Учимся решать задачи
методическая разработка по математике (5 класс)
Учителю нужны методическая помощь, методические разработки и рекомендации, которые позволили бы сэкономить время на подготовку к уроку, сохранить уверенность, силу и энергию, необходимую для плодотворной и творческой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lihanova_v.e._rabota_s_zadachami_v_4_klasse.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся решать задачи
по учебнику математики И.И.Аргинской, Е.И.Ивановской, С.Н. Кормишиной
(пояснения к учебнику)
Работа с задачей остается одним из важнейших направлений обучения математике. В четвертом классе продолжаются все те линии работы, которые были начаты в первом, втором и третьем классах:
- Анализ текста с целью установления его принадлежности к задачам;
- Изменение одного из компонентов частей задачи;
- Замена усложненной формулировки на более простую;
- Преобразование неопределенных или переопределенных задач в определенную;
- Составление краткого условия задачи;
- Составление и решение обратных задач.
Большое внимание уделяется классификация задач по способу решения. В этом классе сравниваются задачи с одинаковым математическом содержанием, внешне совершенно не похожие друг на друга. Это задачи с пропорциональными величинами, при решении которых учащиеся знакомятся с прямой и обратной пропорциональной зависимостью. С этой целью учащиеся выполняют разнообразные задания:
- Сравни тексты задач, решения;
- Составь к паре задач обратные, сравни решения обратных задач;
- Составь и реши подобные задачи с другим сюжетом;
- Преобразуй задачу так, чтобы ее решение было похоже на решение №…и т. д.
Наряду с такими заданиями встречается сравнение задач, близких по фабуле, но имеющих разное математическое содержание как в одном направлении, так и в разном: рассматривается их сходство и различие.
В заданиях учебника отражены свойства данной методической системы:
- Процессуальность (обращение к раннее решенной задаче с целью выявить их сходство и различия в текстах, решении. Часто предлагается усложнить или упростить ранее решенную задачу)
- Вариантность (решение задачи разными методами, способами. Все задачи данного учебника можно решить несколькими методами, способами. Надо только их найти!).
- Использование коллизий (можно предлагать текстовые коллизии, коллизии в решении. Коллизии учитель может продумать заранее, но часто они рождаются на уроке самими учащимися. Надо их увидеть и правильно использовать!).
- Многогранность.
Часто работа над задачей после ее решения продолжается. Автор учебника предлагает учащимся придумать к тексту свое задание. Можно выполнить такие задания:
- Придумать дополнительные вопросы к условию;
- Измени условия так, чтобы задача решалась меньшими (большим) количеством действий;
- С этой же целью измени вопрос;
- Придумай обратные задачи;
- Реши задачу другими методом, способом;
- Придумай задачу с таким же решением, но другим сюжетом;
- Объясни готовое решение;
- Придумай задачу, чтобы она имела такое решение (предлагается готовое решение) и т.д.
Такие задания способствуют более глубокому осознанию учебного материала.
В четвертом классе происходит знакомство с алгебраическим методом решения. Учитель должен показать учащимся преимущество, рациональность данного метода, а не навязывать его. Для этого необходимо подбирать такие задачи, которые легче решаются с помощью уравнения. Во многих упражнениях встречаются задания: реши задачу арифметическим и алгебраическим методом, какой способ тебе больше понравился. К сожалению, система подготовительных упражнений представлена в учебнике слабо. Учителю приходится самостоятельно подбирать такие задания.
Важный аспект работы в четвертом классе: целенаправленно формировать у детей алгоритм решения задачи, начиная с вопроса. Цепочка рассуждений становится сложнее, содержит больше звеньев, поэтому дается с трудом. Однако, сочетание единого алгоритма анализа с разнообразием задач, отсутствием их типизации формирует истинное умение решать задачи.
Основной путь работы с задачами – самостоятельное обдумывание и поиск путей решения каждым учеником; коллективное обсуждение достигнутых результатов; обсуждение и исправление ошибок; поиск других путей решения. Осознать содержание задачи, найти пути ее решения помогает графические и знакомы модели:
- рисунок:
- условный рисунок;
- чертеж;
- схематический чертеж (схема);
- краткая запись;
- таблица.
В учебник математики 4 класса Аргинской И. И. включены достаточно трудные задачи, имеющие несколько способов и методов решения (как было сказано выше). Встречаются и такие задачи, решения которых с предположения.
Все сказанное дает основание предполагать, что затруднения, возникающие у учителя в процессе работы, порождают мнение о том, что по данной системе развивающего обучения могут работать лишь избранные учителя. Однако это не так! Учителю нужны методическая помощь, методические разработки и рекомендации, которые позволили бы сэкономить время на подготовку к уроку, сохранить уверенность, силу и энергию, необходимую для плодотворной и творческой работы.
Данные пояснения к учебнику предназначены для учителей, работающих по учебнику математики Аргинской И.И. 4 кл., а также для родителей учащихся, желающих помочь своему ребенку.
