Программа дополнительного образования для обучающихся 11-12 лет
методическая разработка по математике (6 класс)
Программа дополнительного образования
для обучающихся 11-12 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_s_uvlecheniem.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
для обучающихся 11-12 лет
«Математика с увлечением»
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования направлена на углублённое изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса математики в 5-6 классах. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся. Программа направлена на овладения методами решения заданий разных типов, однако особе место занимают задачи, требующие применения обучающимися знаний в нестандартной ситуации.
Программа рассчитана на 25 часов. Основная форма занятий – практикумы по решению задач.
Цель программы – сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.
Задачи:
Обучающие:
- Научить правильно применять математическую терминологию;
- Подготовить учащихся к участию в олимпиадах;
- Совершенствовать навыки счёта;
- Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Воспитательные:
- Формировать навыки самостоятельной работы;
- Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
- Формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
- Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
- Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Программа способствует:
- Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
- Созданию условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- Выявлению одаренных детей;
- Развитию интереса к математике.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Как люди научились считать | 4 | ||
1.1 | Великолепная семёрка. Живая счётная машина. Операции над числами. Системы счисления | 1 | ||
1.2 | Государству нужны писцы. Египет. Вавилон. Как в древности выполняли арифметические действия | 1 | ||
1.3 | Как решали задачи в древности? | 1 | ||
1.4 | Решение задач. Урок-аукцион | 1 | ||
2 | Развитие арифметики и алгебры | 4 | ||
2.1 | Всегда ли дважды два – четыре? Удивительные разновески | 1 | ||
2.2. | Пропорции | 1 | ||
2.3 | Кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны? Зарождение алгебры | 1 | ||
2.4 | Решение задач. Урок - викторина | 1 | ||
3 | Математические игры. Математика и шифры | 5 | ||
3.2 | «Битва чисел» и «Ним». Игра в 15. | 1 | ||
3.2 | Решение задач | 1 | ||
3.3 | Тарабарская грамота | 1 | ||
3.4 | Шифры и арифметика остатков. Подсчёт частот. | 1 | ||
3.5 | Шифрование решёткой. Урок - практикум | 1 | ||
4 | Рассказы о геометрии | 7 | ||
4.1 | Как возникла геометрия. Натягиватели верёвок | 1 | ||
4.2 | Как Фалес посрамил гарпедонаптов. Сотни фигур из семи частей | 1 | ||
4.3 | Эратосфен измеряет Землю. Архимед применяет геометрию для обороны | |||
4.4 | О названиях геометрических фигур. Геометрические узоры. Правильные фигуры | 1 | ||
4.5 | Из Вавилона в Грецию. Удивительные луночки | 1 | ||
4.6 | Геометрия вокруг нас. Геометрические проблемы | 1 | ||
4.7 | Решение задач. Урок «Защита рефератов» | 1 | ||
5 | Комбинации и расположения | 5 | ||
5.1 | Сколькими способами? Катание на карусели | 1 | ||
5.2 | Футбольное первенство. Комбинаторика на шахматной доске | 1 | ||
5.3 | Дерево выбора. Кенигсбергские мосты | 1 | ||
5.4 | Кругосветное путешествие. Блуждания по лабиринтам | 1 | ||
5.5 | Магические квадраты. Решение задач | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Байиф Ж.-К. Логические задачи: Пер. с франц. / Перевод Сударева Ю. Н.; Под редакцией и с послесл. И. М. Яглома. – М.: Мир, 1983. – 172 с.
2. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное время. – М.: Детская литература, 1970. – 464 с.
3. Галеева Р. А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность / Р. А. Галеева, Г. С. Курбанов, И. В. Мельченко – Изд. 2 – е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 272 с.: ил. – (Большая перемена).
4. Дмитриева А. В., Овчинников А. Ф. Логические задачи. Методы решения: учебно-методическое пособие для реализации предпрофильной подготовки. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 102 с.
5. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том. 2. – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 278 с.: ил.
6. Клименченко Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5 – 6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.: ил.
7. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике / авт.-сост. В. В. Трошин. – М.: Глобус, 2007. – 382 с.: ил. (Учение с увлечением)
8. Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы/А. В. Фарков. – 4 – е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с. – (Школьные олимпиады).
9. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил.
10. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...