка светятся, туда вошла любовь учителя.
Внутренняя и внешняя красота учителя, чувство меры и такта, притягательный голос, доброжелательная, одобряющая улыбка, доброе, искреннее слово, сердечно высказанное чувство, естественный смех, уважительное обращение, мягкие плавные, спокойные движения рук – как много они значат для растущего человека. Раздражение – враг духовности, враг мудрости, враг разума. Победить раздражение творящим терпением – это тоже проявление любви к Ребенку.
В педагогике не бывает мелочей. Творя и даря Урок, мы совершаем особый, может быть, самый утонченный и одухотворяющий вид педагогического общения.Вот тогда у учителя появится шанс стать для детей источником Света.Но чтобы дарить Свет, надо его иметь. В своей книге «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света» Ш.А.Амонашвили пишет: «…Свет мы не купим на базаре. Его надо впитывать и умножать в себе неутомимым трудом души».
В педагогике нет мелочей – утверждает Шалва Александрович. Дети очень наблюдательные и чувствительные. Они все замечают: и наше настроение, и небрежность в одежде, даже то, какой от нас запах. Образ любимого учителя станет для них примером, образцом для подражания на всю жизнь.
И в заключении хочу поделиться рецептом счастья от Шалвы Александровича Амонашвили: «Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на пути». В эффективности этого рецепта - рецепта счастья - он не сомневается. В нем - зёрна гуманной педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация идей гуманной педагогики.
Традиционная школа, основанная на авторитарной педагогике, стала постепенно терять суть духовности и суть радости. Она стала учебным заведе...
Философия для детей - одно из направлений гуманной педагогики.
В данной статье предлагается открыть для себя науку о человечности. Приведена беседа с учащимися 5 класса о дружбе....
Статья по гуманной педагогике на тему: "На пути к педагогическому прозрению""
В данной статье я попыталась осмыслить свой путь в гуманную педагогику, выразила свое понимание роли учителя в современном мире....
Коммуникативная компетентность преподавателя как одно из главных условий гуманной педагогики
Доклад представляет собой рассмотрение основных блоков, входящих в понятие "коммуникативная компетентность" :социально – психологического блока,нравственно – этического,эстетического, технологического...
Гуманная педагогика для родителей
В данной работе рассказывается о формах работы с родителями в период перехода на новые стандарты образования ( из опыта работы)...
7 "У" в гуманной педагогике
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7225781","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"168","width":"480"}}]]...
Выступление на НПК по гуманной педагогике
Выступление на НПК по гуманной педагогике "Воспитываться в моральном климате памяти"...