Задачи на уравнивание групп предметов встречаются на протяжении всего четвертого класса. Если в первом классе для решения выполняются предметные действия, то в четвертом классе уравнивание происходит с помощью арифметических действий. Помочь учащимся осознать смысл уравнивания предназначен схематический чертеж.
№11.
На трех тарелках лежат 18 пирожных. На второй тарелке на одно пирожное больше, чем на первой, и на столько же меньше, чем на третьей тарелке. Сколько пирожных на каждой тарелке?
Изобразим пирожные на тарелках отрезками.
1п
18 п.
1п 1п
Решение.
1 способ
Уберем 3 штуки пирожных, останется на всех тарелках поровну, при этом изменится (уменьшится) общее количество.
- 1+2=3 (п.) – надо убрать, чтобы на всех тарелках стало поровну.
- 18-3=15 (п.) – станет на трех тарелках.
- 15:3=5 (п.) – на каждой тарелке (или на первой).
- 5+1=6 (п.) – на второй тарелке.
- 6+1=7 (п.) – на третьей тарелке.
Проверка. 5+6+7=18 (п.)
2 способ.
Добавим на вторую и третью тарелки по столько пирожных, чтобы их стало поровну, т.е 3 штуки, при этом способе уравнивания изменится (увеличится) общее количество.
- 1+2=3 (п.) – надо добавить, чтобы на всех тарелках стало поровну.
- 18+3=21 (п.) - станет на трех тарелках.
- 21:3=7 (п.) – на каждой тарелке (или на третьей).
- 7-1=6 (п.) – на второй тарелке.
- 6-1=5 (п.) – на первой тарелке.
3 способ.
Уравнять пирожные можно и третьим способом, не изменяя общего количества: переложить с третьей тарелки на первую одно пирожное. Тогда:
- 18:3=6 (п.) на каждой тарелке (или на второй)
- 6-1=5 (п.), 6+1=7 (п.) – соответственно на первой и третьей тарелках.
Задачи с общим количество 15 пирожных 24 пирожных решаются аналогично.
№ 39.
У Маши 96 орехов, а у Кати - 68. Сколько орехов отдала одна девочка другой, если у них орехов стало поровну?
Как еще можно уравнять количество орехов у девочек?
Решение.
- 96-68=32 (шт.) – на столько орехов у одной девочки больше, чем у другой.
- 32:2=16 (шт.) – нужно отдать другой девочке.
Орехи можно уравнять еще двумя способами:
- Маша может убрать 32 ореха;
- Катя может взять 32 ореха.
Рассмотрим решение задачи № 64.
Пешеход прошел 24 км за 6 часов. Сколько километров проедет за это же время всадник, если он будет двигаться втрое быстрее?
1 способ.
Традиционно решение будет таким:
- 24:6=4 (км/ч) – скорость пешехода.
- 4· 3=12 (км/ч) – скорость всадника.
- 12 · 6=72 (км)
При таком способе решения учащиеся используют все данные.
2 способ.
Всадник движется в 3 раза быстрее, значит, и расстояние, им пройденное, окажется в 3 раза больше расстояния, пройденного пешеходом. Таким образом:
24 · 3=72 (км)
Примечание. Рассуждая таким образом, учащиеся встречаются с прямой пропорциональной зависимостью и ее свойством: С увеличением (уменьшением) значений переменной х в несколько раз соответствующее значение переменной у увеличивается (уменьшается) во столько же раз.
№ 44.
Сравни задачи.
Машина в первый день за 9 часов прошла 522км. Во второй день она была в пути 7 ч, увеличив скорость на 6 км/ч. Определи расстояние, которая прошла машина за эти два дня.
Машина в первый день за 9 часов прошла 522км. Во второй день она была в пути 7 ч и двигалась с той же скоростью. Какое расстояние прошла машина за эти два дня?
У какой из этих задач решение будет короче? Почему?
Обсуждая содержание задач, учащиеся приходят к выводу, что вторая задача, возможно, имеет более короткое решение, т.к. скорости одинаковые.
Решим вторую задачу.
Вспомогательные модели, если они нужны, могут быть разными: схематический чертеж или таблица.
9ч 7ч
522 км
? км
скорость | время | расстояние |
одинаковая | 9ч | 522 км |
7ч | ? км |
1 способ
- 522:9=58 (км/ч) – скорость машины.
- 58 · 7=406 (км) – прошла машина во второй день.
- 522=406=928 (км) – прошла машина за два дня.
2 способ
- 522:9=58 (км/ч) – скорость машины.
- 9+7+16 (ч) – была в пути машина за 2 дня.
- 58 · 16=928 (км)
3 способ
- 522:9=58 (км/ч) – скорость машины.
- 9-7=2 (ч) – на столько часов машина во второй день была меньше.
- 58· 2=116 (км)- на столько километров меньше прошла машина во второй день
- 522+522=1044 (км) могла бы пройти машина за два дня, если бы двигалась ежедневно по 9 часов.
