Урок математики в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел».
методическая разработка по математике (5 класс)

Данилко Ольга Григорьевна

Цели урока :

  • сформировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел;
  • повторить и закрепить основное свойство дроби, сокращение и сравнение дробей, приведение дробей к общему знаменателю, построение математических моделей текстовых задач;
  • закрепить изученные приёмы сложения и вычитания дробей, умение самостоятельно анализировать и решать задачи;
  • развивать мышление, речь, творческие способности учащихся;
  • создать ситуацию успеха при выполнении заданий.

Задачи, решаемые на уроке:

  • закрепить понятия правильной и неправильной дроби; смешанного числа;
  • упражнять в выделении целой части из неправильной дроби, и перевод смешанного числа в неправильную дробь и решении задачи на движение;
  • воспитывать самостоятельность в работе, развивать творческий потенциал учащихся через задания развивающего характера;
  • создать комфортную обстановку на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_5_klasse.doc415.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     

                                                                                   

                                                                                                     

                                                         

        

Урок математики в 5 классе.

Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Цели урока :

  • сформировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел;
  • повторить и закрепить основное свойство дроби, сокращение и сравнение дробей, приведение дробей к общему знаменателю, построение математических моделей текстовых задач;
  • закрепить изученные приёмы сложения и вычитания дробей, умение самостоятельно анализировать и решать задачи;
  • развивать мышление, речь, творческие способности учащихся;
  • создать ситуацию успеха при выполнении заданий.

Задачи, решаемые на уроке:

  • закрепить понятия правильной и неправильной дроби; смешанного числа;
  • упражнять в выделении целой части из неправильной дроби, и перевод смешанного числа в неправильную дробь и решении задачи на движение;
  • воспитывать самостоятельность в работе, развивать творческий потенциал учащихся через задания развивающего характера;
  • создать комфортную обстановку на уроке.

Оборудование: презентация, плакаты, карточки, фломастеры.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III.  Изучение нового материала.

IV. Отработка отдельных шагов алгоритма.

V. Закрепление алгоритма.

VI. Закрепление материала во внешней речи.

VII. Психофизиологическая пауза.

VIII. Работа по карточкам:

IХ. Работа с магическими квадратами.

Х. Домашнее задание

ХI. Подведение итогов

ХII. Рефлексия (самооценка)

ХIII. Оценка деятельности учащихся.

Оборудование: презентация, плакаты, карточки, фломастеры, цветные мелки.

I. Организационный момент.

- Начать наш урок хочу пословицей. Прочитайте её. Как вы понимаете смысл пословицы? (плакат)

Математике учиться – всегда пригодится

- Ребята, а зачем заниматься математикой? Не зря говорят (слайд):

Математика -  королева наук!

Без неё не летят корабли,

Без неё не поделишь ни ара земли,

Даже хлеба не купишь рубля не сочтёшь,

Что почем, не узнаешь, а, узнав, не поймёшь!

- Ребята, под каким девизом мы сегодня будем работать?

(На доске заранее написаны два девиза)

1. «Если будешь дроби знать,
    Точно смысл их понимать,
    Станет лёгкой даже трудная задача».

2. «Знания имей отличные,
      По теме “Дроби десятичные».

(Дети выбирают первый девиз, объясняя, что десятичные дроби ещё не изучали).

- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? (Смешанные числа)

- Как вы думаете, всё ли вы знаете о дробях? Хотите узнать новое? Не боитесь трудностей? А что (кто) поможет вам справиться с трудностями? Пожелайте друг другу удачи.

II. Актуализация знаний.

I.  Прочитайте дроби (на доске):

;  ; ; ;

2) Какие из данных дробей являются правильными? (;)

3) Какие из данных дробей являются неправильными? (;;  )

4) Сравните дроби с единицей

5) Какие значения может принимать знаменатель, чтобы  дробь
была неправильной ?

Слайд:

  1. Математическое лото. Решите примеры. Если вы ответите правильно, то с обратной стороны получится рисунок (фото класса):

  1. Выделите целую часть из дроби:

I вариант                              II вариант

   ; ; ; ;                                           ; ; ;.

  1. Представьте смешанное число в виде неправильной дроби:

I вариант                              II вариант

   ; ; ; ;                                           ; ; ;.

  1. Сравните дроби:

I вариант                                                 II вариант

   1 *;       *;    *;                 *1;    *;    *.

