Программа дополнительного образования для обучающихся 11-12 лет
методическая разработка по математике (6 класс)

Программа дополнительного образования

для обучающихся  11-12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_s_uvlecheniem.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

для обучающихся  11-12 лет

«Математика с увлечением»


Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования направлена на углублённое изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса математики в 5-6 классах. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся. Программа направлена на овладения методами решения заданий разных типов, однако особе место занимают задачи, требующие применения обучающимися знаний в нестандартной ситуации.

Программа рассчитана на 25 часов. Основная форма занятий – практикумы по решению задач.

Цель программы – сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью  соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.

Задачи:

Обучающие:

  • Научить правильно применять математическую терминологию;
  • Подготовить учащихся к участию в олимпиадах;
  • Совершенствовать навыки счёта;
  • Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные:

  • Формировать навыки самостоятельной работы;
  • Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
  • Формировать приемы умственных операций  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
  • Воспитывать уважительное отношение между  членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

  • Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
  • Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Программа способствует:

  • Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
  • Созданию условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • Выявлению одаренных детей;
  • Развитию интереса к математике.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата

План

Факт

1

 Как люди научились считать

4

1.1

Великолепная семёрка. Живая счётная машина. Операции над числами. Системы счисления

1

1.2

Государству нужны писцы. Египет. Вавилон. Как в древности выполняли арифметические действия

1

1.3

Как решали задачи в древности?

1

1.4

Решение задач. Урок-аукцион

1

2

Развитие арифметики и алгебры

4

2.1

Всегда ли дважды два – четыре? Удивительные разновески

1

2.2.

Пропорции

1

2.3

Кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны? Зарождение алгебры

1

2.4

Решение задач. Урок -  викторина

1

3

Математические игры. Математика и шифры

5

3.2

«Битва чисел» и «Ним». Игра в 15.

1

3.2

Решение задач

1

3.3

Тарабарская грамота

1

3.4

Шифры и арифметика остатков. Подсчёт частот.

1

3.5

Шифрование решёткой. Урок - практикум

1

4

Рассказы о геометрии

7

4.1

Как возникла геометрия. Натягиватели верёвок

1

4.2

Как Фалес посрамил гарпедонаптов. Сотни фигур из семи частей

1

4.3

Эратосфен измеряет Землю. Архимед применяет геометрию для обороны

4.4

О названиях геометрических фигур. Геометрические узоры. Правильные фигуры

1

4.5

Из Вавилона в Грецию. Удивительные луночки

1

4.6

Геометрия вокруг нас. Геометрические проблемы

1

4.7

Решение задач. Урок «Защита рефератов»

1

5

 Комбинации и расположения

5

5.1

Сколькими способами?  Катание на карусели

1

5.2

Футбольное первенство. Комбинаторика на шахматной доске

1

5.3

Дерево выбора. Кенигсбергские мосты

1

5.4

Кругосветное путешествие. Блуждания по лабиринтам

1

5.5

Магические квадраты. Решение задач

1

Учебно-методическое обеспечение

1. Байиф Ж.-К. Логические задачи: Пер. с франц. / Перевод Сударева Ю. Н.; Под редакцией и с послесл. И. М. Яглома. – М.: Мир, 1983. – 172 с.
2. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное время. – М.: Детская литература, 1970. – 464 с.
3. Галеева Р. А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность / Р. А. Галеева, Г. С. Курбанов, И. В. Мельченко – Изд. 2 – е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 272 с.: ил. – (Большая перемена).
4. Дмитриева А. В., Овчинников А. Ф. Логические задачи. Методы решения: учебно-методическое пособие для реализации предпрофильной подготовки. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 102 с.
5. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том. 2. – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 278 с.: ил.
6. Клименченко Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5 – 6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.: ил.
7. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике / авт.-сост. В. В. Трошин. – М.: Глобус, 2007. – 382 с.: ил. (Учение с увлечением)
8. Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы/А. В. Фарков. – 4 – е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с. – (Школьные олимпиады).
9. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил.
10. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...