- 1044-116=928 (км)
Решение первым способом «подсказывает» таблица, а вторым- схематический чертеж. Третий способ не является рациональным, однако, на уроке может иметь место.
Для того, чтобы задача решалась меньшим количеством действий, можно поставить такой вопрос: Сколько километров прошла машина во второй день?
К условию данной задачи нельзя поставить вопрос, чтобы она стала простой, т.к. получается задача с избыточными данными.
Решение первой задачи.
- 522:9=58 (км/ч) – скорость машины в первый день.
- 58+6=64 (км/ч) - скорость машины во второй день.
- 64· 7=448 (км) – прошла машина во второй день
- 522+448=970 (км) – прошла машина за два дня.
№ 50.
В первый день маляры израсходовали 32 одинаковые банки краски, а во второй – 27 таких же банок. Во второй день было израсходовано на 15 кг краски меньше, чем в первый. Сколько килограммов краски израсходовали маляры за 2 дня?
32 б.
27б. ? кг
15 кг
Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям лучше начинать с построения схематического чертежа. Важно установить, в каких банках помещаются 15 кг краски, не израсходованной во второй день.
1 способ
- 32-27=5 (б.)-не израсходовали во второй день, т.е в них содержится 15 кг краски.
- 15:5=3 (кг) – в каждой банке.
- 3·32=96 (кг) – израсходовали во второй день
- 3·27=81 (кг) – израсходовали во второй день
- 96+81=177 (кг)- израсходовали за два дня.
2 способ
- 32-27=5 (б.)-не израсходовали во второй день, т.е в них содержится 15 кг краски.
- 15:5=3 (кг) – в каждой банке.
- 32+27=59 (б.) – израсходовали за 2 дня.
- 3·59=177 (кг) – израсходовали за 2 дня.
3 способ
- 32-27=5 (б.)-не израсходовали во второй день, т.е в них содержится 15 кг краски.
- 15:5=3 (кг) – в каждой банке.
На схематическом чертеже можно выделить два отрезка, обозначающих 27 банок, поэтому:
- 3·27·2+15=177 (кг)
№ 67
На двух пасеках одинаковое количество ульев. С одной пасеки собрали 7946 кг меда, а со второй- 8631 кг. Сколько ульев находится на каждой пасеке, если на второй от каждого улья получили на 5 кг меда больше, чем на первой?
Сняли с одного улья | Количество ульев | Сняли со всех ульев |
? одинаково | 7946 кг | |
?, на 5 кг больше | ? | 8631 кг |
Решение.
- 8631-7946-685 (кг) – на столько меда больше сняли со второй пасеки.
- 685:5=137 (ул.) – было на второй пасеке (и столько же на первой)
Обратные задачи.
- На двух пасеках по 137 ульев. С первой пасеки получили 7946 кг меда. С каждого улья второй пасеки получили на 5 кг меда больше, чем с улья первой пасеки. Сколько килограммов меда получили со второй пасеки?
- На двух пасеках по 137 ульев. Со второй пасеки получили 8631 кг меда. С каждого улья второй пасеки получили на 5 кг меда больше, чем с улья первой пасеки. Сколько килограммов меда получили с первой пасеки?
- На двух пасеках по 137 ульев. С первой пасеки собрали 7946 кг меда, а со второй – 8631 кг. На сколько килограммов меда снимали с каждого улья второй пасеки, чем с каждого улья первой?
Эту задачу на данном этапе пока решить нельзя, т.к. делить на трехзначное число учащиеся еще не умеют.
№ 74
520м 45м 5м
? пл.
Решение.
1 способ
- 520-45=475 (м) – израсходовали во второй раз.
- 475:5=95 (пл.)- сшили во второй раз.
- 520:5=104 (пл.) – сшили в первый раз.
- 104+95=199 (пл.)- сшили платьев за 2 раза.
Расход на одно платье | Количество платьев | Общий расход |
5м | 520м | |
5м | ? | ?, на 45 м меньше |
- способ
- 520-45=475 (м) – израсходовали во второй раз.
- 520+475=995 (м) – ткани израсходовали за два дня.
- 995:5=199 (пл.)
- способ
- 520+520 – 1040 (м) – израсходовали бы, если оба раза использовали одинаковое количество ткани.
- 1040:5=208 (пл.) - сшили бы из этой ткани.
- 45:5=9 (пл.) сшили из 45 м.
- 208-9=199 (пл.)
№ 87
Прочти текст. Это задача?
- В одном пакете было 975 г семян, в другом – на 415 г меньше. Из каждого пакета взяли 300г семян. В каком пакте осталось меньше семян. И на сколько?
- Можно ли ответить на вопрос, не выполняя действий?
- Измени условие задачи, сохранив только необходимые данные.
- Измени условие задачи так, чтобы для ее решения нужно было выполнить действия.
Невнимательное чтение текста подтолкнет к выполнению четырех действий. Если же вдуматься в содержание, то можно ответить на вопрос, не производя действий, а именно, больше останется в том пакете, в котором и было больше, потому что взято из обоих пакетов поровну. Разница масс останется прежней – 415 г.