III. Изучение нового материала.

Постановка проблемы.

Вычислите:

               Варианты ответов:

                                         (слайд)

Учитель

Учащиеся

При сложении двух чисел, сколько правильных ответов может получиться?

-А у нас сколько получилось?

-Почему? Чего мы еще не знаем?

-Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

-Что будет являться целью нашего урока?

-У нас есть три варианта сложения и вычитания  двух смешанных чисел.

Чем они отличаются?

– Ваши предложения? Как можно решить эти примеры

- На что мы можем опереться при решении таких примеров?  

-Какие способы решения  мы видим на доске?

-Какой способ записи вы считаете верным?

-Почему?

-Так по какому правилу мы будем складывать два смешанных числа?

(алгоритм вывешивается на доске + слайд)

 - А как вы думаете, чем правило сложения  смешанных чисел отличаться от правила вычитания смешанных чисел?

-Сформулируйте правило по примеру (слайд).

- Итак, давайте уточним, какая тема нашего урока?

-А какую цель вы ставили перед собой на этот урок?

 - Изменится ли цель сейчас?

-Итак, какую цель мы ставим? (слайд)

- Один.

- Три.

- Мы не знаем, как складывать и вычитать смешанные числа.

- Сложением и вычитанием  смешанных чисел.

- Составить правило (алгоритм) сложения и вычитания смешанных чисел и научиться его применять.

 - Способом записи.

- Целой частью, числителями, знаменателями.

Учащиеся предлагают свои варианты. Все эти варианты разбираются и либо принимаются, либо опровергаются. Учитель подводит детей к тому, что вариант когда можно отдельно выполнить сложение или вычитание целых частей , а затем дробных, приведя их к общему знаменателю, самый рациональный.

- на сложение целых чисел.

 - на сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Разбор способов решения примеров на доске

При сложении двух смешанных чисел, каждое смешанное число можно представить в виде суммы целой и дробной его части, а затем, применив переместительный закон сложения, группировать целую часть с целой, а дробную часть с дробной.

-Чтобы сложить два смешанных числа нужно:

  1. К целой части прибавить целую часть
  2. К дробной части прибавить дробную часть
  3. Если в результате п. 2 получилась неправильная обыкновенная дробь,  то выделяем целую часть.

  1. Нужно от целой части первого смешанного числа вычесть целую часть второго
  2. От дробной части уменьшаемого  вычесть дробную часть вычитаемого.
  3. Если нельзя выполнить п.2, то у целой части занимаем единицу и представляем её в виде неправильной обыкновенной дроби с данным знаменателем.

Слайд: правило сложения и вычитания смешанных чисел:

Чтобы удобно нам было считать

Мы эти числа должны сгруппировать:

Целые части мы сложим отдельно,

И дробные части мы сложим отдельно.

Получили 8– это целая часть,

А 3/5 – это дробная часть.

- Сложение и вычитание смешанных чисел

- Составить правила сложения и вычитания смешанных чисел

- Да

  - Составить правила сложения и вычитания смешанных чисел научиться их применять.

IV. Отработка отдельных шагов алгоритма.

- Проверим себя, насколько усвоен данный способ сложения и вычитания смешанных чисел. Устно выполните следующее задание:

Выполните действия (текст заранее записан на доске):

а) ;                                                       г) ;

б)  ;                                                      д) ;

в)     ;                                                     е) ;

Решение

а) ;

б) ;

в) ;

г) ;

д) ;

е) .

V. Закрепление алгоритма.

1. Составьте задачу по заданному условию и решите ее (слайд):

Решение:

1 способ:

2. Расшифруйте название самого крупного в мире острова. Для этого выполните вычисления, и выпишите буквы, соответствующие найденным ответам (слайд):

 VI. Закрепление материала во внешней речи.

Работа с учебником. Решение у доски задач на сложение и вычитание              № 1088, № 1089 по алгоритму с проговариванием каждого этапа вслух.

        Два человека вызываются к доске. Первый решает задачу с полным объяснением, т. е. называет этапы алгоритма и их реализацию для данного примера в задаче. Второй решет самостоятельно, завершив решение, он садится на место, а другой ученик объясняет по выполненному решению порядок выполняемых операций. Все учащиеся выполняют данное задание у себя в тетрадях.

№ 1088

1 коробка -   кг конфет

2 коробка -  кг конфет

Решение:

 +  = 4 (кг) – конфет в двух коробках.