Изменить условие задачи так, чтобы в ней были только необходимые данные, можно так: В одном пакете было 975 г семян, в другом- на 415 г меньше, чем в первом. Из каждого пакета семян взяли поровну. В каком пакете семян осталось меньше и на сколько?
Изменить условие задачи, чтобы для ее решения необходимо выполнить действия, можно так: В одном пакете было 975 г семян, в другом- на 415 г меньше, чем в первом. Из первого пакета взяли 300 г семян, из второго15 г. В каком пакете семян осталось меньше и на сколько?
№ 91
- Сравни задачи. У них будут одинаковые решения?
А) Заказали 8 ящиков печенья и 6 ящиков конфет. Ящик с конфетами в 3 раза тяжелее ящика печенья. Сколько всего сладостей заказали, если печенья было 72 кг?
Б) Заказали 8 ящиков печенья и столько же ящиков конфет. Ящик с конфетами в 3 раза тяжелее ящика печенья. Сколько всего сладостей заказали, если печенья было 72 кг?
Сравнивая тексты, учащиеся могут сделать как правильные, так и ошибочные предположения относительно решения каждой задачи.
Решение первой задачи.
8 ящ.
72 кг
6 ящ. ? кг
Масса одного ящика | Количество ящиков | Масса всех ящиков |
8ящ. | 72 кг | |
?, в 3 раза больше | 6 ящ | ? кг |
1 способ
- 72:8=9 (кг) - печенья в одном ящике.
- 9·3=27 (кг) – конфет в одном ящике.
- 27·6=162 (кг) - конфет привезли
- 72+162=234 (кг) сладостей привезли.
Схематический рисунок поможет найти второй способ решения.
2 способ
- 8-6=2 (ящ.) – на столько ящиков с печеньем больше, чем с конфетами.
- 72:8=9 (кг) - печенья в одном ящике.
- 9·2=18 (кг) – печенья в двух ящиках.
- 72-18=54 (кг) – печенья в шести ящиках.
- 54·3-162 (кг) - конфет привезли.
- 72+162=234 (кг)
- способ
- 72·3=216 (кг) – конфет было бы в 8 ящиках.
- 8-6=2 (ящ.) – на столько ящиков с печеньем больше, чем с конфетами.
- 72:8=9 (кг) - печенья в одном ящике.
- 9·2=18 (кг) – печенья в двух ящиках.
- 18·3=54 (кг) – конфет в двух ящиках.
- 216-54-162 (кг) - конфет привезли.
- 72+162=234 (кг)
Решение второй задачи.
1 способ
По аналогии с первой можно решить так:
72:8·3+72=288 (кг)
2 способ
Ящиков с печеньем и конфетами одинаковое количество, каждый ящик с конфетами тяжелее ящика с печеньем в 3 раза, значит, и общая масса больше в 3 раза, отсюда:
72·3+72=288 (кг)
Рисунок может помочь найти еще один способ решения.
72 кг
? кг
Условно в сладостях можно выделить 4 части, каждая из которых равна 72 кг, поэтому
72·4=288 (кг)
Учебник включает ряд задач на «предположение». Работу по формированию умения решать такие задачи арифметическим методом целесообразно начинать с первых задач, включенным в учебник, т.к. они содержат небольшие данные, и ситуацию легко можно проиллюстрировать.
В качестве подготовительной работы можно предложить такую задачу.
В спортзале в восьми корзинах лежит 19 мячей. В красных корзинах по 2 мяча, в синих – по 3. Сколько в спортзале корзин красных и сколько синих?
Решение.
Практический метод.
Изобразим корзины прямоугольниками.
Положим в каждую корзину сначала по 2 мяча.
Видим, что сталось еще 3 мяча, распределим и их.
Делаем вывод, что в спортзале 3 синих корзины, 5 красных.
Метод перебора (подбора)
Рассуждения удобней записать в таблице, которая помогает упорядочить варианты, не повторять их, не пропускать.
Количество красных корзин | Количество синих корзин | Мячей в красных корзинах | Мячей в синих корзинах | Всего мячей |
1 | 7 | 2 | 21 | 2+21 |
2 | 6 | 4 | 18 | 4+18 |
3 | 5 | |||
4 | 4 | |||
5 | 3 | |||
6 | 2 | |||
7 | 1 |
Решение задачи можно записать арифметическими действиями, выдвинув предположение:
Пусть все корзины в спортзале – красные, т. е в них по 2 мяча, тогда
- 2·8=16 (м.) – лежит в корзинах.
- 19-16=3 (м.) – не поместились в корзины.
Распределим их, добавив по одному в каждую корзину. Значит, в трех корзинах по 3 мяча
- 8-3=5 (к.) с двумя мячами.
Можно выдвинуть другое предположение:
Пусть все мячи – синие, тогда в каждой из них по 3 мяча.
- 3·8=24 (м.) – должно поместиться во все корзины, но 24>19.
- 24-19=5 (м.) – не хватает, чтобфы разложить по 3 мяча, значит. В 5 корзин не положили по 3 мяча, а положили только по 2.
- 8-3=5 (к.) с двумя мячами
№ 99
Ответь на вопрос задачи, подобрав числа.
В коробке сидят жуки и пауки. Всего у них 8 голов и 54 ноги. Сколько жуков и сколько пауков? (у жука – 6 ног, у паука – 8)
Автор дает указание решить задачу методом подбора, поэтому большинство учителей рассматривают только такой метод решения. Таблица, как и прежде, дает возможность детям убедиться в том, что рассмотрены все возможные случаи.
Всего жуков | Всего пауков | Ног у жуков | Ног у пауков | Всего ног |
1 | 7 | 6 | 56 | 56+6 |
2 | 6 | |||
3 | 5 | |||
4 | 4 | |||
5 | 3 | |||
6 | 2 | И т.д. | ||
7 | 1 |
Наряду с указанным методом целесообразно решить задачу и практическим методом, что позволяет осознать выбор каждого действия, посредством которого решается задача.
Пусть в коробке- все жуки, тогда( изображаются насекомые с шестью ногами) сколько у них ног?
6·8=48, а по условию – 54 ноги. Почему?
На сколько ног больше должно быть у насекомых?
54-48=6
На сколько ног больше у паука, чем у жука?
Значит, 6 ног надо распределить между насекомыми, добавляя каждому по 2 ноги.
Формулируется вывод: в коробке 5 жуков и 3 паука.
Арифметический метод.
После практического решения можно записать действия
1 способ
Пусть в коробке все жуки, тогда:
- 6·8=48 (н.) – было у них.
- 54-48=6 (н.) – не принадлежат жукам, значит, это ноги пауков.
- 8-6=2 (н.) – разница между количеством ног паука и жука.
- 6:3=3 (паука) - в коробке.
- 8-3=5 (ж.) - в коробке.
2 способ
Пусть в коробке все пауки, тогда
- 8·8=64 (н.) – было бы у них.
- 64-54=10 (н.) – не принадлежат паукам, значит, это ноги жуков.
- 8-6=2 (н.) – разница между количеством ног паука и жука.
- 10:2=5 ( ж.) - в коробке.
- 8-5=3 (п.) - в коробке.
№ 100
Перед решением задачи полезно предложить учащимся вопросы типа:
- Оля вышла на 15 минут раньше Тани, а в школу они пришли одновременно. Кто из них был дольше в пути и на сколько?
- Катя вышла из дома на 5 минут раньше Коли и пришла на 10 минут раньше Коли. Кто из них был дольше в пути и на сколько?
2) два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 385 км. Первый поезд вышел на 2 часа раньше со скоростью 53 км/ч. Поезда встретились через 3 ч после выхода второго поезда. Найди скорость второго поезда.
3ч 3ч
53 км/ч ? км/ч
385 км
1 способ
- 53·2=106 (км) – прошел первый поезд за 2 часа.
- 385-106=279 (км)- прошли оба поезда за три часа.
- 279:3=93 (км/ч) – общая скорость.
- 93-53=40 (км/ч) – скорость второго поезда.
2 способ
- 2+3=5 (ч.) - был в пути первый поезд.
- 53·5=265 (км) – прошел первый поезд до встречи.
- 385-265=120 (км) – прошел второй поезд до встречи.
- 120:3=40(км/ч) – скорость второго поезда.
№ 102
На складе было 930 ц овощей и 360 ц фруктов. Когда часть овощей и фруктов увезли, на складе осталась третья часть овощей и четвертая часть фруктов. Сколько овощей и сколько фруктов увезли со склада?
1 способ
Не прибегая ни к какой модели задачи, можно решить так:
- 930:3=310 (ц) – овощей осталось.
- 360:4=90 (ц) – фруктов осталось.
- 930-310=620 (ц) – овощей увезли.
- 360-90=270 (ц) – фруктов увезли.
2 способ
Его легче найти, обратив внимание на схематический чертеж. Даже не зная действий с дробями, можно рассуждением установить, что если овощей осталась 1/3 часть, то увезли 2 части из 3. Аналогично: фруктов осталась ¼ часть, значит, увезли 3 части из 4.
930 ц
Ов.
Фр.
360ц
- 930:3·2=620 (ц) – овощей увезли.
- 360:4·3=270 (ц) – фруктов увезли.
№ 138
- Сделай чертеж к задаче и реши ее.
Из Москвы и Саратова вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость одного поезда 62 км/ч, а другого- 74 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 5 часов после начала движения, если от Москвы до Саратова 892 км?
- Реши задачу, заменив 5 часов на 9 часов и сделай новый чертеж.
- Сравни чертежи. В чем разница?
- Чем похожи решения? В чем главное различие?
Выполним чертеж.