Ответ: 4 кг

№ 1089

Красная лента -  м

Белая лента – на  м  <

Решение:

        1)  -  =  (м) – длина белой ленты,

        2)  +  = 4= 5 (м) –длина белой и красной ленты.

Ответ:  м;  5 м.

VII. Психофизиологическая пауза.

- А сейчас представим, что мы водители. (Звучит музыка “Песня водителя”). Совершим экскурсию по нашему селу Увелье. Приготовились к поездке! Проверили педали, руль. Включили зажигание! Поехали! Едем прямо… Повернули направо… Кто поехал не в ту сторону? Кто отстал? Догоняйте!.. Пошёл густой снег. Видимость ухудшилась. Стоп машина! Впереди большая снежная куча, нужно расчистить путь. Достаём лопату из багажника (дети поднимаются) и откидываем снег… Путь свободен. Можно ехать дальше… Приехали!!!

VIII. Работа по карточкам:

Три человека работают по карточкам у доски. Выполнить действия, и около каждого полученного ответа прочесть соответствующее животное. После того, как задание выполнено, ребята все вместе просматривают соответствующие картинки и краткую информацию о животном.

1)   ;                                      4)   ;

2)   ;                                    5)    ;

3)   ;                                      6)   ;

Решение:

1)   = ;                               4)   = ;

2)   = ;                            5)    = ;

3)   =  ;                             6)    ==7

РОСОМАХА

БЕРКУТ

БАРСУК

КОСУЛЯ

ВЫХУХОЛЬ

КОБЧИК

  Конкурс художников.  Остальные 3 учащихся выполняют другое задание на карточках самостоятельно.

Решить примеры, и рядом с найденным ответом узнать цвет соответствующего объекта на рисунке. Затем раскрасить данное изображение.

Карточка

1)  

2)    

3)  

3)  

 - синий

- голубой

 - жёлтый

 - зелёный

IХ. Работа с магическими квадратами.

- Ребята, посмотрите, перед вами магические квадраты.

1 вариант                                                      2 вариант

 

                  

- Во времена Средневековья в Европе свойства магических квадратов считались волшебными. Они служили талисманами. Считалось, что они защищают тех, кто их носил, от разных бед. Сейчас мы составим магические квадраты. (Открывается обратная сторона доски, на которой те же магические квадраты, но каждый с магическим числом). Для красного квадрата магическое число

- А что означает магическое число? (Сумма чисел по вертикалям, горизонталям и диагоналям равна магическому числу).

- Приступаем к работе.

(Дети по очереди выходят к доске и вписывают в магические квадраты по одному числу).

- Какое действие мы выполняем, при заполнении пустых клеток квадрата? Как заполнили первую клетку? (Нужно магическое число представить в виде неправильной дроби, и вычесть из него сумму двух известных дробей, стоящих по вертикали, горизонтали или диагонали).

- Пусть эти магические квадраты будут вашими талисманами.

Х. Домашнее задание

- Запишите домашнее задание (слайд):

П. 29 (выучить определение и алгоритм) № 1109, №1110 - всем

+  № 1106 – Серёжа, Настя, Наташа, Вика.

- Откройте учебник, прочитайте задания. Есть ли вопросы?

ХI. Подведение итогов

-Какие цели мы ставили на уроке?

(Вывести правило сложение и вычитания смешанных чисел и научиться их применять).

- Мы выполнили поставленные цели?  - Да.

- Назовите эти правила.

ХII. Рефлексия (самооценка)

Ученики заполняют таблицу самостоятельно, затем желающие зачитывают свои записи.

ЗНАЮ

УМЕЮ

ОЦЕНКА

 

 

 

ХIII. Оценка деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Презентация к уроку математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел". Урок повторения и обобщения материала....

Урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел."

Урок обобщения и систематизации уже полученных знаний по теме «Обыкновенные дроби» на данном этапе обучения. Развивает внимание, память, математическую речь, логическое мышление, самостоятельность, ум...

Урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок-сказка. Повторение по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

План открытого урока математики в 7 классе. Сложение и вычитание смешанных чисел.

План урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел."...

План открытого урока математики в 7 классе. Сложение и вычитание смешанных чисел.

План открытого урока математики в 7 классе коррекционной школы по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел.2...

урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел". Урок изучения нового материала. Конспект+презентация.( Юбилей космонавтики)...