62 км/ч 5ч 5ч 74км/ч
М А В С
? км
892 км
1 способ
892-(62+74) ·5=212 (км) - расстояние между поездами через 5 часов движения.
2 способ
892-62·5-74·5=212 (км)
3 способ
892-(62·5+74·5)= 212 (км)
Заменим в условии 5 часов на 9 часов. Чертеж, на первый взгляд, не изменится. Необходимо выяснить, что произойдет с поездами через 9 часов: встретятся ли они и разойдутся или еще не встретятся, или как раз состоится момент встречи.
Для этого делаем прикидку: общая скорость поездов 136 км/ч, а между ними расстояние через 5 часов будет 212 км, значит, это расстояние они пройдут за время, меньшее двух часов. Таким образом, через 9 часов поезда встретятся и продолжат движение каждый в своем направлении. На чертеже укажем пройденное поездами расстояние.
62 км/ч 9ч 9ч 74 км/ч
М А В
892 км
Решение второй задачи будет другим. Условно:
АВ=МС-(МА+ВС) в первой задаче;
АВ=(МВ+АС)-МС во второй задаче.
1 способ
- 62·9=558 (км) – прошел первый поезд за 9 часов.
- 74·9=666(км) – прошел второй поезд за 9 часов.
- 558+666=1224 (км) – прошли оба поезда за 9 часов.
- 1224-892=332 (км) – расстояние между поездами через 9 часов.
2 способ
(62+74) ·9-892=332 (км)
№ 146
Одна машинистка перепечатывает в день 40 страниц рукописи, а другая- 35. Успеют ли они перепечатать за 6 дней рукопись в 510 страниц, если будут работать вместе?
1 способ
(40+35) ·6=450 (стр.) – напечатают обе машинистки за 6 дней.
450<510
2 способ
40·6+35·6=450 (стр.)
450<510
№ 158
1)Кузнецу принесли 5 обрывков цепи по 3звена в каждом и поручили соединить их в одну цепь из пятнадцати звеньев. Кузнец выполнил заказ, расковав и заковав 4 звена. Как он это сделал?
- Другой кузнец сказал, что заказ можно выполнить , расковав и заковав только 3 звена.
Постарайся найти такое решение и опиши его.
Задача решается практическим методом. Предлагается рассмотреть все предложенные детьми варианты.
В первой задаче кузнец расковал крайнее звено в каждом обрывке, с помощью которых и соединил звенья, заковав их.
Вторая задача имеет другое решение.
Надо расковать целое звено, получится 3 кольца и 4 обрывка. С помощью этих колец и соединить обрывки.
На вопрос, поставленный в третьей части задачи, нельзя дать утвердительного ответа. Расковать 3 кольца можно, с их помощью можно соединить обрывки цепи, но при этом останется еще хотя бы одно кольцо первого звена.
№ 167
1)Реши задачу.
Со склада отправили в магазин и ларек 8 одинаковых машин с овощами. Магазин получил 24 т овощей, а ларек в 3 раза меньше. Сколько машин с овощами отправили в магазин и сколько машин отправили в ларек?
2)измени условие задачи так, чтобы ее можно было решить меньшим количеством действий.
- Измени вопрос задачи так, чтобы ее решени етоже стало короче.
Решение
- 24:3=8 (т) – в одной части.
- 8·4=32 (т) – всего овощей отправили со склада.
- 32:8=4 (т) – на одной машине.
- 24:4=6 (т) – привезли овощи в магазин.
- 8-6=2 (м.) – привезли овощи в ларек.
Можно рассуждать по-иному.
- 24:3-8 (т) – привезли в ларек.
- 24+8=32 (т) – вместе.
3), 4), 5 действия так же.
Изменить условия задачи, чтобы она решалась меньшим количеством действий, можно так: Со склада отправили в ларек и магазин 8 одинаковых машин с овощами. Магазин получил 24 т овощей, а ларек 8 т.
Изменить вопрос задачи, чтобы она решалась меньшим количеством действий, можно так: Сколько тонн отправили в ларек? Сколько тонн на одной машине?
№ 174
В магазин и ларек отправили несколько одинаковых машин с овощами. Магазин получил 24 т овощей, а ларек в 3раза меньше. Сколько всего машин отвозили овощи , если в ларек отправили 2 машины?
Решение
1 способ
- 24:3=8 (т) – отправили в ларек.
- 8:2=4 (т) – перевозит одна машина.
- 24:4=6 (м.) – отправили в магазин.
- 6+2=8 (м.) – перевозили овощи.
2 способ
- 24:3=8 (т).
- 24+8-32 (т).
- 8:2=4 (т).
- 32:4=8 (т).
3 способ
Магазин получил овощей в 3 раза больше, значит, и машин, перевозивших овощи, было в 3 раза больше.
- 2·3=6 (м.) – привезли овощи в магазин.
- 6+2=8 (м.).
4 способ
маг.
ларек
По смыслу задачи машины условно можно разбить на 4 равные части, поэтому: 2·4=8 (м.)
№ 178
Еще одна задача на предположение. Подробно методы решения описаны № 94.
Метод подбора.
В этой задаче у Машины на содержании 35 животных, поэтому придется пересмотреть все варианты от 1 до 25. Это достаточно трудоемкая работа. Можно сначала определить приблизительно, сколько кур и кроликов у Маши. Для этого надо изменять количество не на 1, а сразу, например, на 5. Определив «границы» - проверить все значения интервал, выбрать нужный вариант.
Решение арифметическим методом начинать с предложения:
Пусть все животные куры – куры, тогда:
- 2·35=70 (ног) – всегда должно быть.
- 94-70=24 (ноги) – не принадлежат курам, значит, они принадлежат кроликам. У каждого кролика еще по одной дополнительной паре ног, поэтому
- 24:2=12 (пар) – ног, они-то будут принадлежать кроликам. Значит, кроликов – 12.
- 35-12=23 (голов) – кур.
Можно предположить, что все животные – кролики.
- 4·35=140 (н.)
- 140-94=46 (н.)
- 46:2=23 (кур.)
- 35-23=12 (кр.)
№ 193, 196, 194, 222
В этих задачах встречается один сюжет: собака и лиса, бегущие в одном направлении.
Учащиеся должны осознать, что такое движение в одном направлении на сближении и на удаление. Задачи располагаются в порядке возрастания их сложности.
№ 193
Собака погналась за лисой. Лиса пробегает в минуту 320 м, а собака- 300м. Сможет ли собака догнать лису?
За минуту лиса пробегает 320 м, а собака – 300 м, поэтому расстояние между ними увеличивается на 320-300=20 (м) за каждую минуту.
№196
Собака погналась за лисой, находящейся от нее на расстоянии 120м. лиса пробегает в минуту 320м, а собака – 350 м. На сколько сократится расстояние между лисой и собакой за минуту? Через 2 минуты? Сколько минут потребуется собаке, чтобы догнать лису?
1) 350-320=30 (м)
2)30·2=60 (м).
- 120-60=60 (м) – останется между лисой и собакой через 2 минуты погони.
Чтобы догнать лису собаке понадобится еще 2 минуты. Формально: 60:30=2 (мин)
№ 222
Решение
В каждый момент времени собака делает 2 скачка, или 4 м.
Лиса за это время делает 3 скачка, или 3 м.
В каждый момент времени собаки приближается к лисе на 1 м.
Между ними первоначально 30 м, в каждый момент времени оно уменьшается на 1 м, значит, собака догонит лису за 30 моментов времени или за 60 скачков, или через 120 м.
Решение запишем с помощью действий.
- 2·2=4 (м) – преодолеет собака за 2 скачка или за один момент времен.
- 1·3=3 (м) – преодолеет лиса за 3 скачка или один момент времени.
- 4-3=1 (м) – сокращается расстояние за каждый момент времени.
- 30:1=30 (мом.) – времени понадобится собаке, чтобы догнать лису.
- 2·30=60 (ск.) – сделает собака, чтобы догнать лису.
- 4·30 =120 (м) пробежит собака, чтобы догнать лису.
№ 204
Рассматривается ряд задач на нахождение неизвестных по двум разностям. В случае затруднения «помощь» окажет схематический чертеж
- 18-14=4 (ящ.) – на столько ящиков больше продали во второй день.
Т.к. во второй день продали на 32 кг. груш больше, то они помещались в 4 ящика. Отсюда:
- 132:4=33 (кг) в одном ящике.
- 33·14=462 (кг) – продали в первый раз.
- 33·18=594 (кг) – продали во второй день. (или 462+132=594).
№ 213
Кратко условие задачи удобно представить в виде равенств:
3к+1р=12ш
1р=1к=4ш
1р=?ш
Решение
Подставим в первое равенство значение одной раковины. Получим:
3к+1к+4ш=12.
4к+4ш=12ш
Уберем с каждой чашки весов по 4 шарика, получим:
4к=8ш
к=2ш
Итак, 1 кубик уравновешивает 2 шарика.
Подставим во второе равенство значение одного кубика, имеем:
1р=2ш+4ш, т.е. 1 раковина уравновешивает 6 шариков
Такие рассуждения достаточно абстрактны, и не всем детям понятны. Решим задачу практическим методом. Изобразим кубик ■, раковину ♥, шарик ●.
■■■♥ = ●●●●●●●●●●●● ♥ = ■●●●●
Заменим раковину на первых весах кубиком и 4 шариками.
■■■■●●●● = ●●●●●●●●●●●●
Уберем с каждой чашки весов по 4 шарика.
■■■■ = ●●●●●●●●
■ = ●●
Один кубик уравновешивает 2 шарика.
Заменим на вторых весах кубик 2 шариками.
♥ = ●●●●●●
Раковина уравновешивает 6 шариков.
№ 216
В упражнении происходит знакомство с решением задач с помощью уравнений. С этой целью предлагается задача, которую достаточно трудно решить известными детям методами. Это необходимо для того, чтобы показать преимущества такого метода и побудить желание учащихся в его освоении.
Заблаговременно требуется проводить подготовительную работу с целью научить детей составлять выражения с постоянными величинами и с переменной величиной и определять их сюжетный смысл. Для этого можно предлагать задания типа:
У пруда росли липы, осины, березы и ели. Лип росло 12, осин – в 3 раза больше, чем лип, несколько елей, берез – на 5 меньше, чем елей. Составь различные выражения и объясни, что они обозначают.
Решение
Учитель предлагает обозначать число елей буквой x, работать с ней как с обыкновенным числом. Можно составить следующие выражения:
12·3 – количество осин,
x-5 = количество берез,
12+x – количество лип и елей,
12+(x-5) – количество лип и берез,
12·3+(x-5)+x – общее количество осин, берез, елей. И т.д.
При выполнении задания № 209 показать, что данная задача может быть решена и другим методом – с помощью уравнения. Для этого надо ввести переменную величину. Обозначить буквой можно как число хлопушек, так и число фонариков, так и число снежинок (проще – число хлопушек). Составляем выражения с переменной.
Хлопушки-? штук
Фонарики-?, на 5 штук больше
Снежинки-?, в 3 раза больше
Пусть x штук хлопушек сделали дети, тогда они изготовили (x+5) штук фонариков, 3x штук снежинок. Всего было сделано (x+(x+5)+3x штук украшений, а это – 135 штук украшений. Выражения (x+(x+5)+3x и 135 имеют один и тот же сюжетный смысл, значит, их можно приравнять. Требуется подчеркнуть, что уравнивать можно только уравнения., имеющие одинаковый сюжетный смысл. Получится уравнение:
(x+(x+5)+3x=135. Обратить внимание, что в уравнении наименования не пишутся. Решим уравнение.
x+x+5+3x+135
5x=135-5
5x=130
х=130:5
х=26.
Итак, 26 хлопушек сделали дети.
Предложить решить задачу арифметическим методом. Без вспомогательной модели это сделать трудно. Составим схематический чертеж.
Хл.
Ф.
Сн.
Решение
Все украшения можно разделить на 5 равных частей, если бы не было 5 штук фонариков. Уберем их, при этом обще количество уменьшится на 5.
- 135-5=130 (шт.) – украшений всего.
- 130:5=26 (шт.) – в одной части т.е. столько хлопушек сделали дети.
№ 226
1 способ
- 1500·9=13500 (кг) – перевезла одна машина за 9 рейсов.
- 1500·2=3000 (кг) – перевозит вторая машина за один рейс.
- 3000·8=24000 (кг) – перевезла вторая машина за 8 рейсов.
- 13500+24000=375000 (кг) – перевезли обе машины.
- 37500<435000, значит, задание шоферы не выполнят.
2 способ
- 1500·2=3000 (кг) – перевозит вторая машина за рейс.
- 1500+3000=4500 (кг) – перевозят обе машины за один рейс.
- 4500·8=36000 (кг) – перевезет обе машины за 8 рейсов.
- 36000+1500=375000 (кг) – перевезли обе машины.
- 37500<435000, значит, задание шоферы не выполнят.
Какими способами можно закончить работу?
43500-37500=6000 (кг) – осталось привезли.
А) 6000:1500=4 (р.) – съездит первая машина.
В) 6000:3000=2 (р.) – съездит вторая машина.
С) 300+1500=4500 (кг) – перевезут за рейс обе машины.
6000-4500=1500 (кг) – осталось перевезти второй машине, значит, закончить работу можно тремя разными способами: А, В, С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по физике для учащихся 7 класса "Учусь решать задачи"..
Программа предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.Целью данного курса является углубление знаний учащихся, формирование мотивационной основы для осознанного подхода к...
Кружок по физике "Учимся решать задачи"
Кружок комплектуется из учащихся 9 класса, так как содержание его работы связано с программой по физике в этом классе. Однако кружок могут посещать и учащиеся 10 – 11 классов. Для них реше...
Программа кружковой работы "Учимся решать задачи" 7 класс.
Работа данного кружка проводится в течение учебного года и предназначена для расширения и углубления математического кругозора учащихся. Работа кружка включает решение различных видов текстовых ...
Кружок по физике "Учимся решать задачи" 9 класс
На кружке развивается познавательный интерес учащихся в области физики путем использования занимательных задач; расширяются теоретические знания учащихся в области механики; развивается интерес к меха...
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 6 класса.
1. Пояснительная запискаЦель курса:Развитие творческих способностей , логического мышления ,углубление знаний ,полученных на уроке , и расширение общего кругозора ребенка в процессе ...
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 8 класса.
Пояснительная запискаПрограмма курса составлена на основе Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического...
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 10 класса.
Программа составлена на основе Программы.Математика.5-6 классы. Алгебра . 7-9 классы .Алгебра и начала математического анализа . 10-11 классы./авт. - сост .И .И. Зубарева ,А .Г .Морд...